Научная статья на тему 'Особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности во время обучения в ВУЗах ГСЧС Украины'

Особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности во время обучения в ВУЗах ГСЧС Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ ГСЧС УКРАИНЫ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SPECIALISTS OF STATE EMERGENCY SERVICE OF UKRAINE / MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE FIRE SAFETY OFFICERS OF STATE EMERGENCY SERVICE OF UKRAINE / CRITERIA AND INDICES OF MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Король Василий Николаевич

В статье анализируются особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров службы гражданской защиты ГСЧС Украины в процессе профессиональной подготовки на основе субъектно-деятельностного и компетентностного подходов, кратко раскрывается содержание каждого компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Король Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE FIRE SAFETY OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF STATE EMERGENCY SERVICE OF UKRAINE

Peculiarities of forming managerial competence of future fire safety officers of State Emergency Service of Ukraine in the process of professional training on the basis of subject-active and competent approaches are analyzed. Content of each component is characterized in brief.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности во время обучения в ВУЗах ГСЧС Украины»

VALUE AND MEANING CORE AS A BASIS FOR THE FORMATION OF INNOVATIVE

SCHOOLS EDUCATIONAL SYSTEM

© 2012

I.V. Kozak lecturer in department of educational technology and pedagogical creativity

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article revealed the essence of the concepts of "educational system", "innovative school educational system" and their constituents are highlighted. The structure of value-semantic core is determined, which includes a system of values for subjects of innovation school educational process.

Keywords: educational system, innovative school, the author school, the value-semantic core value system.

УДК 378.126

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ГСЧС УКРАИНЫ

© 2012

В.Н. Король, начальник учебно-методического отдела, подполковник службы гражданской защиты

Академия пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье анализируются особенности формирования управленческой компетентности будущих офицеров пожарной безопасности ГСЧС Украины в процессе профессиональной подготовки на основе субъектно-деятельностного и компетентностного подходов, кратко раскрывается содержание каждого компонента.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, профессиональная деятельность специалистов государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, управленческая компетентность будущих офицеров пожарной безопасности ГСЧС Украины, критерии и показатели управленческой компетентности.

Проблема улучшения профессиональной подготовки кационных характеристик профессий работников ГСЧС

будущих офицеров пожарной безопасности к управленческой деятельности является одной из самых актуальных как в теоретическом, так и практическом аспектах, поскольку она имеет чрезвычайную социальную, профессиональную и субъектную значимость. Основным результатом этой подготовки должна быть их готовность и способность к успешной профессиональной деятельности в службе пожарной безопасности ГСЧС Украины. Научно-педагогическое обеспечение формирования управленческой компетентности у будущих офицеров пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки предполагает наличие комплекса специальных организационно-педагогических мероприятий, средств и условий, в состав которых, как правило, входят педагогические системы, модели, условия, технологии, методики и т.п.

Учитывая тот факт, что подразделения ГСЧС Украины действуют, как правило, в экстремальных условиях, следует учитывать различные факторы управления в таких условиях, среди которых главным является субъектный, то есть субъекты управления - офицеры пожарной безопасности. Это обусловливает потребность в современных креативных офицерах, имеющих высокую профессиональную компетентность, интегральной составляющей которой является управленческая. Основным назначением офицеров пожарной безопасности, как показывает анализ Справочника квалификационных характеристик профессий работников ГСЧС Украины, является управление различными процессами в подразделениях ГСЧС Украины, а результатом их управленческой деятельности - обеспечение устойчивого функционирования этих подразделений в повседневных и экстремальных условиях деятельности. В связи с этим, формирование управленческой компетентности у будущих офицеров пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки является актуальной задачей в профессиональной педагогике.

Анализ ОКХ выпускников по направлению 6.170203 «Пожарная безопасность» и специальностям 7.17020301, 8.17020301 «Пожарная безопасность», способностей, необходимой системы умений, отражающих по направлению этой подготовки, а также должностных обязанностей начальников караулов и государственного инспектора по пожарному надзору, инженерного состава органов управления оперативно-спасательной службы гражданской защиты, согласно Справочнику квалифи-

Украины, показывает наличие одного существенного противоречия между насыщенностью этих должностей управленческими обязанностями (например, начальников караулов) и отсутствием управленческих компетенций и способностей в перечне их профессионально важных качеств.

