Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций
Е.В. Пименова
Донской государственный технический университет, академия строительства и
архитектуры, Ростов-на-Дону
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность изучения общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций, на основе проведенных исследований. Приводятся типологические группы образовательных организаций, выявлены основные направления и приемы формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных комплексов.
Ключевые слова: здания образовательных организаций, общественные пространства, образовательные комплексы, архитектура
Сейчас во всём мире большое внимание уделяется воспитанию, образованию, развитию и отдыху молодёжи. Появляются новые методы образования, инновационные подходы в системе обучения и развития, что требует совершенствования существующих и строительства новых зданий и комплексов образовательных организаций.
Тенденции сегодняшнего времени - создание и развитие общественных пространств [1]. Общественное пространство - пространства общения и социальной активности, организованное в соответствии с доминирующей функцией [2]. Другими словами, общественные пространства - это территории общего пользования, предназначенные для проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков, мест отдыха и других целей. И, кроме чисто утилитарной функции, эти пространства несут в себе эстетическую и психологическую составляющие, воздействуя эмоционально и физически на людей, которые в них непосредственно находятся.
Формирование общественных пространств, в структуре образовательных комплексов актуально и вызывает особый интерес, так как образовательные организации - это учреждения для детей и молодежи, где среда является не только средой общения, но и воспитания, развития,
образования. Формирование общественных пространств в структуре образовательных комплексов осуществляется на основе комплексного подхода, учитывающего различные факторы, такие как тип здания, функциональное назначение, среда, в которой размещён комплекс, образное решение здания и др.
На основе комплексного подхода общественные пространства в структуре образовательных комплексов могут быть разнообразными как по функциональному назначению, так и по масштабам, конфигурации, облику. На основе изучения нормативных документов было выявлено, что одним из основных факторов, формирующих пространство, объемно-планировочную структуру зданий образовательных организаций, является возрастная дифференциация. Проведённые исследования в области проектирования и строительства образовательных комплексов позволили определить основные типологические группы [3], базирующиеся на возрастной дифференциации:
- образовательные организации для детей дошкольного возраста;
- образовательные организации для детей школьного возраста;
- образовательные организации для студентов;
- многофункциональные образовательные организации для различных возрастных категорий.
В зависимости от принадлежности к той или иной типологической группе будут меняться и общественные пространства в их структуре. Такие пространства будут отличаться по составу, количеству, масштабу, эргономическим параметрам, конфигурации, наполнению и т.д.
На основе анализа опыта проектирования и строительства зданий образовательных организаций была выявлена общая классификации формирования общественных пространств по уровням. Можно выделить три основных уровня формирования современных общественных пространств в структуре образовательных комплексов:
- формирование внутренних общественных пространств -пространства помещений;
- формирование внешних общественных пространств - пространство, окружающее здание;
- формирование «промежуточных», буферных пространств -коммуникативные пространства, связывающие внешние и внутренние пространства.
Все три уровня присутствуют в каждой типологической группе, базирующейся на возрастной дифференциации. Но для каждой группы может быть различным функциональный состав помещений, их масштаб, наполнение и т.п.
В первую очередь, на основе анализа проектирования зданий образовательных организаций, для каждого уровня были выявлены основные направления и приёмы формирования общественных пространств в структуре образовательных комплексов.
На уровне формирования внутренних общественных пространств - это организация современных общественных пространств в образовательных комплексах методом создания основного композиционного центра, просторного зального помещения. Такие пространства, как никакие другие, наполнены архитектурно-художественной идеей и являются значимым элементом, олицетворяющим внутренний образ всего здания [4, 5]. Общественные внутренние пространства, обычно многофункциональные, включающие в свой состав рекреационные зоны, зоны отдыха, общения, проведения массовых мероприятий и др. Они формируются в большепролетных пространствах, как правило, с верхним светом. Для учебных комплексов, характерны внутренние общественные пространства в виде дворов-атриумов.
Выявлены основные направления и методы организации дворов-атриумов в структуре образовательных комплексов:
- организация двора, зимнего сада - внедрение живых растений, защищенных от внешних климатических условий. Это направление базируется на методе имитации. С его помощью создаются искусственные оазисы, подражающие историческим или климатическим условиям имитируемой среды. Такие пространства работают на ассоциациях. Это всегда эффектный способ работы с пространством.
