34
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
УДК 616-055.23:613.89
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛО-ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.Л. Чёрная2, Е.И. Злакоманова2, В.Р. Кучма1 Щаучно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия 2ГБОУ ВПО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ярославль, Россия
Изучены гендерные особенности динамики состояния здоровья школьников в начальной школе и влияние организации учебно-воспитательного процесса с учетом поло-личностного подхода на формирование здоровья, адаптивных и функциональных возможностей девочек в начальной школе. Установлено, что организация раздельного обучения детей в начальной школе с использованием гендерного подхода обладает высоким здоровьесберегающим влиянием на девочек и сопровождается к ее окончанию снижением распространенности патологии костно-мышечной системы и органов дыхания, гармонизацией физического статуса, адаптационного потенциала и функциональных показателей сердечно-сосудистой системы.
Ключевые слова: младшие школьники; здоровье; адаптационный потенциал; функциональные возможности; поло-личностное образование.
N.L. Chyornaya, E.I. Zlakomanova, V.R. Kuchma □ FEATURES OF FORMATION OF HEALTH OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF GENDER EDUCATION □ Scientific Research Institute of Hygiene and Health protection of children and teenagers of FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia; SBEI HPE «Yaroslavl State Medical University» under Ministry of Health of Russia, Yaroslavl, Russia.
Are studied gender features of dynamics of a state of health, school students at elementary school and influence of the organization of teaching and educational process taking into account hollow and personal approach on formation of health, adaptive and functionality of girls at elementary school. It is established that the organization of separate training of children at elementary school with use of gender approach has high health saving influence on girls and is followed to its termination by decrease in prevalence ofpathology of bone and muscular system and respiratory organs; harmonization of the physical status, adaptation potential and functional indicators of cardiovascular system.
Key words: younger school students; health; adaptation potential; functionality; hollow and personal education.
Введение. Неблагоприятные демографические процессы в последние годы в России сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков [1, 2]. Так называемый «школьный фактор» вносит существенный вклад в ухудшение здоровья детей. Обучение в большинстве современных школ характеризуется значительной интенсификацией учебного процесса без учета психофизиологических особенностей пола при организации учебного процесса [3, 4]. В то же время многочисленными исследованиями установлены существенные различия между детьми разного пола в темпах и сроках развития отдельных функциональных систем и организма в целом [4, 5]. Единые стандарты обучения и воспитания, применяемые в современной школе к учащимся без учета темпов
формирования и последовательности развития функциональных систем организма у детей разного пола, могут приводить к дезадаптации, а в дальнейшем оказывать негативное воздействие на формирование психологических свойств личности девочек и мальчиков. Среди современных инновационных образовательных технологий, учитывающих влияние половых различий на физиологические процессы развития и становление личности, система раздельного обучения является одной из самых обсуждаемых в педагогической среде, имеющей как сторонников, так и противников. Вместе с тем имеются лишь единичные исследования, посвященные сравнительному изучению закономерностей формирования здоровья школьников при раздельной и смешанной форме обучения [6].
АВГУСТ №8 (269)
35
Цель исследования — изучение гендерных особенностей динамики состояния здоровья учащихся в начальной школе и влияния организации учебно-воспитательного процесса с учетом поло-личностного подхода, направленного на формирование здоровья, адаптивных и функциональных возможностей девочек в начальной школе.
Материалы и методы. Обследовано в динамике взросления с 1-го по 4-й класс 154 ребенка обоих полов младшего школьного возраста (6—11 лет); из них 119 детей (60 девочек и 59 мальчиков) обучались в младших классах общеобразовательных школ и 35 девочек обучались в начальной школе МОУ «Женская гимназия». Социальный статус семей детей, включенных в исследование, не имел значимых отличий в образовательных организациях разного вида. Образовательный процесс в женской гимназии строился с использованием здоровьеформирующих технологий (трехразовое питание, активное физическое воспитание, офтальмотренажеры, конторки Базарного). В программу обучения в ЖГ были введены особые развивающие предметы: «Ритмика с элементами корригирующей гимнастики», «Хореография», «Этика-эстетика-этикет», «Формирование культурно-гигиенических навыков девочки», «Введение в сознательное материнство». Уроки обязательного физического воспитания составляли четыре часа в неделю: 2 урока физической культуры, 1 урок хореографии, 1 урок ритмической гимнастики с корригирующими элементами, направленными на формирование правильной осанки. Объем обследования включал стандартную процедуру педиатрического осмотра, дополненную современными методиками педиатрического скрининга для оценки функционирования основных систем организма, уровня физического развития, степени его гармоничности и осмотры врачей специалистов.
Адаптационные возможности сердечнососудистой системы определялись путем вычисления адаптационного потенциала (АП) сердечно-сосудистой системы (Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1997) в модификации Н.А. Ананьевой (1991) и Ю.А. Ямпольской (2003). Величина показателя АП оценивалась по нормативным шкалам, разработанным для детей (Антропова М.В., 2000; Саливан И.И., 2001).
