УДК 316.346.32-053.6
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Д.А. Киряева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Актуальность данной работы заключается в изучении общественно-политического потенциала современной российской молодежи как социального феномена. Общественно-политический потенциал выступает одним из слагаемых человеческого потенциала молодежи. Кроме того в данной работе автор делает акцент на специфике, проблемах и практиках применения потенциала современной молодежи, который носит общественно-политический характер. В решении данных вопросов приоритетной выступает государственная молодежная политика, нацеленная на осуществление политического потенциала молодежи благодаря молодежным общественно-политическим объединениям. При изучении общественно-политического потенциала в данной работе будут проанализированы политические ценности современной молодежи, принимая во внимание социологические данные Левада-центра*, Фонда общественного мнения (ФОМ), ВЦИОМ, а также исследований российских социологов.
Ключевые слова: общественно-политический потенциал, молодежь, человеческий потенциал молодежи, политическая активность, политические ценности, государственная молодежная политика.
Современное состояние и дальнейшее развитие российского общества во многом зависят от эффективной реализации общественно-политического потенциала современной молодежи, социальное положение которых должно носить устойчивый характер. Несмотря на это, политическая социализация молодежи в
© Киряева Д.А., 2022
* Включен в «Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 05.09.2016. 141
современных реалиях происходит в период социально-экономических кризисов, что обусловливает специфические особенности формирования общественно-политического потенциала различных групп молодежи и отражает актуальность данной работы. Проблема общественно-политического потенциала молодежи относится к междисциплинарной области и находится в поле зрения таких наук как политология, социология, педагогика и др.
Общественно-политический потенциал является составной частью человеческого потенциала молодежи, который определяется как совокупность культурных, интеллектуальных и инновационных качеств, способностей и ресурсов молодежи, которые накапливаются, реализуются и в дальнейшей присваиваются молодежью в виде социальной субъектности [1]. Исходя из этого, общественно-политический потенциал молодых людей рассматривается как совокупность общественных характеристик молодежи, направленных на сохранение устойчивого общественного развития и защиту национальных интересов. В научной литературе выделяется большое количество факторов, влияющих на общественно-политический потенциал молодежи, к которым многие исследователи относят политический режим государства, общепринятые политические ценности, которые функционируют в конкретной стране, уровень политической социализации молодежи, степень эффективности государственной молодежной политики и т.д.
Современная молодежь выступает наиболее динамичной социально-демографической группой, поэтому ее общественно-политический потенциал во многом определяет новые импульсы общественного развития. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества. В нашей стране численность молодежи в 2020 г. превысила 39,1 млн чел., а это около 27 % от общей численности российского населения [2]. Молодежь многими исследователями рассматривается как социально-демографическая группа, которая формируется благодаря обусловленным возрастом особенностям социального статуса, условий и функций в социальной структуре общества, специфических интересов, а также ценностей. Хотя данная группа и включает молодых людей в воз-
расте от 14 до 30 лет, стоит отметить, основываясь на Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», возраст молодых граждан увеличивается до 35 лет [3]. Современная молодежь в большей степени свободна и мобильна, чем старшее поколение, поэтому она стремится к развитию благодаря постмодернистским технологиям и склонностью к инновациям.
Однако закономерно происходящие процессы общественного развития значительно повлияли на трансформацию общественной системы воспитания, что поспособствовало снижению в российском государстве количества молодежных общественно-политических объединений. В настоящее время наблюдается такая картина: молодежь все меньше начинает интересоваться политической жизнью страны, а, следовательно, все меньше направлять свою энергию в деятельность общественно-политических организаций, которые, в свою очередь, не столько активны в приобщении молодых людей в системные отношения [4, с. 148]. Около 43 % респондентов полагают, что активность молодежи полезна для общества, а примерно 90 % россиян полностью согласны с тем, что молодежь обязательно нужно приобщать в общественно-политическую жизнь страны [5; 6, с. 91]. Таким образом, перед российским государством возникают существенные вопросы по привлечению молодежи в политику и в происходящие процессы на политической арене, а также остро стоят проблемы формирования условий для реализации общественно-политического потенциала молодых россиян.
При анализе особенностей становления общественно-политического потенциала молодежи важно учитывать уровень ее интереса к политике и степень участия в общественно-политических объединениях. Для этого обратимся к результатам исследования, проведенного «Левада-центром»*, исходя их которых, около 19 % молодых людей интересуются политикой и, напротив, более 80 % проявляют свою аполитичность [7]. Несмотря на это, по результатам опроса ВЦИОМ, около 58 % (1824 года) и 54 % (25-34 года) российской молодежи интересна
* Включен в «Реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 05.09.2016. 143
деятельность молодежных общественно-политических организаций в стране [8]. Российская молодежь, опираясь на данные Российского статистического ежегодника 2021 г., участвует в акциях, проводимых политическими партиями, массовыми молодежными объединениями, женскими союзами (8,3 %), в деятельности общественно-политических движений (4 %), волон-терстве (30,5 %) (см. рис. 1) [9, с. 259].
