12. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е. Бессилин А.В., Володин В.Н., Коваль В.А. Определение платы за использование радиочастотного спектра в Российской Федерации // Электросвязь, 2008. - № 1. - С. 30-32.
13. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Результаты реализации методики взимания платы за использование РЧС в России и ее совершенствование // Электросвязь, 2012. - № 8. - С. 9-11.
14. Володина Е.Е., Девяткин Е.Е., Суходольская Т.А. Пути совершенствования методики определения платы за использование РЧС для операторов подвижной связи // Электросвязь, 2017. - № 9. - С. 50-53.
15. Володина Е.Е. Методы и модели эффективного управления использованием радиочастотного ресурса: Монография. - М.: ИД Медиа Паблишер, 2018. - 168 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ
М. Н. Салапура, ассистент кафедры экономической информатики БГУИР, аспирант БГУИР, marinasalapura@gmail. com;
Е.А. Богданова, ассистент кафедры экономической информатики БГУИР, [email protected].
УДК 721.03_
Аннотация. В статье приводится анализ особенностей формирования профессиональных компетенций студентов, как инструмента обеспечения высокого уровня подготовки специалистов.
Ключевые слова: качество подготовки; образовательный процесс; компетентность; компетенции.
FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS
Marina Salapura, assistant of «Economic informatics» department BSUIR, graduate student BSUIR; E.A. Bogdanova, assistant of «Economic informatics» department BSUIR..
Annotation. The article analyzes the features of the formation of professional competences of students as a tool to ensure a high level of training.
Keywords: quality of training; educational process; competence.
С переходом современного общества к информационной модели развития резко возросла потребность в специалистах, способных применять современные средства информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это накладывает на высшее образование новые требования, связанные с необходимостью использования современных подходов и способов формирования профессиональной компетентности студентов. И в первую очередь, это более широкое и эффективное использование информационных технологий в процессе изучения специальных дисциплин. При этом нужно отметить, что вопросы научно-методического обеспечения процесса информатизации в цикле профессиональной подготовки являются пока еще недостаточно разработанными.
Совершенствование процесса образования в Республике Беларусь объективно выдвигает проблему качественной подготовки профессиональных кадров в число приоритетных направлений, что отражено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от
12.03.2015 г. № 190 «О приоритетных направлениях научных исследований Республики Беларусь на 2016-2020 годы» и других нормативных документах.
Одним из ведущих направлений развития профессионального образования является формирование конкурентоспособности выпускников вузов. В связи с этим конкурентоспособность, как уровень сформированности компетентности и компетенций будущих выпускников, приобретает решающее значение [1]. Отправной точкой для процесса профессионального становления личности, как будущего специалиста, служат государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых конечная цель подготовки специалиста смещается с позиции «знание» на позицию «компетентность».
Государственные образовательные стандарты высшего образования определяют требования к содержанию образования по каждой специальности, условиям реализации основной профессиональной образовательной программы и к результатам ее освоения. В качестве критериев результативности подготовки специалистов определены общие и профессиональные компетенции.
Хотя задачи развития профессиональных компетенций рассмотрены ранее в работах достаточно большого количества исследователей (О.С. Виханский, В.Н. Глумаков, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Б.З. Мильнер и др.), можно заметить, что современное общество предъявляет к выпускникам вузов все новые и новые требования. Инновационная экономика, самым тесным образом интегрированная с технологиями обработки больших объемов информации, задает новые инновационные условия подготовки молодых специалистов - наличие необходимых знаний, умений и навыков в сфере современных информационных технологий.
Многие исследователи определение компетенции наиболее полно связывают с деятельностным результатом обучения, направленным на развитие способности соединять базовые знания, умения и навыки в единое целое для достижения высокого уровня результата в зависимости от цели, контекста, ситуации, функции, имеющихся ресурсов.
И.А. Зимняя, под компетентностью выделяет интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, как и компетенция, включает в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [2].
А.В. Хуторской [3] определяет компетенцию как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». А.М. Ароновым [2] профессиональная компетентность определяется как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность».
Ряд исследователей (А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, В. Шершнева и др.) считают невозможным просто передачу компетентности обучаемому, так как компетентность не существует заранее в каком-то готовом виде. Каждый субъект обучения должен создавать ее для себя сам. Компетентность необходимо создавать как продукт индивидуального творчества и постоянного саморазвития [4].
Отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый обладает не только знаниями, умениями, навыками определенного уровня, но и способностью и готовностью реализовать их в работе. Компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития [5, 6].
Профессиональная компетентность формируется как совокупность компетенций информационного, коммуникативного, процессуального характера. Считаем, что компетентность требует обязательного наличия у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, а также профессиональных ценностей и отношения к своей профессии и результатам ее деятельности
как к ценности. Компетентный специалист должен быть способен выходить за рамки предмета (т.е. четко прослеживается необходимость комбинирования как специальностей, так и дисциплин) своей профессии, а также должен обладать творческим потенциалом для саморазвития, только в этом случае он может быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда [8].
