УДК: 339.543
ББК: 65.428я73
Борисова Е.М., Шихова Н.Н.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПОСРЕДНИКОВ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
Borisova E.M., Shikhova N.N.
PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF COMMERCIAL INTERMEDIARIES IN THE SPHERE OF CUSTOMS SERVICES
Ключевые слова: коммерческий посредник, посредническая деятельность, таможенная услуга, грузоперевозки, внешнеэкономическая деятельность, транспортно-экспедиционное обслуживание, операции, сделка, законодательство, товародвижение.
Keywords: commercial mediator, mediation, customs services, cargo transportation, foreign trade, freight forwarding services, operations, transaction, law, merchandising.
Аннотация: актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что понятия «посредник», «посредническая деятельность» в настоящее время имеет комплексный характер. Данные определения представлены в экономической литературе в различных формулировках. Даже относительно сферы таможенных услуг «посредник» и соответственно «посредническая деятельность» как элементы системы не имеют четкой унификации и авторами трактуется по-разному, акцентируя тем самым внимание на проблеме не только категориального аппарата, но и нормотворчества. Авторы в представленной статье попытались дать точную характеристику рассматриваемым понятиям, а также определить, какие виды посреднических услуг применимы к сфере таможенных услуг.
Целью статьи является обоснование важности роли посреднической деятельности в сфере таможенных услуг, определение понятия «таможенная услуга», характеристика посредников, которые функционируют на данном сегменте рынка и спектр их деятельности.
Ведущим методом, заложенным в основу исследования поставленной проблемы, является метод систематизации и сбора информации по изучаемому вопросу, который предполагает выявление механизма функционирования явлений и процессов, а также предполагает использование его для анализа деятельности посреднических структур. Метод систематизации включает такие приёмы, как классификация, типология и др. с целью выделения общих и отличительных признаков.
Результаты проведенного исследования могут использоваться в решении теоретических и практических задач, что позволит участникам внешнеэкономической деятельности более эффективно функционировать в сфере таможенных услуг и современной экономике в целом, так как конкуренция на российском рынке таможенных услуг достаточно жесткая. В сложившейся ситуации шансы остаться на этом рынке имеют те компании, которые предложат наиболее широкий комплекс услуг при минимальных затратах, наладят эффективное взаимодействие с таможней, разработают оптимальные схемы внешнеторговых операций.
Данная работа может представлять интерес для руководителей организаций, деятельность которых связана с международной логистикой.
Abstract: the relevance of the problem stated in the article is due to the fact that the concept of "mediator", "mediation" currently has a complex character. These definitions are presented in the economic literature in various formulations. Even with regard to the sphere of customs services, "intermediary" and, accordingly, "intermediary activity" as elements of the system, do not have a clear unification, and the authors interpreted differently, thereby focusing on the problem of not only the categorical apparatus, but also norm-setting. The authors in the present article tried to give an accurate description of the concepts under consideration, as well as to determine what
types of intermediary services are applicable to the sphere of customs services.
The purpose of the article is to justify the importance of the role of mediation in the field of customs services, the definition of customs service, the characteristics of intermediaries that operate in this segment of the market and the range of their activities.
The leading method underlying the study of the problem is the method of systematization and collection of information on the studied issue, which involves the identification of the mechanism of functioning of phenomena and processes, and also involves its use for the analysis of the activities of intermediary structures. A method of organizing includes techniques such as classification, typology, etc. for the purpose of allocation of common and distinctive features.
The results of the study can be used in solving theoretical and practical problems that will allow participants offoreign economic activity to function more effectively in the field of customs services and the modern economy as a whole, as the competition in the Russian market of customs services is quite tough. In this situation, the chances to stay in this market are those companies that offer the widest range of services at the lowest cost, establish effective interaction with customs, develop optimal schemes of foreign trade operations.
This work may be of interest to the heads of organizations whose activities are related to international logistics.
