Научная статья на тему 'Особенности функционального состояния организма студенток в процессе учебной деятельности'

Особенности функционального состояния организма студенток в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
368
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' ADAPTATION / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / EDUCATION ACTIVITIES / HEART RATE / PSYCHO-EMOTIONAL EFFORTS / ANXIETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаврилова Ирина Николаевна

Статья посвящена исследованию взаимоотношений физиологических, психофизиологических и психологических компонентов адаптации студенток в период обучения в университете. Особое внимание уделено роли этнических факторов в реализации комплекса адаптационных процессов. Использование таких методик, как анализ вариабельности сердечного ритма, определение функциональной активности полушарий, оценка тревожности по Спилбергеру Ханину позволило выявить как схожие, так и различающиеся черты адаптационного процесса у русских девушек и студенток коми-пермяцкой национальности. В частности, в процессе обучения в вузе у студенток обеих групп произошло возрастание роли симпатического звена регуляции сердечного ритма. Различия же состоят в том, что у русских студенток обнаружилась более высокая активность правого полушария, тогда как у студенток коми-пермяцкой национальности левого. Для них же характерен более высокий уровень личностной тревожности, что может быть связано с этническими особенностями. Практическая значимость работы заключается в использовании результатов для планирования учебной нагрузки, укомплектования академических групп, предупреждения избыточного эмоционального напряжения с целью уменьшения риска срыва адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаврилова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the relations between physiological, psycho-physiological and psychological elements of adaptation of female students at university. The particular consideration was given to the influence of ethnic factors during the implementation of adaptive processes. The use of the methods, such as heart rate variability analysis, measurement of the hemispheric functional activity level, anxiety assessment based on the Spielberger-Khanin scale, allowed the demonstration of both similar and distinguishing characteristics of adaptation processes among Russian girls and Komi-Permyak students. In particular, during the process of higher education both groups of students demonstrated the increased role of sympathetic part of heart rate regulation. The differences consisted in higher activity level of the right hemisphere in Russian students, while Komi-Permyak students demonstrated higher activity of the left hemisphere. The latter group showed higher level of personal anxiety, which may be associated with ethnic features. The practical value of the study includes the use of the results obtained in the process of scheduling the educational workload, formation of the academic groups, and prevention of the excessive emotional efforts, aimed at the reduced risk of adaptive failure.

Текст научной работы на тему «Особенности функционального состояния организма студенток в процессе учебной деятельности»

УДК 612.01:378.172-057.85

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.Н. Гаврилова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию взаимоотношений физиологических, психофизиологических и психологических компонентов адаптации студенток в период обучения в университете. Особое внимание уделено роли этнических факторов в реализации комплекса адаптационных процессов. Использование таких методик, как анализ вариабельности сердечного ритма, определение функциональной активности полушарий, оценка тревожности по Спилбергеру - Ханину позволило выявить как схожие, так и различающиеся черты адаптационного процесса у русских девушек и студенток коми-пермяцкой национальности. В частности, в процессе обучения в вузе у студенток обеих групп произошло возрастание роли симпатического звена регуляции сердечного ритма. Различия же состоят в том, что у русских студенток обнаружилась более высокая активность правого полушария, тогда как у студенток коми-пермяцкой национальности - левого. Для них же характерен более высокий уровень личностной тревожности, что может быть связано с этническими особенностями. Практическая значимость работы заключается в использовании результатов для планирования учебной нагрузки, укомплектования академических групп, предупреждения избыточного эмоционального напряжения с целью уменьшения риска срыва адаптации.

Ключевые слова:

Адаптация студентов, учебная деятельность, сердечный ритм, психоэмоциональное напряжение, тревожность.

В условиях социальной незащищенности и сильных стрессовых воздействий развивается опасная тенденция к снижению мотивации к здоровому образу жизни, выявляется негативная динамика роста заболеваемости студенческой молодежи [1]. Решение проблемы совершенствования подготовки педагогических кадров требует разработки методических и организационных вопросов обучения и воспитания, а также изучения состояния здоровья студентов как важнейшего базиса образования и творческого долголетия будущих специалистов.

Специфика условий высшей школы влияет на физиологические возможности организма, что приводит к напряжению и срыву механизмов адаптации. Комплексное изучение физиологических функций и механизмов их регуляции, обеспечивающих адаптацию организма, актуально как в биологическом, так и социальном плане, позволяет подойти к созданию функционально-адекватных программ профессионального обучения, рационализации трудовых процессов.

