Л. H. Молчанова, H. С. Сердюкова
Особенности функционирования микросоциальной системы «семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанная с инвалидностью ребенка»
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка». В исследовании микросоциальная система «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» понимается малочисленная по составу микросоциальная группа, члены которой объединены общей деятельностью эмоциональными отношениями и ценностями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. (функционирование этой микросоциальной системы, в соответствии с точкой зрения Д.Х. Олсона, определяется двумя основными параметрами: семейной сплоченности, семейной адаптации и одним дополнительным — коммуникацией. Микросоциальная системасостоит из субсистемы супружеской пары (муж-жена),субсистемы родителей (родитель-ребенок) и субсистемы детей (брат-сестра). Все отношения между субсистемами и внутри них складываются в соответствии с принципами иерархии и субординации и регулируются границами. В ходе исследования эмпирически подтвердилась гипотеза о существовании значимых корреляционных взаимосвязей семейной адаптации и семейной сплоченности родителей с их тревожностью. А полученные результаты определяют стратегию коррекционного воздействия , а именно: снижение ситуативной и личностной тревожности за счет повышения уровней семейной сплоченности и семейной адаптации, и являются основанием в разработке программы социально-психологического сопровождения микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка»
Ключевые слова: микросоциальная система, особенности функционирования, кризисная ситуация , инвалидность , семейная адаптация , семейная сплоченность , ситуативная и личностная тревожность
L. N. Molchanova, N. S. Serdiukova
Features of functioning of microsocial system "the family which has gone through influence of a crisis situation,connected with physical inability of the child"
The results of research of features of functioning of microsocial system "The Jamiiy which has gone through influence of a crisis situation, connected with physical inability of the child" are presented in article. The microsocial system "The Jamiiy which has gone through influence of a crisis situation, connected with physical inability of the child" is understood in research as a small on structure microsocial group which members are incorporated by the general activity, by emotional attitudes and values and are in direct steady dialogue with each other. Functioning of this microsocial system, according to D.K.Oisonas point of view, is defined by two key parameters: family unity, family adaptation and one additional - the communications. The microsocial system consists of subsystem of a married couple (husband-wife),subsystems of parents (parent-child) and subsystems of children (brother-sister). Ail attitudes between subsystems and inside of them develop according to principies of hierarchy and a subordination and are regulated by borders. During of research the hypothesis about existence of significant correlation interrelations of family adaptation and family unity of parents with their uneasiness has empirically proved to be true. And the received results determine strategy of correctional influence, nameiy: decrease in situational and personal uneasiness due to increase of ieveis of family unity and family adaptation, also are the basis in development of the program of sociaiiy-psychoiogicai support of microsociai system "The Jamiiy which has gone through influence of a crisis situation, connected with physical inability of the child".
Keywords: microsociai system,features of functioning,a crisis situation,physical inability,family adaptation, family unity, situational and personal uneasiness
а-ВвследнвРдесятйяетйё резко'^озрос научно-практический интерес к проблеме кризисных состояний и помощи при различных видах кризисов. Понятие кризиса стало ¡Центральным во многих психологических исследованиях и психосоциальной работе, но одновременно с этим данная проблема является на сегодняшний день малоизученной. Актуальность всей кризисной проблематики не случайна и определяется рядом факторов, как общечеловеческих, так и специфических, характерных для России. К общечеловеческим факторам можно отнести резкое увеличение во всем мире количества антропогенных катастроф и «горячих точек», рост преступлений против личности, многообразных видов насилия и жестокости.
Значительно увеличивается количество детей, попадающих в различные кризисные ситуации. Это дети, подвергшиеся насилию, дети-инвалиды, дети, переживающие развод родителей, возрастные кризисы и т.д.
Одной из наиболее актуальных проблем психосоциальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида [17, 18]. Согласно статистической информации, только частота детской инвалидности в России за последние двадцать лет в нашей стране увеличилась в 12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 — 1,5 млн. [6].
