стрии, качество работы коллективных средств размещения и ряд других показателей, характеризующихся позитивным характером влияния. При разработке региональных программ развития туризма учитывались динамика изменения и количественное выражение этих показателей, что приводило к прогнозируемому росту вклада туризма в социально-экономическое развитие Приморского края.
Однако на протяжении последнего десятилетия не произошло увеличение «туристской доли» в валовом региональном продукте (ВРП) и консолидированном бюджете края, размер которой не превышает 0,2 %, остаётся существенным отрицательный баланс туристского экспорта и импорта региона, не снижается объём теневой финансовой деятельности в туризме, размер заработной платы в турорганизациях края остаётся ниже среднего уровня в крае.
Все это свидетельствует о необходимости усиления методического обеспечения учёта влияния туризма на социально-экономическое развитие региона, позволяющего органам власти адекватно оценивать роль туризма как фактора регионального развития и эффективно использовать привлекаемые для развития туризма бюджетные и внебюджетные ресурсы.
Список литературы:
1. Бакланов П.Я. Основные факторы и направления развития туризма на востоке России / П.Я.Бакланов // Туризм в Приморском крае: региональные особенности и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции 22 мая 2009 г. / Под ред. П.Ф. Бровко, С.Ю. Га-тауллиной, В.И. Преловского. - Владивосток: изд-во ДВГУ 2009. - С. 22-29.
2. Менеджмент в туризме: учебное пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гие-вая, Т.С. Жданова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГА ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ1
© Дерешева А.С.*, Куттубаева Т.А.*
Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск
В статье рассмотрены особенности основных стратегических направлений маркетинга туристских территорий. В качестве таких направлений маркетинга рассмотрены маркетинг имиджа туристских терри-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект №13-12-04003 а/Т «Формирование стратегии маркетинга туристских территорий (на примере Республики Алтай»).
* Старший преподаватель кафедры Менеджмента и туризма.
* Заведующий кафедрой Менеджмента и туризма, кандидат экономических наук, доцент.
торий, маркетинг туристской инфраструктуры, маркетинг территориального туристского продукта, маркетинг достопримечательностей, маркетинг туристских ресурсов, маркетинг населения.
Ключевые слова маркетинг территорий, туристская территория, стратегии маркетинга, территориальный туристский продукт, имидж территорий, достопримечательности.
В современных условиях одним их эффективных инструментов формирования и обеспечения конкурентоспособности на территориальном уровне, становится маркетинг территорий. Панкрухин А.П. определяет маркетинг территорий, как маркетинг, рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляемый как внутри, так и за ее пределами и нацеленный на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах ее внутренних, а также тех внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована [1]. Сачук Т.А. считает, что маркетинг территории - это ряд технических методов, навыков, действий, реализация которых позволит с достаточной степенью успешности «продать», предложить заинтересованным лицам, например, конкретные характеристики территории (удобное месторасположение территории, особые ресурсы, объекты культурного наследия, которые делают территорию более привлекательной для посещения, и другие характеристики территории) [2, с. 23]. Таким образом, маркетинг территории можно рассматривать как целенаправленную деятельность по разработке и внедрению комплекса мероприятий способствующих максимальному удовлетворению социально-экономических интересов территории, а также внешних потребителей, во внимании которых заинтересована территория [3].
Технологию маркетинга территорий можно применить и к туристским территориям, под которыми рассматривается географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона, или совпадающее с его границами, с введением режима приоритетного целевого функционирования и развития туризма. При этом маркетинг туристских территорий можно рассматривать как деятельность, направленную на разработку и внедрение комплекса мероприятий, способствующих развитию, продвижению и использованию конкурентных преимуществ туристской территории в целях удовлетворения социально-экономических интересов, как самой территории, так и целевых групп потребителей территории.
Традиционно выделяются четыре больших группы стратегий маркетинга территорий: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала [1].
При реализации маркетинга туристской территории Е.А. Джанджугазо-ва предлагает рассматривать в качестве основных стратегических направле-
ний маркетинга туристской территории, следующие направления: маркетинг имиджа туристской территории; маркетинг туристской инфраструктуры; маркетинг территориального туристского продукта; маркетинг достопримечательностей; маркетинг туристских ресурсов; маркетинг населения [4, с. 22].
Рассмотрим особенности формирования основных стратегических направлений маркетинга туристских территорий.
Маркетинг имиджа туристской территории - это деятельность, связанная с формированием и продвижением положительного имиджа территории для привлечения потенциальных туристов и инвесторов.
