Научная статья на тему 'Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций'

Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUILDING EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PUBLIC SPACES / EDUCATIONAL FACILITIES / ARCHITECTURE / ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / АРХИТЕКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пименова Е. В.

В данной статье рассматривается актуальность изучения общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций, на основе проведенных исследований. Приводятся типологические группы образовательных организаций, выявлены основные направления и приемы формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of public spaces in the structure of buildings of educational institutions

Examine the relevance of the study of public spaces in the structure of buildings of educational institutions on the basis of the research. Typological groups are educational organizations, identified the main directions and methods of formation of public spaces in the structure of buildings of educational complexes.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций»

Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций

Е.В. Пименова

Донской государственный технический университет, академия строительства и

архитектуры, Ростов-на-Дону

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность изучения общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций, на основе проведенных исследований. Приводятся типологические группы образовательных организаций, выявлены основные направления и приемы формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных комплексов.

Ключевые слова: здания образовательных организаций, общественные пространства, образовательные комплексы, архитектура

Сейчас во всём мире большое внимание уделяется воспитанию, образованию, развитию и отдыху молодёжи. Появляются новые методы образования, инновационные подходы в системе обучения и развития, что требует совершенствования существующих и строительства новых зданий и комплексов образовательных организаций.

Тенденции сегодняшнего времени - создание и развитие общественных пространств [1]. Общественное пространство - пространства общения и социальной активности, организованное в соответствии с доминирующей функцией [2]. Другими словами, общественные пространства - это территории общего пользования, предназначенные для проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков, мест отдыха и других целей. И, кроме чисто утилитарной функции, эти пространства несут в себе эстетическую и психологическую составляющие, воздействуя эмоционально и физически на людей, которые в них непосредственно находятся.

Формирование общественных пространств, в структуре образовательных комплексов актуально и вызывает особый интерес, так как образовательные организации - это учреждения для детей и молодежи, где среда является не только средой общения, но и воспитания, развития,

образования. Формирование общественных пространств в структуре образовательных комплексов осуществляется на основе комплексного подхода, учитывающего различные факторы, такие как тип здания, функциональное назначение, среда, в которой размещён комплекс, образное решение здания и др.

На основе комплексного подхода общественные пространства в структуре образовательных комплексов могут быть разнообразными как по функциональному назначению, так и по масштабам, конфигурации, облику. На основе изучения нормативных документов было выявлено, что одним из основных факторов, формирующих пространство, объемно-планировочную структуру зданий образовательных организаций, является возрастная дифференциация. Проведённые исследования в области проектирования и строительства образовательных комплексов позволили определить основные типологические группы [3], базирующиеся на возрастной дифференциации:

- образовательные организации для детей дошкольного возраста;

- образовательные организации для детей школьного возраста;

- образовательные организации для студентов;

- многофункциональные образовательные организации для различных возрастных категорий.

В зависимости от принадлежности к той или иной типологической группе будут меняться и общественные пространства в их структуре. Такие пространства будут отличаться по составу, количеству, масштабу, эргономическим параметрам, конфигурации, наполнению и т.д.

На основе анализа опыта проектирования и строительства зданий образовательных организаций была выявлена общая классификации формирования общественных пространств по уровням. Можно выделить три основных уровня формирования современных общественных пространств в структуре образовательных комплексов:

- формирование внутренних общественных пространств -пространства помещений;

- формирование внешних общественных пространств - пространство, окружающее здание;

- формирование «промежуточных», буферных пространств -коммуникативные пространства, связывающие внешние и внутренние пространства.

Все три уровня присутствуют в каждой типологической группе, базирующейся на возрастной дифференциации. Но для каждой группы может быть различным функциональный состав помещений, их масштаб, наполнение и т.п.

В первую очередь, на основе анализа проектирования зданий образовательных организаций, для каждого уровня были выявлены основные направления и приёмы формирования общественных пространств в структуре образовательных комплексов.

На уровне формирования внутренних общественных пространств - это организация современных общественных пространств в образовательных комплексах методом создания основного композиционного центра, просторного зального помещения. Такие пространства, как никакие другие, наполнены архитектурно-художественной идеей и являются значимым элементом, олицетворяющим внутренний образ всего здания [4, 5]. Общественные внутренние пространства, обычно многофункциональные, включающие в свой состав рекреационные зоны, зоны отдыха, общения, проведения массовых мероприятий и др. Они формируются в большепролетных пространствах, как правило, с верхним светом. Для учебных комплексов, характерны внутренние общественные пространства в виде дворов-атриумов.