Рождение больного ребенка — это всегда шок для семьи, который может стать серьезной причиной семейного кризиса, где жизнь делится на «до болезни ребенка» и «после». Кризисная ситуация, связанная с инвалидностью ребенка, изменяет организацию быта, режима, влияет на психологическое здоровье родителей, чья жизнь превращается в вечную борьбу с диагнозом, непониманием окружающих и с чувством вины, сопровождается повышением их уровня тревожности, снижением адаптационного потенциала, обнаружением недостаточности навыков саморегуляции дискомфортных психических состояний [2].
Следует отметить, что традиционно основное исследовательское внимание уделяется самому ребенку-инвалиду [4, 9, 12, 19], а другие члены семьи остаются на втором плане. Поэтому в последнее время все большую значимость приобретает проблема семейной адаптации не только детей-инвалидов, но и их родителей, которые их воспитывают, гармонизации детско-роди-тельских, супружеских и семейных отношений в целом.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной Ьсихологии. В отечественной психологии фундаментальные исследования тревожности связаны в основном с исследованием отклонений в развитии в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте, в которых в качестве при-
чин ее возникновения рассматриваются такие, как: неблагополучие в общении со сверстниками, авторитарный стиль руководства процессом обучения, наличие обедненной социальной среды развития, неадекватный стиль родительского общения и т.д. [15, 16]. Вместе с тем вне поля исследования остаются вопросы проявления тревожности у взрослых в семейных отношениях, особенно в кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка. Поскольку тревога обеспечивает эмоциональную напряженность, это указывает на еще одну проблему при изучении тревожности, которая пока еще остается недостаточно исследованной [1, 2, 6]: на взаимосвязь тревожности родителей, переживших воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, с семейной адаптацией. В связи с этим возникает необходимость в создании эффективного механизма социально-психологического сопровождения членов семей с детьми-инвалидами по профилактике и коррекции их психологического здоровья.
Цель исследования состоит в изучении взаимосвязей семейной адаптации и сплоченности родителей с их тревожностью в условиях функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка».
Объект исследования — микросоциальная система «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка».
Предмет исследования — особенности функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка».
Гипотеза исследования: существуют значимые корреляционные взаимосвязи семейной адаптации и семейной сплоченности родителей с их тревожностью в условиях функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка».
Эмпирическое исследование проводилось в мае 2014 года на базе Курского театра для детей с ограниченными возможностями «Зеркало». В нем приняли участие 18 семей, вошедшие в экспериментальную группу (ЭГ), переживших воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, из них 8 неполных и 10 полных, имеющих в своем составе обоих родителей, а также 18 семей, не имеющих в своем составе ребенка-инвалида — контрольная группа (КГ). В обоих типах семей присутствовало приблизительно одинаковое процентное соотношение детей женского и мужского пола и возраста от 7 до 14 лет.
В эмпирическом исследовании использовались тестовые методики, соответствующие исследуемым показателям: опросник «Шкала семейной адаптации и сплачеыaасTЙ»:•CíAC!FS-3ft,ДíX. Ол~
рте, *Ж.сПортяер и И. "Лави, в адаптации Н.Ф. МихаияЬвой) [13] и опросник ситуативной тре-¡зоЖности Спилберга-Ханина [14]. В группу методов количественной и качественной оценки ¡данных вошли методы сравнительной и многомерной статистики. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программного обеспечения («Statistica 6.0»).
Теоретико-методологическим основанием концептуальной модели исследования особен-¡ностей функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка», выступили: теоретические подходы к определению семьи как микросоциальной си-Цтемы и параметров ее функционирования Д.Х. Олсона [13], определение детской инвалидности А.Р. Малера [11], исследования тревожности Ф.Б. Березина [3], Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого [20], Ч.Д. Спилбергера [16]; основные разработки по вопросам семейной адаптации и тревожности в условиях семьи, пережившей воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, Е.Г. Бабич [1, 2], А.А. Большаковой [5], И.М. Донкан [6], Г.М. Ильиной [7], С.А. Карачевой [8], И.Ю. Левченко [10], В.В. Ткачевой [17, 18].
В нашем исследовании под микросоциальной системой «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка», мы понимаем малочисленную по составу микросоциальную группу, члены которой объединены общей деятельностью, эмоциональными отношениями и ценностями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом.
