с правилами хорошего тона, являются пережитками первобытной предохранительной магии. Например, истоки закона гостеприимства, принятого практически у всех цивилизованных народов, лежат в древнем предохранительном ритуале против наведения порчи через недоеденную пищу. Изначально смысл этого ритуала заключался вот в чем: гость, разделяя трапезу с хозяевами, тем самым демонстрирует, что он не имеет намерения навести на них порчу, поскольку через совместно съеденную пищу эта порча может нанести вред и ему самому. Так же можно объяснить широко распространенный на сегодняшний день обряд «чоканья» бокалами. Первоначально этот ритуал предназначался для того, чтобы, разбрызгиваясь, напитки ритуально смешивались.
С изменением общественных условий жизни, первобытные формы верований не исчезли полностью. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, амулеты и талисманы являются пережитком первобытного фетишизма. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий. Значительное место они занимают в системе бытовых суеверий: вера в порчу,
в гадания, заговоры и т. д. Анимизм также является неотъемлемой частью современных религий и обыденно-бытовых суеверий.
1. Тейлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре / пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. 624 с.
2. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. 294 с.
3. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М.: АСТ-ИЗДАТЕЛЬС-ТВО, 2003. 781 с.
4. Леви-Строс К. Структура мифа. СПб.: Кн. Дом, 1992. 346 с.
5. Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Совет. энцикл., 1980. 672 с.
6. Зубов А. Б. История религии. М.: МГИМО-Универси-тет, 2006. Кн. 1. 436 с.
© Козловская Е. В., 2016
УДК 376.1
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА-КАДЕТА
Статья посвящена особенностям формирования субкультуры современного подростка-кадета. Выделены элементы и специфика субкультуры современного подростка-кадета, позволяющие считать ее автономным целостным образованием. Исследование проводилось на базе Омского кадетского военного корпуса.
Ключевые слова: субкультура, субкультура современного подростка-кадета, социальная основа субкультуры современного подростка-кадета, характеристики субкультуры современного подростка-кадета, особенности формирования субкультуры современного подростка-кадета.
Н. В. Кравченко N. V. Kravchenko
PECULIARITIES OF FORMATION OF THE PRESENT JUNIOR CADET'S SUBCULTURE
The article is devoted to peculiarities of formation of the present junior cadet's subculture. The elements and characteristics of the present junior cadet's subculture, that allow us to consider it an autonomous integral formation, are emphasized. The research was conducted on the base of the Omsk Cadet Military Corps.
Keywords: subculture, present junior cadet's subculture, social basis of the present junior cadet's subculture, characteristics of the present junior cadet's subculture, peculiarities of the present junior cadet's subculture.
Актуальность рассмотрения особенностей формирования субкультуры современного подростка, обучающегося в кадетском военном корпусе, обусловлена малой изученностью субкультур современных подростков вообще и субкультуры современного подростка-кадета в частности.
Общее понятие субкультуры (лат. sub - под и cultura -культура; подкультура) достаточно основательно раскрыто в социологии, антропологии и культурологи и обозначает культуру части общества, которая отличается своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. [1, с. 161]. Общепризнан тот факт, что субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различия между носителями субкультур определены полом,
возрастом, родом занятий, национальностью и другими признаками, среди которых немаловажное значение имеют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни индивида в обществе.
Анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы позволяет констатировать отсутствие общепризнанной типологии субкультур, что дает нам право выделить субкультуру современного подростка-кадета как автономное целостное образование.
Социальной основой данной субкультуры выступают: подростковый возраст, гомогенный состав (мальчики), оторванность от семьи и проживание в условиях круглосуточного пребывания в общеобразовательном учреждении, особый уклад жизни с четким регламентом деятельности, элементы военной армейской культуры в повседневной жизни, военно-
профессиональная направленность содержания образования. Это особая форма организации подростков с определенным стилем жизни, отличающаяся нормами, поведением, формой одежды, наличием особых внешних атрибутов и военно-патриотическим содержанием воспитания.
Вместе с тем речь идет о субкультуре подростка, в силу чего просматриваются общие для подростков тенденции. Так, обучающимся, вступившим в подростковый возраст, свойственен подъём энергии и широта склонностей, потребность испытать, применить свои крепнущие силы, стремление к самоутверждению [2]. Следует отметить, что важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё большая опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. У них наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно здесь устанавливается определенный круг интересов, который постепенно приобретает устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка [3].
Подростковый возраст (11-14 лет) характеризуется максимальным темпом роста, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма, резко выраженными эндокринными сдвигами, процессами морфологической и функциональной дифференциации головного мозга и внутренних органов. Высокого уровня достигает способность управлять своим вниманием: увеличивается объем внимания, вырабатывается умение концентрировать и распределять его. Все это позволяет выполнять сложные виды деятельности. Создаются предпосылки для овладения практически любым видом движения и физической активности.
Учет этих общих подростковому возрасту характеристик при создании и реализации образовательной среды военно-профессиональной направленности формирует особый стиль поведения, самостоятельность мышления, высокую мобильность и адаптивность кадетов, отличающие их от подростков-сверстников. Уже с 6-го класса у кадетов начинается, а в 8-9-х классах активно развивается деятельность по подготовке себя к будущему. Это позволяет преподавателям и воспитателям своеобразно сочетать игру как форму организации урочной и внеурочной деятельности с элементами самовоспитания и самообразования.
Развитие взрослости кадета-подростка происходит сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: в практике определенным образом построенных отношений, через подражание и прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, усвоение знаний о военной службе в Вооруженных Силах РФ, о жизни военных.
