Научная статья на тему 'Особенности формирования виртуализированной инновационной инфраструктуры региона'

Особенности формирования виртуализированной инновационной инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VIRTUALIZATION / REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Какатунова Т. В., Морозов А. А.

Рассмотрена возможность использования современных информационно-телекоммуникационных технологий при формировании инновационной инфраструктуры региона. Предложено понятие «виртуализированная инновационная инфраструктура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE VIRTUALIZATION1FGBOU Institution «National Research University» MEI«Branch in Smolensk

The possibility of using modern information and communication technologies in the formation of regional innovation infrastructure. The concept of «innovative virtualized infrastructure».

Текст научной работы на тему «Особенности формирования виртуализированной инновационной инфраструктуры региона»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛИЗИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Какатунова Т.В., д.э.н., доцент Филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске Морозов А.А., к.э.н., старший преподаватель Смоленского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Рассмотрена возможность использования современных информационно-телекоммуникационных технологий при формировании инновационной инфраструктуры региона. Предложено понятие «виртуализированная инновационная инфраструктура».

Ключевые слова: виртуализация, инновационная инфраструктура региона, инновационная деятельность.

FEATURES OF FORMATION OF REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE VIRTUALIZATION

Kakatunova T., Doctor of Economics, associate professor of FGBOU Institution «National Research University» MEI« Branch in Smolensk Morozov A., Ph.D, Senior Lecturer, Smolensk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

The possibility of using modern information and communication technologies in the formation of regional innovation infrastructure. The concept of «innovative virtualized infrastructure».

Keywords: virtualization, regional innovation infrastructure, innovation.

Информационно-коммуникационные технологии достаточно длительное время рассматривались в качестве второстепенного инструмента управления инновационными процессами в регионе. При этом вопросы рационализации процессов поддержки региональной инновационной деятельности в результате применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) практически не поднимались. Более того, современные ИКТ применялись в основном лишь в рамках одной из подсистем инновационной инфраструктуры - «информационной».

Однако в последние годы значение информации и ИКТ значительно возросло. Следует отметить, что появилось множество новых методологических подходов к управлению данным ресурсом, в рамках которых основной задачей ИКТ является либо ликвидация территориальной разобщенности за счет использования сети Интернет образовательными и научными организациями и промышленными предприятиями, либо сокращение времени решения ряда организационных вопросов [1,2]. В тоже время полноценный перенос этапов инновационного процесса в информационное пространство практически не рассматривался. Также непроработанными в полной мере остаются методические аспекты создания виртуальных элементов инновационной инфраструктуры и их интеграции в единую инновационно-информационную сеть региона. Сказанное определяет необходимость значительной корректировки процедур поддержки инновационной деятельности в регионе.

Как представляется, одним из способов обеспечения эффективности функционирования элементов инновационной инфраструктуры региона является ее формирование с использованием современных инструментов электронной экономики (э-экономики), в том числе виртуальных элементов инфраструктуры. В общем случае под «виртуализированной инновационной инфраструктурой» следует понимать новую форму деятельности организаций, осуществляющих поддержку инновационных процессов в регионе, которая обеспечивает за счет широкого применения инструментов э-экономики и информационно-коммуникационных технологий выполнение отдельных этапов инновационной деятельности в виртуальном пространстве [3].

Сформулируем основные научно-организационные предпосылки использования инструментов э-экономики для формирования виртуализованной инновационной инфраструктуры региона:

1. Формирование виртуальной инновационной инфраструктуры может способствовать снижению затрат (финансовых, материальных, временных и т.п.) на реализацию инновационных проектов за счет компьютерной имитации отдельных операций и объектов в виртуальном пространстве или передачи выполнения ряда функций инструментам э-экономики, виртуальным элементам инновационной инфраструктуры и автоматизированным системам, что приведет к быстрой окупаемости инновационных проектов.

2. Современные ИКТ и виртуальные элементы инновационной инфраструктуры позволяют осуществлять большинство промежуточных этапов инновационной деятельности в виртуальном пространстве, что обеспечивает низкие текущие издержки проектов и

практически полное отсутствие постоянных издержек из-за сокращения потребности в приобретении зданий, сооружений и т.п.

3. Высокая степень адаптации и гибкости процедур инновационной деятельности к изменениям условий внутренней и внешней инновационной среды за счет возможности привлечения для осуществления проектов или отдельных их этапов разных исполнителей, либо быстрой модификации промежуточных результатов инновационной деятельности и, соответственно, корректировки следующих этапов инновационного проекта.

4. Обеспечение оперативности реагирования на изменение запросов со стороны потребителей инноваций, а также интересов поставщиков инноваций, партнеров и потребителей.

