Профессиональная подготовка педагогов
УДК 377
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТНОЙ
ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГУМАНИТАРНОГО КОЛЛЕДЖА)
О.В. Щербакова
Аннотация. В статье раскрыты теоретические аспекты формирования профессионально-субъектной позиции будущих педагогов в системе среднего профессионального образования. Приводится авторский подход к определению сущности рассматриваемого понятия, его структуры. Представлен перечень диагностических методик для определения уровня сформированности профессионально-субъектной позиции, ее компонентов у обучающихся профессиональной организации. Описан опыт реализации модели образовательной среды гуманитарного колледжа по формированию профессионально-субъектной позиции будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-субъектная позиция, субъектность, образовательная среда, модель образовательной среды.
FEATURES OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL AND SUBJECT
POSITION OF THE FUTURE TEACHERS (ON THE EXAMPLE OF
REALIZATION OF MODEL OF THE EDUCATIONAL
ENVIRONMENT OF HUMANITARIAN COLLEGE)
O. Shcherbakova
Abstract. The theoretical aspects of a formation of a professional and subject position of the future teachers in a system of the secondary professional education are opened in the article. An author's approach to a definition of an essence of the considered concept, its structure is given. The list of diagnostic techniques for a determination of a level of formation of a professional and subject position, its components at trained people in a professional organization is submitted. The experience of realization of a model of the educational environment of a humanitarian college on formation of a professional and subject position of the future experts is described.
Keywords: Ae vocational education, a professional subjective position, subjectivity, an educational environment, the model of the educational environment.
Переход российского образования на компетентностную парадигму развития предъявляет новые требования к различным аспектам образовательной деятельности, которые закреплены в основных нормативных документах: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации на период 2025 г., Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.» и др. Одним из направлений деятельности определена профессиональная подготовка будущих педагогических кадров. Обзор документов позволил представить «портрет» личности современного педагога. Это специалист, который «осознает ценности педагогической
деятельности, ориентируется в информационном поле, эффективно владеет технологиями и методиками работы с разными категориями обучающихся, проявляет способность к нестандартным трудовым действиям, несет
ответственность и самостоятельность в принятии решений, принимает значимость непрерывного образования в своем профессиональном становлении и развитии» [5;6;9]. Все эти характеристики соответствуют в полной мере рассматриваемому понятию «профессионально-субъектная позиция».
Проведенный анализ научных трудов по проблеме исследования (Г.И. Аксенова, А.С. Лебедев, А.М. Трещев и др.) [1;3;8] свидетельствует, что профессионально-субъектная позиция педагога — это сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. На основании психолого-педагогических источников нами определена сущность понятия.
Профессионально-субъектная позиция — это интегративная система осознанных отношений личности к себе, профессиональной деятельности и к другим субъектам образовательного процесса, основанная на совокупности знаний, умений, практического опыта и проявляющаяся в
профессиональном поведении. Структура профессионально-субъектной позиции
представлена следующими компонентами:
- мотивационно-поведенческий - раскрывает систему профессиональных мотивов, профессиональных ценностей, профессиональных отношений будущего педагога;
- познавательно-нформационный - определяет систему знаний по предметам профессиональной образовательной программы, а также систему знаний о профессиональной деятельности педагога;
- деятельностно-регулятивный - включает систему профессиональных умений, систему профессиональной саморегуляции, профессиональной рефлексии и активности будущего специалиста. Выделенные компоненты профессионально-субъектной позиции находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему.
Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др. [2;4] указывают, что наиболее интенсивно формирование профессионально-субъектной позиции будущего педагога осуществляется на этапе получения профессионального образования. Ученые отмечают, что в этот период складывается система отношений будущего специалиста к себе, к другим, к педагогической деятельности, а также происходит развитие профессионально и социально-значимых качеств, как активность, осознанность, избирательность, стремление к самореализации.
Таким образом, профессиональная подготовка обучающегося должна быть направлена не только на овладение им знаний, умений, практического опыта, но и на успешное выполнение обязанностей, связанных с будущей педагогической деятельностью. Следовательно, ориентация системы среднего
профессионального образования требует создания модели образовательной среды, ориентированной на достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями современного законодательства в области профессионального образования.
Разработанная в исследовании модель образовательной среды по формированию профессионально-субъектной позиции будущих педагогов основана на учете специфики получаемой профессии в условиях гуманитарного колледжа. При проектировании модели осуществлен учет требований работодателей по содержанию
профессиональной подготовки будущих педагогов.
Модель образовательной среды
гуманитарного колледжа по формированию профессионально-субъектной позиции будущих педагогов включает следующие блоки:
- концептуальный - методологическое обоснование процесса формирования профессионально-субъектной позиции будущего педагога. Концептуальной основой модели является компетентностный, полисубъектный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы. Выбор данных подходов обусловлен тем, что они обеспечивают овладение студентами знаниями, умениями, практическим опытом, формирование позитивного отношения личности к себе, профессиональной деятельности и к другим субъектам образовательного процесса, что характеризует понятие «профессионально-субъектная позиция»;
- целевой блок, описывающий цели и задачи, направленные на формирование профессионально-субъектной позиции будущего педагога; при этом формирование профессионально-субъектной позиции выделено в качестве основной цели всего процесса обучения в гуманитарном колледже и рассматривается в тесной взаимосвязи с процессом формирования профессиональной компетентности будущего специалиста;
- содержательно-технологический блок, включающий разработку содержания образовательного процесса, методы, средства и технологии формирования профессионально-субъектной позиции будущего педагога. Содержательно-технологический блок модели образовательной среды по формированию профессионально-субъектной позиции будущего педагога раскрывается через компоненты: информационный - обеспечивает реализацию содержания образования, зафиксированного в нормативных документах (ФГОС СПО, Профессиональный стандарт, программы учебных дисциплин, профессиональных модулей), социальный - предполагает взаимосвязанную целенаправленную деятельность преподавателя и студента, ориентированную на формирование профессионально-субъектной позиции; развитие рефлексии собственной деятельности, личностных профессионально значимых качеств; технологический - обеспечивает формирование профессионально-субъектной позиции будущих педагогов посредством совершенствования форм, методов, средств, технологий организации педагогического процесса в гуманитарном колледже.
