NORMATIVE MEANING OF INATTENTIVENESS, IMPULSIVENESS AND HYPERACTIVITY IN YOUTH AND MATURE AGED PERSONS
A. Trembach, Doctor of Biological Sciences, Professor, Yu. Bugaets, Candidate of Biological Sciences, D. Samarskii, V. Tolokonnikov
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Normative indices of the level of inattentiveness, impulsiveness and hyperactivity according to the testing results of the unstopped activity T.O.V.A. and stabilometric research of pose stability for youth and mature aged persons are presented in the paper. Groups with different variants of displaying these indices have been determined. It is possible to use the complex method of testing that was proposed, and normative indices of inattentiveness, impulsiveness and hyperactivity have been worked out
at the diagnostics of functional condition of the central nervous system in persons having the syndrome of the attention deficiency together with the hyperactivity.
Key word: syndrome of the attention deficiency together with the hyperactivity, test of unstopped activity T.O.V.A., stabilography, one power-moment chair, pose stability, normative data.
УДК: 612.8
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА
Аспирантка Медведева О. А.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Приводятся результаты исследования функционального состояния и адаптивных реакций сердечно-сосудистой системы школьников 8 - 12 лет с различной степенью слуховой депривации. Определены частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатель двойного произведения, адаптационный потенциал, изменения некоторых показателей вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы как в покое, так и в условиях тестирующих стандартных физических нагрузок. Полученные результаты представляют интерес в плане выбора путей коррекции физической
подготовленности и реабилитации глухих и слабослышащих детей.
Ключевые слова: младший школьный возраст, слуховая де-привация, частота сердечных сокращений, артериальное давление, адаптационный потенциал, показатели вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.
Одной из важнейших проблем современной физиологии является адаптация в обществе детей с отклонениями в состоянии здоровья (И. М. Макарова, 2005; Л. Н. Ро-стомашвили, 2008). Слуховая де-
привация у детей приводит к недостаточности двигательной сферы, ограниченности освоения пространства, активности в познании окружающего мира и, следовательно, к отставанию в темпах общего развития (M. Riely, 2002).
Исследованиями Л. Г. Харитоновой (2003) показано, что на фоне этих нарушений у школьников с патологией слухового анализатора отмечаются функциональные изменения в деятельности различных систем организма. При этом ведущей системой, обеспечивающей адаптацию организма в условиях окружающей среды, является сердечно-сосудистая система (ССС). В то же время анализ научно-методической литературы показал, что исследований, посвященных возрастным особенностям ССС у детей и подростков с этой патологией, недостаточно, а имеющиеся - носят фрагментарный характер и не систематизированы.
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей функционального состояния ССС у детей младшего школьного возраста с различной степенью нарушения слуха.
В исследовании приняли участие 63 мальчика в возрасте 8 - 12 лет. Из них 41 - учащийся государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната I-II вида Краснодарского края (21 - глухие, страдающие двусторонней сенсо-невральной глухотой (ДСГ), 20 - слабослышащие, страдающие двусторонней сенсоневральной тугоухостью (ДСТ) III - IV степени) и 22 - практически здоровые учащиеся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Краснодара.
Для оценки функционального состояния ССС определялись: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (АДс), диастолическое (АДд) и пульсовое (АДп) артериальное давление, физическая работоспособность (ФР) (по Л. И. Абросимовой с соавт., 1978), максимальное потребление кислорода (МПК), двойное произведение (ДП), адаптационный потенциал (АП) (расчетные методы исследования, Г. А. Макарова, 2002), индекс Руффье (ИР), а также некоторые показатели вегетативной регуляции ССС: ортостатическая проба, вегетативный индекс Кердо (ВИК).
Результаты исследований обрабатывались методом вариационной статистики с определением средней величины (М), средней ошибки средней величины (m), показателя достоверности различий в группах исследуемого контингента: между практически здоровыми (Р1), слабослышащими (Р2) и глухими (Р3) мальчиками. Оценка данных статистического анализа проводилась с помощью критерия Стьюдента, был принят 95% уровень значимости (Р<0,05). Для установления тесноты связи между изучаемыми показателями применялся корреляционный анализ с расчетом коэффициента Пирсона (С. Гланц, 1999).
Одним из главных критериев оценки адаптации ССС к различным факторам окружающей среды в со-
стоянии покоя является ЧСС. В процессе регистрации ЧСС достоверно более низкие значения прослеживались у слабослышащих мальчиков (74,8±1,3 уд./мин) в сравнении с практически здоровыми детьми (80,3±1,4 уд./мин Р1-2<0,01) и глухими сверстниками (81,5±2,5 уд./ мин Р2-3 <0,05) (диаграмма 1). При этом у учащихся общеобразовательной школы и у детей с ДСГ ЧСС не отличалась (Р1-3 >0,05).