5. Эффективная реализация функций контроллинга инновационной деятельности на основе автоматизированного мониторинга реализации инновационных проектов в РПК.

6. Возможность установления тесной взаимосвязи реализуемых бизнес-процессов инновационной деятельности с бизнес-процессами формирования компетентности исполнителей того или иного этапа инновационного проекта.

7. Возможность обеспечения оперативного подбора и переподготовки кадров как в регионе, так и за его пределами для решения задач, требующих специфических компетенций, требуемых в рамках конкретного этапа инновационного проекта.

8. Интеграция информационных и интеллектуальных ресурсов разработчиков для решения конкретных задач инновационного проекта.

9. Автоматизация процесса извлечения открытых инноваций из внутренней или внешней среды региона с целью их коммерциализации с учетом специфики и величины его инновационного потенциала.

10. Обеспечение прозрачности процедур использования государственных ресурсов в сфере инновационной деятельности.

Очевидно, что высокий уровень развития ИКТ способен привести к существенным изменениям существующей методологии формирования, организации и управления функционированием инновационной инфраструктурой регионов.

Рассматривая вопросы оптимизации инновационной деятельности в регионе на основе применения современных ИКТ, следует отметить возможность полной или частичной «виртуализации» инновационной инфраструктуры, что в условиях перехода к э-эко-номике и экономике знаний, а также быстро изменяющейся экономической среды, с одной стороны, обеспечит как высокую степень адаптивности элементов инновационной инфраструктуры к изменяющимся внешним и внутренним факторам, так и оперативность реагирования на эти факторы, с другой стороны, позволит существенно сократить издержки на формирование и развитие инновационной инфраструктуры региона.

Виртуализация предполагает включение в инновационную инфраструктуру ряда виртуальных элементов. Под виртуальными элементами инновационной инфраструктуры будем понимать типы организационно-экономических институтов, непосредственно обес-

печивающих условия реализации инновационных процессов посредством переноса их в виртуальное пространство с целью экономии ресурсов, ускорения реализации отдельных этапов разработки и внедрения инноваций за счет использования современных ИКТ.

Можно предложить следующие типы виртуальных элементов инновационной инфраструктуры региона: 1) виртуальный технопарк, работа которого по коммерциализации новшеств при использовании ИКТ может быть организована без его физического расположения на определенной территории путем телекоммуникационного привлечения специалистов, научно-исследовательских и производственно-технологических мощностей для решения конкретных задач инновационной деятельности; 2) обучающие э-центры (или центры э-обучения) и электронный учебный портал крупной компании для обучения сотрудников в сфере инноваций; 3) консультационно-информационные центры, в которых разработчики получают информационную помощь от патентного поверенного в разработке бизнес-плана инновационного проекта; 4) специализированные центры коллективного пользования; 5) сертификационные центры, осуществляющие помощь по сертификации инноваций в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008; 6) тематические порталы и базы данных, включая гео-информационную систему, для финансовых и венчурных организаций, федеральных и региональных органов власти, кадровых центров, использующих информационные системы класса B2E (бизнес для трудовой занятости) для подбора специалистов в инновационной сфере; 7) социальные сети индивидуальных разработчиков новшеств для электронного обмена данными; 8) центры аудита инновационной деятельности; 9) системы э-бизнеса (э-коммерции): системы класса B2B (бизнес для бизнеса) для взаимодействия субъектов региона при совместном осуществлении этапов инновационной деятельности с помощью виртуальных торговых площадок; аукционов; бирж; порталов для поиска партнеров по коммерциализации новшеств; системы класса B2C (бизнес для потребителя) для поддержки бизнес-процессов реализации инноваций; системы класса C2B (потребители для бизнеса) и C2C (взаимодействие потребителей), предоставляющие возможность индивидуальным разработчикам инноваций осуществлять поиск предприятий для доработки и реализации их идей; 10) виртуальное сообщество (Virtual Community), как объединение субъектов инновационной деятельности для работы в виртуальном пространстве над одним инновационным проектом; 11) виртуальный конференц-центр; 12) виртуальный инкубатор, осуществляющий подготовку и вывод на рынок виртуальных предприятий (интернет-компаний); 13) локальные вычислительные сети в регионе, реализующие системы типов Intranet и Extranet, региональные и глобальные вычислительные сети.

