МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК: БВ.95Б-053.4/.5:Б14.8 Код специальности ВАК: 14.02.01
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Н.Г. Чекалова, Ю.Р. Силкин, Н.А. Матвеева, С.А. Чекалова, А.И. Миронова, П.Э. Ершов, О.А. Ершова, В.В. Столярова, НЮ. Литвинова, Е.В. Литвинова,
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Чекалова Наталья Генриховна - e-mail: [email protected]
Изучены особенности функциональных резервов (ФРО) школьников в динамике обучения. У большинства из них выявлено снижение адаптационных процессов, в том числе у половины -напряжение, у единичных детей - срыв адаптации. Более низкие показатели у школьников 3-й ступени обучения, особенно у девочек. Функциональные резервы сердечно-сосудистой и вегетативной систем у старших школьников в худшем состоянии; дыхательной, нервной - в лучшем. Причём координаторные пробы (моторика) хуже выполнены на 1-й, дыхательные - на 2-й ступени обучения. Уровень ФРО позволяет осуществлять донозологическую диагностику. Дети с нарушениями процессов адаптации нуждаются в целенаправленных оздоровительных мероприятиях.
Ключевые слова: функциональные резервы организма, школьники,
адаптация, функциональные пробы.
Features of functional reserves of school students during education have been studied. The majority have been identified the decrease of adaptational processes, including stress in half of them and adaptation failure in individual students. The lower indexes have been shown in older students, especially in girls. High school students have been shown worse reserves of cardiovascular and vegetative systems and the better state of respiratory system and central nervous system. Coordination tests have been done worse on the 1st stage of education and respiratory tests - on the 2nd stage. Determination of the level of functional reserves allows carrying out preclinical diagnosis. Children with infringements of adaptational processes require purposeful wellness activities.
Key words: functional reserves of an organism, students, adaptation, functional tests.
Введение
Здоровье - процесс непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды, мера здоровья -уровень деятельности основных физиологических функций - функциональные резервы организма (ФРО). Резервометрия позволяет осуществлять донозологическую диагностику адаптационного синдрома в условиях непрерывного обновления и изменения требований в процессе школьного обучения [1, 2].
В настоящее время сложились такие условия, когда здоровье детей может быть сохранено не только путём коррекции и элиминации факторов риска, но и в результате оптимизации деятельности ведущих систем организма, т. е. повышения уровня функциональных резервов [3, 4, 5].
Цель исследования: изучить особенности функциональных резервов организма школьников в динамике школьного обучения для проведения донозологической диагностики и коррекции нарушенных адаптационных процессов.
Материал и методы Функциональные резервы организма изучены у 3214 детей (2801 школьник, 413 дошкольников). Методика комплексной оценки уровня ФРО детей и подростков [6, 7] включает специально отобранные, наиболее значимые, доступные функциональные пробы: Мартине-Кушелевского (МК); степ-тест (СТ); орто и клиноортоста-тические; Штанге, Генчи, Серкина; координаторные; двигательные тесты (Двиг.). Разработаны и представлены
оценочные таблицы возрастно-половых нормативов функциональных проб (ФП). Относительно однородные ФП, приоритетные для той или иной функциональной системы, объединены в блоки (пример: ССС - МК + СТ -разная величина нагрузки, в МК - лёгкая - учащение ЧСС до 120-130 уд/мин, в СТ - субмаксимальная - учащение ЧСС до 150-170 уд/мин). Это позволило более глубоко изучить резервные возможности функциональных систем, в частности сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной (Дых), вегетативной (Вег), нервной (Коорд). Двигательные тесты представляют интегральный показатель физических кондиций ребенка - физическую подготовленность. У школьников уровень ФРО определен в динамике обучения (1-я, 2-я, 3-я ступени).
Статистическая обработка проведена средствами параметрического и непараметрического пакета прикладных программ - Statistica 6.0, STATGRAPHICS plus v.5.1, SPSS v.10.05.
Результаты исследования
Комплексная оценка уровня ФРО выявила у большинства школьников (таблица) снижение уровня функциональных резервов (удовлетворительные оценки), однако перенапряжение (неудовлетворительные оценки) определено у 4,3% детей. У старших школьников выявлена большая доля отличных и неудовлетворительных оценок (р=0,005; p=0,021). Однако доля отличных оценок, выявленная у 1%, то есть у 7 детей, не определяет данную тенденцию.
ТАБЛИЦА.