- атриумное пространство - общественное пространство, заданное и созданное архитектором. Это направление может базироваться на методе генерации. Такие атриумные общественные пространства, ни имеют прямых аналогий ни в окружающей нас природе, ни в исторической среде. Здесь создается новый мир, рожденный архитектором или дизайнером. Эти пространства создают новую реальность.
- общественное пространство, формируемое в зальных атриумных пространствах на основе внедрения новых элементов, форм, образов в существующее сложившееся пространство. Это направление базируется на методе внедрения. Он является противоположенным методу имитации, т.к. в существующее, исторически сложившееся пространство внедряется продукт архитектурно-дизайнерской мысли, меняющий существующий облик пространства в зависимости от авторской идеи.
Необходимо отметить, что атриумы в общественных пространствах образовательных комплексов играют особую роль. С одной стороны, они выполняют основную функцию - обеспечение верхним светом внутренних пространств, помещений с недостатком бокового естественного освещения. С другой, служат украшением зданий, являются своего рода доминантой, центром комплекса, который становится многофункциональным общественным пространством.
Само пространство атриума может быть организовано многообразно. Например, оно может представлять собой обширный и уютный ландшафтный сад, который даёт учащимся и гостям сооружения возможность круглогодичного полноценного общения с природой. Также атриум, может служить главной и самой большой аудиторией комплекса. Может совмещать в себе функции зрительного зала, с организацией места для сцены и зрителей. Отражая современные тенденции в образовании, атриумное пространство здания можно сделать максимально гибким, применив трансформируемые перегородки, отделяющие аудитории от галерей вокруг атриума, которые при необходимости могут раздвигаться, складываться.
Проанализировав различные приемы применения атриумов в структуре образовательных комплексов, было выявлено, что атриумные пространства образуют многофункциональные общественные пространства, являющиеся ещё и коммуникационными пространствами, обеспечивающими доступ ко всем частям здания. Такая организация общественного пространства делает его значимым, местом встреч, общения. Атриумные пространства в структуре образовательных комплексов становятся важными элементами не только своей многофункциональностью, но и красотой, эстетической значимостью, дизайнерским наполнением.
В структуре образовательных комплексов формируются и другие внутренние общественные пространства, такие как рекреации, фойе при зальных помещениях, выставочные пространства и др.
Помещения формируют пространства, отвечающие функциональным процессам, происходящим в них. В зависимости от типа образовательной организации на основе возрастной дифференциации, состав общественных пространств может быть расширен в зависимости от возрастной категории. Например, для детей дошкольного возраста могут быть дополнительные
рекреационно-творческие пространства, для студентов - информационных технологий и др.
На уровне формирования внешних общественных пространств - это организация внешних общественных пространств, в структуре комплекса, на открытых территориях. Общественные пространства открытых зон связывают по своему функциональному назначению внешние пространства с внутренними [6]. Они являются подготавливающими к внутренней среде пространствами. К внешним общественным пространствам образовательных комплексов можно отнести - пространства перед входами, открытые дворы, парковые зоны в структуре комплекса, зоны для проведения массовых мероприятий на открытом воздухе, выставочные зоны, концертно-зрелищные зоны на территории участка комплекса.
На уровне формирования «промежуточных», буферных пространств -это создание коммуникативных пространств, связывающих внешние и внутренние пространства образовательного комплекса или отдельных зданий. Формирование общественных пространств на уровне коммуникативных пространств осуществляется на основе функционального зонирования и выделения следующих пространств: коммуникационных (коридоров, галерей, входных тамбуров), рекреационно-коммуникационных (рекреации для отдыха и общения); природно-парковых; научно-образовательных; выставочных; спортивных и др. Буферные пространства можно рассматривать не только как пространства, связывающие отдельные части комплекса между собой, но и как общественные пространства, входящие в общую структуру образовательного комплекса [7].