Для определения важности роли коммерческих посредников в сфере таможенных услуг необходимо четко понимать, какой круг физических и юридических лиц имеет право заниматься этим видом деятельности в данной области. Но прежде хотелось бы отметить, что сама по себе рассматриваемая проблематика носит многогранный и комплексный характер. Посредническая деятельность может быть представлена как транспортно-экспедиционной деятельностью со своими особенностями и спецификой, так и собственно коммерческим посредничеством, которое представлено институтом различных торговых посредников, имеющих частичное или полное право собственности на данный товар, и заключающих сделки от своего имени или от имени третьих лиц. В настоящее время особое место в российской экономике занимают посредники, функционирующие на рынке таможенных услуг. Именно поэтому необходимо определиться для начала с тем, что же представляет собой транспортно-экспедиционная деятельность, как основной вид деятельности таможенных посредников. Прежде всего её можно определить как деятельность в области перевозок, включающую весь комплекс операций и услуг по транспортировке товара от производителя к потребителю. Одной из основных задач транспортно-экспедиционной деятельности в настоящее время также ставится поиск наиболее рационального для покупателя ва-
рианта доставки груза одним или несколькими видами транспорта.
В последние годы в области грузоперевозок наметились новые приоритетные тенденции развития, в частности, акцент смещается в сторону расширения сферы предоставления услуг транспортно-экспеди-ционного обслуживания и введения принципиально новых видов услуг для потребителей.
Опыт зарубежных стран говорит о том, что организация системы экспедирования грузов с целым рядом разнообразных услуг для грузовладельцев позволяет снижать общие издержки, связанные с транспортировкой и доставкой товара на 20-25%, освободить грузовладельцев от многих проблем, связанных не только с процессом доставки грузов, но и с организацией хранения, складирования, страхования, сертификации и таможенного оформления.
В странах с развитой рыночной экономикой доля перевозок в общих доходах от транспортных услуг может достигать порядка 40%, остальные 60% приходятся на дополнительные услуги, которые оказываются различными коммерческими посредниками, в том числе таможенными.
Участвуя в процессе доставки товара, различные виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя сложные системы интер- и мультимодаль-ных перевозок. Организация данного процесса обязательно должна базироваться на
четкой и слаженной работе всех его участников, включая как транспортные, страховые организации, владельцев складских комплексов, так и непосредственно грузоотправителей и грузополучателей, а также обеспечивать сокращение времени простоя подвижного состава в пунктах перевалки.
Необходимо отметить, что именно транспортно-экспедиторские компании по большей части становятся главными организаторами перевозочного процесса и обеспечивают не только непосредственно сам процесс перевозки, но и берут на себя функции по содействию в выполнении довольно сложной процедуры таможенного оформления грузов, таким образом, являясь для заказчика основным базовым посредником.
Для осуществления деятельности в сфере таможенных услуг, безусловно, необходимо знание не только в сфере таможенного законодательства, но и ряда специфических процедур, специфики и нюансов заполнения документов, обязательных для успешного проведения всех видов таможенных операций. На сегодняшний день деятельность всех видов коммерческих посредников, функционирующих в сфере оказания таможенных услуг, строго регламентирована довольно большим количеством законов и нормативно-правовых актов.
Таким образом, необходимо отметить, что знание нормативно-правовой базы является важнейшим условием для успешного функционирования коммерческих посредников в рассматриваемой области деятельности, позволяющее решить множество проблем, которые по разным причинам могут возникнуть во взаимодействии с таможенными органами, в частности, в процессе таможенного оформления груза, ошибками в заполнении декларации, неправильного трактования и выбора условий Инкотермс (1пео1егш8), несоответствия оплаты и схемы таможенного оформления, что, в свою очередь, может привести к финансовым потерям, нарушениям таможенных правил из-за элементарной правовой безграмотности и чревато дополнительными денежными и временными затратами, срывом сроков доставки, полной или частичной потерей партии товаров, а порой толкает участников
внешнеэкономической деятельности к использованию противоправных способов и методов для решения возникающих на таможне проблем. И именно поэтому в данной сфере особую роль играют специализированные организации таможенных посредников, которые выступают в качестве третьей стороны между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.
В связи с обозначенной проблематикой важно акцентировать внимание на институте посреднических услуг, который имеет достаточно длительную историю своего существования.
В СССР заниматься экспортно-импортной торговлей имело право только государство в лице Министерства внешней торговли. С переходом страны на рыночные отношения субъекты федерации, предприятия и предприниматели также получили право заниматься внешнеэкономической деятельностью в пределах выделяемых квот.