Комплексная оценка уровня ФРО школьников в динамике обучения, %
Интегральная оценка Ступени обучения Все дети
1-я 2-я 3-я
Отлично 0 0,1 1 0,3
Хорошо 38,2 35,8 36,5 36,9
Удовлетворительно 58,2 59,9 57,4 58,5
Неудовлетворительно 3,7 4,3 5 4,3
п 975 964 794 2733
Примечание: статистика: %г=18,889; с.с.=6; р=0,004.
ССС !(■' Дын, Коом. Л1111
РИС.
Интегральные оценки за блоки функциональных проб.
Гендерные различия выражены только на 3-й ступени обучения: у мальчиков (М) больше хороших оценок (р=0,001); у девочек (Д) - неудовлетворительных (р=0,015), доля которых от ступени к ступени увеличивалась, наряду с уменьшением хороших оценок.
Распределение оценок в скринингах несколько иное: преобладание отличных и хороших оценок составило около 60%, значительно больше крайних вариантов оценок по сравнению с комплексной оценкой ФРО, что обусловлено меньшей чувствительностью скрининга по сравнению с комплексной оценкой уровня ФРО. Во всех вариантах скринингов распределение оценок на всех трёх ступенях практически одинаково (статистически не значимо).
Научно-практический интерес представляет анализ распределения оценок за блоки проб, представляющих ту или иную функциональную систему.
Сердечно-сосудистая система (ССС) в первую очередь обеспечивает гомеостаз и более чутко реагирует на все изменения как внешней, так и внутренней среды организма. Функциональное состояние этой системы изучили по результатам выполнения проб МК и СТ. У пятой части детей определены отличные (0,07%) и хорошие (21,7%) оценки; у двух третей детей выявлены удовлетворительные (55,6%) и неудовлетворительные (22,6%) оценки. В старшем школьном возрасте показатели хуже: больше неудовлетворительных (р=0,004, р=0,030) и меньше хороших оценок (р=0,009), причём в СТ больше доля удовлетворительных оценок, в МК - неудовлетворительных. Это, вероятно, обусловлено тем, что проба МК проводилась первой и организм ещё не адаптировался к физической нагрузке и особенности - вид самой нагрузки -«приседание» - реже используются в повседневной жизни школьника.
Гендерные различия: у М больше хороших оценок (р=0,014), особенно на 3-й ступени (р=0,002); среди Д к 3-й ступени обучения увеличивается доля неудовлетворитель-
ных оценок (р=0,035) наряду с уменьшением доли хороших оценок, особенно демонстративно это выражено в СТ.
Снижение функциональных резервовССС, по-видимому, обусловлено снижением двигательной активности (гиподинамия и гипокинезия), которые более свойственны школьникам 3-й ступени обучения и связаны с выбором дальнейшего обучения, в том числе с подготовкой к поступлению в ВУЗ.
Оценки за пробы, представляющие вегетативную нервную систему (орто- и клиноортостатическая) распределены практически равномерно: в среднем по половине составили отличные (13,2%) и хорошие (37,0%), а также удовлетворительные (30,2%) и неудовлетворительные (19,6%) оценки. На 3-й ступени доля хороших оценок меньше (р=0,037; р=0,013), наряду с тенденцией к большей доле неудовлетворительных оценок. Гендерные различия указывают на большее количество хороших оценок у М (р=0,024), особенно на 3-й ступени (р=0,000), у Д -удовлетворительных и неудовлетворительных (р=0,027; р=0,004) оценок.
По блоку дыхательных проб распределение оценок следующее: отличные - 7,6%, хорошие - 37,5% удовлетворительные - 43,0%, неудовлетворительные - 11,9%. На 3-й ступени обучения выявлены лучшие показатели: больше хороших оценок (р=0,009), меньше неудовлетворительных (р=0,023). Гендерные различия по этим пробам не существенны, за исключением девочек 2-й ступени, у которых оценки хуже.
Координаторная проба - выявили самое большее количество школьников (более 75%) с отличными и хорошими оценками. Хуже показатели пробы на 1-й ступени обучения - меньше отличных (р=0,000) и больше удовлетворительных и неудовлетворительных (р=0,011; р=0,001). Лучшие результаты этих проб у школьников 3-й ступени, где отличные оценки составили более половины (54,5%). Среди М и Д отмечено увеличение отличных и хороших оценок к 3-й ступени, наряду с уменьшением удовлетворительных и неудовлетворительных оценок (р=0,000; р=0,014).
Двигательные тесты у большинства школьников (70%) оценены на «отлично» и «хорошо». Однако, обращает внимание сравнительно малая доля удовлетворительных по сравнению с неудовлетворительными. У пятой части школьников выявлены неудовлетворительные оценки. На 3-й ступени обучения определено значительно больше хороших оценок (р=0,015; р=0,013) и меньше - неудовлетворительных (р=0,05).