При анализе пульса в группах здоровых и глухих мальчиков было установлено соответствие ЧСС показателям, характерным для детей периода второго детства (А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, 2008). Более низкие значения ЧСС школьников с ДСТ, по всей видимости, обусловлены высокими адаптационными возможностями организма к физическим нагрузкам.
В периоде второго детства степень влияния блуждающего нерва на сердце приближается к уровню взрослого человека, вызывая снижение ЧСС и повышение АД в состоянии покоя по отношению к данным детей более раннего возрастного периода (М. Р. Сапин, З. Г. Брыкси-на, 2007).
Оценка показателей АДс обнаруживала достоверные различия между данными мальчиков всех исследуемых групп. Более низкие значения наблюдались у глухих школьников (100,8±1,6 мм рт. ст.) в сравнении с практически здоровыми детьми (112,9±1,8 мм рт. ст., Р1-3 <0,001) и слабослышащими сверстниками (107,6±2,5 мм рт. ст., Р2-3 <0,05) (диаграмма 2).
Более высокие значения АДд были выявлены у практически здоровых мальчиков (64,9±1,5 мм рт. ст.) по отношению к глухим (57,6±1,8 мм рт. ст., Р1-3 <0,01) и слабослышащим школьникам (58,0±1,1 мм рт. ст., Р1-2 <0,01). У учащихся с глухотой и тугоухостью показатели АДд не отличались (Р2-3 >0,05).
При анализе АДп было установлено, что достоверно низкие значения наблюдались у глухих школьников (43,2±1,6 мм рт. ст.) в сравнении с практически здоровыми (48,0±1,4 мм рт. ст., Р1-3 <0,05) и слабослышащими сверстниками (49,6±2,2 мм рт. ст., Р2-3 <0,05). Анализ данных АД учащихся общеобразовательной школы и мальчиков с ДСТ обнаруживал показатели несколько выше по отношению к таковым для детей периода второго детства. Более низкие значения АД определялись у школьников с ДСГ, что может свидетельствовать о ретардации физического развития исследуемых.
Согласно исследованиям В. В. Парина (1962), З. Трефни (2002), ССС является индикатором адаптивно-приспособительных реакций организма. Важными показателями резерва ССС в состоянии покоя являются ДП и АП.
Более высокие значения ДП были выявлены у практически здоровых мальчиков (90,6 усл. ед.) по отношению к глухим (82,2 усл. ед.) и слабослышащим школьникам (80,5 усл. ед.) (табл. 1). Более низкие значения ДП детей с ДСТ и ДСГ, вероятно, обусловлены удовлетворительным уровнем адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам.
уд./мин 84
82 80 78 76 74 72
70
Л.
ПРАКТИЧЕСКИ СЛАБОЗДОРОВЫЕ СЛЫШАЩИЕ
ГЛУХИЕ
Диаграмма 1. Показатели частоты сердечных сокращений в исследуемых группах
мм.рт.ст.
120100 80 60 40 20
0
ПРАКТИЧЕСКИ СЛАБОЗДОРОВЫЕ СЛЫШАЩИЕ
ГЛУХИЕ
1АДс
□ АДд
ЕАДп
Диаграмма 2. Показатели артериального давления в исследуемых группах
Таблица 1
Показатели резерва сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя у исследуемого контингента (М±т)
Показатели Единицы измерения Практически здоровые Слабослышащие Глухие
АП усл. ед. 1,82 1,80 1,84
ПДП 90,6 80,5 82,2
Таблица 2
Физическая работоспособность у исследуемого контингента (М±т)
Показатели Единицы измерения Практически здоровые Слабослышащие Глухие *Р 1-2 *Р 1-3 *Р 2-3
Номера групп 1 2 3
ФР абсолют. кгм/мин 488,2 ±22,2 418,1 ±17,8 419,9 ±22,8 <0,05 <0,05 >0,05
ФР относит. кгм/мин/кг 14,4 ±0,4 11,6 ±0,5 13,9 ±0,9 <0,001 >0,05 <0,05
МПК относит. мл/кг 1,4 ±0,03 1,3 ±0,04 1,2 ±0,03 <0,05 <0,001 <0,05
^Примечание:
Р1-2 - достоверность различий между практически здоровыми и слабослышащими школьниками. Р1-3 - достоверность различий между практически здоровыми и глухими школьниками. Р2-3 - достоверность различий между слабослышащими и глухими школьниками.