В последнее время большое внимание уделяется изучению особенностей адаптации студентов, относящихся к различным этносам. Однако не проведено подобных исследований, касающихся коми-пермяков. Это малочисленная этническая общность, компактно проживающая на территории Пермской области.

Целью работы явилось изучение параметров функциональной активности сердечнососудистой системы и психофизиологических показателей у студенток разных этнических групп в условиях адаптации к учебной нагрузке во время обучения в вузе.

Методика. Объектом исследования стали студентки с 1-го по 5-й курсы коми-пермяцкой национальности, обучающиеся на коми-пермяцком отделении филологического факультета, и русские студентки факультета биологии и химии педагогического университета в возрасте от 18 до 22 лет - 95 и 146 человек соответственно.

Гаврилова Ирина Николаевна, канд. биол. наук, доцент, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected] Область научных интересов: научно-методические основы формирования здоровья детей и учащейся молодежи

Комплекс физиологических исследований включал анализ физиологических показателей и параметров вегетативного гомеостаза по данным математического анализа сердечного ритма [2].

Сердечный ритм у студентов регистрировали с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард». Электрокардиограмму регистрировали в течение 5 минут с последующим анализом статистических, автокорреляционных и спектральных характеристик.

Учитывали динамику показателей, характеризующих состояние симпатического звена регуляции: амплитуду моды (АМо), вариационный размах (ВР), коэффициент вариации (КВ) и центрального контура: суммарную мощность спектра (ТР), мощность спектра в диапазоне высоких (ОТ), низких (LF) и сверхнизких частот (VLF), а также отношение VLF/HF. Характер соотношения симпатических и парасимпатических влияний оценивали по соотношению процентных вкладов LF/HF.

Функциональное состояние нервной системы оценивали путем измерения электродер-мальной реакции кожи с помощью активациометра АЦ-6 [3]. Определяли уровень психоэмоционального напряжения, активность левого (АЛ) и правого (АП) полушарий и коэффициент асимметрии полушарий (КА).

Для оценки тревожности в данный момент (ситуативная тревожность - СТ) и в обычной жизни (личностная тревожность - ЛТ) использовали тест Спилбергера Ч.Д., адаптированного Ханиным Ю.Л. [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1. Динамика показателей структуры сердечного ритма у студенток (М ± m)

Показатели Группа Курс

1 2 3 4 5

АМо, % коми 36,49 ± 3,05 39,82 ± 3,00 42,6 ± 2,97 47,19 ± 4,83 50,41 ± 23,7

русск. 44,74 ± 3,26* 45,07 ± 2,92 46,34 ± 4,2 51,4 ± 3,8 52,8 ± 5,51'