В перечне управленческих обязанностей начальника караула [9] четко прослеживаются основные управленческие функции офицеров пожарной безопасности - аналитическая, оценочная, предписывающе-органи-зационная, координационная, обеспечительная, контрольная. К сожалению, эти способности отсутствуют в списке способностей выпускников вузов и их умений по направлению подготовки 6.170203 «Пожарная безопасность», квалификации 3439 «Специалист по противопожарной безопасности». В тоже время, анализ учебных планов их подготовки показывает, что, во-первых, достаточно учебных дисциплин, обеспечивающих их формирование. Например, такие: «Организация управления деятельностью органов и подразделений пожарной безопасности», «Организация службы и подготовки», «Организация пожарно-профилактической работы», «Организация аварийно-спасательных работ», «Пожарная тактика» и др. Во-вторых, есть соответствующие подразделения - факультеты и кафедры управленческого направления, которые должны непосредственно заниматься их управленческой подготовкой. Еще один существенный аспект управленческого направления -это практики и стажировки, которые проходят курсанты с первого и до выпускного курса.

Итак, учитывая потребности практики и заказчика, следует обеспечивать формирование управленческой компетентности выпускников вузов ГСЧС Украины как интегрального показателя их профессиональной подготовленности к будущей управленческой деятельности. Она должна отражать единство теоретического и практического видов их профессиональной подготовки, наличие профессионально-ориентированных ценностей и мотивации к будущей деятельности в системе ГСЧС Украины, сформированность профессионально-важных качеств, необходимых как руководителям и субъектам экстремального этого вида деятельности. Таким образом, возникает проблема измерения ее сформированно-сти. Для этого используются соответствующие критерии и показатели, которые должны в полном объеме отражать содержание их управленческой компетентности.

Понятие «критерии» рассматривается как показатель, на основе которого можно судить об эффективности любого процесса (П. Городов) [6]. В данном контексте оно включает совокупность основных показателей, раскрывающих определенный уровень любого явления, процесса. А. Галимов под ним понимает самый общий сущностный признак, на основании которого осуществляют оценку, сравнение реальных педагогических явлений. При этом степень проявления, качественная сформированность, определенность критерия выражаются в конкретных показателях, характеризующихся, в свою очередь, рядом признаков [5, с. 93].

В. Бойко считает, что научно обоснованный выбор критерия в значительной мере предопределяет правильный выбор системы показателей и, наоборот, качество показателя зависит от того, насколько он полно и объективно характеризует принятый критерий [3, с. 145].

В структуре управленческой компетентности мы выделяем ценностно-мотивационный, когнитивный, праксиологический, эмоционально-волевой и субъектный компоненты и профессионально важные качества, дающие возможность достаточно полно выяснить, по нашему мнению, содержание изучаемого нами психолого-педагогического явления - управленческой компетентности офицеров пожарной безопасности. Соответственно, каждый компонент должен иметь свой критерий, с помощью которого выясняется его сформированность. После этого следует конкретизировать содержание каждого компонента, поскольку каждый из них имеет только присущие ему показатели [1]. Так, ценностно-мотивационный компонент измеряется ценностно-мотивационным критерием, основными показателями которого являются профессиональные ценности, интересы, профессиональные мотивы будущих офицеров пожарной безопасности, интегральным выражением которых является их мотивация к управленческой деятельности в системе ГСЧС Украины. Профессиональные и управленческие ценности и мотивации между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку подавляющее большинство должностей, которые будут в перспективе занимать, предусматривают обязательную реализацию управленческих функций. Этот критерий в первую очередь способствует выяснению ценностей и мотивов их будущей управленческой деятельности, помогает определить их смысловое наполнение, предвидеть мотивационный фон этой деятельности [7, с. 151].

Показатели ценностно-мотивационного критерия: отношение к будущей управленческой деятельности как офицера пожарной безопасности (от максимально положительного к отрицательному), наличие профессиональных приоритетов, ценностных профессиональных ориентаций (например, желание самоутверждения, получения удовольствия от выполненной команды, оказание помощи тем, кто в ней нуждается); интересы (устойчивые, ситуативные, отсутствие интереса), потребности, мотивы и мотивация управленческого деятельности (например, профессионально значимые потребности, должностной рост, возможность повышения квалификации, своего статуса, престижа в осуществлении управленческих функций и т.д.) и т. д. [4].

Когнитивный компонент измеряется с помощью гностического критерия, содержание которого составляют общетехнические, профессиональные, экологические, управленческие, технологические и другие специфические знания, находящие свое проявление в управленческой деятельности офицеров пожарной безопасности. Для этого он должен иметь знания о: цели, содержание, методы, формы, стили и специфику управленческой деятельности офицеров пожарной безопасности на тех должностях, на которые они назначаются после окончания вуза ГСЧС Украины; целеполагание, прогнозирование, диагностику и корректировку своей управленческой деятельности в различных управленческих ситуациях - типичных и экстремальных, требования к

управленческим ролям и структуре управленческой деятельности офицеров пожарной безопасности при штатной работе промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного происхождения; саморефлексии и самооценки управленческой подготовленности и соответствия процесса решения управленческих задач, как субъекта управленческой деятельности, оптимальным служебным образцам, проведение диагностики управленческих решений, определения эффективности выполнения поставленных задач [2].