Статистическая обработка материала проводилась с помощью пакета прикладных программ З^ЙБИса версии 7.0. В качестве порогового уровня статистической значимости принимались значения р < 0,05.
Результаты и обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что обучение в начальной общеобразовательной школе сопровождается ухудшением состояния здоровья и физического развития детей, особенно девочек. У школьниц в 4 классе распространенность болезней костно-мышечной системы (БКМС) по сравнению с началом обучения выросла в 1,6 раза (р < 0,05) за счет таких морфофункциональных отклонений (МФО), как нарушение осанки, уплощение стопы и превысила распространенность БКМС у мальчиков почти в 2 раза. Та же закономерность наблюдалась и по болезням органов дыхания, рост распространенности которых произошел преимущественно за счет функциональной патологии носоглотки: гипертрофии миндалин и аденоидов. В 4-м классе по сравнению с 1-м на 23 % сократилось количество девочек с гармоничным физическим развитием (р < 0,01) и в 1,9 раза увеличилось количество девочек с резко дисгармоничным развитием, превысив аналогичный показатель у мальчиков в 4 раза (р < 0,05).
Поскольку одним из значимых критериев здоровья является достаточная функциональная адаптация ребенка, было изучено функциональное состояние кардиореспира-торной системы как наиболее информативной индикаторной системы функционального состояния организма и его адаптационных возможностей. В динамике обучения наблюдалось ухудшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей, которое было особенно выражено у девочек (рис. 1).
Распространенность неблагоприятных реакций артериального давления (АД), таких как гипертензия, гипотензия, изменения пульсового давления, в том числе за счет повышения диастолического артериального давления (ДАД), в 4-м классе, по сравнению с 1-м классом, у девочек выросла в 2,3 раза (р < 0,005). Частота неблагоприятных реакций АД у девочек в 4-м классе была достоверно выше, чем у мальчиков (р < 0,05).
Адаптационный потенциал, отражающий адаптацию кардиореспираторной системы к изменениям окружающей среды, в динамике обучения также имел гендерные различия: к окончанию начальной школы лишь у 38 % девочек и 58 % мальчиков (р < 0,05) отмечалось удовлетворительное течение адаптационных процессов; у 21 % девочек и только у 3 % мальчиков (р < 0,05) регистрировался срыв адаптации.
С целью изучения влияния организации учебно-воспитательного процесса на здоровье
36
ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)
73%
1 класс
4 класс
нормальные значения АД
детей выполнено сравни- Девочки
тельное изучение динамики состояния здоровья девочек начальной школы, обучавшихся в женской гимназии с поло-ориентированным обучением, и девочек, обучавшихся в средней общеобразовательной школе (СОШ) в смешанных классах. При поступлении в начальную школу девочки сравниваемых групп не имели существенных различий по состоянию здоровья. В выпускном классе ЖГ распределение девочек по группам здоровья существенно не изменилось по сравнению с началом обучения. В выпускном классе начальной школы 64 % учениц СОШ имели III группу здоровья, в отличие от гимназисток, у которых III группа здоровья регистрировалась достоверно реже — у 43 % девочек (р < 0,05). В 4-м классе показатель общей заболеваемости школьниц увеличился на 63 %, в то время как у гимназисток — уменьшился на 66 % (р < 0,05). Снижение общей заболеваемости у гимназисток произошло в основном за счет МФО со стороны костно-мышечной системы, а также за счет класса болезней эндокринной системы и нарушения обмена веществ. В отличие от гимназисток, у младших школьниц СОШ в процессе взросления отмечался значительный рост так называемых «школьно-ассоциированных» заболеваний: органов зрения — в 2,4 раза (< 0,05), костно-мышечной системы — в 1,6 раза (<0,05).
Высокая заболеваемость школьниц по сравнению с гимназистками в выпускном классе начальной школы сочеталась с высокой распространенностью у них дисгармоничного морфологического статуса (см. табл.). В 4-м классе у 73 % гимназисток и лишь у 33 % школьниц физическое развитие оценено как гармоничное (р < 0,01). С 1-го по 4-й классы
Таблица. Динамика физического развития школьниц и гимназисток в начальной школе
Мальчики
8%
61%
39% ;
1 класс
4 класс
неблагоприятные реакции АД
Рис. 1. Сравнительная характеристика частоты нормальных значений и неблагоприятных реакций АД у учеников разного пола в 1-м и 4-м классах начальной школы Примечание: * р < 0,005 — достоверность различий показателей в начале и в конце обучения в начальной школе; ** р < 0,05 — достоверность различий показателей между мальчиками и девочками в 4-м классе
Физическое развитие Количество детей % Р
Школьницы Гимназистки
1 класс Гармоничное 56 62 > 0,05
Дисгармоничное 34 30 > 0,05
Резко дисгармоничное 10 8 > 0,05
4 класс Гармоничное 33 73 < 0,01
Дисгармоничное 48 20 < 0,05
Резко дисгармоничное 19 7 > 0,05
на 35 % выросло количество школьниц с дисгармоничным и резко дисгармоничным физическим развитием.
