ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И
КРЕДИТ
FEATURES OF FORMATION OF THE REGIONAL BUDGET
OF THE LIPETSK REGION 1 2 Ioda E.V.\ Verenikina E.N.2 (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Ioda Elena Vasilievna - Doctor of Economics, Professor; 2Verenikina Elena Nikolaevna - Master Student, DEPARTMENT OF FINANCE, TAXATION AND ACCOUNTING, LIPETSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, LIPETSK
Abstract: the article analyzes the peculiarities of the formation of the regional budget of the Lipetsk region in the context of tax and non-tax revenues and gratuitous receipts, as well as the costs of implementing all areas of the socio-economic development of the region. It was determined that the regional level of the budget system has its own speci fics, its own fixed revenues and obligations to expend financial resources. According to the results of the analysis, problems were identified and recommendations were presented on how to achieve a balanced budget.
Keywords: budget, Lipetsk region, tax revenues, non-tax revenues, gratuitous income, expenses, deficit, surplus.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ 12 Иода Е.В. , Вереникина Е.Н. (Российская Федерация)
1Иода Елена Васильевна - доктор экономических наук, профессор; 2Вереникина Елена Николаевна - магистрант, кафедра финансов, налогообложения и бухгалтерского учета, Липецкий государственный технический университет, г. Липецк
Аннотация: в статье проанализированы особенности формирования регионального бюджета Липецкой области в разрезе налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, а также расходов на осуществление всех направлений социально-экономического развития региона. Определено, что региональный уровень бюджетной системы имеет собственную специфику, собственные закрепленные доходы и обязательства по расходованию финансовых ресурсов. По итогам проведенного анализа выявлены проблемы и представлены рекомендации по достижению сбалансированности бюджета.
Ключевые слова: бюджет, Липецкая область, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, расходы, дефицит, профицит.
УДК 336.13.051
Возрастающая роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии подведомственных территорий обусловлена тем, что все в большей мере функции регулирования переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Источники формирования регионального бюджета делятся на три потока: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления. Налоговые доходы регионального бюджета состоят из поступлений,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог. Неналоговые доходы регионального бюджета - это доходы, полученные от использования собственности, административные платежи и штрафные санкции, доходы от внешнеэкономической деятельности и другие. Безвозмездные поступления поступают в бюджеты в следующих видах: дотации от иных бюджетов бюджетной системы; межбюджетные субсидии; субвенции от федерального бюджета ил и от региональных бюджетов; иные межбюджетные трансферты; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц, международных организаций, иностранных правительств. Таким образом, доходами регионального бюджета являются поступающие в него средства, за исключением средств, поступающих в качестве источников финансирования дефицита бюджета [1, с. 104].
К расходам регионального бюджета относятся расходы на обеспечение функционирования органов власти субъектов РФ (общегосударственные вопросы), расходы на поддержание национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также расходы на реализацию государственных программ социально-экономического развития, обслуживание государственного и муниципального долга, формирование государственной собственности, осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Кроме того, из регионального бюджета выделяются межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований [1, с. 106]. Анализ особенностей формирования доходов регионального бюджета Липецкой области начнем с оценки структуры доходов и расходов бюджета в 2016-2018 гг. (рис. 1).
2016 г. 2017 г. 2018 г.
■ Обслуживание государственного и муниципального ■ Налоговые доходы долга
■ Неналоговые доходы ■ Межбюджетные трансферты общего характера
бюджетам субъектов РФ и муниципальных
■ Безвозмездные образований поступления
Рис. 1. Структура доходов и расходов бюджета Липецкой области в 2016-2018 гг.
На протяжении всего периода исследования налоговые доходы занимали наибольший удельный вес среди всех источников доходов бюджета Липецкой области (в 2016 г. - 77,5%, в 2017 г. - 78,2%, в 2018 г. - 79,2%). Их удельный вес растет. Среди расходов наибольший удельный вес имеют расходы на социально-экономическое развитие региона (в 2016 г. - 93,5%, в 2017 г. - 92%, в 2018 г. - 93,2%).
44
По итогам 2016 года выявлен дефицит бюджета в размере 482,2 млн руб., по итогам 2017 г. - профицит в размере 1659,2 млн. руб. и в 2018 г. - профицит в сумме 6 257 млн руб. Как дефицит, так и профицит - это проявления недостаточно эффективного бюджетного планирования и исполнения бюджета. Профицита удалось добиться благодаря росту объемов поступлений от налога на прибыль организаций (на 7 734 млн руб. больше в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом) [2]. Во многом это связано с деятельностью предприятий-экспортеров в условиях ослабления курса рубля. В частности, это предприятия сферы промышленности, такие как ПАО «НЛМК», АО «Индезит Интернэшнл» и многие другие. Поскольку экономическая ситуация с курсом рубля в настоящее время нестабильна, говорить о долгосрочной тенденции сложно. Финансовые «излишки» будут направлены на погашение государственного долга, социально-экономическое развитие региона, в частности, сбалансирование бюджетов в муниципальных образованиях, которые нуждаются в поддержке регионального центра.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Для достижения сбалансированности бюджета Липецкой области необходимо повышение эффективности бюджетных расходов и устойчивости бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.
Список литературы /References
1. Поварова А.И. Проблемы формирования регионального бюджета в условиях бюджетной консолидации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2018. № 2. С. 100-115.
2. Официальный сайт управления финансов Липецкой области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ufin48.ru/ (дата обращения: 20.07.2019).