УДК 373.31
Карпенко Виктор Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент, Кафедра теории и методики хореографического искусства Белгородский государственный институт искусств и культуры
Шастун Анастасия Сергеевна
Магистрант кафедры теории и методики хореографического искусства
Карпенко Ирина Анатольевна
Доцент кафедры хореографического творчества Белгородский государственный институт искусств и культуры
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ХОРЕОГРАФИИ
В статье освещаются и обосновываются особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи современного российского общества.
Ключевые слова: народная хореография, толерантность, нравственное воспитание, педагогическая деятельность, творчество.
Victor Karpenko
Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor Associate Professor of theory and methodology of choreographic art chair
Belgorod State Institute of Arts and Culture
Anastasia Shastun
Graduate student of the Department of theory and methodology of choreographic art chair, Belgorod State Institute of Arts and Culture
Irina Karpenko
Associate Professor of theory and methodology of choreographic art chair
Belgorod State Institute of Arts and Culture
FEATURES OF TOLERANCE FORMATION FOR ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN BY OF CHOREOGRAPHY MEANS
The article highlights the features and justified the formation of tolerance in children of primary school age in the process of choreographic work. Education for tolerance should be considered an urgent task of modern Russian society.
Keywords: folk dance, tolerance, moral education, teaching activities, creativity.
Мы живем в третьем тысячелетии, в век экономической глобализации и прогрессирующей мобильности, формирования средств массовой коммуникации, которые ведут к интернационализации, интеграции и взаимозависимости всех сторон человеческого существования, в век масштабных миграций населения, сосредоточения и преобразования социальной структуры.
В связи с изменениями среды обитания людей возникла необходимость выведения мышления молодого поколения человечества на новый уровень. Такие качества как толерантность, способность понимания, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире должны способствовать формированию каждой личности [1, с. 23].
Значительная роль в этом процессе принадлежит учреждениям дополнительного образования, в деятельности которых реализуются идеи гуманизации, гуманитаризации и жизнетворчества воспитанников. Особую категорию воспитанников таких учреждений составляют дошкольники, активно осваивающие популярные программы раннего эстетического развития, среди которых, пожалуй, наибольшую востребованность составляют программы освоения танцевального искусства [2, с. 30].
Танцевальное искусство закладывает то духовное зерно, которое возрождает интерес к жизни в каждом человеке, вот поэтому элементы народной хореографии, изучаемые в учреждениях дополнительного образования, воспитывают этническую толерантность в детях младшего школьного возраста.
Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, понятие само по себе очевидное. Появилась на свет ненависть ко всему непохожему, нетерпимость к людям, пользующимся незнакомым языком, имея необычный цвет кожи, придерживающихся другой системы ценностей. Нетерпимость, по мнению авторов, является ключевой причиной, под действием которой происходят террористические акты, преследуются национальные меньшинства и расширяется движение беженцев. К сожалению, данный социальный процесс стал в настоящее время повсеместным.
В наших интересах, интересах всего международного сотрудничества важно, чтобы не только отдельные люди, но и все нации стали относиться с уважением и признали культуру человеческого сообщества. Несмотря на процессы взаимодействия, происходящие в мире, культурные различия могут привести к непониманию и даже конфликтам, если учитывать, что, с одной стороны, мир все более становится единым на основе экономической, технологической, информационной интеграции. С другой стороны, усиление интеграции оказывает влияние на рост культурного самосознания, в результате чего складывается конгломерат различных по своей истории, языку, традициям, религии культурных пространств, которые развиваются и переплетаются друг с другом [4, а 9]. Необходимым условием для мира и социально-экономического развития, является толерантность.
В целом человечество понимает необходимость во взаимопонимании, взаимоуважении и терпимости разных народов друг к другу. Поэтому 16 ноября отмечен в календаре как «Международный день толерантности», а 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности».
«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира» — гласит всеобщая декларация прав человека. Поэтому, педагогике отводится главная роль в распространении принципов толерантности.
Положение о разработке простых принципов толерантности распространяется в первую очередь на младший школьный возраст. Именно в этом возрасте формируется первичное становление личности. В возрасте пяти-семи лет закладываются значимые для каждого человека основные нормы поведения, моральные ценности, формируется представление о собственном достоинстве, происходит понимание ценности себя и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, стремление к сотрудничеству, чувство солидарности, ребенок учится сам разрешать конфликтные ситуации.
Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. За последние десять лет исследованиям по проблемам толерантности уделяется повышенное внимание. В своих работах зарубежные и отечественные ученые сформировали и раскрыли представление о толерантности. Среди них: П. Кинг, Дж. Милль, К. Поппер, А. Тейлор, а также А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, М. Поташник, Г. У. Солдатова. Ученые сошлись во мнении, что в понятии слова толерантность лежит в первую очередь уважение прав человека, показана забота о людях, принятие другого человека таким, каков он есть, отстаиваются его свобода, принципы и достоинства.