ВР, мс коми 320,9 ± 20,1 287,7 ± 18,0 243,2 ± 13,5 229,4 ± 15,4 229,9 ± 20,31

русск. 268,5 ± 17,6* 253,7 ± 14,4 247,68 ± 20,0 232,7 ± 13,8 220,5 ± 13,3х

КВ, % коми 7,58 ± 0,34 7,24 ± 0,36 6,05 ± 0,31 5,83 ± 0,32 5,65 ± 0,281

русск. 7,32 ± 0,45 7,30 ± 0,42 6,62 ± 0,51 5,99 ± 0,31 7,65 ± 1,54

ТР, мс2-1000 коми 3,97 ± 0,53 3,43 ± 0,51 2,43 ± 0,29 2,50 ± 0,35 2,18 ± 0,381

русск. 3,58 ± 0,60 2,81 ± 0,33 2,56 ± 0,44 2,07 ± 0,25 2,07 ± 0,251

ОТ, % коми 44 ± 3,75 45,32 ± 3,65 37,26 ± 3,33 43,61 ± 5,57 45,76 ± 4,75

русск. 44,4 ± 2,7 41,31 ± 3,13 41,33 ± 4,01 41,29 ± 3,15 33,81 ± 3,47*1

ЬР, % коми 40,6 ± 3,23 42,0 ± 3,01 39,13 ± 2,78 38,95 ± 4,75 40,82 ± 4,26

русск. 36,3 ± 2,49 41,33 ± 2,85 39,94 ± 3,29 41,49 ± 2,46 48,23 ± 3,081

УЬР, % коми 15,2 ± 1,78 12,66 ± 1,83 23,57 ± 3,13 17,42 ± 2,64 13,4 ± 2,03

русск. 15,8 ± 1,62 16,12 ± 2,03 18,71 ± 3,12 16,52 ± 2,19 17,96 ± 1,71*

УЬР/ИР коми 0,43 ± 0,08 0,39 ± 0,09 0,81 ± 0,17 0,70 ± 0,21 0,42 ± 0,1

русск. 0,44 ± 0,09 0,54 ± 0,10 0,63 ± 0,14 0,55 ± 0,10 0,92 ± 0,23*1

ЬР/ИР коми 0,69 ± 0,41 0,81 ± 0,61 1,0 ± 0,78 0,59 ± 0,24 1,48 ± 0,451

русск. 0,67 ± 0,61 0,81 ± 0,42 0,81 ± 0,67 0,89 ± 0,62 2,46 ± 0,56*

Примечание: * - р < 0,05 по отношению к коми-группе; 1 - р < 0,05 по отношению к 1-му курсу

Результаты, приведенные в табл. 1, показали, что от 1-го к 5-му курсу у студенток обеих групп происходит снижение величины ВР, ТР и увеличивается АМо. Это свидетельствует о прогрессирующем снижении активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы по мере адаптации к учебной деятельности. Приспособительное значение этих изменений заключается в более выраженной мобилизации энергетических ресурсов у студентов старших курсов, что позволяет обеспечить оптимальный уровень работоспособности.

В структуре спектральной мощности у русских студенток снизился вклад высокочастотных (HF) и увеличился вклад низкочастотных (LF) колебаний. У студенток коми наблюдалось снижение высокочастотных колебаний (HF), достигающее наиболее низкого уровня на 3-м курсе, а показатель низкочастотных колебаний (LF) сохранялся стабильно на протяжении всего

периода обучения в вузе. Это свидетельствует о преобладании активности симпатико-адреналовой системы.

Анализ спектрального компонента в области низких частот (VLF) показал, что у студенток обеих групп наблюдался наиболее высокий уровень этого показателя на 3-м курсе.

При оценке адаптационных резервов организма наиболее целесообразно анализировать динамику показателя LF/HF, отражающего баланс симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Во время обучения у студенток той и другой группы происходило увеличение отношения LF/HF от 1-го к 5-му курсу, что также свидетельствует о возрастании активности симпа-тико-адреналовой системы.

Анализ соотношения VLF/HF, отражающего степень активности центрального контура регуляции сердечного ритма, показал, что существуют различия его динамики у студенток коми и русских студенток. Во время обучения в вузе у студенток коми наблюдалось увеличение VLF/HF к 3-му и 4-му курсу и снижение этого показателя к 5-му курсу, тогда как у русских студенток наблюдалось увеличение этого показателя к 5-му курсу.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что студентки имеют преобладание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Чем активнее симпатический отдел ВНС, тем выше уровень возбудимости ЦНС и тем более выражена готовность к деятельности основных функциональных систем организма в процессе умственной деятельности.

При анализе уровня ПЭН (табл. 2) выявились существенные различия между обеими группами студенток. Установлено, что для студенток 1-го курса отделения коми характерно наличие более высокого уровня ПЭН, который почти вдвое превышал соответствующий показатель русских студенток.

Таблица 2. Динамика показателей электродермальной реакции (ЭДР) у студенток (М ± m)