Таблица 3
Время восстановления частоты сердечных сокращений и индекс Руффье после стандартной нагрузки у
исследуемого контингента (М±т)
Показатели Единицы измерения Практически здоровые Слабослышащие глухие *Р 1-2 *Р 1-3 *Р 2-3
Номера групп 1 2 3
ЧСС в покое уд./мин 80,3 ±1,4 74,8 ±1,3 81,5 ±2,5 <0,01 >0,05 <0,05
ЧСС на первых 10 с 127,7 ±1,3 126,0 ±3,7 123,8 ±1,7 >0,05 <0,05 >0,05
ЧСС на первой мин 85,6 ±2,1 90,8 ±3,1 92,7 ±3,5 <0,05 <0,05 >0,05
ИР усл. ед. 9,4 9,2 9,8
^Примечание:
Р1-2 - достоверность различий между практически здоровыми и слабослышащими школьниками. Р1-3 - достоверность различий между практически здоровыми и глухими школьниками. Р2-3 - достоверность различий между слабослышащими и глухими школьниками.
С целью определения компенсаторных возможностей ССС детей младшего школьного возраста проводилось определение АП. Оценка данных АП установила, что показатели у мальчиков исследуемых групп соответствуют уровню удовлетворительной адаптации (согласно шкалам уровня адаптации М. В. Антроповой с соавт., 2000).
Для объективной оценки функционального состояния ССС исследовали ФР - интегральный показатель функциональных возможностей организма, отражающий суммарную деятельность в основном всех систем (Е. К. Аганянц с соавт., 2001, Г. Д. Алексанянц, 2004).
Уровень абсолютной ФР имел достоверно низкие значения в группах школьников с тугоухостью и глухотой (418,1± 17,8 и 419,9±22,8 кгм/мин соответственно, Р2-3 >0,05) в сравнении с практически здоровыми сверстниками (488,2±22,2 кгм/мин, Р1-2 <0,05, Р1-3 <0,05) (табл. 2).
Более информативными являются данные относительного ФР, так как рассчитываются на кг массы тела исследуемого. Уровень относительного ФР у мальчиков периода второго детства подтверждал аналогичную закономерность показателей абсолютного ФР: более низкие значения в группе школьников с тугоухостью (11,6±0,5 кгм/мин/кг) в сравнении с практически здоровыми сверстниками (14,4±0,4 кгм/мин/кг, Р1-2 <0,001) и глухими детьми (13,9±0,9 кгм/мин/кг, Р2-3 <0,05).
У детей с ДСТ и ДСГ 8-12 лет уровень Фр соответствует показателям нижней границы возрастной физиологической нормы практически здоровых детей периода второго детства, что свидетельствует о низкой надежности функционирования систем организма, удовлетворительных адаптационных возможностях к физическим нагрузкам.
По мнению Г. Л. Апанасенко (2000), А. А. Потапчук (2007), ФР как индикатор уровня общей выносливости и деятельности систем организма имеет прямо пропорциональную взаимосвязь с величиной МПК, характеризующей то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени.
Максимальное потребление кислорода у мальчиков 8-12 лет обнаруживало достоверно низкие значения в группе школьников с глухотой (1,2±0,03 мл/кг) при сравнении с контрольной группой (1,4±0,03 мл/кг, Р13 <0,05) и слабослышащими детьми (1,3±0,04 мл/кг, Р2-3 <0,001).
При этом показатели МПК исследуемых групп имели однонаправленную динамику развития с абсолютным ФР. У детей общеобразовательной школы и учащихся с ДСТ между величинами абсолютного ФР и МПК была выявлена тесная прямая корреляционная взаимосвязь (0,9 и 0,8 соответственно), то есть с увеличением работоспособности возрастают максимальные аэробные возможности организма. У глухих школьников обнаруживалась прямая корреляционная взаимосвязь, но в меньшей степени (0,6).
Одним из показателей оценки изменения состояния
организма в процессе физической работы, надежности адаптации в условиях окружающей среды является проба Руффье.
Исследование работоспособности по данному тесту основано на обратно пропорциональной взаимосвязи между реакцией ССС и физической подготовленностью ребенка: чем ниже работоспособность, тем чаще ЧСС после физической нагрузки.
После выполнения стандартной нагрузки у мальчиков 8-12 лет оценка ЧСС определяла более низкие значения в группе глухих школьников в сравнении с детьми общеобразовательной школы (123,8±1,7 и 127,7±1,3 уд./мин соответственно Р1-3 <0,05). Учащиеся с ДСТ (126,0±3,7 уд./мин) не имели достоверных различий с практически здоровыми (Р1-2 >0,05) и глухими сверстниками (Р2-3 >0,05) (табл. 3).
