материалов (учебных программ, методических рекомендаций для учителей и преподавателей, методических пособий), но и опыт проведения занятий по методике обучения какого-либо предмета (школьного или вузовского) и опыт работы с учителями школ и преподавателями СПО.
Учитель обществознания, прошедший подготовку в региональном методическом центре будет готов самостоятельно конструировать уроки по финансовой грамотности, осуществлять актуализацию содержания образования основам финансовой грамотности, раскрывать в ходе учебных занятий проблемы кредитования, банковских услуг, страхования, защиты от мошенничества, организовывать проведение организационно-деятельностных и деловых игр, экономических олимпиад и конкурсов. В свою очередь, школьники должны приобрести такие социально-экономические компетенции как: принятие взвешенных и осознанных экономических решений, сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета, понимание действий механизмов защиты прав потребителей, ориентация в основных видах банковских услуг
На наш взгляд, необходимо соединение организационно-управленческого, кадрового и научно-педагогического потенциала экономических вузов, региональной образовательной системы, в том числе учреждений дополнительного профессионального образования педагогов, с финансовым и информационно-методическим потенциалом региональных методических центров финансовой грамотности в целях формирования педагогов и методистов, готовых использовать новые методические и финансово-экономические компетенции в процессе повышения финансовой грамотности нашей молодежи.
Список литературы
1. Проект Министерства финансов Российской Федерации при поддержке Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа kpfu.ru/portal/docs/F1994646693/Missiya.proekta._1_.pdf/ (дата обращения: 28.04.2018).
2. Соглаев В.В. Использование игровых технологий в формировании готовности молодежи к финансовой и предпринимательской деятельности // Современные экономика и управление: глобальные вызовы и перспективы: сборник статей и тезисов докладов XXI Международной научно-практической конференции (18 апреля 2017 г.) / Челябинский филиал Финуниверситета. М.: Издательство «Перо», 2017. 246 с. [Электронное издание].
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Зотова И.В.1, Батманова М.С.2
'Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук;
2Батманова Майя Сергеевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие дружбы, дружеских взаимоотношений относительно дошкольного возраста. Дана характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности проявления дружеских взаимоотношений на данном этапе онтогенеза. Раскрыты виды дружеских отношений, характерные для старших дошкольников, а также выделены формы дружеских взаимоотношений. Отмечено, что понятие дружбы относится к нравственной категории развития детей дошкольного возраста, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей.
Ключевые слова: дружба, дружеские взаимоотношения, виды дружбы, взаимопомощь, сопереживание, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 373.3
Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста в педагогике, социальной психологии является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать ученых различных структур и направлений. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться,
87
а поиск путей формирования дружеских взаимоотношений, как нравственной категории всегда будет актуальным для любого общества.
В своем исследовании мы обращаемся к изучению феномена дружбы у детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить тот факт, что становление личности ребенка дошкольного возраста происходит в его отношениях с окружающими людьми, как взрослыми, так и со сверстниками (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина и др.).
В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия. Исследования о том, как люди представляют себе дружбу, принадлежат в большей степени И.С. Кону. Однако они носят больше социологический характер и не раскрывают их структуру и проявление в реальных межличностных отношениях.
В своем исследовании мы опирались на следующее понятия дружбы А.И. Аржановой: близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов - с одной стороны, а с другой - своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения [2].
В старшем дошкольном возрасте дети не только осознают свою дружбу и употребляют понятия «друг», «дружу», а также пытаются интерпретировать эти понятия. Некоторые дети осознано относят понимание дружбы как особой формы межличностных взаимоотношений. Хотя, стоит уточнить, что понимание данного феномена у дошкольников напрямую зависит от определения поступков друзей, их нравственной стороны и значимости, но не раскрывает сущности дружбы в целом.
У детей старшего дошкольного возраста проявление чувств становится более яркими и относительно устойчивыми. Им доступно понимание чувств других людей, они умеют сопереживать, сострадать, сочувствовать. Большое значение в этом возрасте имеют нравственные качества сверстников, дети начинают оценивать друг друга по поступкам, особо ценится умение играть в коллективе. Дети ценят и берегут дружбу, готовы защищать свои отношения, ревниво следят за своим сообществом.