Показатели Группа Курс

1 2 3 4 5

ПЭН коми 94,70 ± 8,56 118,87 ± 11,18 99,25 ± 11,13 85,88 ± 11,39 64,5 ± 9,081

русские 54,50 ± 4,77* 82,60 ± 7,33* 104,21 ± 12,15 85,52 ± 6,65 63,84 ± 8,14

АЛ коми 57,9 ± 8,63 68,33 ± 8,26 61,87 ± 8,05 44,58 ± 6,52 32,75 ± 4,11х

русские 28,0 ± 2,28* 46,8 ± 4,67* 58,21 ± 8,0 39,88 ± 4,14 33,0 ± 4,14

АП коми 50,7 ± 6,02 62,83 ± 6,76 57,81 ± 8,09 45,88 ± 5,99 31,87 ± 3,571

русские 28,5 ± 2,21* 48,4 ± 4,16* 58,84 ± 8,62 42,47 ± 3,17 32,76 ± 4,08

КА коми 2,59 2,86 4,88 -3,54 0,15

русские -1,19 -4,02* 0,82 -7,12 0,37

При оценке динамики показателей суммарной активности обоих полушарий установлено, что у студенток коми-отделения наблюдалось увеличение уровня ПЭН ко 2-му курсу, у русских студенток - к 3-му курсу. При этом у студенток коми-отделения обнаружилось явное преобладание левого полушария, для русских студенток характерно преобладание правого полушария. Именно правое полушарие способно выдерживать длительную информационную нагрузку. Его высокая функциональная активность помогает быть более успешным в ситуации неопределенности, в новой незнакомой ситуации. Студентки коми адаптируются за счет собственных ресурсов (левое полушарие переносит сильные, но кратковременные стрессовые воздействия).

Несомненная связь тревожности и адаптивности позволяет принять уровни личностной и ситуативной тревожности как факторы-маркеры. [5]. Полученные результаты (табл. 3) демонстрируют достаточно высокую (> 45 баллов) личностную тревожность у студенток коми на всем протяжении обучения в вузе. Выявлена корреляционная связь между личностной тревожностью и показателями структуры сердечного ритма. У русских студенток личностная тревожность имела высокий уровень на первых двух курсах.

При анализе полученных данных по ситуативной тревожности выявлено, что этот показатель у студенток обеих групп был на среднем уровне и не имел статистически значимых различий. Исключение составляют русские девушки 2-го курса и девушки коми 1-го курса, у которых ситуативная тревожность имела высокий уровень тревожности, что указывает на особую значимость начального периода обучения вузе.

Таблица 3. Уровень тревожности в данный момент (СТ) и уровень тревожности как устойчивая характеристика личности (ЛТ) у студентов, баллы (М ± т)

Показатели Группа Курс

1 2 3 4 5

СТ коми 46,68 ± 2,12 42,77 ± 2,02 39,43 ± 2,10 40,29 ± 2,18 38,93 ± 1,57

русские 41,59 ± 2,06 48,0 ± 1,68*' 39,47 ± 2,21 38,88 ± 1,79 41,73 ± 2,52

ЛТ коми 46,72 ± 0,95 46,15 ± 2,61 46,12 ± 1,71 44,64 ± 0,95 45,5 ± 1,41

русские 45,70 ± 1,12 46,80 ± 1,12 43,05 ± 0,87 40,88 ± 1,14** 43,92 ± 1,25

Примечание: * - р < 0,01; ** - р < 0,02 по отношению к коми-группе; 1 - р < 0,02 по отношению к 1-му курсу

Полученные данные уровня тревожности русских студенток и студенток коми свидетельствуют о большей адаптивности русских студенток по сравнению со студентками коми. Можно предположить, что одной из причин высокого уровня личностной тревожности у студенток коми группы является левостороннее латеральное предпочтение.

Теоретическая значимость полученных данных определяется тем, что выявление влияния этнического фактора позволит расширить подходы к проблеме адаптации студентов к условиям обучения в педагогическом вузе.

Практическая значимость исследований заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, планирования учебной нагрузки, при укомплектовании академических групп, для оценки степени их эмоционального напряжения с целью уменьшения риска срыва адаптации и прогнозирования донозологического состояния.

Выводы

1. В процессе обучения в вузе у студенток коми и русских студенток происходит возрастание роли симпатического звена регуляции сердечного ритма.

2. У студенток коми отделения наблюдалось увеличение уровня ПЭН ко 2-му курсу, у русских студенток - к 3-му курсу. Студентки коми-отделения имеют явное преобладание левого полушария, для русских студенток характерно преобладание правого полушария.

3. Студентки коми-группы имели более высокий уровень личностной тревожности на протяжении всего обучения в вузе, что может быть вызвано этническими особенностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.М. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. -М.: Наука, 1984. - 223 с.

3. Цагарелли Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека на приборе АЦ-6: учеб. пособие. - Казань, 2002.

4. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. Н. Дубенюк. - М.: Эксмо, 2005. - 416 с.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

Поступила 10.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.