На первой минуте восстановления ЧСС глухих и слабослышащих учащихся не возвращалась к исходным величинам (92,7±3,5 и 90,8±3,1 уд./мин соответственно), более близким к первоначальным данным был пульс практически здоровых школьников (85,6±2,1 уд./мин). Анализ показателей ИР у мальчиков исследуемых групп устанавливал удовлетворительный процесс восстановления после стандартной физической нагрузки.
Одним из важнейших звеньев в регуляции сердечных сокращений является вегетативная нервная система (ВНС), следовательно, по степени напряжения ее ре-гуляторных механизмов можно судить о функциональных резервах ССС и адаптационных возможностях всего организма (Е. Н. Сапожникова, Н. И. Шлык, 2002).
Ортостатическая проба является одним из информативных методов для выявления скрытых изменений со стороны ССС и основана на увеличении тонуса симпатического отдела ВНС при переходе из горизонтального положения в вертикальное.
Показатели ортостатической пробы у слабослышащих и глухих мальчиков (24,5±1,9 и 25,9±1,5 уд./мин соответственно Р2-3 >0,05) обнаруживали значительное возрастание ЧСС к концу первой минуты пребывания в вертикальном положении, что свидетельствует о неудовлетворительной переносимости пробы и вторичной гиперсимпатикотонии (диаграмма 3).
Удовлетворительную оценку пробы наблюдали у практически здоровых школьников (16,0±1,7 уд./мин), характеризующую первичную гиперсимпатикотонию. Частота пульса исследуемых данной группы была достоверно ниже в сравнении с мальчиками с ДСТ (Р1-2 <0,01) и глухотой (Р1-3 <0,001).
Одним из важных показателей вегетативной регуляции функционального состояния ССС является ВИК.
Величины ВИК у мальчиков 8-12 лет определяли достоверные различия между показателями сравниваемых групп. Более высокие значения были выявлены у глухих школьников (28,4±2,8 усл. ед.) в сравнении с практически здоровыми (18,3±2,9 усл. ед., Р1-3 <0,05) и слабослышащими (21,9±2,1 усл ед., Р2-3 <0,05) сверстниками.
25
20 15
10
0
ПРАКТИЧЕСКИ СЛАБО- ГЛУХИЕ
ЗДОРОВЫЕ СЛЫШАЩИЕ
■ Ортостатическая проба □ Ветативный индекс Кердо
Диаграмма 3. Показатели вегетативной регуляции сердечнососудистой системы у исследуемого контингента
Анализ вегетативной регуляции функционального состояния ССС устанавливал чрезмерно повышенную активность симпатического отдела у детей с ДСТ и глухотой, что свидетельствует о напряжении механизмов адаптации ССС в состоянии покоя.
Таким образом, функциональное состояние ССС у детей младшего школьного возраста с патологией слухового анализатора имеет общие закономерности развития с учащимися общеобразовательной школы. При этом дети со слуховой депривацией имеют ряд особенностей в функционировании данной системы в зависимости от степени нарушения слуха.
У слабослышащих и глухих учащихся показатели ЧСС находятся в пределах нижней границы возрастной физиологической нормы практически здоровых сверстников. Однако школьники с ДСТ имеют более низкие значения ЧСС по сравнению с глухими сверстниками.
Анализ данных АД мальчиков с ДСТ обнаруживает показатели несколько выше по отношению к таковым для детей периода второго детства. Более низкие значения АД определены у школьников с ДСГ, что может свидетельствовать о ретардации физического развития исследуемых.
У детей со слуховой депривацией наблюдаются достоверно более низкие значения абсолютной и относительной ФР, МПК по сравнению с практически здоровыми сверстниками, что соответствует низкой надежности функционирования систем организма, сниженным адаптационным возможностям к физическим нагрузкам, которые подтверждаются удовлетворительным процессом восстановления согласно данным пробы Руффье.
Анализ вегетативной регуляции у слабослышащих и глухих мальчиков устанавливает вторичную гиперсим-патикотонию, которую можно связать с гиподинамией, затруднением венозного возврата к сердцу, что свидетельствует о неэкономичном расходовании резервных возможностей детского организма и напряжении механизмов адаптации ССС.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аганянц, Е. К. Очерки по физиологии спорта / Е. К. Ага-нянц, Е. М. Бердичевская, А. Б. Трембач. - Краснодар: Экоин-вест, 2001. - 204 с.
