Научная статья на тему 'Особенности формирования русской идеи: история и современность'

Особенности формирования русской идеи: история и современность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
832
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования русской идеи: история и современность»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ИДЕИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Л.И. Маслихова, доцент, к.и.н., доцент Воронежский государственный архитектурно-строительный

университет, г. Воронеж

Русская идея является категориальным понятием, в котором получили отражение богатейшая история формирования русской нации, ее ментальные особенности, основные формы отношения русского национального характера к действительности, национальный образ мира. Это гносеологическая категория, с помощью которой выявляются истоки многих явлений в современной России, но вместе с тем она является аппаратом онтологического и антропологического анализа, т.е. выполняет важную научно-методологическую функцию. В связи с этим русская идея за счет своего расширительного значения позволяет понять сложность и многообразие путей развития России, как в прошлом, так и в настоящем. Современные размышления о судьбе России определенным образом опираются на уже сложившиеся классические теоретические модели и способы постановки и решения проблемы [1].

Исследование предыстории, зарождения и формирования Русской идеи как социокультурного феномена возможно на основе изучения древнерусской литературы, памятников письменности Древней Руси. В них еще нет отрефлектированной мысли о Русской идеи, её содержании, но через них можно сравнительно чётко проследить становление национального самосознания, формирование русской государственности и национальной идеи России, которые выступают в христианско -мифологической форме. К таким работам относятся «Слово о Законе и Благодати», «Повесть временных лет», «Жития» русских князей и святых, идеи «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, а также другие произведения древнерусской литературы. В них национальное сознание непосредственно выражалось через православный мессианизм и теократию.

Свое концептуальное оформление идея русского мессианского призвания получила в доктрине «Москва - Третий Рим» (псковского монаха Филофея, нач. XVI в.), где Россия мыслилась государством с мировой религиозно-духовной миссией, а русская идея - идеей о вселенской перспективе.

Другими словами, Русская идея в Киевский и Московский периоды была идеей православного христианства, общественно-историческое сознание и сформированная им культурная традиция носили преимущественно религиозный характер.

Петербургский период закрепил цивилизационный, а не национально-этнический характер государственности при сохранении интегративной роли русского, «духовно ведущего» народа. В силу этого национальные интересы страны понимались как интересы государственные, а политика Российского государства исторически объединила мессианские и имперские начала.

В XIX в. спор о путях развития России сконцентрировался в славянофильском и западническом течениях. Западники (П.Я. Чаадаев, П. Анненков, Т. Грановский, К. Кавелин и др.) тяготели к восприятию опыта развития Европы. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) акцентировали внимание на национальном своеобразии России и предлагали отличный от западного самобытный путь развития.

Большое значение для осмысления данной тематики имеют работы классиков Русской идеи второй половины XIX - начала XX вв. таких, как Вл. Соловьёв, Н.А. Бердяев, И. Ильин. Их работы во многом явились основой для историко-философского анализа понятия «Русская идея», для определения её значения в жизни народа, истории России и будущего русской цивилизации [2].

Немаловажное значение имеют работы и других представителей религиозно-философского ренессанса, которые не писали отдельных произведений, посвященных вопросу Русской идеи, однако, эта тема скрыто присутствовала в их работах и оказала своё влияние на формирование и развитие понятия, а также раскрытие данного феномена. Это творчество В. Розанова, С. Булгакова, СЛ. Франка, Вяч. Иванова, Л. Карсавина и других [3]. В этих работах прослеживается мысль, что сердцевиной Русской идеи является ее религиозное содержание, а принципы всеединства и христианской любви составляют ее фундамент

[4].

После событий октября 1917 г. параллельно с работой русской эмиграции советские ученые на базе марксизма развертывают исследования, которые концентрируются вокруг проблемы «национальный вопрос», как важнейшей проблемы исторического материализма и научного коммунизма. Постепенно исследование перемещается из области религиозно-философской в область политологии, социологии и этнографии. Классическими работами в рамках теории наций являются работы В.И. Ленина «О культурно-национальной автономии», «К вопросу о национальностях или об «автономизации».