35
Рис. 1. Участие в деятельности общественных, добровольных и благотворительных организаций (движений) по возрастным категориям в 2020 г., %
Поскольку общественно-политический потенциал молодежи во многом зависит от ценностей и установок, то при анализе его функционирования в российском обществе стоит опираться на рассмотрение политических ценностей молодых людей, которые выступают выражением наиболее активной стороны их личности. Российская молодежь по большей мере придерживается социалистических политических взглядов (28 %), либералов среди молодежи - 20 %, а консервативные взгляды близки 13 % молодых респондентов [10]. Наиболее популярным источником получения политической информации у молодежи выступает Интернет и социальные сети (45-35 %), также молодежь
интересуется политикой благодаря новостным, аналитическим и официальным сайтам в Интернете (28-25 %) и телевидению (11-19 %) (см. рис. 2) [11].
Газеты
Разговоры с людьми г
Мессенджеры (\VhatsApp. ТеЬ^гат.
\lber и другое) 25-34 г.
Телевидение ■ 18-24 г.
Новостные, аналитические и
официальные сайты в Интернете
Интернет и социальные сети
- 10 20 30 40 5 0
Рис. 2. Откуда Вы чаще всего получаете информацию о политических событиях в стране? %
Таким образом, современная российская молодежь в большей степени подвластна агитации в Интернете и в меньшей степени зависима от пропаганды на российском телевидении. Около трети российской молодежи публично высказывается в Интернете о политических событиях, кроме того молодые люди регулярно интересуются информацией о политической жизни региона, страны, мира благодаря Интернету (65 %), обсуждают с друзьями политику (45 %), смотрят политические новости по телевизору (44 %). Сообщили, что когда-либо участвовали в митингах, демонстрациях и акциях протеста, 16 % респондентов (см. рис. 3) [12]. Около 18 % молодежи (1834 года) не исключают возможности принять участие в шествии либо массовой акции протеста.
Наиболее общепринятой и популярной формой политической активности молодежи выступает ее электоральное участие. По данным социологического исследования, проведенного в 2019 г.
авторами А.В. Селезневой, В.Е. Зиненко совместно с кандидатом психологических наук С.Ю. Поповой, всероссийская выборка которого составила 1600 молодых респондентов, около 44,6 % молодежи регулярно участвуют в выборах, 30,2 % - иногда, а примерно 25 % - никогда не принимала в них участие. Исходя из этого, современная российская молодежь готова участвовать в выборах как избиратель, что составляет 60,8 % молодых респондентов [13]. Российская молодежь проявляет свою политическую активность посредством участия в деятельности органов государственной власти. Так, по данным социологического исследования А.В. Селезневой, В.Е. Зиненко, 10 % молодых россиян регулярно участвуют в организации молодежных парламентов и правительств [13]. Несмотря на это, 56 % молодых людей в возрасте 18-24 года и 40 % в возрасте 25-34 года в принципе не готовы участвовать в таких видах политической активности [14].
Рис. 3. Формы политического участия молодежи за последние год-два, %
Исследовав формы участия российской молодежи, стоит отметить, что низкая степень общественно-политической активно-
сти наблюдается в массовых политических мероприятиях, а более высокий уровень - в опосредованных формах участия, например, просмотр новостей по телевизору или Интернету, обсуждение политической ситуации в регионе, стране, мире с друзьями. Несмотря на довольно низкий интерес к политическим событиям, российская молодежь все-таки интересуется внутренней политикой, потому что она влияет на жизнь молодежи, жизнь близких и других людей (4 %), неинтересна внешняя политика, внутренняя интереснее (для 3 % респондентов), «это моя страна, я здесь живу» отметили 3 % респондентов, лишь 1 % респондентов интересны взаимоотношения России с другими государствами [15].
Политическое участие молодежи во многом определяется реализацией общественно-политической активности, а также воздействием на принятие определенных политических решений путем вхождения в систему общественно-политических отношений. Вследствие чего процесс эффективного и ориентированного осуществления общественно-политического потенциала молодежи считается немаловажной функцией органов государственной власти в виде усовершенствования молодежной политики. Молодежная политика рассматривается в качестве комплекса мер, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, которые ориентированы на формирование условий для развития молодежи, ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях осуществления устойчивого социально-экономического развития государства.
Молодежная политика выступает неотъемлемой частью российского государства и направлена на привлечение молодых людей в общественно-политическую жизнь страны. Молодежная политика российского государства реализует множество целей и задач, одной из которых считается эффективное информирование молодежи о возможных способах и методах их самоактуализации внутри российского государства и на мировой арене. Безусловно, открытые и доступные каналы для личностного развития позволят молодому человеку в полной мере применить свой общественно-политический потенциал, укре-
пить свою самооценку и уверенность в завтрашнем дне. Опираясь на результаты исследования, проведенного Левада-центром* в 2017 г., среди молодых россиян 27 % опрошенных утверждали, что государственная поддержка необходима для нормальной жизнедеятельности гражданина [16].