На основе проведенных исследований можно выделить основные виды общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций:
- коммуникативно-утилитарные пространства, которые служат для распределения и направления людских потоков и обеспечивают комфортное и безопасное пребывание в здании, свободную ориентацию в сложной структуре комплекса (холлы, вестибюли, фойе, атриумы, коридоры, галереи, пассажи, переходы);
- коммуникативно-экспозиционные пространства, такие как музеи, выставочные залы - это группа помещений в структуре современного учебного комплекса, обеспечивающая не только проведение временных и постоянных выставок (краеведческих, тематических, выставок, связанных с историей университета и т.д.), но и организацию различных культурных мероприятий. По характеру использования эти помещения могут быть: специализированными, как, например, музей университета, и универсальными (выставочные залы);
- коммуникативно-релаксационные пространства, предназначенные для смены вида деятельности, отдыха, питания, развлечения (террасы, зимние сады, кафе, буфеты, внутренние дворы, и т.д.) [8]. В здании современного образовательного комплекса следует предусматривать помещения для релаксации с большим количеством растений, фонтанами, мини-бассейнами, аквариумами и т.п. Кроме того, широкую перспективу имеет внедрение в планировку здания помещений для активного отдыха, где можно с помощью малых средств устранить проблему гиподинамии (теннисные столы, шведские стенки и т.д.).
Существуют разнообразные приёмы формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных комплексов. На основе проведенных исследований можно сказать, что сейчас применяются такие пространственно-средовые формы, которые не только отвечают функциональному содержанию, но и обеспечивают человеку соответствующий эмоциональный климат и создают психологически
комфортные условия [9, 10]. Появляются направления создания интерактивного пространства, которое развивается сначала в материальном облике, а затем в сознании человека.
Таким образом, общественные пространства в современных образовательных организациях - это не просто помещения, предназначенные для определенных функциональных процессов, это - среда, обеспечивающая комфортные, для пребывания в ней, условия.
Литература
1. Земов Д.В. Новейшие тенденции формирования облика общественных пространств // Архитектон: известия вузов, 2004, №7 URL: archvuz.ru/2004_2/19/.
2. Гельфонд А.Л. Общественное здание и общественное пространство. Дуализм отношений //Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 2. С. 18-31.
3. Пименова Е.В. Архитектурно-типологические особенности формирования многофункциональных образовательных комплексов // V Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки». Махачкала: НИЦ «Апробация», 2014. С.114-116.
4. Пименова Е.В. Архитектурное проектирование зданий общеобразовательных организаций: учебное пособие. - Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. - 119 с.
5. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие. - М.: ИМДТ, 2007. - 58 с.
6. Стрельцова Н.Г. Проблемы проектирования школьного комплекса на 1400 учащихся в жилом районе «Левенцовский» города Ростова-на-Дону
// Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2156/.
7. Стрельцова Н.Г. Проектирование школы искусств в п. Александровка, г. Ростова-на-Дону // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.
8. Denis Bocquet. Green school // Speech. 2014. № 14. pp. 54-70.
9. Bowdoin College Science Facility//International Architecture Yearbook. The Images Publishing Group Pty Ltd Images House. 1999. № 5. pp. 60-61.
10. Найданова П.В. Архитектура современных школьных зданий // Архитектон: известия вузов, 2012, № 38 URL: archvuz.ru/node/1932/.
References
1. Zemov D.V. Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2004, №7 URL: archvuz.ru/2004_2/19/.
2. Gel'fond A.L. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo. 2015. № 2. pp.
18-31.
3. Pimenova E.V. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Teoreticheskie i prakticheskie problemy razvitiya sovremennoy nauki». Makhachkala: NITs «Aprobatsiya», 2014, pp.114-116.
4. Pimenova E.V. Arkhitekturnoe proektirovanie zdaniy obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [The architectural design of buildings of educational institutions]: uchebnoe posobie. Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2014. 119 p.
5. Shimko V.T. Osnovy dizayna i sredovoe proektirovanie [Fundamentals of design and designing environment]: uchebnoe posobie. M.: IMDT, 2007. 58 p.
6. Strel'tsova N.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2156/.
1КЛ Инженерный вестник Дона. №3 (2016) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2016/3739
7. Strel'tsova N.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2160/.
8. Denis Bocquet. Speech. 2014. № 14. pp. 54-70.
9. International Architecture Yearbook. The Images Publishing Group Pty Ltd Images House. 1999. № 5. pp. 60-61.
10. Naydanova P.V. Arkhitekton: izvestiya vuzov, 2012, № 38. URL: archvuz.ru/node/1932/.