Место национальной идеи в научных исследованиях прочно заняла проблема идеологии. Роль идеологии в государстве, классовый характер любой идеологии, сущность коммунистической идеологии, ее принципы, содержание и значение - вот те проблемы, которые исследовали ученые. Следует назвать имена советских исследователей (В.Ж. Келле,

М.Я. Ковальзона, А. Уледова, В. Ядова и др.), занимавшихся проблемами идеологии и общественного сознания. А также имена Г.Ч. Гусейнова, Д.В. Драгунского, Г.И. Куницына и многих других ученых, исследовавших национальный вопрос. Основной вывод ученых, можно выразить следующим образом: национальное самосознание всегда имеет классовую природу, нация как специфический социальный феномен есть результат борьбы классов, сначала буржуазии в ходе национально-освободительной борьбы, затем - пролетариата, который на основе принципа пролетарского интернационализма, создает новую социальную общность - советский народ [5].

В постсоветское время понятие Русская идея получает глубокие и интересные интерпретации в рамках культурологии, политологии и философии. Философско-культурологический поход в понимании Русской идеи воплощен в исследованиях Г.Д. Гачева, В.И. Мильдона, Л.Б. Карасева, Д.С. Лихачева. Здесь русская идея осмысливается через познание особенностей народного характера, специфического миросозерцания и особой структуры ментальности.

В отечественной философии конца XX в. вновь образуется самостоятельная ветвь творчества, восходящая к работам Вл. Соловьева, Н. Бердяева, трактующая Русскую идею в традициях историко-философского исследования. Здесь необходимо назвать работы И.К. Пантина, М.А. Маслина, М.Н. Громова, В.В. Сербиненко, В.Н. Сагатовского [5].

В целом, современные подходы к анализу и пониманию Русской идеи условно можно разделить по нескольким направлениям. Первое представлено работами В. Трушкова, Р. Косолапова, О. Арина и др. [7] Для них характерен научно-философский формационный подход и анализ русской идеи с марксистско-ленинских позиций. Они утверждают, что ряд базовых ценностных установок марксизма вполне соответствует основам Русской идеи: коллективизму, справедливости, провиденциализму, мессианству. Поэтому идея коммунистическая, идея социализма и есть Русская идея.

Представители второго направления возрождают религиозную трактовку Русской идеи. Оно представлено исследованиями М. Назарова, В. Аксючица, Д. Ильина, М. Антонова, А. Назаренко, Е. Барабанова, которые утверждают, что Русская идея не может не носить эсхатологичный характер, что это идея православия, «замысла Божия о России» [8].

Представители третьего направления А. Дугин, В. Кожинов, В. Пащенко, Б. Межуев, А. Панарин отдают предпочтение политическому подходу, геополитическим факторам и исходят из понимания Русской идеи как идеи евразийской [9].

Для четвертого направления характерно исследование ценностных аспектов Русской идеи. Ряд ученых, таких как А. Кара-Мурза, Б. Бессонов,

A. Горелов, А. Аринин, В. Михеев, Ю. Сохряков, А. Гулыга, С. Бирюков и др. полагают, что Русская идея - это самосознание народа, определение собственной цивилизационной идентичности, особенности русского национального характера, поиск глубинного исторического смысла существования русских [10]. С. Бажов, Л. Нарочницкая, В. Петров, С. Кургинян, В. Вейдле, А. Иванов, сравнивая и анализируя ценностные установки бытия России и Европы, рассматривают Русскую идею как идею самобытности России, и, как следствие, как идею противостояния России с Западом и Востоком [11].

Таким образом, в настоящее время существует множество различных интерпретаций, взглядов, подходов, установок к проблеме Русской идеи. Многогранность и многомерность этого понятия делают необходимым его всесторонний комплексный анализ, что является темой для отдельного исследования.

Список использованной литературы

1. Яицкий В.А. Трансформация русской идеи как особенность формирования национального самосознания. Автореферат / В.А. Яицкий. -Н.Новгород, 2011.

2. Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев. - М., 1999; Соловьёв

B.C. Русская идея / В.С. Соловьев // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992; Ильин И. О русской идеи / И. Ильин // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992.

3. Розанов В.В. Возле русской идеи / В.В. Розанов // Среди художников. - М., 1994; Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С.Н. Два града / С.Н. Булгаков. - СПб., 1997; Франк С.А. Сочинения / С.А. Франк. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000; Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея / Л.П. Карсавин // Русская идея / Сост. М.А. Маслин. М.: Наука, 1992.

4. Потемкина Т.В. Становление русской идеи как основы национального самосознания русского народа: история и современность. Автореферат / Т.В. Потемкина. - Краснодар, 2006.

5. Петрова М.В. Парадигмы Русской национальной идеи: история и современность. Автореферат / М.В. Петрова. - М., 2000.

6. Трушков В. «Русская идея» в Российском политическом пространств / В. Трушков // Диалог. - 1997. - №5.; Косолапов Р. «Бедная русская идея» / Р. Косолапов // «.Изм». - 1993. - №1; Арин О. Россия в стратегическом капкане / О. Арин. - М.: Флинта, 1997.

7. Назаров М. Русская идея и современность / М. Назаров // Лит. Иркутск. - 1990. - Ноябрь.; Аксючиц В. Русская идея / Аксючиц В. // Русская идея и современность. - М.: - 1992; Ильин Д. Русская идея на полигоне «демократии» / Д. Ильин // Наш современник. - 1991. - № 3; Антонов М. Русская идея в конце XX века / М. Антонов // Сиб. огни. -1991. - № 7; Назаренко А.В. Русское самосознание: между царством и церковью / А.В. Назаренко // Москва. - 2000. - № 10; Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе / Е.В. Барабанов // Вопросы философии, 1990. - № 8.

8. Дугин А.Г. Геополитическое будущее России / А.Г. Дугин // Основы геополитики. - М.: Арктогея, 1997.; Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра / В.В. Кожинов. - М.: Воениздат, 1997; Пащенко В.Я. Идеология евразийства / В.Я. Пащенко. - М.: МГУ, 2000; Межуев Б.В. «Русская идея» перед вызовом современности / Б.В. Межуев // ВМУ, сер. 12. - 1993. - № 6; Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»? / А.С. Панарин. - М.: ИФРАН, 1996.

9. Кара-Мурза А.А. Духовный кризис в России: есть ли выход? / А.А. Кара-Мурза, Бессонов Б.Н. Русская идея, мифы и реальность / Б.Н. Бессонов. - М.: Типография Госспорта, 1993. - Ч. 1; Горелов А.А. Социальная экология / А.А. Горелов. - М.: РАН. Ин-т философии, 1998; Аринин А.Н. Прошлое. Настоящее. Будущее. (Историко-философская мысль России XIX -ХХвв.) / А.Н. Аринин, В.М. Михеев / Науч. ред. проф. Г.Д. Чесноков. - М.: Изд-во РАГС, 1995.; Сохряков Ю.И. Русская цивилизация и соборность / Ю.И. Сохряков. - М.: Возрождение, 1994. - С. 58; Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. - М.: Соратник, 1995.; Бирюков С. «Реформы» как деградация / С. Бирюков // Завтра. -14.11.2000. - № 46.

10. Бажов С.И. «Русская идея»: учения о культурной самобытности в философской мысли России XIX века / С.И. Бажов // История философии. -М., 1998; Нарочницкая Н. Россия, запад и западничество на пороге третьего тысячелетия / Н. Нарочницкая // Наш современник. - 1999. - № 5; Петров В.К. Россия и Запад: два способа общественного бытия / В.К. Петров // - М. - 2000. - № 11; Кургинян С.Е. Седьмой сценарий / Кургинян С.Е. - М.: ЭТЦ, 1992. - Ч. 3; Вейдле В.В. Россия и запад / В.В. Вейдле // Вопросы философии. - 1991. - № 7; Иванов А.В. Запад-Россия-Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации) / А.В. Иванов. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.