В настоящее время посреднические услуги в международной торговле занимают все большее место. Некоторые источники указывают, что до 80% всех внешнеторговых сделок проходит с участием коммерческих посредников. Основной причиной обращения к посредническим услугам является то, что многие посредники профессионально занимаются узкоспециализированными видами деятельности и у заказчиков отпадает необходимость иметь собственный штат специалистов в областях, не являющимися основными видами деятельности для компании. Кроме того, работая длительное время на различных сегментах рынка, посреднические организации владеют достаточными знаниями и пониманиями тенденции относительно того, что нужно и можно предложить потребителю. Например, посредник, располагающий собственными складами, может взять на себя услуги по хранению продукции экспортера или импортёра и реализации её в розничные сети иностранного рынка. Кроме того, они могут выполнять так называемые услуги материального характера по упаковке, сортировке, нарезке, маркировке, подбору по ассортименту и т.д.
В свою очередь, к транспортным услугам необходимо относить не только грузоперевозку, но и любой вид деятельности, непосредственно не входящий в сам процесс движения груза, но способствующий процессу, связанному с перевозкой до и после движения груза. Таким образом, транспортные услуги - это целый комплекс операций, цель которых заключается в том, чтобы обеспечить качественную перевозку по самой экономичной, безопасной и быстрой схеме.
Учитывая высокую конкуренцию на рынке внешнеэкономической деятельности, все больше транспортных и экспедиционных компаний стремятся расширить спектр своих услуг и, помимо основной организации перевозок, предлагают клиенту дополнительный сервис, который включает услуги по организации хранения, страхования, сертификации и таможенному оформлению. Среди этих операций экспедирование груза считается одной из самых сложных и ответственных, поскольку перевозчик на время транспортировки груза фактически принимает на себя функции его владельца. Поэтому, зачастую, участник внешнеэкономической деятельности, для которого фактор времени и цена услуги играет решающую роль, отдает свое предпочтение транспорт-но-экспедиционной компании, оказывающей полный комплекс посреднических услуг и помимо процесса перевозки обеспечивающей клиенту взаимодействие с таможней. В настоящее время на рынке представлен целый ряд логистических провайдеров разного уровня: 2 РЬ, 3 РЬ, 4 РЬ, 5 РЬ.
Вышесказанное свидетельствует о том, что экономическая сущность понятия «посредник» довольно сложная дефиниция, которая носит комплексный характер. Данное определение представлено довольно многогранно в различных формулировках, исходя не только из области применения. Что касается сферы таможенных услуг, то посредник и соответственно посредническая деятельность как элементы системы, не имеют четкой унификации и различными авторами трактуются по-разному, акцентируя тем самым внимание на проблеме не только категориального аппарата, но и с точки зрения нормотворчества.
В практике международной коммерческой деятельности выделяют следующие виды посреднических операций:
- агентские;
- консигнационные и комиссионные;
- брокерские;
- операции по перепродаже.
Согласно отечественному законодательству, в данной сфере предусматривается функционирование следующих видов посредников:
1) коммерческие представители;
2) комиссионеры;
3) поверенные;
4) агенты;
5) доверительные управляющие.
Компании, осуществляющие свою деятельность в таможенной сфере и, по сути, являющиеся неотъемлемой частью логистической инфраструктуры в целом, называются в экономической литературе таможенными посредниками и занимают особое место, как правило, речь идет о специализированных компаниях.
ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», как и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, напрямую не определяют категорию посредника в сфере таможенных услуг. Если рассматривать его в аспекте деятельности в области таможенного дела, то можно выделить таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли. Если же речь идёт об организации внешнеэкономических связей, при которой стороны сделки или правовых отношений разделены третьей стороной, то к числу таможенных посредников следует относить таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев свободных складов.
Помимо этого, в качестве специализированных посредников в сфере таможенных услуг могут выступать банки, различные небанковские кредитные и страховые организации, берущие на себя обеспечение уплаты и/или уплату таможенных платежей,
а также страхование возможных рисков.
Учитывая изложенное, в контексте исследуемой темы необходимо дать определение понятию «таможенная услуга» и, имея представление о предмете, определить роль специфических посреднических структур, способствующих организации процесса товародвижения во внешнеэкономической сфере и обеспечивающих, таким образом, связь с таможенными структурами.
Таможенные услуги - относительно новая сфера коммерческой деятельности, которая стремительно развивается. Государство активно ведет работу по созданию, так называемой, «Электронной таможни». Данный таможенный орган призван предоставлять таможенные услуги по декларированию, консультированию, получению, хранению и транспортировке товаров, также планируется возможность выдачи сертификатов и лицензий на товары.
