Научная статья на тему 'Особенности формирования рынка труда молодых специалистов в Республике Хакасия'

Особенности формирования рынка труда молодых специалистов в Республике Хакасия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / РЫНОК ТРУДА / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА ТРУД / БЕЗРАБОТИЦА / YOUNG PROFESSIONALS / LABOR MARKET / SUPPLY AND DEMAND FOR LABOR / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пигина Т. Н.

В статье раскрываются тенденции, характеризующие процессы развития рынка труда молодых специалистов в регионе. Представлен анализ выпуска молодых специалистов региональными высшими учебными заведениями с 2009 по 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE YOUNG PROFESSIONAL LABOR MARKET FORMATION IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The trends characterizing the development processes of the young professional labor market in the region are revealed in the article. The analysis of young professional graduation in the regional higher education institutions from 2009 to 2013 is presented.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рынка труда молодых специалистов в Республике Хакасия»

целом. В большинстве развитых стран этот фактор влияния рассматривается на уровне государства. Так, организации, имеющие низкий уровень социального развития, рассчитанный по методикам, близким к приведенным в предложенной статье, не вправе надеяться на одобрение общества и управленческих структур различных уровней до тех пор, пока показатели не будут достигать нормативного значения. К предприятиям, которые не могут достигнуть необходимого уровня, могут быть предъявлены соответствующие санкции -вплоть до социального банкротства, что повлечет за собой прекращение деятельности компании.

Литература

1. Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». - URL: http://www.iso.org.

2. Доклад о социальных инвестициях в России. 2004. Роль бизнеса в общественном развитии / под редакцией С.Е. Литовченко. - М., 2004. - С. 25.

3. Кузнецов А. Л. Социальные стратегии предприятия / Урал. отд-ние РАН. Ин-т экономики. - Ижевск, 2000. - С. 126.

4. Лавров В., Кричевский Н. Что такое «социальные инвестиции»? // Агентство политических новостей. -URL: http://www.apn.ru/publications/article1776.htm.

УДК 331.53 (571.513) Т.Н. Пигина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В статье раскрываются тенденции, характеризующие процессы развития рынка труда молодых специалистов в регионе. Представлен анализ выпуска молодых специалистов региональными высшими учебными заведениями с 2009 по 2013 г.

Ключевые слова: молодые специалисты, рынок труда, спрос и предложение на труд, безработица.

T.N. Pigina

THE PECULIARITIES OF THE YOUNG PROFESSIONAL LABOR MARKET FORMATION

IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The trends characterizing the development processes of the young professional labor market in the region are revealed in the article. The analysis of young professional graduation in the regional higher education institutions from 2009 to 2013 is presented.

Key words: young professionals, labor market, supply and demand for labor, unemployment.

В современном технологичном мире основой устойчивого экономического роста национальной экономики является инновационный вектор ее развития. Возможности инновационного развития экономики в свою очередь детерминированы качественными характеристиками рабочей силы, способной быстро решать рабочие задачи в постоянно меняющейся внешней среде и осваивать новые технологии, повышающие производительность труда. Особо пристального внимания на рынке труда заслуживают молодые специалисты, которые пусть даже не имеют опыта работы, но способны привнести новые, свежие идеи в бизнес, стать потенциалом и залогом будущих успехов. Поэтому в системе общественных отношений на рынке труда особую актуальность приобретает решение вопросов содействия занятости молодых специалистов.

Стоит отметить, что несмотря на достаточно частое использование категории «молодой специалист», действующее законодательство не разработало нормы, определяющей это понятие. Отсутствует определение этого понятия и в справочной литературе. В «Большом экономическом словаре» представлена трактовка

категории «специалист» как «человека, обладающего специальными знаниями и навыками в какой-либо отрасли, имеющего специальность; человека, хорошо знающего что-либо, мастера своего дела» [1, с. 644].

В эпоху командно-административной экономики в стране в практике трудовых отношений к молодым специалистам, как правило, относили лиц, закончивших высшие и средние специальные учреждения с отрывом от производства, которые были обязаны не менее трех лет проработать непосредственно на производстве в соответствии с планом распределения.

Понятно, что в современных условиях, с учетом произошедших изменений в социально-трудовых отношениях в стране, когда государство перестало выступать в качестве гаранта реализации права на труд и провозгласило принцип обязательности труда, система распределения выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений канула в лету.

В современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки дать определение категории «молодой специалист» в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

Так, например, О.В. Щегулина предлагает пользоваться следующим определением: «молодой специалист - выпускник вуза», это лицо, окончившее полный курс обучения в высшем учебном заведении, сдавшее государственный экзамен, защитившее дипломную работу (проект), готовое приступить к работе по полученной специальности и в случае трудоустройства находящееся на стадии социально-профессиональной адаптации на определенном рабочем месте [4, с. 26]. Но при таком подходе вполне закономерным будет вопрос: как долго специалисты с дипломами вузов будут считаться молодыми? Более того, данное определение не дает ответа и на другой вопрос: при соблюдении всех вышеперечисленных условий будут ли считаться «молодыми специалистами» лица, которым на момент вручения дипломов более 30 лет?

Э.В. Кириченко под «молодыми специалистами» подразумевает выпускников вуза, закончивших обучение не более трех лет назад, а также студентов, выходящих на рынок труда еще в процессе обучения [2, с.4]. В качестве уточнения считаем важным отметить, что поиск работы на рынке труда осуществляется по специальностям, соответствующим полученному профессиональному образованию.

Таким образом, предлагаем классификационными признаками категории «молодой специалист» считать: во-первых, возрастные границы 19-29 лет; во-вторых, наличие диплома о высшем или среднем профессиональном образовании; в-третьих - период продолжительности обращения на рынке труда в качестве «молодого».

С учетом всего вышеизложенного к молодым специалистам относятся выпускники профессиональных образовательных учреждений среднего и высшего уровня в возрасте 19-29 лет, которые в течение последующего трехлетнего периода после окончания образовательного учреждения ищут работу и готовы работать в соответствии с полученной квалификацией.

Применительно к данной статье ограничим область исследования рынка труда молодых специалистов одним из его сегментов - выпускниками вузов. Сегодня на территории Республики Хакасия подготовку специалистов высшего профессионального образования осуществляют следующие учреждения:

• ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», образован в 1994 году, создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим преемником Абаканского государственного педагогического института. Профессиональная подготовка осуществляется по 11 основным группам направлений подготовки. Контингент студентов всех уровней и форм обучения составляет более 10 тысяч человек [6].

• Хакасский технический институт - филиал Сибирского федерального университета, является правопреемником открытого 28 февраля 1968 года в г. Абакане общетехнического факультета (ОТФ) Красноярского политехнического института. Институт осуществляет подготовку по 10 направлениям бакалавриата. На сегодняшний день в институте обучается около 2500 студентов [8].

• Саяно-Шушенский филиал ФГАОУ «Сибирский федеральный университет» был создан 17 апреля 2001 года. На сегодняшний день в составе филиала обучается более 500 студентов [9].

• Хакасский филиал ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет» был создан в 1998 году на базе учебно-консультационного пункта Красноярского сельскохозяйственного института, открытого в городе Абакане в 1963 г. В настоящее время по всем направлениям в филиале обучается около 1300 студентов [7].

• НОУ «Хакасский институт бизнеса» - единственный негосударственный вуз в регионе, который был создан в 1993 г. и прекратил свою работу в 2013 г. За недолгую историю деятельности в Хакасском институте бизнеса были подготовлены десятки квалифицированных специалистов по экономике и управлению.

Показатели выпуска молодых специалистов региональными вузами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выпуск специалистов высшими учебными заведениями, чел.*

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Выпущено специалистов 4061 3900 3460 3819

В том числе обучающихся на отделениях:

очных 2086 1788 1663 1879

вечерних 25 21 47 72

заочных 1964 2090 1750 1868

Выпущено специалистов на 10000 занятого населения 148 144 132 149

* Источник [3, с. 91, 97].

Анализ данных свидетельствует об уменьшении количества выпускников высших учебных заведений в период с 2009 по 2012 г. с 4061 до 3819 человек. Наименьшее значение этого показателя было зафиксировано в 2011 г., когда общее количество выпускников вузов в регионе было зафиксировано на уровне 3460 человек. Думается, что этот тренд получит свое развитие и в перспективе на ближайшее десятилетие. Подтверждением тому служат данные о приеме в высшие учебные заведения. Если в 2008 году было принято 4415 студентов, то в 2010 этот показатель составил 3070, а в 2012 году - 2445 человек. Таким образом, за период 2008-2012 гг. объемы набора студентов в региональные вузы сократились практически на 45 %. С интервалом в 2-4 года эта динамика найдет свое проявление в показателе количества выпускников высших учебных заведений, а значит, можно будет констатировать сужение рынка молодых специалистов в регионе.