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [11].
Опираясь на представления Д.Х. Олсона, функционирование микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» характеризуется двумя основными параметрами: семейной сплоченности, семейной адаптации и дополнительным — коммуникацией и включает субсистему супружеской пары (муж-жена), субсистему родителей (родитель-ребенок) и субсистему детей (брат-сестра). Все отношения между субсистемами и внутри них складываются в соответствии с принципами иерархии и субординации и регулируются границами [13].
В соответствии с точкой зрения Д.Х. Олсона, семейную сплоченность характеризует степень
эмоциональной связи между членами семьи, семейную адаптацию — способность семейной системы гибко или ригидно приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров; коммуникацию — умение активно слушать других, способность ясно выражать свои мысли и оказывать эмоциональную поддержку собеседнику [13].
Наша исследовательская позиция состоит в том, что семейную адаптацию в микросоциальной системе «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» оцениваем в контексте четырехуровневой дифференциации: для семейной сплоченности это разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный типы, а для семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Если уровень сплоченности членов семьи слишком высок (сцепленный), то в такой семье крайне высоки требования эмоциональной близости и лояльности. Поэтому члены семьи не могут действовать самостоятельно. В таких семьях жесткие внешние границы и слабые внутренние между подсистемами и индивидуумами. Другая крайность — это разобщенные семьи с низким уровнем сплоченности. Члены такой семьи мало привязаны друг к другу, имеют разные интересы и разных друзей. Возможно, что члены такой семьи неспособны к установлению близких взаимоотношений и испытывают тревогу при сближении с другими людьми. Члены семей сбалансированных типов способны, с одной стороны, быть достаточно независимыми, а с другой — иметь тесные связи со своей семьей. Члены семьи с разделенным типом взаимоотношений имеют некоторую эмоциональную разде-ленность, но она не является такой крайней как в разобщенной семье [13].
Связанный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, однако их сплоченность не достигает степени запутанности, когда неприемлемы малейшие различия во мнениях.
Семейная система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненно важные задачи, возникающие при продвижении семьи по стадиям жизненного цикла.
Благоприятным является структурированный тип семьи, при котором имеется демократическое руководство, учитывающее мнение всех членов семьи, в том числе мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, но с возможностью их изменения.
Гибкий тип семейной системы также характеризуется демократическим типом руководства, активно включающим детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются при необходимости. Очень важным является то, что члены семьи общаются между собой.
ХШтичное^сстстШние^иЙжЕгг приобретаться в мррнт семейного кризиса. Такое состояние может приобретать любая семья, но проблемным Какое состояние становится лишь в том случае, Цсли система застревает в нем надолго.
Поскольку семейная адаптация представляет Собой взаимодействие личности и малой группы — семьи, то адаптация в семье, пережившей воздействие кризисной ситуации, связанной с адаптацией ребенка — это объективно необходимый процесс вхождения ребенка в новую среду обитания.
В эффективно функционирующей микросоциальной системе «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» уровни семейной адаптации и семейной сплоченности сбалансированы. Все сурсистемы (супружеской пары, родителей, детей), входящие в ее состав, существуют автономно при наличии открытых каналов коммуникаций между ними. Включенность члена семьи в субсистему накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли, адаптируясь к ее уЩовиям. Именно на семейной адаптации строится функционирование всей системы.
Возникая при нарушении сбалансированности в микросоциальной системе «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка», тревога активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений [3].
Следует отметить, что в научной литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику [15, 16]
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий выделяют такой специфический вид тревожности, как «семейная тревога» [20]. Под «семейной тревогой» понимаются состояния нередко плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется сомнениями, страхами, опасениями, касающимися, прежде всего семьи. Это страхи в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, в отношении стычек, конфликтов, возникающих в семье. Тре-
вожность эта обычно не распространяется на внесемейные сферы, а именно производственную деятельность, родственные, межсоседские отношения и т.д. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Важными аспектами этого состояния являются также чувство беспомощности, ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужном направлении.
