�етственность за принимаемые решения, умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность по специальности на иностранном языке (работа с первоисточниками, анализ и обработка профессиональной документации и информации), мы видим профессионально-ориентированное обучение будущих специалистов иностранному языку в техническом вузе интегрированным с профилирующими дисциплинами. Соответственно, мы:
1) осуществляли включение студентов в ведение учебной, учебно-исследовательской и научной деятельности по специальности на изучаемом языке;
2) активно использовали возможности содержания, форм, методов изучения иностранного языка на разных уровнях коммуникативной компетентности студентов для эффективного влияния на их сознание как будущих специалистов;
3) формировали положительную мотивацию ведения профессионально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка;
4) комплексно применяли технологии проблемного и игрового обучения, активные методы профессионально-ориентированного обучения, стимулирующие проявление творческой активности студентов и формирование у них ПТН:
• технологии на основе активизации и интенсификации учебной деятельности обучаемых — совокупное применение проблемной технологии обучения (отбор актуальных задач для проектной работы на занятиях по иностранному языку, создание проблемных ситуаций, требующих активной рефлексивной, познавательной деятельности студентов по специальности) и технологии игровых имитаций (имитация профессиональной проблемной ситуации, решение которой требует синтеза профессиональной и творческой активности, проявления продуктивного мышления на изучаемом языке) [2, с. 128];
• технологии сотрудничества педагога и студента в исследовательской деятельности на изучаемом языке (личностно ориентированные, гуманно-личностные) — привлечение студентов к ведению самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности на иностранном языке (аннотирование, реферирование оригинальных текстов, подготовка докладов на иностранном языке по специальности на научные конференции и пр.) [3, с. 46], подготовка студентов к ведению самостоятельной профессиональной деятельности в динамично меняющихся социально-экономических условиях в сотрудничестве с зарубежными коллегами.
Заключение. При разработке педагогической модели формирования ПТН студентов технического вуза мы руководствовались следующим:
— предпосылкой формирования ПТН является обогащение положительной мотивации учебной деятельности;
— формирование и совершенствование рефлексивных способностей студентов связано с их включением в деятельность по анализу и синтезу профессиональной литературы на изучаемом языке, которая развивает критичность, самостоятельность, гибкость и активность мышления будущего специалиста;
— ведение студентами учебно-исследовательской деятельности на изучаемом языке осуществляется в процессе решения профессионально-ориентированных задач, актуализирующих творческие приемы мышления;
— формирование умений и навыков творческой и рефлексивной деятельности студентов предполагает постепенный, но динамичный
переход от начального уровня учебно-познавательной деятельности к компетентностному с последующим включением студентов в проектную, исследовательскую деятельность;
— обучение специальности через язык, обучение языку через специальность — одно из важных условий формирования ПТН студентов технического вуза.
Литература
1. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. -Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.
2. Андреев, В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 236 с.
3. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательной подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
Поступила 18.04.2011