Среди важнейших причин, предопределивших отрицательную динамику численности студентов, на наш взгляд, можно назвать две:

• во-первых, это низкие показатели рождаемости в период середины - конца 90-х годов ХХ века;

• во-вторых, коммерциализация образования, сокращение количества мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета (табл. 2).

Таблица 2

Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования, чел.*

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Выпущено специалистов 3611 3490 3130 3502

В том числе обучающихся за счет средств:

- федерального бюджета 1530 1456 1356 1455

- с полным возмещением затрат на обучение 2081 2034 1765 2047

* Источник [3, с. 91].

Таким образом, мы видим, что среди студентов-выпускников доля лиц, обучавшихся на платной основе, оставалась весь исследуемый период практически неизменной - на уровне 57 %.

Представленные цифры позволяют сделать и еще один вывод: высшее образование продолжает рассматриваться как ценность, как обязательный атрибут современного человека. Мнение о том, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное - освобождает от тяжелого физического труда - продолжает доминировать как среди молодежи, так и их родителей. Поэтому молодежь после окончания школы массово нацеливается на вуз, но, не пройдя конкурс, молодые люди вынуждены принимать решение: учиться платно в высшей школе или бесплатно получить среднеспециальное образование. Выбор зависит от уровня доходов семьи, наличия или отсутствия иждивенцев и других факторов. В условиях уменьшения бюджетного финансирования и роста стоимости образования для представителей различных социально-экономических групп складываются неравные возможности доступа к качественному образованию по выбранным образовательным программам.

Изменения предложения на рынке труда молодых специалистов имеют не только количественные, но и качественные характеристики. В этой связи необходимо проанализировать профессионально-квалификационную структуру и структуру выпускников высших образовательных учреждений по уровню полученных дипломов (табл. 3).

Таблица 3

Выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования по уровню

полученных дипломов, чел.*

Темп изменения

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2009 г., в %

Выпущено специалистов 3611 3490 3130 3502 96,9

Из них получили диплом:

о неполном высшем профессиональном

образовании 30 - - - -

бакалавра 131 123 118 255 194,6

специалиста с высшим профессиональным

образованием 3353 3269 2919 3138 93,5

магистра 97 98 93 109 112,4

* Источник [3, с. 92].

Данные таблицы свидетельствуют о существенных изменениях в уровне подготовки молодых специалистов, что обусловлено прежде всего изменениями в образовательной системе страны. Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 г. предопределило переход к двухуровневой системе образования бакалавриат-магистратура и, как следствие, рост числа выпускников за анализируемый период по программам бакалавриата на 194,6 %, а по программам магистратуры на 112,4 %. При этом на фоне уменьшающейся численности выпускников ВПО количество специалистов сократилось на 6,5 %. Данная тенденция имеет необратимый характер, и в дальнейшем можно будет только констатировать увеличение числа лиц, освоивших программы бакалавриата на фоне неуклонного сокращения числа лиц, получивших дипломы специалиста.

Рассмотрим профессионально-квалификационную структуру выпускников. Можно с уверенностью утверждать, что выпуск специалистов по ряду укрупненных групп специальностей превысил потребности экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием. Престижными профессиями, с точки зрения молодежи, продолжают оставаться специальности в области экономики и управления, а также юриспруденции. Наиболее высокие показатели по численности выпускников в 2012 г. наблюдались по следующим группам специальностей:

• экономика и управление - 25 % от общей численности выпускников;

• гуманитарные науки - 21,2 %;

• образование и педагогика - 18,8 %;

• строительство и архитектура - 4,8 %;

• энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника - 3,4 %.

По направлениям подготовки в 2012 году лидерами являлись:

• образование и педагогика - 3,6 % от общей численности выпускников;

• гуманитарные науки - 3,1 %;

• экономика и управление - 1,7 %.

Анализ структуры потребностей работодателей республики в рабочей силе в 2013 году, проведенный Государственным комитетом по занятости населения РХ, показал, что наибольшую потребность испытывают следующие отрасли: добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающие производства, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, а также сельское хозяйство.

Существование длительное время качественных диспропорций на рынке труда требует выяснения мотивов поведения, определяющих действия основных субъектов: студентов-выпускников и работодателей.

В структуре мотивов работодателей продолжают доминировать сиюминутные потребности, определяемые условиями развития предприятия (организации) в конкретный момент времени. Слабым звеном в системе управления многих региональных предприятий продолжает оставаться отсутствие стратегического подхода к оценке среднесрочной перспективы своей деятельности и потребности в трудовых ресурсах соответствующего профессионально-квалификационного уровня. Мало кто из работодателей задумывается над вопросом, что заказ на подготовку специалистов нужно делать как минимум за четыре года до возникновения потребности. В качестве подтверждения можно рассматривать данные по численности студентов, обучающихся по заказам работодателей (целевая контрактная подготовка) (табл. 4).

