ОСОБЕННОСТИ ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА С РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ
А.А. Семенова1
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
В статье рассматриваются особенности функционирования сердечнососудистой системы студентов Северного региона, в зависимости от уровня двигательной активности, которые заключаются в достоверном изменении показателей характеризующих состояние гемодинамической системы организма.
Ключевые слова: экологическая физиология, Север, гемодинамические показатели, двигательная активность
Hemodynamic characteristics in students from the North region with different motor activity. The article discusses the features of functioning of the cardiovascular system in students of the Northern region, depending on their level of physical activity. These features consist in the reliable change of indices characterizing body hemody-namic state.
Keywords: ecological physiology, the North, hemodynamic parameters, physical activity.
Значительную часть Севера Тюменской области представляет Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Суровость климата здесь определяется длительной и жесткой зимой с очень низкой температурой, коротким холодным летом, резкими перепадами атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, сильными и частыми ветрами. Север предъявляет к организму человека значительные требования, вынуждая его использовать дополнительные социальные и биологические средства защиты от неблагоприятного воздействия вышеперечисленных факторов. Адаптация в этих условиях достигается путем напряжения и сложной перестройки гомеостатических систем организма [1; 3; 5].
Сердечно-сосудистая система является одной из ведущих систем, отвечающих за функциональное состояние организма в целом. Ее деятельность лимитируется развитием приспособительных реакций к условиям внешней среды [3; 4].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 180 студентов мужского пола 17-20 лет, не имеющих высокий спортивный разряд (КМС, МС) и занимающихся спортом не менее 5 лет. Студенты были разделены на 3 группы в зависимости от направленности тренировочных нагрузок: группа 1 - юноши, занимающиеся экстремальными видами спорта (спортивный туризм, паркур), группа 2 - юноши, обучающиеся на спортивных специальностях университета и занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, лыжные гонки, легкая атлетика), группа 3 - юноши, не
Контакты: 1 Семенова А.А. - E-mail: <[email protected]>
занимающиеся регулярно спортом, кроме обязательных занятий по физической культуре в рамках учебного процесса.
В данном исследовании использовались физиометрические измерения (частота сердечных сокращений, артериальное давление систолическое и диастоличе-ское, пульсовое давление, систолический и минутный объем крови) и методы вариационной статистики с определением достоверности различий по ^критерию Стьюдента для несвязанных совокупностей, достоверными считали отличия при р < 0,05.
Таблица 1
Показатели сердечно-сосудистой системы юношей г. Сургута (М±т, а, Су%)
Показатели Группы ЧСС, уд/мин АДС, мм рт.ст. АДД, мм рт.ст. ПД, мм рт.ст СОК, мл МОК, мл/мин
Группа 1 (П=80) М 72,90 114,00 68,09 45,16 71,43 5209,26
M 0,69 1,37 0,96 1,01 0,84 81,61
а 6,21 12,30 8,58 9,07 7,51 729,94
8,52 10,79 12,60 20,08 10,51 14,01
Группа 2 (П=50) М 70,83 114,43 73,40 46,50 69,08 4884,46
M 1,62 1,36 1,13 0,90 0,90 119,94
а 10,25 8,58 7,12 5,68 5,70 758,59
14,48 7,49 9,71 12,21 8,25 15,53
Группа 3 (П=50) М 74,53 120,13 75,10 45,03 67,07 5001,73
M 1,52 0,98 1,03 0,95 0,98 127,55
а 9,63 6,21 6,50 6,03 6,22 806,71
12,92 5,17 8,65 13,40 9,28 16,13
Достоверные отличия показателей (р) 1-2 р>0,05 р>0,05 р<0,05 р>0,05 р>0,05 р>0,05
1-3 р>0,05 р<0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05 р<0,05
2-3 р>0,05 р<0,05 р<0,05 р>0,05 р<0,05 р<0,05
Одним из основных показателей состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС). Это чувствительный и информативный индикатор функционального состояния организма. Величина ЧСС зависит от возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека, а также чутко реагирует на любые изменения внешней и внутренней среды организма [2]. ЧСС в первой группе незначительно ниже, однако достоверных отличий не обнаружено. Так, у юношей второй группы ЧСС составила 70,83±1,62 уд/мин, у юношей первой группы - 72,90±0,69 уд/мин и у юношей третей группы - 74,53±1,52 уд/мин. Данный показатель находился в пределах от 70,83±1,62 уд/мин до 74,53±1,52 уд/мин, что соответствует норме у нетренированного взрослого человека, т.к. ЧСС находится в пределах от 60 уд/мин до 80 уд/мин.