Выделяют несколько групп компетенций:
• общекультурные компетенции: включают совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, которые позволяют студенту свободно овладеть инструментарием изучаемых наук, различных видов технологий, других сфер профессиональной деятельности, получивших отражение в учебных предметах и образовательных областях; предполагают свободное владение понятиями, законами, принципами, методами, теориями текстовых, художественных и иных произведений, считающихся фундаментальными достижениями человечества, что позволяет студенту ориентироваться в социальном и культурном окружении, оперировать его элементами;
• общепрофессиональные компетенции, которые имеют системный и междисциплинарный характер, обусловленный общим профилем направлений подготовки студентов, формируются в процессе освоения профессиональных специальных дисциплин;
• профильно-специализированные компетенции связаны со способностью студента привлекать для решения профессиональных задач знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретной предметной области; формируются в процессе освоения специальных дисциплин и дисциплин специализации и включают совокупность знаний, умений и навыков основных современных теоретических и методологических подходов по выбранному профилю [1].
Для формирования профессиональных компетенций необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении изменения содержания образования, применения активных технологий и форм обучения, активизации самостоятельной работы студентов, активному использованию современных элементов дистанционного образования в практике высшей школы [9, 10].
Выделяют следующие этапы формирования профессиональной компетенции студентов:
• «начальный этап» - формирование мотивационного компонента;
• «адаптивный этап» - развитие мотивационного компонента профессиональной компетенции;
• «когнитивный этап» - накопление знаний, т.е. формирование когнитивного компонента компетенции;
• «рефлексивный этап» - актуализация потребности самообразовательной деятельности и продолжение развития когнитивного компонента компетенции;
• «деятельностный этап» - формирование деятельностного компонента профессиональной компетенции, творческого отношения студентов к изучению дисциплин.
Согласно концепции информатизации высшего образования, стратегическая цель информатизации образования состоит в формировании единой информационной среды, обеспечивающей проведение и поддержку учебной, научной, воспитательной и организационно-управленческой деятельности вуза на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникации.
Можно выделить следующие направления информатизации образовательного процесса в
вузе:
• развитие информационной среды вуза, включая информатизацию процесса управления учебным заведением;
• применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, в ходе обучения студентов различным учебным дисциплинам и при контроле полученных знаний;
• использование информационных технологий в качестве средства, обеспечивающего научно-исследовательскую деятельность вуза.
Результаты обучения на естественнонаучных, экономических и технических специальностях напрямую связаны с наличием у студентов навыков формализованного или так называемого алгоритмического мышления.
Например, в образовательном стандарте высшего образования Республики Беларусь по специальности 1-40 05 01 «Информационные системы и технологии (по направлениям)» выделены такие профессиональные компетенции, как:
• умение применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
• владение системным и сравнительным анализом;
• владение исследовательскими навыками;
• способность порождать новые идеи (обладать креативностью);
• владение междисциплинарным подходом при решении проблем;
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации с использованием компьютерной техники и др.
Все это невозможно без наличия системного подхода к обработке информации, и в частности, без умения формализовывать данные. Отметим, что именно алгоритмический стиль мышления характеризует способность студентов к обобщенному анализу данных и их формализации. Очевидно, что студенты с развитыми алгоритмическими способностями обладают более высоким уровнем абстрактности мышления и хорошими навыками логических умозаключений.
Таким образом, современное общество, основанное на инновациях, требует от учреждений профессионального образования подготовки компетентных специалистов, способных к общению и сотрудничеству, владеющих умением получать и технологично обрабатывать информацию, принимать решения и действовать оперативно в нестандартных ситуациях. Поэтому проблема формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе является актуальной в условиях реформирования образования и ее решение возможно путем совершенствования образовательного процесса. Важной проблемой современного этапа развития высшего образования является управление процессом усвоения знаний. Образовательные учреждения, фактически, занимаются проектной деятельностью (семестровый, годовой и 4/5-ти летний проекты), но в отличие от методологий проектной деятельности, быстро развивающейся и прошедшей впечатляющий путь от каскадных моделей управления проектной деятельностью до гибких методологий разработки и появления множества стандартов, утверждающих новые принципы управления, методологии обучения не меняются, по сути культивируя те же каскадные модели. Думается, что именно в направлении реинжиниринга и формировании новых форм управления в обучении, учитывающих новые возможности, требования и динамику внешнего мира, кроются могучие резервы повышения эффективности и результативности процессов усвоения знаний.
Литература
1. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Компетентностный подход как условие повышения качества подготовки студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2015. - № 1. - С. 134-137.
2. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. - Кн. 2. - М.: 2004. - С. 6-12.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
4. Аронов А.М. Психология и педагогика. - Красноярск: СФУ, 2007. - 171 с.
5. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. - М.: Знание, 1986. -С. 22.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня, 2004. - № 3. - С. 20-26.
7. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. - М.: Знание, 975. - 41 с.
8. Аванесов, В.И. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: Исследовательский центр, 1989. - 192 с.
9. Ершова О.В., Чупрова Л.В. Активизация учебной деятельности студентов в условиях реализации ФГОС // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2015. - № 1. - С. 65-68.
10. Чупрова Л.В. К проблеме совершенствования системы подготовки специалистов в высшей школе // Педагогика и современность, 2012. - № 1. - С. 63-67.