В нашем исследовании в определении понятия «тревожность родителей», мы опираемся на научные представления о тревоге Ч.Д. Спилбергера [16], а также о «семейной тревоге» и Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого [20]. Ее следует рассматривать как состояние тревоги у обоих или одного из членов семьи, вызванное личностно значимой для человека кризисной ситуацией, связанной с инвалидностью ребенка. При этом повышение уровня тревоги обусловливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации, которые могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности, наоборот, проявляются в адаптационных нарушениях.
Исследование особенностей семейной адаптации и сплоченности микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка» осуществлялось с помощью опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3, Д.Х. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави, в адаптации Н.Ф. Михайловой) [13].
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х. Олсо-на. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. Выделяют умеренные (сбалансированные) и крайне (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно первые характеризуют успешность функционирования семейной системы. Для семейной сплоченности этими уровнями является разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно трактуются как проблемные, ведущие к нарушению функционирования семейной системы.
Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и адаптации можно определить 16 типов семейных систем. Четыре из них являются умеренными по обоим параметрам и называются сбалансированными; четыре — экстремальными, так как имеют крайние показатели по обоим уровням. Восемь типов относятся к средним: один из параметров здесь экстремален, а другой — сбалансирован [13].
Средние значений показателей семейной структуры в экспериментальной группе засви-
детельствовали наличие разобщенной и ригидной структуры семьи-ребенка инвалида, что соответствует несбалансированному типу (см. шбр.1). Семейная структура контрольной груп-
пы соответствует гибкому и сплоченному типу, то есть является сбалансированной, о чем свидетельствуют средние значения показателей семейной сплоченности и семейной адаптации.
Таблица 1
Средние значения и значимость различий показателей семейной структуры в экспериментальной и контрольной группах (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп. <икр.)
№ п/п Наименование показателя Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) (ЭГ)-(КГ)
Хср.± ох Хср.± ох иэмп. Р
1. Семейная сплоченность 28,13±5,39 39,70±1,29 0,00* 0,000
2. Семейная адаптация 15,10±3,20 25,70±2,49 2,50* 0,000
3. Эмоциональная связь 12,07±0,83 12,80±1,27 381,50 0,279
4. Семейные границы 2,97±0,81 7,00±0,91 0,00* 0,000
5. Принятие решений 2,77±1,14 4,20±0,61 167,50* 0,00001
6. Время 4,27±0,45 4,50±0,51 390,00 0,277
7. Друзья 3,33±0,61 4,30±0,79 264,00* 0,002
8. Интересы и отдых 3,90±0,71 6,90±0,84 0,00* 0,000
9. Лидерство 5,50±1,14 6,17±0,95 207,50* 0,00022
10. Контроль 6,40±1,04 7,37±0,93 171,50* 0,00002
11. Дисциплина 3,30±0,92 3,67±0,92 262,50* 0,004
12. Роли 8,90±1,60 9,87±1,04 199,50* 0,000015
13. Правила 1,60±0,67 2,00±0,53 268,00* 0,003
* - статистическая значимость
Сравнительный анализ средних значений показателей семейных структур экспериментальной и контрольной групп указал на достоверность различий в уровнях выраженности по следующим шкалам: в семьях, переживших воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, по шкалам «семейная сплоченность», «семейная адаптация», «семейные границы», «принятие решений», «друзья», «интересы и отдых», «лидерство», «контроль», «дисциплина», «роли» и «правила» — выявлен значимо низкий уровень (см. табл. 1).
В соответствии с полученными результатами исследования, для семей, пережившей воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, характерны эмоциональная автономность и дистанцированность, ригидность во взаимоотношениях, неумение четко выстраивать границы и принимать решения, наличие затруднений в общении с друзьями, реализации интересов и организации отдыха. Такие семьи в меньшей степени, нежели семьи, не имеющие в своем составе ребенка-инвалида, стремятся к доминированию, лидерству, в большей степени контролируют ситуацию, связанную с инвалидностью ребенка, дисциплини-§эованны, сконцентрированы на распределении семейных ролей и реализации семейных правил икаром., -
Полученные результаты свидетельствуют о том, что семьи, пережившие воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, и имеющие ригидную и разобщенную семейную структуру, не позволяющую быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи, составляют группу риска. Ригидная и разобщенная семейная структура представляет собой несбалансированный тип внутрисемейных отношений, затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи, пережившей воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, по стадиям жизненного цикла. В этой связи семьи, пережившие воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, являются мишенью для коррекционной работы.