На современном этапе развития профессионального образования все более отчетливо осознается необходимость формирования у будущих педагогов профессиональной позиции. По отношению к педагогической деятельности такая позиция должна характеризоваться субъектностью и определяться как профессионально-субъектная позиция. Это обусловлено рядом положений.
Субъектность - важная характеристика современного специалиста. В трудах отечественных исследователей (А.С. Лебедева, В.И. Слободчикова [3;7] и др.) отмечается, что педагог-профессионал как субъект труда сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации, и в целом, способен к выстраиванию совместно-распределенной с обучающимися деятельности, ее постоянному изменению и развитию. Такое развитие может осуществить педагог, которому присущи вышеназванные качества, а именно тот, который осознает себя субъектом педагогической деятельности и проявляет профессионально-субъектную позицию. Только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за это образование, может обеспечить надежность профессионального роста и становление будущего специалиста, его
конкурентоспособность на рынке труда.
В целях формирования профессионально-субъектной позиции будущих педагогов в гуманитарном колледже организуются Недели специальности «Преподавание в начальных классах», ориентированные на повышение мотивации студентов к углубленному изучению дисциплин профессиональной образовательной программы по специальности; развитие интереса
к выбранной профессии; побуждение к систематическому приобщению и
самостоятельному изучению материала по образовательной программе; формирование у студентов профессиональных умений; укрепление содружества между преподавателями и студентами, социального партнерства.
Содержание Недели специальности представлено разнообразными формами: круглый стол «Моё призвание-педагог», «Диалог поколений», групповая работа «Один-вдвоём-все вместе», брифинг «Педагогическая проба: как всё начиналось...», интеллектуальная игра «Знатоки педагогики», педагогическая мастерская «Педагогические находки» и др. В процессе организации продуктивной деятельности у обучающихся происходит профессиональная идентификация, отнесенность себя к конкретной избранной специальности. Тем самым педагогическая деятельность наполняется личностным смыслом; развивается
профессиональная компетентность; формируется профессионально-субъектная позиция будущих педагогов.
- диагностический блок, включающий диагностику уровней сформированности профессионально-субъектной позиции будущего педагога; анализ результатов образовательного процесса и изменений в содержании и технологии профессионального образования с учетом требований современного рынка.
Диагностика сформированности
профессионально-субъектной позиции будущего педагога, согласно модели, осуществляется в несколько этапов: входной, промежуточный, заключительный и отсроченный
(постдипломный). Для мониторинга были подобраны диагностические методики, см. табл. 1.
Компонент Показатель Методика изучения
мотивационно-поведенческий система профессиональных мотивов - мотивы выбора профессии (Овчарова Р.В.), - мотивация профессиональной деятельности (К. Замфир, А. Реан).
система профессиональных ценностей - методика изучения факторов привлекательности профессии (В. Аддова)
система профессиональных отношений - диагностика направленности личности (В. Смекал, М. Кучер); - транзактный анализ общения (Н.В. Бордовская); - методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
познавательно -информационный система знаний по предметам профессиональной образовательной программы - оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов).
система знаний о профессиональной деятельности педагога - оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов).
Таблица 1. - Соотношение структуры, показателей профессионально-субъектной позиции и методик ее изучения
Продолжение табл.1.
Компонент Показатель Методика изучения
деятельностно-регулятивный система умений профессиональных - коммуникативные и организаторские склонности (В.В. Синявский, В.А. Федорошин); - методика диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов).
система профессиональной саморегуляции, профессиональной рефлексии и активности - оценка профессиональной направленности личности учителя (Е.И. Рогов); - методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас); - уровень субъективного контроля (Дж. Роттер).
Систематическое диагностическое
сопровождение модели образовательной среды гуманитарного колледжа обеспечит успешное формирование профессионально-субъектной позиции будущего педагога в процессе освоения профессиональной образовательной программы по специальности.
Представленная нами теоретическая модель образовательной среды по формированию у студентов гуманитарного колледжа
профессионально-субъектной позиции
интегрирует структурно-содержательные
компоненты профессионально-субъектной
позиции, принципов формирования, критериев и
Лит
1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Аксенова Галина Ивановна. - М., 1998. - 448 с.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп.
- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.
3. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лебедев Андрей Станиславович. - М., 2001.
- 24 с.
4. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. - М., 1995. - С. 55-63.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.
показателей сформированности
профессионально-субъектной позиции будущих педагогов. Модель носит характер теоретический, описательный, вероятностный, без математических выражений.
Согласно разработанной модели, образовательная среда гуманитарного колледжа выступает как открытая система, в условиях которой осуществляется образовательно-формирующее взаимодействие субъектов педагогической деятельности по успешному формированию профессионально-субъектной позиции будущих педагогов.
№ 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 421 с.
8. Трещев А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Трещев Александр Михайлович. -Калуга: КГПУ, 2001. - 541 с.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Сведения об авторе:
Щербакова Ольга Владимировна (г. Ирбит, Россия), преподаватель ГБПОУ СО «Ирбитский гуманитарный колледж», e-mail: ov_shcherbakova8@mail.ru
Data about the author:
O. Shcherbakova (Irbit, Russia), teacher GBPOU SPO SO "Irbitsky College of Humanities", e-mail: ov_shcherbakova8@mail.ru