Приведенные виртуальные элементы инновационной инфраструктуры могут осуществлять поддержку, как на всех этапах инновационного процесса, так и лишь на отдельных из них. Так, в числе структур первого типа могут быть названы виртуальный технопарк, социальные сети индивидуальных разработчиков новшеств, системы э-бизнеса, виртуальное сообщество, виртуальный конференц-центр, а также локальные вычислительные сети в регионе, региональные и глобальные вычислительные сети. Тематические

порталы и базы данных в зависимости от своего содержания также могут быть задействованы практически во всех этапах инновационного процесса. Ко второй группе виртуальных элементов можно отнести обучающие э-центры, консультационно-информационные центры, специализированные центры коллективного пользования, сертификационные центры, осуществляющие помощь по сертификации инноваций в соответствии с требованиями международного стандарта 1БО 9001:2008, центры аудита инновационной деятельности и виртуальный инкубатор.

При этом обучающие э-центры, с одной стороны, могут формировать знания и навыки в инновационной сфере, с целью стимулирования инновационной инициативы сотрудников, а, с другой стороны, повышать квалификационный уровень персонала для использования инновационного оборудования, разработок, технологий на предприятии. Услуги консультационно-информационных центров могут потребоваться, прежде всего, на стадии создания новшества в процессе разработки обоснованного инновационного проекта для его коммерциализации, а также для закрепления прав на интеллектуальную собственность при передаче и коммерциализации новшеств. Как представляется, сертификационные центры могут подключаться на аналогичных этапах инновационного процесса. Специализированные центры коллективного пользования могут быть задействованы на таких этапах, как создание новшества, коммерциализация и продвижение. Центры аудита инновационной деятельности должны оказывать свои услуги, прежде всего, в процессе коммерциализации новшества и оценки экономической эффективности. Поддержка со стороны виртуального инкубатора может потребоваться на этапах маркетинга, создания новшества и коммерциализации.

В таблице 1 приведено соответствие виртуальных элементов подсистемам инновационной инфраструктуры. Основные виртуальные элементы инновационной инфраструктуры региона могут принимать участие в реализации, как полного цикла инновационного процесса, так и его отдельных этапов.

В зависимости от выбранных инновационной стратегии устойчивого развития региона и стратегии развития инновационной инфраструктуры, характеристик инновационного потенциала региона, существующих потребностей в услугах, связанных с поддержкой инновационной деятельности в регионе, можно рассматривать различные варианты включения виртуальных элементов в инновационную инфраструктуру с точки зрения их общего количества и многообразия выполняемых функций.

Методика включения виртуальных элементов в инновационную инфраструктуру региона представляет собой совокупность следующих этапов, осуществляемых в строгой последовательности:

1. Определение целей и задач виртуализации региональной инновационной инфраструктуры.

2. Генерация и анализ альтернативных вариантов интеграции виртуальных элементов в региональную инновационную инфраструктуру с учетом необходимости решения выявленных проблемных вопросов в сфере поддержки инновационной деятельности и повышения эффективности инновационной инфраструктуры региона в целом.

Таблица 1. Соответствие виртуальных элементов подсистемам инновационной инфраструктуры

Подсистемы инновационной инфраструктуры Виртуальные элементы

финансовая виртуальный технопарк, системы э-бизнеса, тематические порталы и базы данных

производственно- технологическая виртуальный технопарк, специализированные центры коллективного пользования, виртуальное сообщество, виртуальный инкубатор

информационная виртуальный технопарк, консультационно-информационные центры, сертификационные центры, тематические порталы и базы данных, социальные сети индивидуальных разработчиков новшеств, системы э-бизнеса, виртуальный конференц-центр

кадровая виртуальный технопарк, обучающие э-центры, виртуальный конференц-центр

экспертно- консалтинговая виртуальный технопарк, консультационно-информационные центры, сертификационные центры, тематические порталы и базы данных, центры аудита инновационной деятельности

сбытовая виртуальный технопарк, системы э-бизнеса, тематические порталы и базы данных, локальные, региональные и глобальные вычислительные сети

Можно предложить три основных типа интеграции виртуальных элементов в инновационную инфраструктуру региона:

- По степени виртуализации. При этом могут рассматриваться варианты, когда та или иная подсистема инновационной инфраструктуры полностью представлена виртуальными элементами, либо только ее отдельные составляющие. Соответственно высокая, средняя или низкая степень виртуализации будет определять в зависимости от масштаба услуг, оказываемых виртуальными элементами инновационной инфраструктуры в рамках каждой из ее подсистем.

- По степени кооперативности, в соответствии с которой виртуальные элементы могут создаваться либо отдельными организациями инновационной инфраструктуры, либо совместно и объединять между собой несколько организаций. При этом определяется уровень централизации управления виртуальными элементами инновационной инфраструктуры: либо существует единый координационный центр в данной сфере, осуществляющий общее руководство и координацию при осуществлении услуг виртуальными элементами, либо создается сеть равноправных и равнозначимых виртуальных элементов.