В ходе психолого-педагогических исследований было доказано, что формирование нравственности ребенка происходит в младшем школьном возрасте. Это время, когда дети учатся прислушиваться к себе, развивают способы отношения с другими людьми, с природой и культурой. Л.С Выготский доказал, что психическое развитие ребенка связано с его социальными отношениями, которые образуются в ходе индивидуальной или совместной деятельности.
Отношения детей друг с другом и с миром в целом обусловливаются тем типом видения мира, который является ведущим на данном возрастном этапе. Благодаря своей общительности у учащихся младших классов появляется способность управлять своим поведением при взаимодействии не только со сверстниками, но и с окружающими людьми. В своих исследованиях
И.Э. Куликовская утверждает, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает мифопоэтическое мировидение, характеризующееся отношением к миру как партнеру по общению, взаимодействию. Причем мир воспринимается им как живой, чувствующий, думающий.
Воспитание толерантного отношения к окружающему миру у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, потому как именно в этом возрасте у ребенка формируется опыт выражения отношения к людям [3, с. 27].
Большая роль в зарождении этих качеств в ребенке отводится в первую очередь педагогам детских садов, школ, дополнительных учебных учреждений, кружков. Именно они вкладывают то зерно, которое отвечает за становление личности, формирует творческий этап в общественной жизни, привлекает к социокультурным ценностям. Наряду с вышеуказанными задачами перед педагогом стоит еще одна — воспитание терпимости, взаимоуважения, толерантности межличностных отношений.
Благодаря искусству и народному творчеству мы учимся познавать красоту культурных традиций разных народов. Именно через искусство протекает путь к культуре и истории, знание которого является важнейшей частью в воспитании толерантного понимания.
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство, для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному [5, с. 44].
Занимаясь танцами, дети не только развиваются физически, но и обогащаются духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает не только сверстников, а также окружающих его людей. Чтобы этого добиться ребенку приходится пройти длительный и требующий многих качеств путь. Качества,
которые годами прививают педагоги-хореографы детям — это, несомненно, дисциплинированность, трудолюбие и терпение.
В хореографических кружках, либо танцевальных школах, студиях, педагоги знакомят детей с танцами народов мира, в которых отражается жизнь, быт и культура той или другой страны. Будь то восточный танец, аргентинское танго, фламенко или лезгинка, в каждом из них отображена жизнь народа, что делает танец индивидуальным и непохожим на другие. Впитывая в себя красоту народных танцев, дети начинают понимать и чувствовать танцевальную культуру других народов, что воспитывает толерантное отношение к обычаям и традициям народов мира, через народный танец можно многое понять о другом народе и принять его.
Толерантность в учебно-воспитательном процессе содержит взаимосвязь духовного единства русской национальной культуры с культурой мира. Само понятие толерантности не врожденное, а осознанное и добровольное, накопленное в процессе воспитания и жизненного опыта каждого человека. Хореографическое искусство, в частности народные танцы — это один из способов зарождения толерантного отношения к другим людям.
Литература
1. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности / А. Г. Асмолов // На пути к толерантному сознанию — М., 2000. — 230с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 272с.
3. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. — СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». — 256с.
4. Карпенко В. Н. Основы межкультурного взаимодействия в хореографическом образовании: учебно-методическое пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко. — Белгород, БГИИК, 2014. — 144с.
5. Сценическая хореография как феномен художественной культуры: Материалы открытой региональной научно-практической конференции. Региональный учебно-методический центр по художественному образованию Белгородского государственного института искусств и культуры — Белгород: ЛитКараВан, 2013. — 218с.
References
1. Asmolov A.G. Tolerantnost': ot utopii k real'nosti / A.G. Asmolov // Na puti k tolerantnomu soznaniju — M., 2000. — 230 p.
2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste / L.I. Bozhovich. — M.: Prosveshhenie, 1968. — 272 p.
3. Baryshnikova T. Azbuka horeografii. Metodicheskie ukazanija v pomoshh' uchashhimsja i pedagogam detskih horeograficheskih kollektivov, baletnyh shkol i studij. — SPb.: «LJuKSI», «RESPEKS». — 256 p.
4. Karpenko V.N. Osnovy mezhkul'turnogo vzaimodejstvija v horeograficheskom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie / V.N. Karpenko, I.A. Karpenko. — Belgorod, BGIIK, 2014. — 144 p.
5. Scenicheskaja horeografija kak fenomen hudozhestvennoj kul'tury: Materialy otkrytoj regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Regional'nyj uchebno-metodicheskij centr po hudozhestvennomu obrazovaniju Belgorodskogo
gosudarstvennogo instituta iskusstv i kul'tury — Belgorod: LitKaraVan, 2013. — 218 p.