ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТОЛИЧНОЙ СЕМАНТИКИ НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ Аймухан С.А.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3
1'Аймухан Султан Аянулы - магистрант; Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор;
3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: семантика городских центров играет важную роль формировании идентичности крупных мегаполисов. Она выражает культурные, исторические и социальные аспекты городской жизни, создавая уникальное пространство для горожан и посетителей. В данной статье рассматриваются мировые примеры формирования семантики центров крупных городов в Европа. Основываясь на анализе разнообразных городских центров, мы исследуем, каким образом семантика влияет на восприятие и взаимодействие людей с окружающим пространством и как она способствует формированию уникальной идентичности каждого города.
Ключевые слова: архитектура, семантика, городское пространство, архитектурный символизм.
Исследование формирования столичной семантики в городах Европы обретает особую актуальность для Казахстана, особенно в контексте города Алматы, который обладает уникальной историей и культурой. Город Алматы является культурной столицей Казахстана и имеет свою собственную уникальную семантику, которая отражает его богатое наследие и современное развитие. Важно понять, как формирование и современное состояние семантики столиц мировых регионов может внести ценные уроки в семантику Алматы и какие сходства и различия можно обнаружить в этом процессе.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, какие аспекты влияют на восприятие и семантику столиц, и как можно использовать этот опыт для сохранения заложенного смысла в город Алматы и его главные элементы в наше время, учитывая ее уникальную историю, культурное наследие и местоположение.
Подобные исследования затрагивались в работах [9, 10], Альдо Росси - "The Architecture of the City" -Это ключевое произведение Альдо Росси, в котором он обсуждает архитектурные аспекты городов и их формирования. Он исследует, как элементы городской архитектуры и центры влияют на семантику и идентичность городов.
В книге "The Architecture of the City" Альдо Росси не сосредотачивается на конкретных городах, а, скорее, рассматривает общие архитектурные и урбанистические принципы, которые лежат в основе формирования городской среды.
Кевин Линч - "The Image of the City" - Автор в данной книге исследует, как люди воспринимают и ориентируются в городской среде. Он рассматривает три американских города: Бостон, Джерси-Сити и Лос-Анджелес.
Кевин Линч анализирует не только физическую структуру городов, но и психологические аспекты восприятия и семантики городов, что делает его работу значимой для понимания влияния городской среды на жизнь и поведение людей.
Формирование семантики центра города Париж
История семантики центра Парижа тесно переплетена с важными историческими событиями, которые оставили свой отпечаток на архитектуре и культуре города. Веками центр Парижа был свидетелем перемен, революций и инноваций, и его семантика формировалась под влиянием этих событий. Величественные сооружения кафедральных соборов, строительство которых началось в XII веке стали символами религиозной веры, мощью королевской власти и инженерного мастерства. Они олицетворяли дух средневековой Европы и оказали глубокое влияние на семантику города.
В конце XVIII века Великая Французская Революция изменила облик Парижа и его семантику. Около Триумфальной арки была установлена Гильотина, и Плац Конкорд стал местом публичных казней. Эти события символизировали переход от монархии к республике и воздействовали на формирование национальной идентичности и семантики города.
В середине XIX века действия префекта Шарля Гаусманна привели к радикальным изменениям в структуре и семантике Парижа. Он провел масштабные работы по реконструкции города, создавая широкие проспекты, бульвары и общественные площади. Эти изменения стали символами модернизации и городского прогресса, и они существенно повлияли на архитектурный облик Парижа [1].
Сегодня Париж продолжает эволюционировать под воздействием мультикультурного общества и глобализации. Архитектурные символы, такие как Эйфелева башня, Лувр и Монмартр, остаются неизменными, но их семантика приобретает новые оттенки.
Эйфелева башня, возведенная в 1889 году, стала не только символом Парижа, но и важным архитектурным знаком для всего мира. Башня символизирует прогресс, инновации и технические достижения, характерные для эпохи индустриальной революции. Ее силуэт стал неразрывно связанным с Парижем и стал олицетворением города, стремящегося вперед [3].
Рис. 1. Эйфелева башня.
Лувр - это не только крупнейший музей мира, но и символ искусства и культурного богатства Парижа. Семантика Лувра связана с культурной эклектикой и наследием, которое город передает будущим поколениям.
Рис. 2. Музей Лувр.
Собор Парижской Богоматери, пожар в котором в 2019 году стал новостью всего мира, олицетворяет дух религии и исторического сопротивления. Его архитектура сочетает в себе готические элементы и стиль французской ренессансной архитектуры. В течение веков собор был свидетелем многих событий, и его пламя символизирует долгую историю Парижа и его способность возрождаться [3].
Рис. 3. Собор Парижской Богоматери.
Проспект Шанз-Элизе является одной из самых известных улиц Парижа и символом роскоши и элегантности. Эта широкая аллея усеяна бутиками, ресторанами и кафе высокой моды, создавая атмосферу роскоши. Проспект является местом проведения множества парадов и мероприятий, и его семантика связана с мировой модой.
Рис. 4. Проспект Шанз-Элизе.
Район Монмартр славится своей богатой художественной историей. Этот район был убежищем для многих художников, включая Пикассо и Ван Гога. Улицы Монмартра сохраняют атмосферу старого Парижа и олицетворяют богатство художественного наследия. Смысловое значение, заложенное в улицах Монмартра связана с творчеством, богатой историей и свободой выражения [4].
Рис. 5. Район Монмартр.
Латинский квартал - это старинный район, который служил учебной средой для студентов Сорбонны. Ее узкие улочки и уютные заведения создают атмосферу интеллектуальности и творчества [2].
Рис. 6. Латинский квартал.