Следующим этапом в исследовании особенностей функционирования семьи, пережившей воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, явилось изучение взаимосвязей семейной адаптации и сплоченности родителей с их тревожностью.
Исследование особенностей ситуативной тревожности родителей семей, переживших
воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидность ребенка, осуществлялось с помощью опросника ситуативной тревожности Спилберга-Ханина [14], методов описательной и Сравнительной статистики.
Средние значения показателей реактивной и личностной тревожности контрольной и экспериментальной групп попадают в зону умеренных
значений, причем в экспериментальной группе — с тенденцией к высокому уровню. Вместе с тем, в экспериментальной группе уровень выраженности этих показателей достоверно выше, нежели в контрольной, о чем свидетельствуют значения непараметрического критерия значимости различий изучаемых признаков и-Манна-Уитни (см. табл. 2).
Таблица 2
Средние значения и значимость различий показателей семейной структуры в экспериментальной и контрольной группах (и-критерий Манна-Уитни, р<0,05; и*эмп. <икр.)
№ п/п Наименование показателя Экспериментальная группа (ЭГ) Контрольная группа (КГ) (ЭГ)-(КГ)
Хср.± ох Хср.± ох иэмп. Р
1. Реактивная тревожность 43,83±3,91 33,83±3,66 293,00* 0,019
2. Личностная тревожность 44,97±5,16 33,10±7,71 310,00* 0,037
* - статистическая значимость
тревожности в экспериментальной группе проводилось с помощью процедуры корреляционного анализа Пирсона, по результатам которой установлены значимые и высоко значимые взаимосвязи положительной и отрицательной направленности сильной, средней и умеренной степени выраженности позволившей сформулировать следующие предположения: (см. табл.3).
Таблица 3
Корреляционные взаимосвязи показателей семейной структуры с показателями ситуативной тревожности в экспериментальной группе
Таким образом, члены семей, пережившие воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка, характеризуются склонностью к стрессовым состояниям, невротическому конфликту, эмоциональным и психосоматическим заболеваниям.
Исследование взаимосвязей показателей семейной структуры с показателями ситуативной
Наименование показателя Реактивная тревожность Личностная тревожность
1. Семейная сплоченность -0,52** -0,51**
2. Семейная адаптация -0,69** -0,70**
3. Эмоциональная связь -0,57** -0,54**
4. Семейные границы -0,45* -0,51**
5. Принятие решений -0,02 -0,04
6. Время -0,66** -0,65**
7. Друзья -0,49** -0,51**
8. Интересы и отдых -0,52** -0,52**
9. Лидерство -0,57** -0,56**
10. Контроль -0,35* -0,37*
11. Дисциплина -0,15 -0,15
12. Роли -0,66** -0,66**
13. Правила -0,04 -0,04
* - статистическая значимость при р<0,05 §* - статистическая значимость при р<0,001
Сбалансированность семейной структуры в экспериментальной группе, которая в соответствии с полученными ранее результатами исследования является ригидной и разобщенной, зависит от снижения выраженности показа-
телей ситуативной тревожности: «реактивная тревожность» и «личностная тревожность», о чем свидетельствует наличие высоко значимой сильной отрицательной корреляции показателя «семейной адаптации» и «личностная тревож-
р0сть»?(г=-О,7О**), высоко значимых отрицательных корреляций средней степени выраженности показателя «личностная тревожность» с показателями «семейная сплоченность» (г=-0,54**), «эмоциональная связь» (г=-0,54**), «семейные границы» (г=-0,51**), «время» (г=-0,65**), «друзья» (г=-0,51**), «интересы и Итдых» (г=-0,52**), «лидерство» (г=-0,56**), «роли» (г=-0,66**); а также показателя «реактивная тревожность» с показателями «семейная ¡сплоченность» (г=-0,52**), «семейная адаптация» (г=-0,69**), «эмоциональная связь» (г=-0,57**), «время» (г=-0,66**), «интересы и отдых» (г=-0,52**), «лидерство» (г=-0,57**), «роли» (г=-0,66**); значимые и высоко значимые отрицательные взаимосвязи, умеренно выраженные, установлены между показателями «реактивная тревожность» и «семейные границы» (-0,45*),«реактивная тревожность» и «друзья» (-0,49**); верно и обратное предположение: стабилизация уровня выраженности
ситуативной и личностной тревожности в экспериментальной группе зависит от повышения уровневых показателей семейной структуры (см. табл. 3).