По мнению А.П. Панкрухина, под имиджем территории можно понимать совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [1]. Формирование положительного имиджа зависит от географического положения территории, ее туристского потенциала, уровня развития экономики и социальной сферы территории, транспортной доступности, состояния туристской инфраструктуры, инвестиционной активности в сфере туризма и др. Разработка и реализация стратегии маркетинга имиджа туристской территории зависит от стадии развития туристской территории, сложившего отношения туристов и потенциальных инвесторов к данной территории, от доступности маркетинговых инструментов, используемых для формирования имиджа, от наличия необходимых ресурсов для реализации стратегии. Основными инструментами маркетинга имиджа территории являются выставки, ярмарки, реклама, связи с общественностью и др.
Сегодня в Республике Алтай в целях реализации политики по продвижению региона разработаны и реализуются ряд мероприятии:
- разработана и утверждена Концепция имиджевой политики Республики Алтай;
- образован Совет по имиджевой политике Республики Алтай;
- разработана и зарегистрирована торговая марка «Горный Алтай», право на использование, которой предоставляется специальной комиссией;
- участие Республики Алтай в международных и российских выставках в сфере туризма («1ТВ» (г. Берлин), «МАР» (г. Париж), «Интур-маркет» (г. Москва), «Турсиб» (г. Новосибирск) и др.);
- реализуются ряд медиа-проектов по продвижению региона на туристском рынке (журналы «Мой Алтай», «Алтайские горы») и др.
Второе стратегическое направление маркетинга территории - маркетинг туристской инфраструктуры, является важным направлением, так как туристская инфраструктура является основой функционирования туристской территории, одной из составляющих ее туристского потенциала. При этом основной целью маркетинга туристской инфраструктуры является развитие и продвижение объектов туристской инфраструктуры с целью повышения
привлекательности территории для туристов и потенциальных инвесторов. Достижение цели маркетинга туристской инфраструктуры предполагает обеспечение условий для повышения качества предоставляемых услуг, расширение ассортимента предлагаемых услуг, формирование и развитие отличительных особенностей объектов инфраструктуры и др.
В Республике Алтай за последние годы развитие туристской инфраструктуры происходит достаточно быстрыми темпами: проведена реконструкция аэропорта, реконструкция Чуйского тракта, реконструкция Национального музея, создаются туристические комплексы, предлагающие высокий уровень сервиса. Однако, несмотря на это, можно отметить, отсутствие развеет-вленной сети комфортабельных средств размещения; недостаточную мобильность системы доставки туристов в зоны рекреации; отсутствие сферы дополнительных услуг для туристов; слабое развитие сферы развлечений (анимационного обслуживания).
Маркетинг территориального туристского продукта представляет собой деятельность, направленную на формирование конкурентоспособного туристского территориального продукта и его продвижение.
Территориальный туристский продукт представляет собой совокупность потребительных стоимостей с туристским и рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных продуктов и услуг, которые произведены и имеются в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде [4]. Качмарек Я. предлагает отождествлять территориальный туристический продукт с совокупностью туристических ценностей и услуг, которые могут приобрести туристы, пребывающие на этой территории. Он предлагает ввести понятие «туристический продукт-место» - особый, географически детерминированный продукт, состоящий из некоторых элементов туристического потенциала данной территории, объединенных высшей идеей, предопределяющей его оригинальность, уникальность и рыночную привлекательность [5].
Одним из перспективных путей создания привлекательного и конкурентоспособного территориального туристского продукта может стать формирование системы региональных туристских маршрутов, которые зачастую могут носить межрегиональный характер, но могут проходить и в пределах одного региона [6]. Создание типовых маршрутов, которые бы обеспечили туристские потоки к основным туристским районам территории, будет реально способствовать более полному и рациональному использованию туристских ресурсов.
Маркетинг достопримечательностей можно рассматривать как часть маркетинга имиджа территории, так как именно достопримечательности формируют положительный имидж и являются основой позиционирования территориального туристского продукта. Под достопримечательностями принято понимать место, вещь или предмет, заслуживающий особого вни-
мания людей. С точки зрения маркетинга достопримечательности представляют собой информационно обогащенные объекты показа (демонстрации), формирующие привлекательный имидж туристской территории и являющиеся объективной основой для развития туристской деятельности [4]. Целью маркетинга достопримечательностей является обеспечение привлекательности достопримечательностей туристской территории и их продвижение для привлечения туристов. Маркетинг достопримечательностей связан с маркетингом имиджа и маркетингом территориального туристского продукта, так как природные, культурно-исторические объекты являются элементами территориального туристского продукта.
Маркетинг достопримечательностей в Республике Алтай можно осуществлять на основе следующих факторов:
- разнообразие ландшафтно-климатических зон и горно-климатических зон;
- наличие уникальных природных объектов (оз. Телецкое, г. Белуха, плато Укок и др.);
- многообразие биологических ресурсов растительного и животного мира, наличие ареалов редких и эндемичных видов растений и животных, особо ценных видов лекарственных растений;
- статус ряда территории РА как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Алтай - золотые горы»;
- наличие разнообразных водных ресурсов (рек, озер, ледников);
- наличие особо охраняемых территории и природных комплексов, площадь которых составляет около 22 % от общей территории республики (заповедники «Алтайский» и «Катунский», заказники, зона покоя «Укок», природный парк «Белуха» и др.).