2. Алексанянц, Г. Д. Использование феномена сердечно-дыхательного синхронизма для оценки регуляторно-адаптивных возможностей организма юных спортсменов / Г. Д. Алексанянц // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 8. - С. 25-39.
3. Антропова, М. В. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет/ М. В. Антропова, Г. В. Бородкина, Л. М. Кузнецова // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 1. - С. 56-61.
4. Апанасенко, Г. Л. Валеология на рубеже веков / Г. Л. Апа-насенко // Валеология. - 2001. - № 1. - С. 4-11.
5. Гланц, С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. -М.: Практика, 1999. - 459 с.
6. Макарова, Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей / Г. А. Макарова. - Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2002. - 800 с.
7. Макарова, И. М. Дифференцированный подход к оценке основных параметров сердечно-сосудистой системы школьников с нарушением зрения 8-16 лет / И. М. Макарова, И. А. Кузнецова // Адаптивная физическая культура. - 2005. - № 12. - С. 16-19.
8. Парин, В. В. Напряжение миокарда и функциональный резерв сердца / В. В. Парин, Ф. З. Меерсон. - Академия мед. наук СССР. Институт нормальной и патологической физиологии. - М., 1962. - 23 с.
9. Потапчук, А. А. Диагностика развития ребенка / А. А. По-тапчук. - СПб.: Речь, 2007. - 154 с.
10. Ростомашвили, Л. Н. Концепция адаптивного физического воспитания детей младшего школьного возраста с сенсорными нарушениями / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. - 2008. - № 2. - С. 7-12.
11. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
12. Сапожникова, Е. Н. Возрастные и индивидуальные особенности вариабельности сердечного ритма у детей в возрасте от 7 до 12 лет в покое и при ортостатической пробе / Е. Н. Сапожникова, Н. И. Шлык // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры / под ред. А. И. Федорова, С. Б. Шармановой. - Челябинск: УралГАФК, 2002. - С. 147-153.
13. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2008. - 620 с.
14. Трефни, З. Вегетативная регуляция сердечного ритма и аритмии у школьников / З. Трефни, И. А. Берснева // Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий XX - XXI, 2002. - С. 130-131.
15. Харитонова, Л. Г. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха / Л. Г. Харитонова. - Омск: СибГУФК, 2003. - 220 с.
16. Riely, M. Variability and determinism of motor behavior/ M. Riely// J. of motor behavior. - 2002. - V. 34. - № 2. - P. 78-79.
5
PECULIARITIES OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIAC-VASCULAR SYSTEM OF SCHOOL AGED CHILDREN HAVING HEARING ANALYZER PATHOLOGY
O. Medvedeva, a Post-Graduate
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
Results of the research of functional condition and adaptive reactions of cardiac-vascular system of 8-12 aged schoolchildren with different extent of hearing deprivation are given in the paper. Frequency of the cardiac systoli, arterial
press, an index of double composition, adaptive potential of changes of some indices of vegetative regulation of the cardiac-vascular system both in the
condition of rest and at testing standard physical loads. Results received are of interest for choosing the ways of correction of physical preparedness and rehabilitation of both deaf and low-hearing children.
Key words: junior school age, hearing deprivation, frequency of heart systoli, arterial press, adaptative potential, indices of vegetative regulation of cardiac-vascular system.
УДК: 796.01:612
ОСОБЕННОСТИ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У АКРОБАТОВ РАЗНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИИ МЫШЕЧНЫХ УСИЛИЙ
Аспирантка Друшевская В. Л.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161
Изложены результаты изучения «темного мышечного чувства» у акробатов разной квалификации. Установлено, что про-приоцептивная чувствительность при занятиях акробатикой возрастает и не зависит от специфики двигательной деятельности партнеров в акробатической паре.
Ключевые слова: дифференцирование кистевого, станового мышечного усилия, «темное мышечное чувство», мужские акробатические пары.
В процессе совершенствования спортивного мастерства у атлетов возрастают требования к точности выполнения движений. Так, в усло-
виях твердой опоры в поддержании позы важную роль играет пропри-оцептивный компонент (5, 8). При формировании автоматизма двигательного навыка в акробатике про-приорецепция является основным каналом обратной афферентации (6). Основанная на проприоцептив-ной чувствительности («темном мышечном чувстве») способность воспроизводить усилия необходимой величины, подвергать их дифференцированию и коррекции представляет сложный физиологический процесс (1, 2, 7).
В ряде видов спорта «темное мышечное чувство» играет важную роль в достижении желаемого результата (акробатические упражнения, бросок мяча в баскетболь-