Выявлены основные направления и методы организации дворов-атриумов в структуре образовательных комплексов:

- организация двора, зимнего сада - внедрение живых растений, защищенных от внешних климатических условий. Это направление базируется на методе имитации. С его помощью создаются искусственные оазисы, подражающие историческим или климатическим условиям имитируемой среды. Такие пространства работают на ассоциациях. Это всегда эффектный способ работы с пространством.

- атриумное пространство - общественное пространство, заданное и созданное архитектором. Это направление может базироваться на методе генерации. Такие атриумные общественные пространства, ни имеют прямых аналогий ни в окружающей нас природе, ни в исторической среде. Здесь создается новый мир, рожденный архитектором или дизайнером. Эти пространства создают новую реальность.

- общественное пространство, формируемое в зальных атриумных пространствах на основе внедрения новых элементов, форм, образов в существующее сложившееся пространство. Это направление базируется на методе внедрения. Он является противоположенным методу имитации, т.к. в существующее, исторически сложившееся пространство внедряется продукт архитектурно-дизайнерской мысли, меняющий существующий облик пространства в зависимости от авторской идеи.

Необходимо отметить, что атриумы в общественных пространствах образовательных комплексов играют особую роль. С одной стороны, они выполняют основную функцию - обеспечение верхним светом внутренних пространств, помещений с недостатком бокового естественного освещения. С другой, служат украшением зданий, являются своего рода доминантой, центром комплекса, который становится многофункциональным общественным пространством.

Само пространство атриума может быть организовано многообразно. Например, оно может представлять собой обширный и уютный ландшафтный сад, который даёт учащимся и гостям сооружения возможность круглогодичного полноценного общения с природой. Также атриум, может служить главной и самой большой аудиторией комплекса. Может совмещать в себе функции зрительного зала, с организацией места для сцены и зрителей. Отражая современные тенденции в образовании, атриумное пространство здания можно сделать максимально гибким, применив трансформируемые перегородки, отделяющие аудитории от галерей вокруг атриума, которые при необходимости могут раздвигаться, складываться.

Проанализировав различные приемы применения атриумов в структуре образовательных комплексов, было выявлено, что атриумные пространства образуют многофункциональные общественные пространства, являющиеся ещё и коммуникационными пространствами, обеспечивающими доступ ко всем частям здания. Такая организация общественного пространства делает его значимым, местом встреч, общения. Атриумные пространства в структуре образовательных комплексов становятся важными элементами не только своей многофункциональностью, но и красотой, эстетической значимостью, дизайнерским наполнением.

В структуре образовательных комплексов формируются и другие внутренние общественные пространства, такие как рекреации, фойе при зальных помещениях, выставочные пространства и др.

Помещения формируют пространства, отвечающие функциональным процессам, происходящим в них. В зависимости от типа образовательной организации на основе возрастной дифференциации, состав общественных пространств может быть расширен в зависимости от возрастной категории. Например, для детей дошкольного возраста могут быть дополнительные

рекреационно-творческие пространства, для студентов - информационных технологий и др.

На уровне формирования внешних общественных пространств - это организация внешних общественных пространств, в структуре комплекса, на открытых территориях. Общественные пространства открытых зон связывают по своему функциональному назначению внешние пространства с внутренними [6]. Они являются подготавливающими к внутренней среде пространствами. К внешним общественным пространствам образовательных комплексов можно отнести - пространства перед входами, открытые дворы, парковые зоны в структуре комплекса, зоны для проведения массовых мероприятий на открытом воздухе, выставочные зоны, концертно-зрелищные зоны на территории участка комплекса.

На уровне формирования «промежуточных», буферных пространств -это создание коммуникативных пространств, связывающих внешние и внутренние пространства образовательного комплекса или отдельных зданий. Формирование общественных пространств на уровне коммуникативных пространств осуществляется на основе функционального зонирования и выделения следующих пространств: коммуникационных (коридоров, галерей, входных тамбуров), рекреационно-коммуникационных (рекреации для отдыха и общения); природно-парковых; научно-образовательных; выставочных; спортивных и др. Буферные пространства можно рассматривать не только как пространства, связывающие отдельные части комплекса между собой, но и как общественные пространства, входящие в общую структуру образовательного комплекса [7].