Также стоит отметить ряд определений понятия «таможенная услуга». Одно из наиболее ёмких понятий этой дефиниции даёт Р.В. Федоренко, определяя услуги в таможенной сфере как деятельность компаний, обладающих полномочиями на осуществление коммерческой деятельности в области таможенного дела, в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государств при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств1.
В то же время более широкое понятие предполагает, что таможенная услуга для государства в широком смысле предполагает обеспечение безопасности страны и ее населения через систему запретов и ограничений различного характера, защиту экономики от дискриминационных мер, а для участников ВЭД - обеспечение реализации их интересов в сфере внешней торговли. С одной стороны, таможенная услуга ограничена интересами участников ВЭД, на удовлетворение потребностей которых она должна быть нацелена, а с другой - вопросами обеспечения экономической безопас-
ности государства, которые заложены в реализации функций таможенных органов.2
Таким образом, таможенная услуга может быть определена как экономический и правовой инструмент, способствующий эффективному осуществлению внешнеэкономических операций. Можно сказать, что понятие «таможенная услуга» находится на стыке экономики и юриспруденции, и соответственно, нельзя однозначно сказать, что она имеет четкое экономическое и юридическое содержание, сочетая элементы двух наук. Однако в последние время таможенные услуги все чаще рассматриваются именно как экономическая категория.
В современной таможенной практике на первый план сегодня выходит вопрос всестороннего содействия международной торговле.
Также можно отметить, что в теории и практике недостаточно освещен вопрос о так называемых «сферах таможенных услуг» и «сферах таможенного обслуживания» во внешнеэкономической деятельности. К сфере таможенных услуг, в первую очередь, относится деятельность, которая ведётся через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара с целью перемещения их через таможенные границы стран (например, услуги по корректировке таможенной стоимости регулируемого товара, которые станут частью потребительной стоимости). Соответственно, в сферу таможенных услуг входят только те экономические отношения, при которых участники ВЭД для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость» в виде деятельности представителя таможни, таможенных посредников или специализированных организаций.
Кроме того, такие таможенные услуги, как предоставление необходимой информации и консультаций по отдельным вопросам, вследствие их особого качества могут быть отнесены к сфере таможенного обслуживания. Необходимо отметить, что на современном этапе пока нет чёткого разгра-
Федоренко Р.В. Возможности развития таможенного обслуживания на основе аутсорсинга // Известия Уральского государственного
экономического университета. 2014. № 4(54). С. 97.
Гупанова Е.Ю. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: проблемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 206.
ничения понятий сферы таможенных услуг и сферы таможенного обслуживания, как устоявшихся и однозначно трактуемых дефиниций.
Все услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью и относящиеся непосредственно к сфере таможенных услуг, можно разделить на два типа:
1. Государственные, оказываемые Федеральной таможенной службой;
2. Частные, оказываемые негосударственными коммерческими посредническими структурами.
К услугам, оказываемым Федеральной таможенной службой, относятся:
принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
ведение различных Реестров (например, владельцев магазинов беспошлинной торговли, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков, таможенных представителей и др.)
выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;
информирование об актах таможенного законодательства ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров через таможенную границу, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств-членов ЕАЭС, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
принятие предварительного решения о стране происхождения товара.
Рынок негосударственных (частных) таможенных услуг условно делится на 5 ос-
новных самостоятельных видов:
консалтинговые услуги. Основным направлением таможенного консалтинга являются консультации по таможенному законодательству и особенностях его применения.
услуги таможенного представителя (таможенного брокера). Таможенные представители решают практически все вопросы, связанные с таможенным администрированием и таможенной очисткой грузов. Эта услуга включает: подготовку комплекта необходимых документов, оформление и подачу декларации для получения разрешения на вывоз товара, организацию временного хранения на складе, очистку груза, оплату государственных пошлин на экспорт/импорт продукции, получение допуска на ввоз/вывоз товара.
услуги транспортных и экспедиционных компаний. В настоящее время участникам ВЭД предлагается полный комплекс услуг, к основным из которых относится: подготовка необходимой документации для осуществления международных грузовых автомобильных, морских, железнодорожных, авиаперевозок; страхование грузов; организация доставки грузов на различных условиях Инкотермс (EXW, FCA, FOB, FAS, CPT, CIF и другое); складирование грузов при контейнерных перевозках, обработка и хранение грузов на терминалах; комплектация сборных грузов на терминалах (от паллеты до контейнера); внутрипор-товое экспедирование.