- наличие на территории республики большого количества археологических памятников в виде курганов, каменных изваяний, древних искусственных оросительных сооружений, галерей наскальных рисунков-петроглифов;
- богатое этнографическое наследие коренного населения республики: предметы материальной культуры и религиозного поклонения, традиции и обряды, фольклор алтайцев, национальные праздники и др.
Маркетинг туристских ресурсов может рассматриваться как самостоятельное направление маркетинга территорий, так и составная часть маркетинга достопримечательностей. При этом туристские ресурсы - это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. С точки зрения маркетинга, важно, что основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес -
перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и / или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристкой услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объекта туристского интереса [7]. Следовательно, целью маркетинга туристских ресурсов является формирование туристского интереса к ресурсам территории, продвижение туристских ресурсов. Как и маркетинг достопримечательностей, маркетинг туристских ресурсов тесно связан с маркетингом территориального туристского продукта, так как туристский продукт основан на комплексе туристских ресурсов. При реализации стратегии маркетинга туристских ресурсов необходимо учитывать проблему наиболее полного использования ресурсов в целях туризма при обеспечении рационального их использования, сохранности ресурсов и обеспечения благоприятной экологической ситуации.
Еще одним стратегическим направлением маркетинга территории может являться маркетинг населения или маркетинг персонала. На туристских территориях маркетинг населения осуществляется в двух направлениях:
- формирование условий для развития и эффективного использования кадрового потенциала туристского комплекса территорий;
- формирование и поддержание благоприятного и доброжелательного отношения местного населения к туристам.
Проблема кадрового обеспечения очень остро стоит на многих туристских территориях и проявляется в нехватке кадров отдельных профессии, низком качестве их подготовки и др. Особое внимание заслуживает проблема формирования позитивного отношения населения к туристской территории, формирование у местного населения так называемой «сервисной мен-тальности» и др.
Таким образом, туристскими территориями могут быть реализованы разнообразные стратегии маркетинга - имиджа, достопримечательностей, инфраструктуры, территориального туристского продукта, туристских ресурсов, населения. Их выбор и последовательность реализации определяются с учетом реальных конкурентных преимуществ и туристского потенциала, имеющихся проблем и угроз, финансовых и других возможностей.
Список литературы:
1. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. - М.: Издательство РАГС, 2002.
2. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
3. Воронин В.Г., Целых Т.Н. Маркетинг территории: теоретические подходы // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 236-238.
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. - М.: Издательский центр «Академии», 2008. - 224 с.
5. Качмарек Я. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Пер. с польск. [И.Д. Рудинского]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 с.
6. Зяблицкая Т.С. Формирование и развитие конкурентоспособности региона с туристской специализацией: дисс. ... к.э.н. - Горно-Алтайск, 2012.
7. Кусков А.С. Туристское ресурсоведение. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.
ТУРИСТСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
© Пашнева М.В.*
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
В статье рассматривается потенциал туристских объектов Тюменской области, на примере туристического комплекса «Абалак» и «Ялуторовского острога».
Ключевые слова: туристские комплексы, туристско-рекреационные возможности, Ялуторовск, Тобольск, Тюменская область.
Развитие внутреннего туризма в Тюменской области идет значительными темпами. Благодаря целевым программам развития внутреннего и въездного туризма Тюменский регион может похвастаться наличием экологических парков и туристических комплексов. До первых лидеров по посещаемости в России туристами тюменских туркомплексов далеко, но потенциал можно оценить, если учесть местный колорит и особенности сибирского региона.
Имеющийся положительный опыт зарубежных стран в создании и продвижении эко-парков на примере Мексики с ее знаменитым эко-парком «Шка-рет», можно использовать и в Тюменском регионе для привлечения туристов. «Шкарет» на сегодняшний день - вторая, после знаменитых пирамид майя города Чичен-Ица, достопримечательность в Мексике. Уникальность парка и успешное продвижение среди туристов объясняется сочетанием на одной территории множества впечатляющих туристических объектов.
Туристские зоны парка «Шкарет», Мексика: 1. Зоопарк. Животные здесь находятся в вольерах приближенных к природным условиям в связи, с чем создается впечатление, что они свободно гуляют по территории парка. Нет здесь привычных клеток. Опасные виды животных отделены от посетителей природными преградами: рвы, барьеры и острова. Коллекции животных соответствуют природной зоне тропических джунглей и зоогеографи-ческому царству Неогея, Неотропическая область Центральноаме-
* Ассистент кафедры Физической географии и экологии.