На основе проведенных исследований можно выделить основные виды общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций:

- коммуникативно-утилитарные пространства, которые служат для распределения и направления людских потоков и обеспечивают комфортное и безопасное пребывание в здании, свободную ориентацию в сложной структуре комплекса (холлы, вестибюли, фойе, атриумы, коридоры, галереи, пассажи, переходы);

- коммуникативно-экспозиционные пространства, такие как музеи, выставочные залы - это группа помещений в структуре современного учебного комплекса, обеспечивающая не только проведение временных и постоянных выставок (краеведческих, тематических, выставок, связанных с историей университета и т.д.), но и организацию различных культурных мероприятий. По характеру использования эти помещения могут быть: специализированными, как, например, музей университета, и универсальными (выставочные залы);

- коммуникативно-релаксационные пространства, предназначенные для смены вида деятельности, отдыха, питания, развлечения (террасы, зимние сады, кафе, буфеты, внутренние дворы, и т.д.) [8]. В здании современного образовательного комплекса следует предусматривать помещения для релаксации с большим количеством растений, фонтанами, мини-бассейнами, аквариумами и т.п. Кроме того, широкую перспективу имеет внедрение в планировку здания помещений для активного отдыха, где можно с помощью малых средств устранить проблему гиподинамии (теннисные столы, шведские стенки и т.д.).

Существуют разнообразные приёмы формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных комплексов. На основе проведенных исследований можно сказать, что сейчас применяются такие пространственно-средовые формы, которые не только отвечают функциональному содержанию, но и обеспечивают человеку соответствующий эмоциональный климат и создают психологически

комфортные условия [9, 10]. Появляются направления создания интерактивного пространства, которое развивается сначала в материальном облике, а затем в сознании человека.

Таким образом, общественные пространства в современных образовательных организациях - это не просто помещения, предназначенные для определенных функциональных процессов, это - среда, обеспечивающая комфортные, для пребывания в ней, условия.

Литература

1. Земов Д.В. Новейшие тенденции формирования облика общественных пространств // Архитектон: известия вузов, 2004, №7 URL: archvuz.ru/2004_2/19/.

2. Гельфонд А.Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений //Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 2. С. 18-31.

3. Пименова Е.В. Архитектурно-типологические особенности формирования многофункциональных образовательных комплексов // V Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». Махачкала: НИЦ «Апробация», 2014. С.114-116.

4. Пименова Е.В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. - 119 с.

5. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие. - М.: ИМДТ, 2007. - 58 с.

6. Стрельцова Н.Г. Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону

// Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2156/.

7. Стрельцова Н.Г. Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.

8. Denis Bocquet. Green school // Speech. 2014. № 14. pp. 54-70.

9. Bowdoin College Science Facility//International Architecture Yearbook. The Images Publishing Group Pty Ltd Images House. 1999. № 5. pp. 60-61.

10. Найданова П.В. Архитектура современных школьных зданий // Архитектон: известия вузов, 2012, № 38 URL: archvuz.ru/node/1932/.

References

1. Zemov D.V. Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2004, №7 URL: archvuz.ru/2004_2/19/.

2. Gel'fond A.L. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2015. № 2. pp.

18-31.

3. Pimenova E.V. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Teoreticheskie i prakticheskie problemy razvitiya sovremennoy nauki». Makhachkala: NITs «Aprobatsiya», 2014, pp.114-116.

4. Pimenova E.V. Arkhitekturnoe proektirovanie zdaniy obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [The architectural design of buildings of educational institutions]: uchebnoe posobie. Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2014. 119 p.

5. Shimko V.T. Osnovy dizayna i sredovoe proektirovanie [Fundamentals of design and designing environment]: uchebnoe posobie. M.: IMDT, 2007. 58 p.

6. Strel'tsova N.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2156/.

1КЛ Инженерный вестник Дона. №3 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2016/3739

7. Strel'tsova N.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.

8. Denis Bocquet. Speech. 2014. № 14. pp. 54-70.

9. International Architecture Yearbook. The Images Publishing Group Pty Ltd Images House. 1999. № 5. pp. 60-61.

10. Naydanova P.V. Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2012, № 38. URL: archvuz.ru/node/1932/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.