Таким образом, общественно-политический потенциал молодежи занимает важную позицию не только для самореализации современной молодежи, но и для общественного прогресса. Общественно-политический потенциал выражается посредством участия молодежи в политической жизни страны, а также через реализацию их политических ценностей. Современное российское государство характеризуется очень низкой политической заинтересованностью молодых граждан, вследствие чего возникает острая проблема, которая ложится на плечи государству и проявляется в реализации молодежной политики. Исходя из этого, процесс вовлечения молодежи в сферу политической активности выступает фактором улучшения политической системы, а политические ценности молодежи и формы их общественно-политического участия формируют общественно-политический потенциал молодежи в контексте модернизации российского общества в целом.
Библиографический список
1. Человеческий потенциал молодежи // Социология молодежи: электронная энциклопедия / под ред. проф. В. А. Лукова; Моск. гуманит. ун-т. 2015. URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/ 165-chelovecheskiy-potenc.html (дата обращения: 09.09.2022).
2. Как меняется молодежь и что покажет перепись? / Всероссийская перепись населения. 2021. URL: https://www.strana2020.ru/ mediaoffice/kak-menyaetsya-molodezh-i-chto-pokazhet-perepis-/ (дата обращения: 09.09.2022).
3. Законопроект от 21.07.2020 № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» / СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7 (дата обращения: 24.11.2022).
4. КомароваМ.С. Молодежь как объект государственной политики: специфика формирования общественно-политического потенци-
ала // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10, № 6. С. 147-151. DOI: https://doi.org/10.12737/16804
5. Общественная активность молодежи / ВЦИОМ. 2022. 10 авг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 11.09.2022).
6. Суркова И.Ю., Щебланова В.В., Логинова Л.В. Гражданский активизм молодежи Саратовской области: социально-политическая включенность и потенциал участия // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 90-100. DOI: https://doi.org/ 10.31857/s013216250009485-6
7. Более 80 % российской молодежи равнодушны к политике / Левада-центр*. 2020. 30 апр. URL: https://www.levada.ru/2020/04/30/ bolee-80-rossijskoj-molodezhi-ravnodushny-k-politike/ (дата обращения: 10.09.2022).
8. Молодежный активизм = общественная польза? // ВЦИОМ. 2019. 26 июн. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/molodyozhnyj-aktivizm-obshhestvennaya-polza (дата обращения: 10.09.2022).
9. Российский статистический ежегодник. 2021: стат. сб. / Росстат. М., 2021. 692 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Ejegodnik_2021.pdf (дата обращения: 11.09.2022).
10. Взгляды и ценности молодежи / ФОМ. 2017. 13 апр. URL: https://fom.ru/TSennosti/13288 (дата обращения: 11.09. 2022).
11. Медиапотребление и активность в Интернете / ВЦИОМ. 2021. 23 сент. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete (дата обращения: 11.09.2022).
12. Социальная и политическая активность молодежи / ФОМ. 2017. 13 апр. URL: https://fom.ru/TSennosti/13286 (дата обращения: 11.09.2022).
13. Селезнева А.В., Зиненко В.Е. Политическая активность российской молодежи: современные тенденции развития // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2.
С. 192-208. DOI: https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-2-1012
14. Протестные настроения россиян: мониторинг / ВЦИОМ. 2019. 11 дек. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/protestnye-nastroeniya-rossiyan-monitoring (дата обращения: 11.09.2022).
15. Интерес молодежи к политике / ФОМ. 2017. 18 апр. URL: https://fom.ru/Politika/13285 (дата обращения: 11.09.2022).
16. Гражданский активизм российской молодежи / Левада-центр*. 2020. 01 окт. URL: https://www.levada.ru/2020/10/01/grazhdanskij-aktivizm-rossijskoj-molodezhi/ (дата обращения: 11.09.2022).
FEATURES OF FORMING THE SOCIO-POLITICAL POTENTIAL OF MODERN RUSSIAN YOUTH: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
D.A. Kiryaeva
Saratov State University
The relevance of this work lies in the study of the socio-political potential of modern Russian youth as a social phenomenon. Socio-political potential is one of the components of the human potential of young people. In addition, in this work, the author focuses on the specifics, problems and practices of using the potential of modern youth, which is of a sociopolitical nature. In addressing these issues, the priority is the state youth policy aimed at realizing the political potential of youth through youth socio-political associations. When studying the socio-political potential, this paper will analyze the political values of modern youth, taking into account the sociological data of the Levada Center*, the Public Opinion Foundation (FOM), VCIOM, as well as research by Russian sociologists.
Keywords: social and political potential; youth; human potential of youth; political activity; political values; state youth policy.