Таким образом, установлены значимые различия в динамике формирования здоровья девочек младшего школьного возраста в зависимости от формы обучения. Достигнутые позитивные характеристики состояния здоровья гимназисток в значительной степени обусловлены мероприятиями, направленными на повышение адаптационных возможностей организма ребенка посредством оптимальной организации школьной среды с учетом пола и возраста. В динамике обучения у гимназисток не было зафиксировано ухудшения функциональных показателей сердечно-сосудистой системы (рис. 2), в то время как у школьниц имел место рост неблагоприятных реакций АД, свидетельствующий о напряженном функционировании сердечно-сосудистой системы: в 4-м классе такие реакции у школьниц встречались в 1,5 раза чаще, чем у гимназисток (р < 0,05).
Увеличение неблагоприятных реакций АД в выпускном классе начальной школы у девочек независимо от формы обучения свидетельствовало о возрастании физиологической стоимости учебной работы.
Незначительный рост данного показателя у гимназисток указывает на то, что девочки в однополых классах испытывали меньшее напряжение, и у них преобладали адекватные гуморальные и гемодинамические реакции организма. Подтверждением вышесказанного является отсутствие позитивных изменений адаптационного
АВГУСТ №8 (269)
37
потенциала в динамике обучения у школьниц, в то время как у гимназисток на 13 % увеличилось количество девочек с удовлетворительным показателем адаптации. У гимназисток в 4-м классе не было зарегистрировано срывов адаптационных процессов, в то время как каждая пятая школьница (21 %) в 4-м классе имела срыв адаптации (р < 0,05). Таким образом, к окончанию начальной школы у гимназисток функциональное напряжение кардиоре-спираторной системы было менее выраженным, а адаптивные реакции носили благоприятный характер по сравнению со школьницами.
Выводы. Обучение в начальной общеобразовательной школе сопровождается снижением уровня здоровья детей, значительно более выраженным у девочек, чем у мальчиков, и характеризуется к моменту ее окончания увеличением по сравнению с началом обучения распространенности у девочек морфофунк-циональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дисгармоничным физическим развитием и ухудшением функциональных параметров кардиореспираторной системы;
Установлены значительные различия в динамике уровня здоровья девочек младшего школьного возраста в зависимости от типа учебной организации. У девочек, обучавшихся в условиях начальной общеобразовательной школы «Женская гимназия», в выпускном классе по сравнению с первым классом на 66 % снизилась общая заболеваемость: на 73 % — распространенность заболеваний костно-мышечной системы, на 32 % — органов дыхания; на 29 % реже регистрировался дисгармоничный физический статус. У школьниц, получавших образование в общеобразовательной школе, уровень общей заболеваемости к 4-му классу вырос на 63 %, преимущественно за счет так называемых «школьно-ассоциируемых» заболеваний.
В условиях раздельного обучения адаптационный потенциал и функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у девочек-гимназисток к моменту окончания начальной школы имели благоприятную динамику, достоверно уменьшилось число неблагоприятных адаптивных реакций, в отличие от сверстниц, получавших образование
Рис. 2. Частота неблагоприятных реакций и нормальных значений АД у школьниц и гимназисток в 1-м и 4-м классах начальной школы Примечание: *р < 0,05 — достоверность различий показателей между гимназистками и школьницами в 4-м классе
в условиях смешанной формы обучения, у
которых отмечался рост неблагоприятных
видов адаптивных реакций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, А.Ю. Макарова, И.К. Рапопорт //Здравоохранение Российской Федерации. 2014. № 3. С. 4—9.
2. Теппер Е.А. и др. Особенности физического развития детей на разных этапах школьного обучения / Е.А. Теппер, Л.С. Намазова-Баранова, Т.Е. Таранушенко, Н.Ю. Гришкевич //Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 27—33.
3. Кучма В.Р. и др. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В.Р. Кучма, И.В. Звездина, Н.С. Жигарева //Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 4. С. 9—12.
4. Судогина Л.В. Здоровьесберегающие аспекты раздельно-параллельного образования //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 36—42.
5. Куинджи Н.Н. Профилактические основы поло-личностного, (гендерного) подхода к обучению и воспитанию детей в школе. М.: Союз педиатров России. 2012. 128 с.
6. Иванова И.В. и др. Влияние различных форм организации учебного процесса на состояние процессов адаптации у школьников / И.В. Иванова, Н.Л. Черная, Л.И. Мозжухина, М.В. Смекалова, Е.И. Колбешина //Здоровье и образование в XXI веке: Материалы Третьей международной научно-практической конференции. М., 2002. С. 199.
Контактная информация:
Чёрная Наталия Леонидовна, тел.: 8 (4852) 35-66-92, e-mail: [email protected]
Contact information: Chyornaya Natalia, р^пе: 8 (4852) 35-66-92, e-mail: [email protected]