Гностический компонент диагностируется путем выяснения объема (достаточный, удовлетворительный и неудовлетворительный), систематичности (присутствует, присутствует в отдельных случаях, отсутствует) и уровней овладения (творческий, продуктивный, репродуктивный) управленческих знаний, а также характеристики практического мышления (общий уровень профессионального интеллекта); предметный, символьный и образный тип мышления; управленческо-практиче-ская направленность мышления (в принятии управленческих решений); креативность мышления на решение квазипрофессиональных задач различной сложности) как субъекта управленческой деятельности.

Праксиологический компонент (профессиональный и управленческий опыт, управленческие навыки, умения и способности, управленческое мышление, типовые управленческие процедуры) оценивается с помощью операционно-управленческого критерия, который предусматривает сформированность у будущего офицера пожарной безопасности совокупности таких управленческих действий владение способами, приемами, умениями относительно процесса анализа, синтеза, обобщения и сравнения полученной управленческой информации; владение управленческими навыками, умениями и способностями, организация непосредственного управления подразделением в типовых и чрезвычайных условиях, обеспечение выполнения решений вышестоящего командира (начальника), применение оптимального стиля управления в ситуациях, которые резко изменяются т.д. [8]. Важность этого критерия связана с тем, что в экстремальных ситуациях поведение человека, в том числе и офицера пожарной безопасности, непосредственно обусловлено его психическими процессами. В частности, управленческое мышление тесно связано с эмоциями и переживаниями и влияет на офицера в чрезвычайных ситуациях. В связи с этим от сформированности этого компонента зависит способность к решительным действиям, смелым решениям в экстремальных условиях при ограниченности (или дефиците) времени, когда от принятого решения зависит жизнь гражданского населения, подчиненных и в конце концов личная жизнь [18].

Эмоционально-волевому критерию характерны следующие показатели: чувство ответственности за принимаемые решения и результаты управленческой деятельности, способность к взвешенному риску при организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и спасении людей, наличие самоконтроля, уравновешенности, устойчивости, последовательности в реализации управленческих функций и т. д.

Субъектный компонент управленческой компетентности измеряется с помощью рефлексивного критерия. Он дает возможность выяснить осознание офицером своей управленческой компетентности на основе рефлексии и саморефлексии, понимания себя как субъекта управленческой деятельности и определения своего отношения к ней. Для этого он использует самонаблюдение, самопознание, самоанализ и самооценку, результатом которых является самодетерминация и саморегуляция своей управленческой деятельности [10, с. 261; 11, 12, 13]. Основные показатели этого критерия: профессиональная самооценка (адекватная, заниженная, повышенная) осознание и восприятие управленческой деятельности (профессиональное сознание и самосознание) отношение к управленческой деятельности (профессио-

нальная саморефлексия), способность к самоорганизации своей управленческой деятельности (самодетерминация) и ответственность за ее результаты и т. д.

Управленческая компетентность офицера пожарной безопасности имеет междисциплинарный характер и является интегративным результатом изучения всех учебных дисциплин. Профессиональная направленность, многофункциональность, междисциплинарность и над-предметность являются ведущими принципами управленческой подготовки любых будущих руководителей в системе высшего образования в современных условиях, а управленческая компетентность является сквозным, вне-, над- и метапредметным интегральным образованием выпускников вузов ГСЧС Украины. Это предопределяет необходимость ее формирования с учетом имеющихся объективных системных содержательных связей и взаимосвязей между различными учебными дисциплинами в учебном плане их подготовки [8].

Междисциплинарные связи между различными учебными дисциплинами обеспечивают системность и внутреннее единство учебного плана профессиональной подготовки будущих офицеров пожарной безопасности, способствуют последовательному сочетанию учебных дисциплин в единое содержательное целое - управленческую, определяют профессиональную направленность их управленческой подготовки, а также обеспечивают формирование у них, как субъектов будущей управленческой деятельности, профессионально важных междисциплинарных знаний, навыков, умений, способностей, профессионального мировоззрения и управленческого мышления [17].