Таким образом, гипотеза о том, что существуют значимые корреляционные взаимосвязи семейной адаптации и семейной сплоченности родителей с тревожностью в условиях функционирования микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка», подтвердилась полностью. А полученные результаты определяют стратегию коррекционного воздействия, а именно: снижение ситуативной и личностной тревожности за счет повышение уровней семейной адаптации и семейной сплоченности, являются основанием в разработке программы социально-психологического сопровождения микросоциальной системы «Семья, пережившая воздействие кризисной ситуации, связанной с инвалидностью ребенка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабич Е.Г. Основные направления социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидизирующей патологией на этапе взросления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 39-44.
2. Бабич Е.Г. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида: жизненные трудности и совладание с ними // Социальная политика и социология. 2011. № 2. С. 267-275.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
4. Блинов Ю.А., Мордич Л.Н. Основные принципы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1. С. 17.
5. Большакова А.А. Опыт работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов // Работник социальной службы. 2010. № 1. С. 50-69.
6. Донкан И.М. Социальная эксклюзия семей, имеющих детей-инвалидов: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2010. 173 с.
7. Ильина Г.М. Семья как фактор социально-культурной интеграции ребенка-инвалида: автореф. дис. .канд. пед. наук| Санкт-Петербург, 2004. 24 с.
8. Карачева С.А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Работник социальной службы. 2010. № 11. С. 43-86.
9. Кочетова А.П. Социальное воспитание детей с особыми потребностями в условиях интернатного учреждения средствами социально-культурной деятельности // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. 2013. № 5. С. 157-159.
10. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
11. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 79 с.
12. Никишина В.Б., Мордич Л.Н. Программы психологической реабилитации детей с нарушениями умственного развития. Учеб. пособие. Курский государственный медицинский ун-т. Курск, 2003. 130 с.
13. Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д.Х. Олсона). URL: http://psycabi. net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (дата обращения: 12.06.2014).
14. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. 480 с.
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: МОДЭК, 2000. 304 с.
16. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-24.
17. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: УМК «Психология», 2004. 192 с.
18. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями развития // Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003. С. 280-290.
19. Шутенко А.И. Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С. 141-144.
§0. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. 192 с.
REFERENCES
1. Babich E.G. The basic directions of the socially-psychological help to the families which are bringing up children by a pathology of physical inability at a stage of development. Vestnik MGOU. Seriya "Psihologicheskie nauki" - The Bulletin of the Moscow starn regional university. A series "Psychological sciences", 2011, no. 1, pp. 39-44 (in Russian).
2. Babich E.G. The family which is bringing up the child-invalid: vital difficulties and their overcoming. Sotsialnaya politika i sotsiologiya - Social policy and sociology, 2011, no. 2, pp. 267-275 (in Russian).
3. Berezinjp. Psihicheskaya i psihofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka [Mental and psychophysiological adaptation of the
persSnpLeningrad., 1988. 270p.
4. Blinov Yu.A., Mordich L.N. Main principles of psychological rehabilitation of children with a delay of mental developmeft|| Vestnik psihosotsialnoy i korrektsionno-reabilitatsionnoy rabotyi - The Bulletin of psychosocial and correctional and rehabilitation work, 2001, no. 1, p. 17 (in Russian).
5. Bolshakova A.A. Operational of experience with the families which are bringing up children-invalids. Rabotnik sotsialnoy sluzhbyi - The Worker of a social service, 2010, no. 1, pp. 50-69 (in Russian).