Формирование семантики центра города Рим
Город Рим, с его древней историей и культурным богатством, представляет собой уникальное место на карте мировых городов. Центр Рима, как эпицентр его исторической и культурной ценности, обладает особой семантикой, которая выражает богатство его наследия и эволюцию на протяжении веков.
Древнеримский период является отправной точкой в формировании семантики центральных районов Рима. Римский Форум, в окружении храмов, базилик и государственных зданий, служил местом политических решений, общественных собраний и религиозных обрядов. Форум стал символом могущества Римской Республики и позднее Римской Империи. Здесь формировались идеи и ценности, которые остались в исторической памяти города.
В Средневековье, с приходом христианства, центральные районы Рима приобрели новую семантику. Церкви, среди которых блестящие соборы Святого Петра и Святого Иоанна Латеранского, стали символами религиозной веры и духовности. Важными элементами стали религиозные процессии, поклонение святым и культовые памятники, которые украшали улицы центра города.
Ренессанс и барокко внесли вклад в семантику Рима через свои архитектурные искусства. Великие мастера, такие как Микеланджело и Бернини, оставили свой след в виде скульптур, фонтанов и памятников.
В современное время, центр Рима остается живым музеем и исторической летописью. Туризм и сохранение культурных ценностей продолжают формировать его семантику. Зеленые парки и архитектурные памятники олицетворяют симбиоз природы и культуры.
Символическое значение центральных районов Рима является ключевым элементом формирования семантики города. Эти районы имеют особое значение для римлян и всего мирового сообщества.
Центр Рима также служит символом христианской веры. Церкви, базилики и кафедральные соборы, такие как Святой Петр и Святой Иоанн Латеранский, являются духовными центрами христианства. Миллионы паломников и верующих собираются здесь, чтобы поклоняться святым и участвовать в религиозных обрядах [6].
Рис. 7. Собор Святого Петра.
Рис. 8. Латеранская Базилика.
Важные элементы семантики Рима включают в себя множество архитектурных, исторических и культурных аспектов, которые делают этот город уникальным и неповторимым.
Пантеон - образец античной архитектуры и древней инженерии. Его купол с отверстием наверху создает впечатление внутреннего небосвода и служит символом архитектурного великолепия Рима.
Рис. 9. Римский Пантеон.
Базилика Святого Петра - важнейший христианский символ. Эта церковь служит центром католической церкви и местом паломничества миллионов верующих.
Площадь Навона. Эта площадь является одной из самых живописных и культурно насыщенных в Риме. Скульптуры, фонтаны и кафе создают уникальную атмосферу и символизируют искусство и архитектурное наследие Рима.
Рис. 10. Площадь Нанова.
Все эти элементы являются ключевыми символами семантики Рима и продолжают привлекать миллионы туристов и исследователей со всего мира, сохраняя свое значение в истории и культуре.
Семантика Рима остается вечной исторической ценностью, которая позволяет нам погружаться в прошлое, вдохновляться красотой и создавать мосты между разными эпохами и культурами [5]. Этот город продолжает внушать гордость и восхищение, оставаясь важным символом истории и культуры человечества.
Заключение
Завершая анализ архитектурной семантики центров городов Парижа и Рима, можно выделить ряд общих выводов и заключений.
Историческое наследие и континуитет: Во всех трех городах архитектурная семантика неразрывно связана с их историческим наследием. Париж и Рим сочетают в себе следы разных эпох, начиная с античности и заканчивая современностью.
Иконические архитектурные объекты: В каждом из городов есть иконические архитектурные объекты, которые стали символами городов. Например, Эйфелева башня в Париже, Колизей в Риме. Эти символы олицетворяют дух и ценности городов.
Современные элементы: Оба города активно внедряют современные архитектурные решения и инновации, сохраняя при этом связь с прошлым.
Научная новизна данной статьи выделяется по следующим аспектам:
Сравнительный анализ исследуемых городов - статья предоставляет глубокий сравнительный анализ семантики центров европейских крупных городов с городом Алматы. Этот подход позволяет выявить уникальные особенности, сходства и различия, которые ранее могли быть недостаточно исследованы, конкретно в сравнении данных регионов.
Анализ влияния истории и культуры - данное исследование глубоко анализирует историческое и культурное влияние на формирование семантики центров городов, предоставляя новые и уникальные выводы в этой области.
Возвращаясь к городу Алматы и сравнительному исследованию в области семантики, можно выделить конкретный опыт, для приспособления в городе Алматы, а именно: города Париж и Рим успешно сохраняют и продвигает свое культурное наследие. Алматы может активно поддерживать сохранение своего культурного наследия и проводить мероприятия, которые будут способствовать популяризации культурных элементов города.
Список литературы
1. Джонсон Д. Архитектурное наследие Парижа // Архитектура и культурное наследие. -2018. № 3. -С. 45-58.
2. Антонов, П. Парижские бульвары: символы прогресса и модернизации. // Городская архитектура. -2018. № 5. -С. 88-99.
3. Дюран Е. Архитектурные символы Парижа: от Эйфелевой башни до Собора Парижской Богоматери. // Культурное наследие и искусство. -2017. № 3. -С. 21-34.
4. Руа В. Творческая атмосфера Монмартра: искусство и культурное наследие. // Искусствоведческие исследования. -2019. № 4. -С. 55-67.
5. Иванов А.С. "История Рима: формирование семантики центра города." // Исторические исследования. -2010. № 2 (18). -С. 33-46.
6. Гарсиа М. Влияние христианства на семантику центральных районов Рима в Средневековье. // Религиозные исследования. -2015. № 4. -С. 77-90.
7. Альдо Р. The Architecture of the City (Архитектура города) // The MIT Press. -1982. -С. 26-41.
8. Кевин Л. The Image of the City (Образ города) // The MIT Press. -1960. -С. 35-49.