Учитывая вышеуказанное, формирование управленческой компетентности у курсантов непосредственно предусматривает организацию междисциплинарного взаимодействия субъектов учебного процесса в ВУЗах ГСЧС Украины, что, с одной стороны, обусловлено интегративной природой управленческой компетентности любого руководителя, а с другой - направлена на реализацию межпредметных связей в управленческой подготовке будущих специалистов пожарной безопасности [14]. Целенаправленное управление преподавателями учебно-познавательной деятельностью курсантов на всех видах занятий и этапах профессиональной подготовки с учетом потенциальных возможностей самоменеджмента курсантов в учебной деятельности. Безусловно, основным субъектом реализации этих условий выступают преподаватели, являющиеся менеджерами учебно-воспитательного процесса, а их деятельность менеджментом в этом процессе.

Педагогический менеджмент преподавателя - это совокупность ценностных ориентаций, отношений, принципов, методов, форм и средств управления процессом обучения. Он должен иметь системный характер и включать такие структурно-функциональные элементы: цели (ожидаемый результат), ценности (смысл, отношение), содержание деятельности (учебная и другая информация), субъекты деятельности (преподаватели и курсанты), методы и средства деятельности (методы, формы и средства обучения и стиль взаимодействия между субъектами обучения).

Структура педагогического менеджмента преподавателей включает: аксиологический (осознание значимости и ценности педагогического менеджмента в управлении учебной деятельностью курсантов), когнитивный (знание теоретических основ педагогического менеджмента в управлении учебной деятельностью курсантов) [15], операционно-деятельностный (практическое владение основными формами, методами, технологиями и средствами педагогического менеджмента [16]); коммуникативно-поведенческий (соблюдение норм, принципов, этики межсубьектного взаимодействия с курсантами).

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы и содержания будущей управ-

ленческой деятельности выпускников ВУЗов ГСЧС Украины направления 6.170203 «Пожарная безопасность» определены критерии оценки сформированности основных компонентов их управленческой компетентности.

Перспектива исследования - в обосновании модели формирования управленческой компетентности у будущих офицеров пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки в ВУЗах ГСЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасенко В. С. Особиспсш фактори ефективносп управлшсько! дiяльностi вшськового керiвника: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / В. С. Афанасенко; Ун-т внутр. справ. — Х., 2000. - 19 с.

2. Барко В. I. Теоретико-психолопчш засади управлшня персоналом оргашв внутршшх справ: Автореф. дис... д-ра психол. наук: 19.00.06 / В. I. Барко; Нац. акад. внутр. справ Укра!ни. - К., 2004. - 44 с.

3. Бойко О. В. Формування готовносп до управлшсько! дiяльностi у майбутшх магiстрiв вшськово-сощального управлшня : Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04 / О. В. Бойко - К., 2005. - 244 с.

4. Будник С. М. Формування професшно! готовносп офiцерiв-прикордонникiв до творчого виршення за-вдань управлшсько! дiяльностi: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.07 / С. М. Будник; Нац. акад. Держ. прикордон. служби Укра!ни iм. Б.Хмельницького. -Хмельниц., 2006. - 20 с.

5. Галiмов А. В. Теоретико-методичш засади тдготовки майбутшх офiцерiв-прикордонникiв до виховно! роботи з особовим складом : [монографiя] /

A. В. Галiмов. - Хмельницький: Вид-во Нацюнально! академп Державно! прикордонно! служби Украши iменi Б. Хмельницького, 2004. - 376 с.

6. Городов П. Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей военной школе / П. Н. Городов. - М.: ВПА, 1990. - 127 с.

7. Колодезникова М. Г., Платонов Д. Н., Егоров

B.И. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 151 - 153.

8. Мацевко Т. М. Психолопчш особливосп розвитку управлшсько! компетентносп майбутшх мапст^в вшськового профшю: дис. ... канд. психол. наук. 19.00.09. / Нацюнальна академiя оборони Укра!ни / Т. М. Мацевко. - К. , 2007. - 220 с.

9. Наказ Мшютерства Укра!ни з питань надзвичай-них ситуацш та у справах захисту населення вщ насладив Чорнобильсько! катастрофи з 01.12.2009 №2 808 «Про затвердження Довщника квалiфiкацiйних характеристик професш працiвникiв МНС Укра!ни» // [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1 041.38208.1&поЬгеак=1

10. Пудовкина Н.Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации / Пудовкина Н. Г // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 260-264.

11. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Экономическая эффективность аналитической деятельности и управления образовательным учреждением. Москва, 2007.

12. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Ана-литическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти, 2011.

13. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 35-39.

14. Ярыгин А.Н. Профессиональная мобильность специалиста в контексте межпредметных связей экономических дисциплин // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 59-64.