Величина артериального давления (АД) отражает инотропные свойства сердца и относится к числу важнейших гемодинамических констант, уровень которых достаточно жестко регулируется физиологическими механизмами. АД может колебаться в зависимости от функционального состояния организма. У юношей первой группы АДС составило 114,00±1,37 мм рт.ст., АДД - 68,09±0,96 мм рт.ст. У юношей второй группы средний показатель АДС составил 114,43±1,36 мм рт.ст., АДД - 73,40±1,13 мм рт.ст. У юношей третьей группы АДС составило 120,13±0,98 мм рт.ст., АДД - 75,10±1,03 мм рт.ст. Достоверных отличий в показателях АДС у юношей второй группы по сравнению с юношами первой группы не наблюдалось. Значение артериального давления у юношей третьей группы достоверно выше по сравнению с группами спортсменов.
Пульсовое давление (ПД) представляет собой разницу между величиной систолического и диастолического артериального давления. Увеличение ПД свидетельствует об ослаблении сердечно-сосудистой системы, а уменьшение - об утомлении. Средний показатель ПД у юношей второй группы незначительно выше, однако достоверных отличий не обнаружено. Так, у юношей второй группы ПД составило 46,50±0,90 мм рт.ст., у юношей первой группы - 45,16±1,01 мм рт. ст., у юношей третьей группы - 45,03±0,95 мм рт.ст. Пульсовое давление у обследованных нами юношей считается нормальным, т.к. данный показатель не превышал 60 мм рт. ст.
Систолический объем крови (СОК) и минутный объем крови (МОК) - это основные показатели, характеризующие сократительную функцию миокарда. Эти величины непостоянные, их значения изменяются в зависимости от того, в каких условиях находится организм, и какую работу он совершает. Во всех обследуемых нами группах показатели находились в пределах возрастной нормы. Так, у студентов первой группы СОК составил 71,43±0,84 мл, МОК - 5209,26±81,61 мл/мин. У студентов второй группы СОК составил 69,08±0,90 мл, МОК -4884,46±119,94 мл/мин и у студентов третей группы СОК составил 67,07±0,98 мл, МОК - 5001,73±127,55 мл/мин. Достоверных отличий в показателях СОК у юношей между второй и третей группами не наблюдалось. У юношей между первой и второй группами показатели СОК и МОК также достоверно не отличались.
Коэффициент вариации анализируемых нами показателей сердечнососудистой системы указывает на большой диапазон значений, что может свидетельствовать о неустойчивости параметров сердечно-сосудистой системы юношей Северного региона. Такие закономерности наблюдались во всех группах с различной двигательной активностью.
Сердечно-сосудистая система функционирует в тесной связи с аппаратом внешнего дыхания, обеспечивая транспорт кислорода, питательных веществ, выделение метаболитов, а потому является своеобразным уникальным индикатором адаптационных возможностей организма северян [4].
Таким образом, существуют особенности функционирования сердечно -сосудистой системы юношей 17-20 лет, родившихся и постоянно проживающих в условиях Северного региона, в зависимости от уровня двигательной активности, заключающиеся в достоверном изменении показателей характеризующих состояние гемодинамической системы организма. В целом, сердечно-сосудистая система студентов соответствует закономерностям возрастного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гудков А.Б. Эколого-физиологическая характеристика климатических факторов Севера / А.Б. Гудков, О.Н. Попова Н.Б., Лукманова // Экология человека. -2012. - № 1. - С. 12-17.
2. Литовченко О.Г., Нифонтова О.Л. Некоторые показатели сердечнососудистой системы уроженцев Среднего Приобья 7-20 лет // Вестник ОГУ. -2010. - № 1 (107). - С. 115-119.
3. Логинов С.И., Шаманский К.А. Здоровье и физическая активность студентов-первокурсников на урбанизированном Сибирском Севере // Валеология. -2006. - № 2. - С. 83-90.
4. Поборский А.Н. Функциональные возможности организма студентов, начинающих обучение в неблагоприятных климатогеографических условиях среды / А.Н. Поборский, М.А. Юрина, В.С. Павловская // Экология человека. - 2010. - № 12. - С. 27-31.
5. Хаснулин В.И. Подходы к районированию территорий России по условиям дискомфортности окружающей среды для жизнедеятельности населения / В.И. Хаснулин, А.К. Собакин, П.В. Хаснулин, Е.Р. Бойко // Бюллетень СО РАМН. -2005. - № 3(117). - С. 113-118.