Но дружба в дошкольном возрасте имеет свои психологические особенности: с одной стороны, это крайняя эмоциональность и искренность переживаний, а с другой - недостаточная осознанность мотивов дружбы. Чаще всего дружба возникает в результате внешних обстоятельств: внешний вид ребенка, наличие у него интересных игрушек, проживание в одном доме и тому подобное. Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготение друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам [1, с. 55].
По мнению психолога Т.А. Марковой, в отношении старшего дошкольного возраста дружеские отношения выделяются двумя видами [6]:
1) эмоциональная и интеллектуально-нравственная сторона дружеских межличностных отношений (предпочтение, симпатия, привязанность) как интимное чувство между другими детьми; отзывчивость и чувствительность. В старшем дошкольном возрасте импульс к преодолению личного желания в пользу других; сообщество интересов, опыта (образовательного, игрового, трудового и домашнего);
2) выражение дружеских отношений в действиях, поступках, поведении, деятельности, словесном (улыбка, радостное оживление, сочувствие и помощь, взаимная нажива, защита, добросовестное (с точки зрения ответственности) выполнение инструкций, обязанностей, правил желания в пользу друга, принести в жертву что-то (имеющее привлекательность, необходимость) для другого, для нескольких детей в процессе семейных отношений, в игре и т.д., забота, помощь и взаимопомощь (действие, слово) [5].
У детей старшего дошкольного возраста чаще встречается дружба парами. Она отличается длительностью и глубиной симпатии, может длиться один - два года и даже больше [2].
Между детьми старшего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел [4].
У детей старшего дошкольного возраста условно можно выделить несколько форм дружеских взаимоотношений.
Высокий уровень развития дружеских отношений характеризуется чувством взаимной симпатии, общим устойчивым интересом к играм определенного содержания. Дети самостоятельно
88
договариваются в процессе игры, проникаются интересами товарищей, а поэтому не конфликтуют, умеют самостоятельно решать спорные вопросы. В повседневной жизни такие дети внимательны к настроению и состоянию товарища, умеют ограничивать свои желания, чтобы сделать приятное другу. Их представления о дружбе совпадают с реальными фактами их поведения и поступков.
Другие дети, дружба которых также основана на взаимной симпатии, общем интересе к книгам, умеющие помогать друг другу, готовые даже отказаться от чего-то важного для себя ради товарищей, все же иногда стремятся уединиться, обособиться, что затрудняет их отношения с коллективом.
Некоторые дошкольники, интересуясь друг другом и испытывая желание быть вместе, в то же время ссорятся между собой и с другими детьми. Ссоры чаще всего обуславливаются особенностями характера и темперамента.
Дети или равны в дружбе, или один из них подчиняется другому, причем подчинение это может обижать ребенка - тогда будут часто возникать конфликты. Но подчинение может быть добровольным и принятым для ребенка. Чаще всего это бывает тогда, когда один ребенок более активный, а другой более пассивный и во всем старается подражать первому.
Бывает, что оба ребенка не отличаются большой общительностью и активностью. Но один из них -менее общительный и более робкий - ищет поддержки у другого, если даже этот такой же нерешительный и слабый.
Среди детей есть такие, которые любят играть со своими сверстниками, охотно принимают их помощь и различные знаки внимания, но сами не проявляют ни чуткости, ни заботы. Это чаще всего избалованные дети [4].
Дружба обогащает чувства ребенка, развивает его потребности и интересы, укрепляет волевые черты характера. Дружба рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверие, стать самому лучше, смелее, активнее. Дружба чутких, отзывчивых, внимательных, выдержанных, организованных, дисциплинированных детей со сверстниками, у которых еще не развиты эти качества, положительно влияет на последних, вызывая у них стремление быть лучше. Общение с такими друзьями доставляет ребенку радость, а присущая ему способность к подражанию позволяет заимствовать положительные качества.