15. Ярыгин А.Н., Ярыгин О.Н. Относительное ран-

жирование интеллектуальных компетентностей с помо- ^piB оргашв виховно! роботи до управлшсько! дгяль-

щью интерактивных парных сравнений // Вектор науки носп в процес навчання у вищих вiйськових навчаль-

ТГУ. 2011. № 2. С. 413-417. них закладах шслядипломно! освiти: Автореф. дис...

16. Коваль Н.Н. Возможности современных про- канд. пед. наук: 13.00.04 / М. В. Руденко; Центр. ш-т шс-граммных средств ИКТ, их влияние на формирование лядиплом. пед. освгги АПН Укра!ни. - К., 2003. - 20 с. информационного образовательного пространства педа- 18. Шириев А. А. Психология воинского коллектива гогического деятельности // Азимут научных исследова- в условиях современного развития военных сил // Вектор ний: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31. науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2.

17. Руденко М. В. Педагопчна ощнка готовносл офь С. 105-108.

PECULIARITIES OF FORMING MANAGERIAL COMPETENCE OF FUTURE FIRE SAFETY OFFICERS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF STATE EMERGENCY SERVICE OF UKRAINE

© 2012

V.N. Korol, head of educational and methodical department, lieutenant-colonel of civil protection service

Academy of Fire Safety named after Chеmobyl Heroes, Cherkasy (Ukraine)

Annotation: peculiarities of forming managerial competence of future fire safety officers of State Emergency Service of Ukraine in the process of professional training on the basis of subject-active and competent approaches are analyzed. Content of each component is characterized in brief.

Keywords: readiness to professional activities, professional activities of specialists of State Emergency Service of Ukraine, managerial competence of future fire safety officers of State Emergency Service of Ukraine, criteria and indices of managerial competence.

УДК 37

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

© 2012

А.А. Коростелев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономическая и управленческая подготовка»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Д.А. Полторецкий, директор Институт направленного образования, Тольятти (Россия)

Аннотация: В условиях возрастания информационных потоков системе образования в общеобразовательных учреждениях всё больше используется информационно-коммуникационные технологии и компьютерная техника, поэтому применение автоматизированных информационно-аналитических систем позволяет повысить уровень управленческой и аналитической профессиональной деятельности руководителей в целях обеспечения развития организации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, автоматизированные информационно-аналитические системы, аналитическая деятельность, анализ, технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail», управленческая деятельность.

В настоящее время все большее распространение в деятельности общеобразовательных учреждений находит компьютерная техника, все шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой информации, требуются все новые виды ее представления [1].

Использование автоматизированных информационно-аналитических систем (АИАС) на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет:

- осуществлять оперативный контроль за валидно-стью информации;

- обеспечить снижение различных ошибок при генерировании производных данных;

- обеспечить быстрый доступ к любым данным;

- осуществлять формирование различных отчетов;

- обеспечить эффективность обработки информации

[2].

Все эти преимущества в данный момент оценены многими организациями, поэтому, сегодня наблюдается процесс бурного развития специализированных информационных систем (ИС) и внедрения их в работу различных учебных учреждений.

В настоящее время во многих учебных заведениях частично решены задачи достижения определенного уровня аппаратного и программного обеспечения, но главная задача руководителя учебного заведения - обеспечить эффективность данных средств для управления образовательным процессом остается актуальной.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание пря-

мых и обратных связей по всей вертикали управления. Традиционные способы работы с информацией практически изжили себя и поэтому альтернативы использованию информационно-коммуникационных технологий управленческого назначения остается все меньше и меньше. Поэтому приоритетной задачей школы является внедрение информационно-коммуникационных технологий не только в образовательный процесс, но и систему управления учебным заведением в целом [3, 4].

Информатизация школы не может не затронуть сферу внутришкольного управления. Это проявляется в изменениях аппаратной составляющей информационно-образовательной среды школы, к которой можно отнести создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) директора и его заместителей (рис. 1).

АРМ призваны освободить администрацию школы от низкопроизводительного, малоэффективного, а порой и рутинного труда по составлению и ведению различных отчетных документов, высвобождая время для творческой профессиональной работы управленца в целях обеспечения развития образовательного учреждения [5]. Однако АРМ директора школы и его заместителей, как необходимый элемент информационно-образовательной среды, «автоматически» не решает проблемы информатизации. Необходимо желание и умение директора и сотрудников образовательного учреждения целесообразно, в соответствии с поставленными задачами, использовать технику, программное обеспечение, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и интернет-ресурсы, т.к. используя ИКТ, директор инновационной школы повышает эффективность управлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.