В душе каждого подростка-кадета происходит усвоение тех или иных норм, ценностей, общих требований, способов поведения, становление личностных ценностей, которые определяют направление и содержание будущей профессиональной деятельности, критерии оценок и самооценки. Ориентация на определенные образцы, общепринятые в кадетском военном корпусе, во многом определяет содержа-
ние формирующихся жизненных и профессиональных ценностей и смыслов подростка-кадета.
К характеристикам субкультуры современного подростка-кадета относятся такие элементы ее сохранения и проявления, как сложившиеся способы жизнедеятельности в форме традиций, санкций за нарушения принятого порядка, воспроизводство образцов поведения и пр. Особое место занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения кадета. Дисциплина предполагает организованность, порядок во всем и отражает соответствие поведения и образа жизни кадета правилам и нормам, сложившимся в первую очередь в армии.
Дисциплинированность как качество личности кадета характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам. К ним относятся принятый порядок в стенах кадетского военного корпуса, соблюдение кадетами правил взаимоотношений с обучающимися и педагогами, обязательность выполнения всеми принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина кадетов состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности кадета. Дисциплина готовит кадета к военно-профессиональной деятельности. Выделяя проявление дисциплинированности как особый элемент субкультуры подростка-кадета, мы не сводим дисциплину только к подчинению. Дисциплина рассматривается в контексте свободы как субъективная способность личности кадета к самоорганизации, достижению собственных целей эффективным и исторически выработанным способом.
Нельзя не согласиться с И. Кантом, утверждавшим, что взращивание детей есть процесс, в котором актуализируются категории свободы и необходимости. Большее значение при этом приобретает необходимость, а не свобода, поскольку сущность культуры И. Кант видит в принуждении и считает, что процесс ее освоения нельзя превращать в игру. Свобода и необходимость лежат также в дозировании знания, выборе предмета обучения в соответствии с возрастом, в дифференцировании школы и жизни [4, с 409]. Справедливым, на наш взгляд, является и утверждение О. С. Газмана о том, что способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) и является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. [5]. Бесспорно, что, обладая самодисциплиной, кадет защитит себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.
Следует отметить, что дисциплинированность как личностное качество подростка-кадета имеет разные уровни развития, и находит свое отражение в понятии культуры поведения, представленной различными сторонами нравственного поведения личности: культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры.
Особое значение при формировании субкультуры подростка-кадета имеет личный пример и личное воздействие
Гуманитарные исследования • 2016 • № 3 (12)
91
воспитателей-офицеров, являющиеся эффективным воспитательным средством. И это не случайно, так как на протяжении двух с лишним столетий в основе русской офицерской гуманистической идеологии и морали лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Русское офицерство по праву называют патриотическим слоем нашего общества, так как для офицера главным считались и считаются преданность Отечеству и любовь к избранной профессии. Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие офицерской чести.
Таким образом, субкультура современного подростка-кадета представляет систему, позволяющую ему осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность.
1. Психолого-педагогический словарь. / сост. Е. С. Ра-пацевич. Минск: Современное слово, 2006. 928 с.
2. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 288 с.
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
4. Кант И. О педагогике // Кант И. Собр. соч.: в 8 т. М.: ЧОРО, 1994. Т. 8. С. 399-462.
5. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 9-25.
© Кравченко Н. В., 2016
УДК 378.141 : 811:111
ПРАВИЛА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТОВ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭТАП)
Статья посвящена проблеме организации преподавания английского языка студентам неязыковых специальностей университетов. На основе собственного опыта преподавания иностранных языков в высшей школе, автор определяет природу коммуникативных барьеров, возникающих у студентов в процессе изучения иностранного языка. Определены факторы, влияющие на успешность овладения иностранным языком специалистов неязыковых специальностей. Проведённое исследование позволяет автору сформулировать правила преподавания английского языка студентам неязыковых специальностей университетов на организационно-методическом этапе.
Ключевые слова: разделение студентов на группы, правило преподавания, преподавание английского языка, студенты неязыковых специальностей, этапы преподавания.
p. C. Mau,bHO D. S. Matsko
THE RULES OF TEACHING ENGLISH TO UNIVERSITY STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES (METHODOLOGICAL STAGE)
The article deals with the problem of teaching English to university students of non-linguistic specialties. Experience in teaching foreign languages at higher educational establishments enables the author to reveal students' communicative barriers when studying foreign languages. The factors that help the students of non-linguistic specialties master their language skills are pointed out and thoroughly examined. As a result, the author reveals the rules of teaching English to university students of non-linguistic specialties which must be applied at the methodological stage.
Keywords: rule of teaching, stages of teaching, streaming, students of non-linguistic specialties, teaching English.
Неотъемлемой характеристикой специалиста высокого класса является способность обучаться на протяжении всей жизни. Эта характеристика приобретает особую актуальность в условиях современного быстро меняющегося мира, поскольку развитие научной мысли способствует тому, что полученные знания, приобретённые умения и навыки достаточно быстро «устаревают». Сегодня специалист не может успешно выполнять поставленные перед ним задачи, опираясь на полученный ранее «багаж знаний». Следовательно, поддержание высокого уровня квалификации требует от человека «обновления» имеющихся знаний, расширения профессионального кругозора.
Одним из условий профессионального совершенствования человека выступает ознакомление с предлагаемыми новациями в определённой области научного знания, изучение опыта зарубежных специалистов, изложенного
в научных публикациях, участие в научных мероприятиях разного уровня представительства с целью обмена опытом и установления профессиональных контактов с зарубежными коллегами. Развитие телекоммуникационных технологий существенно облегчает отечественным специалистам возможности приобщения к передовому опыту и профессионального роста. Необходимым условием повышения специалистом своей квалификации является уровень владения иностранным языком как средством профессионального общения представителей разных стран. Изучение иностранного языка является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки в высшей школе. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что владение иностранным языком способствует решению выпускником профессиональным задач [1, с. 3].