- По степени охвата этапов жизненного цикла инновационного проекта. В этом случае виртуальные элементы могут охватывать все этапы инновационного процесса (комплексная виртуализация) или только некоторые из них, например, с точки зрения критичности для обеспечения непрерывной реализации инновационных процессов в региональном промышленном комплексе.

3. Анализ рисков виртуализации в соответствии с каждым из предложенных типов и их влияния на риски инновационной деятельности.

4. Выбор рационального типа интеграции виртуальных элементов в инновационную инфраструктуру региона. Данное решение, безусловно, должно быть согласовано с инновационной стратегией устойчивого развития региона и стратегией развития инновационной инфраструктуры.

5. Формирование перечня необходимых виртуальных элементов.

6. Анализ уровня развития ИКТ в регионе, в том числе обеспеченности ИКТ организаций инновационной инфраструктуры и других субъектов инновационной деятельности.

7. Определение перечня и направлений развития ИКТ с учетом формируемых вследствие виртуализации инновационной инфраструктуры инновационно-информационных потоков.

8. Формирование необходимой ИКТ-инфраструктуры региона и создание виртуальных элементов инновационной инфраструктуры.

Виртуализация инновационной инфраструктуры, как представляется, позволит значительно повысить эффективность процессов поддержки инновационной деятельности в регионах.

Литература:

1. Романо А.Н., Одинцова Б.Е. Информационные системы в экономике. М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И., Криковцев И.В. Организация и управление НИОКР: дистанционные методы и информационно-коммуникационные технологии. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2003.

3. Какатунова Т.В. Принципы построения адаптивной региональной инновационной инфраструктуры // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. №4. С. 73-76.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Попов А.С., к.э.н., доцент кафедры экономики и права РГСУ (Мурманский филиал)

В статье исследуются муниципальные образования в современных условиях. Муниципальные образования рассмотрены как децентрализованная система, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных территориальных сообществ.

Ключевые слова: муниципальные образования, органы местного самоуправления, основы местного самоуправления, самостоятельный уровень публичной власти, муниципальное развитие.

MUNICIPAL EDUCATION AS THE BASIS OF THE ECONOMIC SYSTEM

Popov A., Ph.D., assistant professor of economics and law RSSU (Murmansk branch)

The article investigates the municipalities in the modern world. Municipal entities considered as a decentralized system that requires a certain independence, autonomy of the local territorial communities.

Keywords: municipalities, local self-government, the foundations of local self-government, independent level of public power, municipal development.

Муниципальные образования - это открытые системы, активно взаимодействующие с другими аналогичными системами. Территориальные же образования других уровней и масштабов выполняют преимущественно роль пространственной среды межмуни-ципальных взаимодействий, среды содействующей или препятствующей межмуниципальным связям и отношениям. Однако и эта территориальная среда, в свою очередь и соответствующим образом организуется, вследствие чего также приобретает определенные системные характеристики.

Такое понимание территориальных систем влечет за собой и соответствующую трактовку территориального развития, как сложной комбинации процессов развития разнородных, разноуровневых территориальных образований. Действительно, изначальный и основной смысл территориального развития вообще должен связываться, прежде всего, с процессами собственно муниципального развития, результаты которого, в конечном счете, и должны определять целевую результативность и экономическую эффективность процессов развития всей совокупности территориальных формирований 1. При этом под муниципальным развитием следует понимать такой режим функционирования муниципального образования, который характеризуется позитивной динамикой параметров уровня и качества жизни населения, обеспечиваемой устойчивым,

расширенным и сбалансированным воспроизводством потенциалов (социального, экономического и экологического) жизнедеятельности местных сообществ.

Суть местного самоуправления определяется двумя позициями: перечнем территорий и населенных пунктов, расположенных внутри субъекта РФ и перечнем конкретных вопросов местного значения. В отношении второго признака существует некая условность определения, поскольку вопросы «местного значения» могут решаться частично, а иногда и полностью властями регионального и федерального уровня. Финансирование их решения осуществляется не только из собственных (местных) налогов и сборов, но и за счет отчислений из бюджетов вышестоящего уровня в виде трансфертов и других видов финансовой помощи. Кроме того, границы полномочий местных властей устанавливаются федеральной или региональной властями. Таким образом, в понятии «местное самоуправление» большую роль играет собственно «самоуправление», а термин «местное» имеет отношение не столько к действиям местной власти, сколько к вопросам собственно «местного значения».

Анализируя результаты муниципальной реформы, начавшейся с 1993 г., наряду с созданием в этот период принципиально нового муниципального права и организационно-институциональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.