Гендерные различия: у Д значительно больше хороших оценок (р=0,000), особенно на 1-й ступени (р=0,000). Неудовлетворительные оценки чаще определены у М (р=0,000), особенно на 1-й и 2-й ступенях обучения (р=0,000; р=0,01).
Обращает внимание, что оценки за отдельные системы (рис.) имеют разнонаправленный характер: по одним преобладают отличные и хорошие оценки (координаторные, двигательные тесты), по другим - напротив, удовлетворительные и неудовлетворительные (блоки ССС, вегетативный). Причём по пробам ССС неудовлетворительные оценки определены у значительной части школьников.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Выводы
1. Комплексная оценка ФРО выявила у большинства (62,8%) школьников снижение адаптационных процессов, в том числе у 58,5% - напряжение, однако, перенапряжение (срыв адаптации) было выявлено всего у 4,3%. Хуже показатели у старших школьников, особенно у девочек.
2. Оценки за отдельные ФП и блоки проб представляют собой достаточно объективные критерии, характеризующие функциональное состояние ведущих систем организма.
3. У старших школьников функциональные резервы ССС и вегетативной систем в худшем состоянии; дыхательной, нервной, физическая подготовленность - в лучшем. Причём координаторные пробы (моторика) хуже выполнены на 1-й ступени, дыхательные - на 2-й ступени обучения.
4. Состояние функциональных систем имеет мозаичную картину: развитие моторных функций, их координация, а также физическая подготовленность у большинства школьников реализуется позитивно; состояние дыхательной и вегетативной систем представлены отличными и хорошими оценками у половины школьников, а ССС -всего у трети детей.
5. Изучение и анализ уровня функциональных резервов позволяют осуществлять донозологическую диагностику, выявлять наиболее «слабые» функциональные системы, требующие коррекции с целью предотвращения срыва адаптационных процессов. Дети с нарушениями механизмов адаптации нуждаются в срочных целенаправленных оздоровительных мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению компенсаторных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. М. 1998. 400 с.
Anohin P.K. Izbrannye trudy. Kibernetica funktcionalnyxsystem. P.K. Anohin. M. 1998.400 s.
2. Матвеева Н.А. и др. Гигиена и экология человека: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: КноРус, 2013. 324 с.
Matveeva N.A. i dr. Gigiena i ecología cheloveca: uchebnic dlya studentov srednih professionalnyh zavedenyi. M.: KnoRus, 2013.324 s.
3. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Сбоев А.С. Медико-профилактические технологии управления риском нарушений здоровья, ассоциированных с воздействием факторов среды обитания. Гигиена и санитария. 2016. № 1 (95). С. 17-22.
Zayceva N.V., Ustinova O.J., Sboyev A.C.. Medico-prophilakticheskye technologii upravlenya riskom naruchenia zdorovya, associirovannyh s vozdeystviem factorov sredy obitanya. Gigiena i sanitarya. 2016. № 1 (95). S. 17-22.
4. Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015. № 3 (94). С. 66-71.
Kuchma V.P., Sucharev A.G. Gigiena detey i podrostkov kak razdel prophilacticheskoy medicimy. Gigiena i sanitarya. 2015. № 3 (94). S. 66-71.
5. Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Силкин Ю.Р., Ковальчук С.Н., Додонов А.В. Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы. Гигиена и санитария. 2014. № 4 (93). С. 66-70.
Chekalova N.G., Matveeva N.A., Sylkin J.R., Kovalchuk S.N., Dodonov A.V. Komplexnaya ocenka zdorovya sholnicov s raznym sostoyaniem kostno-machechnoy systemy. Gigiena i sanitarya. 2014. № 4 (93). S. 66-70.
6. Способ оценки уровня функциональных резервов организма. Н.Г. Чекалова, М.В. Шапошникова, Л.В. Назарова, Ю.Р. Силкин, М.В. Кувшинов: патент на изобретение № 240521 от 22.06.2009.
Sposob ocenky urovnya funkciona'nyh rezervovorganizma. Chekalova N.G., Shaposhnicova M.V., Nazarova L.V., Sylkin Y.R., Kuvshinov M.V. Patent na izobretenye № 240521 ot 22.06.2009.
7. Чекалова Н.Г. Функциональные резервы организма в донозологической диагностике костно-мышечной системы школьников. М.: Н.Новгород. НижГМА, 2011. 209 с.
Chekalova N.G. Funkcionalnye rezervy organizma v donozologicheskoy diagnostike kostno-myshechnoy systemy sholnikov. M.: N.Novgorod: NyzhGMA. 2011. 209 s. _
ш