Таблица 4

Численность студентов, обучающихся по целевой контрактной подготовке*

Показатель 2010/2011 2011/2012 2012/2013

чел. % чел. % чел. %

Численность студентов 15919 100 14057 100 12153 100

С полным возмещением затрат 9290 58,3 8038 57,18 6633 54,6

По целевой контрактной подготовке 796 5,0 659 4,7 526 4,3

* Источник [3, с. 94].

Данные таблицы свидетельствуют об абсолютном (с 796 до 526 человек) и относительном (с 5,0 до 4,3%) уменьшении студентов, обучающихся по целевой контрактной подготовке. Из-за отсутствия перспективного заказа работодателей на подготовку специалистов система образования практически самостоятельно формирует заказ на подготовку кадров и организует его исполнение.

Выбор приоритетных сфер профессиональной деятельности молодыми людьми в большинстве своем неслучаен. В этой связи обратим внимание на результаты анкетирования, проведенного среди студентов Хакасского государственного университета 3-5-х курсов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Социология» и направлениям «Педагогическое образование», «Социальная работа». Всего в анкетировании приняли участие 167 человек.

Исследование показало, что основным показателем престижности работы для молодежи по-прежнему является возможность получения высоких доходов - 58 %.

Другим веским основанием для признания профессии престижной является ее взаимосвязь с властью. Так, доля тех, кто среди престижных профессий упомянул «государственную службу», составила 18 %. Привлекательность ведения собственного бизнеса оценили только 9 % респондентов. Возможно, это связано с тем, что молодые люди понимают - современный предприниматель в регионе - это представитель малого бизнеса, деятельность в котором имеет тяжелый и рискованный характер.

Примечательно, что среди студентов-выпускников сегодня мало кто задумываются над вопросом трудоустройства до момента получения диплома. Так, среди респондентов 32 % вообще не задумывались над вопросом поиска потенциального места работы. Для этой группы студентов характерно отсутствие интереса к анализу рынка труда, в том числе по выбранной специальности, незнание технологий поиска работы, отсутствие четких жизненных целей даже на ближайшую перспективу. Периодически проводят мониторинг рынка труда 52 % опрошенных, при этом не используют полученную информацию для поиска работы. Имели опыт трудовой деятельности только 16 % респондентов, из них по выбранной специальности 6 %.

Вместе с тем, выходя на рынок труда после окончания образовательного учреждения, основная масса выпускников рассчитывает на собственные силы, на помощь со стороны родственников и знакомых и лишь небольшая часть выпускников обращается за содействием в службу занятости (табл. 5).

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность выпускников вузов, обратившихся в службу занятости*

Показатель 201 г. 201 2 г. 2013 г.

чел. % чел. % чел. %

Обратилось выпускников всего В том числе: - высшего профессионального образования - среднего профессионального образования - начального профессионального образования 636 197 252 187 100 31 40 29 666 213 247 206 100 32 37 31 432 135 205 92 100 32 47 21

Признано безработными из числа обратив- 490 77 578 87 368 85

шихся выпускников

В том числе:

- высшего профессионального образования 161 81 185 87 116 86

- среднего профессионального образования 182 72 221 89 185 90

- начального профессионального образования 147 78 172 83 67 73

* Источник [5].

В целом доля выпускников вузов, обратившихся в службы занятости Республики Хакасия за содействием в трудоустройстве, от общей численности выпускников высшего профессионального образования за анализируемый период находилась в пределах 6 %. Чуть менее 6 % молодых специалистов после окончания вуза регистрировались в службе занятости в качестве безработных.

При этом доля молодых выпускников высших образовательных учреждений от общего количества выпускников, обратившихся в службу занятости на протяжении исследуемого периода, оставалась неизменной на уровне 31-32 %. Поэтому распространенное утверждение о преобладании среди безработной молодежи специалистов с высшим образованием выглядит по крайней мере сомнительным. Для сравнения: доля выпускников среднепрофессиональных образовательных учреждений в 2013 г. составляла 47 %, а по программам начального профессионального образования - 21 %.