складские услуги (услуги по хранению). Владельцы таможенных складов и складов временного хранения, как правило, предлагают следующий перечень услуг: прием и размещение на специальных площадках грузов, подлежащих таможенной очистке; открытое и закрытое хранение грузов, хранение в различных видах контейнеров; хранение грузов с соблюдением необходимого температурного режима, в холодильных камерах; хранение груженых и порожних контейнеров и вагонов; проведение радиационного контроля грузов, находящихся под таможенным контролем; подготовка груза к таможенному досмотру (с разгрузкой, погрузкой и сортировкой грузов); сортировка любых видов грузов, переупа-
ковка, комплектация, размещение на паллетах; взвешивание и фотографирование грузов; таможенное оформление груза с оформлением сопутствующих товарно-сопроводительных документов; ответственное хранение грузов после таможенной очистки; погрузка товаров после таможенного оформления и доставка их до конечного получателя;
услуги по лицензированию и сертификации включают услуги по сертификации, государственной регистрации грузов, оформлению и получению различных лицензий, разрешений и согласований, санитарно-гигиенических заключений. Сертификация является обязательным процессом и неотъемлемой частью таможенного оформления при импорте отдельных категорий товаров. В сертификате прописываются качественные характеристики импортируемого товара и его соответствие стандартам качества.
Помимо разделения таможенных услуг на государственные и частные, может быть представлен вариант их типизации на основные и вспомогательные. К основным на практике относят таможенное оформление грузов, таможенное сопровождение, хранение товаров на таможенном складе. Вспомогательные таможенные услуги представлены услугами консультационного ха-
рактера по вопросам таможенного законодательства, услугами по получению лицензий и сертификатов, услугами таможенного аудита, транспортных и экспедиционных компаний, услугами по банковским расчетным операциям, услугами негосударственных кредитных организаций и рядом других.
Подводя итог, следует отметить, что в логистическом процессе, который осуществляется транспортно-экспедиторскими компаниями путём пересечения границы Российской Федерации, где задействованы различные государственные и коммерческие структуры, роль таможенного посредничества наиболее ярко выражена и важна, способствуя тем самым эффективной и организованной форме сотрудничества между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Совершенствование таможенного обслуживания напрямую зависит от повышения уровня качества предоставляемых таможенных услуг с учетом интересов участников международной экономической деятельности. Качество предоставляемых услуг однозначно является важнейшим стратегическим показателем конкурентоспособности и основой улучшения экономического положения посреднических структур, функционирующих в сфере таможенного дела.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // СПС «КонсультантПлюс».
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант-Плюс».
6. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Гупанова, Ю.Е. Понятия «таможенная услуга», «качество таможенной услуги»: про-
блемы определения // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 4. - С. 205-207.
9. Гупанова, Ю.Е. Развитие организационного обеспечения управления качеством таможенных услуг // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79169 (дата обращения: 07.08.2018).
10. Гупанова, Ю.Е. Таможенное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 2. - С. 42-47.
11. Ершов, А.Д., Доля, А.Н. Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности // Ученые записки Российской таможенной академии. - 2005. - № 1. - С. 172-180.
12. Жигун, Л.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. -№ 3. - С. 30-39.
13. Орлов, И.В. Таможенный представитель: особенности получения правового статуса в законодательстве Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - №2. - С. 77-81.
14. Стратегия развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru/index.php?id=17220&Itemid=2375&option= com_content (дата обращения 10.08.2018).
15. Табаков, А.В. Территориальные пределы деятельности таможенных представителей в Таможенном Союзе Евразийского Экономического Сообщества // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2013. -№ 1. - C. 45-57.
16. Тихонович, Э.А., Завгородняя, Е.Н. Субъектная структура рынка околотаможенных услуг для малого и среднего бизнеса // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - № 1(14). - С. 199-204.
17. Федоренко, Р.В. Возможности развития таможенного обслуживания на основе аутсорсинга // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. -№ 4(54). - С. 97.
18. Федоренко, Р.В. Рынок услуг таможенных представителей Самарской области: анализ состояния и перспективы развития // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - №4. - С. 108-116.