6. Donkan I.M. Sotsialnaya eksklyuziya semey, imeyuschih detey-invalidov : dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social exclusion of families with disabled children: dis. ... cand. sotciol. sciences.]. Habarovsk, 2010. 173 p.
7. Ilina G.M. Semya kakfaktorsotsialno-kulturnoy integratsii rebenka-invalida: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk [Family as the factor of welfare integration of the child-invalid: avtoref. dis. ... cand. ped. sciences]. Saint-Petersburg, 2004. 24 p.
8. Karacheva S.A. Specificity of work of the psychologist with the parents who are bringing up children with limited opportunities. Rabotnik sotsialnoy sluzhbyi - The Worker of a social service, 2010, no. 11, pp. 43-86 (in Russian).
9. Kochetova A.P. Social education of children with special needs in a residential institution by means of socio-cultural activities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp.157-159 (in Russian).
10. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psihologicheskaya pomosch seme, vospityivayuschey rebenka s otkloneniyami v razvitii [The psychological help to the family which is bringing up the child with rejections in development]. Moscow, Prosveschenie Publ., 2008. 240 p.
11. Maler A.R. Rebenok s ogranichennyimi vozmozhnostyami [The child with the limited opportunities]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1996. 79 p.
12. Nikishina V.B., Mordich L.N. Programmyi psihologicheskoy reabilitatsii detey s narusheniyami umstvennogo razvitiya [Programs of psychological rehabilitation of children with infringements of intellectual development]. Kursk, Kursk State Medical University, 2003. 130 p.
13. Questionnaire the Scale of family adaptation and unity (Questionnaire FACES-3 / D.K. Olsona's Test). Available at: http://psycabi. net/testy/297-oprosnik-shkala-semejnoj-adaptatsii-i-splochennosti-oprosnik-faces-3-test-d-kh-olsona (accessed 12 June 2014).
14. Praktikum po psikhologii sostoianii: uchebnoe posobie [Workshop on psychology: textbook / Edited by prof. A.O.Prokhorov]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2004. 480 p.
15. Prihozhan A.M. Trevozhnost u detey i podrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Uneasiness at children and teenagers: the psychological natu re and age changes]. Voronezh, MODEK Publ., 2000. 304 p.
16. Spilberger Ch.D. Kontseptualnyie i metodologicheskie problemyi issledovaniya trevogi / Stress i trevoga v sporte [Conceptual and methodological problems of research of alarm / Stress and alarm in sports]. Moscow, Fizkultura i sport Publ., 1983. pp. 12-24.
17. Tkacheva V.V. Psihologicheskoe izuchenie semey, vospityivayuschih detey s otkloneniyami v razvitii [Psychological studying of the families which are bringing up children with disabilities in development]. Moscow, UMK "Psychology" Publ., 2004. 192 p.
18. Tkacheva V.V. Psihologo-pedagogicheskoe izuchenie semi, vospityivayuschey rebenka s otkloneniyami razvitiya // Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika [Psychological and pedagogical studying of the family which are bringing up the child with rejections of development // Psychological and pedagogical diagnostics]. Moscow, Akademiya Publ., 2003. pp. 280-290.
19. Shutenko A.I. Factors of social integration of children with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 6, pp.141-144 (in Russian).
20. Eydemiller E.G., Yustitskiy V.V. Semeynayapsihoterapiya [Family psychotherapy]. Leningrad, Medicine Publ., 1990. 192 p.
Информация об авторах
Молчанова Людмила Николаевна
(Россия, Курск) Доктор психологических наук Старший преподаватель кафедры социальной работы Курский государственный медицинский университет E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru
Information about the authors
Molchanova Liudmila Nikolaevna
(Russia, Kursk) Doctor of Psychological Sciences, Senior Lecturer of the Department of Social Work Kursk State Medical University E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru
Сердюкова Надежда Сергеевна
(Россия, Курск) Психолог
Курский театр для детей с ограниченными возможностями «Зеркало» E-mail: SerdukovaNS@kursksmu.net
Serdiukova Nadezhda Sergeevna
(Russia, Kursk) Psychologist Kursk Theatre for Children with Disabilities "Mirror" E-mail: SerdukovaNS@kursksmu.net