ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Е.Н. ИЛЬЧЕНКО,
аспирант, Курганская ГСХА имени Т.С. Мальцева
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, образовательное учреждение, система менеджмента качества.
Актуальность проблемы обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:
■ реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах, обусловленное рядом известных объективных причин;
■ переход к комплексной оценке
641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково; тел. 8 (35231) 4-41-40
The maximum vocational training, educational institution quality management system.
82
Аграрный вестник Урала
№ 7 (73), 2010 г.
деятельности образовательных учреждений (ОУ) на базе утверждённого перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;
■ усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов;
■ вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг.
Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России, в наступившем веке. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшим фактором, определяющим не только экономику, но и политику нового века. Безусловно, такая глобальная проблема не может решаться на уровне отдельно взятого ОУ. Она требует целенаправленных и скоординированных усилий государства, общества и каждого ОУ.
Государственный контроль и надзор за качеством высшего профессионального образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы образования. Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании», постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими ОУ.
В системе образования осуществлён переход к комплексной оценке деятельности вузов и ссузов на базе утверждённого перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г.).
По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества в вузе (ссузе), что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения. Однако сами критерии наличия и эффективности СК ОУ в настоящее время чётко не определены, что существенно затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации ОУ.
Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему.
■ Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса.
■ Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран.
■ Разработка и внедрение СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии IБ О 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (БРОМ) и другие национальные модели управления качеством в образовании.
■ Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества.
■ Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы [4].
Образование
Таким образом, образовательному учреждению необходимо разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества, постоянно улучшать её результативность и эффективность.
В настоящее время вузы имеют возможность выбора, на основе какой модели строить свою систему качества. Данный выбор осуществляется в соответствии со стратегией развития образовательного учреждения, политикой и целями в области качества на основе практического интереса и ожиданий вуза от внедрения системы качества.
Работа по созданию СМК - это непрерывный процесс, начинающийся с построения в ОУ эффективной контрольно-оценочной системы и системы мониторинга на фоне постепенного внедрения в сознание кадрового состава образовательного учреждения философии качества, наведения порядка, улучшения организации работ, сокращения цикла освоения новых технологий обучения и контроля [3].
На основе накопленного материала основную цель в стратегии управления образовательным учреждением можно сформулировать как создание системы обеспечения качества высшего профессионального образования при условии сохранения его фундаментальности на основе поиска новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом.
Внедрение и применение системы менеджмента качества предоставляет высшему учебному заведению такие возможности, как:
■ выход на международный рынок образовательных услуг (международная аккредитация образовательных программ или реализация международных проектов);
■ прохождение государственной аккредитации;
■ получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг и др.
Система качества вуза является основой постоянного улучшения процессов его деятельности и предназначена для практической реализации стратегии по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворённости потребителей (обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом).
Литература
1. Бергенская декларация министров стран - участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 г.
2. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
3. ГОСТ P ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М. : Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
4. Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А. [и др.]. Всеобщий менеджмент качества : учеб. пособие / под общ. ред. С. А. Степанова. СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 200 с.