Доля выпускников вузов, признанных безработными, от общего количества обратившихся представителей этого сегмента рынка труда колебалась в пределах от 81 % в 2011 г. до 87 % в 2012 г. В целом это достаточно высокий показатель, обусловленный, на наш взгляд, действием комплекса причин. Выделим из них основные. Среди объективных причин можно назвать жесткую конкуренцию за рабочие места на рынке молодых специалистов, слабый уровень информационного сопровождения, факторы, ограничивающие территориальную мобильность. К субъективным причинам можно отнести низкий уровень активности молодых специалистов на рынке труда, отсутствие навыков самопрезентации и эффективных коммуникаций с работодателями, развитие иждивенческих настроений, невысокий уровень профессиональных компетенций, слабая социальная ответственность бизнеса.

Данные по профессиональным характеристикам безработных выпускников вузов по укрупненным группам специальностей представлены в таблице 6.

Таблица 6

Численность безработных выпускников вузов по укрупненным группам специальностей

Направление подготовки (групп специальностей) Код направления подготовки (специальности) Количество выпус признанных без кников вузов, работными

в 2009 г. в 2013 г.

Естественные науки 020000 12 4

Гуманитарные науки 030000 32 16

Социальные науки 040000 15 4

Образование и педагогика 050000 57 19

Культура и искусство 070000 7 2

Экономика и управление 080000 100 44

Информационная безопасность 090000 0 2

Сельское и рыбное хозяйство 110000 7 3

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 140000 13 5

Металлургия, машиностроение и металлообработка 150000 15 7

Информатика и вычислительная техника 230000 10 2

Строительство и архитектура 270000 26 8

Как видно из таблицы, наибольшее число обращений выпускников вузов отмечено по следующим специальностям: инженер, экономист, учитель, юрист, - что еще раз подтверждает тезис о наличии ножниц между спросом и предложением труда по названным направлениям подготовки.

Проводимый анализ будет неполным без учета территориального критерия. По данным службы занятости, в Республике Хакасия лидером по числу безработных молодых специалистов традиционно считается город Абакан - 32,9 % от общей численности зарегистрированных безработных выпускников вузов по состоянию на 07.05.2014. Как образовательный центр республики он объективно является местом притяжения

молодых специалистов, стремящихся найти работу в столице Хакасии, что ведет к ужесточению конкуренции на рынке труда и росту уровня безработицы как в целом, так и среди молодежи. Что касается городов Сая-ногорск (15,4%) и Черногорск (14,8%), то их лидирующие позиции объясняются узостью сфер приложения труда молодых специалистов, прежде всего по причине монопсонического характера рынка труда этих муниципальных образований. Наименьшие показатели численности зарегистрированных безработных выпускников вузов отмечаются в Орджоникидзевском и Ширинском районах, городах Абаза и Сорск.

Таким образом, проведенный анализ рынка труда выпускников вузов позволяет сделать определенные выводы, которые могут быть использованы в процессе разработки региональной политики содействия трудоустройству молодых специалистов.

Во-первых, на фоне сужения границ рынка труда молодых специалистов реализация программ экономического развития региона позволит не только снизить напряженность на рынке труда в данном сегменте, но и обеспечит инновационный вектор развития экономики Республики Хакасия посредством вовлечения в производственную деятельность активной, трудоспособной молодой рабочей силы.

Во-вторых, преодоление качественного дисбаланса возможно только в результате реализации комплекса мер, к числу которых можно отнести координацию действий бизнеса и рынка образовательных услуг, совершенствование системы профориентационной работы со школьниками, содействие территориальной мобильности молодых специалистов.

В-третьих, позитивный выход молодых специалистов с рынка труда и переход их в категорию занятых предполагает реализацию активной стратегии во взаимодействии с работодателями. Поэтому так важно обучить молодых специалистов способам самопрезентации, навыкам активного поведения на рынке труда и эффективных коммуникаций с работодателями.

Литература

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азриляна. - 3-е изд. - М.: Изд-во Ин-та новой экономики, 1998. - 864 с.

2. Кириченко Э.В. Детерминанты спроса молодых специалистов на рабочие места: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 171с.

3. Образование в Республике Хакасия (2000, 2005-2012 годы): стат. сб. / Хакасстат. - Абакан, 2013. -111 с.

4. Щегулина О.В. Совершенствование системы регулирования занятости молодых специалистов-выпускников вузов на примере города Москвы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2004. - 253 с.

5. Мониторинг трудоустройства выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования через органы службы занятости населения Республики Хакасия за 2011-2013 гг. - URL: http://www.zankhakasia.ru/home/info/rinok.aspx.

6. URL: http:// www.khsu.ru.

7. URL: http:// www.hfkgau.moeobrazovanie.ru.

8. URL: http:// www.khti.ru.

9. URL: http:// www. shf-sfu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.