Необходимо «стремление к тому, чтобы источником радости, полноты чувств и переживаний для каждого ребенка было общение с товарищами, взаимный обмен духовными ценностями. Каждый должен вносить в коллектив что-то свое, творить счастье и радость для других людей» - как писал В.А. Сухомлинский [7].
Таким образом, «дружба» - это не только чувства и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий [3].
Таким образом, дружеские взаимоотношения между детьми со сверстниками формируются и развиваются постепенно: важность контактов со сверстниками начинает возрастать до старшего дошкольного возраста. Знание ребенка о навыках и знаниях партнера увеличивается, интерес проявляется к тем аспектам его личности, которые ранее не видели. Все это способствует выделению стабильных характеристик сверстника, формированию более целостного образа его. Дружеские проявления, которые формируются у детей в коллективе, чаще всего возникают на основе игровых интересов, дружба может возникнуть также в связи с симпатией и уважением, которые питают дети друг к другу или по причине сходства и различия характеров, обеспечивающих интересное разнообразие в играх.
Список литературы
1. Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института / А.И. Аржанова. Т. 6. М., 1997. 255 с.
2. Бабаева Т.И. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. СПб., Детство-Пресс, 2012. 112 с.
3. Воспитание дружеских чувств у детей / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. Киев: Педагогическая школа, 2007. С. 84-156.
4. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. М.: Просвещение, 1986. 254 с.
5. Зотова И.В. Особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, М.С. Умерова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 5 (35). С. 57-60.
6. Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. М.: Норма, 2014. 97 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. Мн., 1981. С. 124.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Суяргулов А.У.1, Крылов В.М.2
'Суяргулов Айнур Уралович — студент бакалавриата, факультет башкирской и тюркской филологии;
2Крылов Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
кафедра физвоспитания, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Аннотация: данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. В статье предполагается рассмотреть: влияния физической культуры на состояния здоровья студентов, а также значимость физической культуры в программе обучения высших учебных заведений. Ключевые слова: спорт; жизнь; физическая культура; студенчество; активный образ жизни.
УДК 796
Введение. На сегодняшний день, современные технологические процессы приобретают особую актуальность, тем самым отодвигая на задний план значимость физического воспитания, особенно у студентов. На первый взгляд, данная проблема может показаться не столь глобальной, однако нейтральное отношение к данной проблеме может отрицательно сказаться на целом поколении. Таким образом, чем раньше студенты осознают значимость физического воспитания в повседневной жизни, тем быстрее они смогут добиться успеха в личной и профессиональной сфере.
Стоит отметить, что актуальность данного исследования содержится в том, что физическая культура оказывает влияние на протяжении всей истории человеческого общества. Именно, поэтому стоит популяризировать и продвигать физическое воспитание и физическую подготовку среди молодежи и студентов в целом. Стоит обратить внимание на то, что кроется под определением физическое воспитание и физическая подготовка.
В широком смысле слова под физической подготовкой понимается процесс воспитания физических качеств и освоения жизненно важных движений и (или) базовых движений. В теоретическом смысле спорта физическая подготовка подразумевает только процесс воспитания физических качеств [1]1
Под физическим воспитанием понимают педагогический процесс, ориентированный на развитие физической культуры личности.
Целью данной статьи является: рассмотрение физической культуры в жизни студентов.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. Выявить необходимость физической культуры среди студентов;
2. Отметить подготовленность студентов к занятиям физической культуры;
3. Отметить значимость физической культуры в программе обучения высших учебных заведений.
Основная часть. Физическая культура в программе обучения высших учебных заведений является средством становления будущих специалистов и (или) профессионалов. Обычно студенты, занимающиеся физической культурой или спортом, отличаются лидерскими качествами, коммуникабельностью и общительностью. Такие студенты более активно проявляют себя в процессе обучения и именно у них вырабатывается повышенная стрессоустойчивость, определенный режим дня, уверенность, а главное повышается уровень здоровья.
Все вышесказанное в совокупности, определяет значимость физической культуры в высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов.
1 Физическая культура и спорт. Сборник студенческих работ / под ред. Э.В. Овчаренко. Москва: Студенческая наука, 2012. 2299 с. (Вузовская наука в помощь студенту). ISBN 978-5-00046-122-8.
90