Особенности формирования населения приграничных территорий Сибири1
С.В. СОБОЛЕВА, доктор экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск. E-mail: [email protected]
Ю. А. ГРИГОРЬЕВ, доктор медицинских наук, НИИ комплексных проблем гигиены и профзаболеваний СО РАМН, Новокузнецк.Е-mail: [email protected] Н.Е. СМИРНОВА,
О.В. ЧУДАЕВА, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
В статье рассмотрены различия в сложившейся демографической ситуации Казахстанского и Восточносибирского приграничья. Показано, что в сокращении численности населения Казахстанского приграничья важную роль играет отрицательный естественный прирост, а Восточносибирского - миграция населения. Среди территорий, активно теряющих население, выделяются Забайкальский край и отдельные его приграничные муниципальные образования, особенно сельские поселения, где численность населения за 1989-2010 гг. сократилась более чем на 30-40%. Такая картина расселения не соответствует экономическим и геополитическим интересам страны и представляет собой угрозу территориальной целостности и национальной безопасности.
Геополитическое, экономическое и демографическое значение территорий Сибири очень велико на восточносибирском приграничном отрезке. Именно этим территориям уделено особое внимание на данном этапе демографических исследований в междисциплинарном интеграционном проекте СО РАН № 146. Ключевые слова: депопуляция, миграция, приграничные территории, демографическая политика
Отсутствие до настоящего времени комплексной политики и законодательных документов Российской Федерации в отношении приграничных территорий и трансграничного сотрудничества негативно сказывается на развитии регионов азиатской части России. Принятые же «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации
1 Статья подготовлена в рамках междисциплинарного интеграционного проекта СО РАН № 146 «Трансграничные отношения в азиатской части России: комплексная оценка преимуществ и угроз».
и Северо-Востока Китайской Народной Республики (20092018 годы)» ориентируют восток России на устаревшую модель развития с ресурсно-транспортной специализацией, ускоренным освоением природных ресурсов, с низкой долей добавленной стоимости в производимой продукции.
Экономическое развитие сдерживают и демографические факторы - длительная депопуляция и миграционный отток, приводящие к сокращению численности, низкая плотность населения и, как следствие, сокращение числа сельских населенных пунктов и обезлюдение приграничных территорий.
Безусловно, в трансграничных отношениях с соседними регионами есть и плюсы, но перечисленные негативные аспекты ограничивают возможности российской стороны в полной мере воспользоваться преимуществами приграничного положения территорий на востоке страны.
Все это требует выработки осознанного отношения к сложившейся ситуации, оценки угроз и преимуществ воспроизводства и формирования населения в приграничных регионах и построения на этой основе реалистичной демографической и экономической политики2.
Приграничные территории Сибири с разным уровнем социально-экономического и демографического развития
Территории приграничных субъектов РФ составляют около 30% всей территории Сибирского федерального округа. На них на начало 2013 г. проживали 9670 тыс. человек - 50,2% населения СФО. При этом 73,2% составляет население Казахстанского приграничья, плотность которого почти в шесть раз выше, чем Восточносибирского.
Территорию Казахстанского приграничья составляют три крупных урбанизированных региона (Омская, Новосибирская области и Алтайский край) с преимущественно русским
2 Ивантер В. В., Кожемяко О. Н., Кувалин Д. Б. Долгосрочное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья: основные проблемы и задачи // Проблемы прогнозирования.- 2013.- № 4. - С. 3-14; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. URL: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
населением. Это регионы с относительно высокой плотностью населения (14,7 чел./км2), относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории. Здесь сосредоточены основной научно-образовательный и аграрный потенциал, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири. По показателям воспроизводства населения (рождаемости и смертности) эта часть сибирского приграничья близка к показателям территорий проживания русского населения, не являющихся приграничными.
Восточносибирское приграничье составляют регионы с относительно низкой плотностью населения (2,5 чел./км2) и невысоким уровнем социально-экономического развития. В данную группу входят республики Алтай, Бурятия, Тыва и Забайкальский край. Это территории преимущественного проживания коренного населения Сибири, которое отличается от русского более высокими показателями рождаемости, как результат - молодой возрастной структурой населения и даже, несмотря на высокую смертность, положительным естественным приростом.
Казахстанское приграничье характеризуется более высокими темпами сокращения численности населения, чем в среднем по СФО. За 2001-2013 гг. численность населения здесь снизилась на 391 тыс. человек (с учетом роста численности населения с 2009 г. только в Новосибирской области), что составляет 37,1% всех потерь населения на территории СФО. Казахстанское приграничье теряло население в большей степени за счет села: за 2001-2013 гг. сельское население сократилось здесь на 14,5%, городское - на 0,3%. Сельских жителей Восточносибирского приграничья за эти же годы стало меньше на 6,8%, городских -на 1,4% (в среднем по СФО уменьшение численности населения за тот же период времени и по селу, и по городу составило, соответственно, около 10,2% и 3,1%).
Из всех административно-территориальных образований Сибирского федерального округа одно из самых значительных сокращений всего населения произошло в Алтайском крае (242 тыс. человек). За счет более высокого показателя потерь в сельской местности в Алтайском крае увеличилась доля городского населения - с 52,8% в 2001 г. до 55,5% в 2013 г. Тенденция
к концентрации в городских поселениях просматривается по всем регионам Казахстанского приграничья. Доля городского населения выросла здесь с 65,2% в 2001 г до 68,6% в 2013 г Однако этот показатель в данной группе территорий по-прежнему ниже среднего по СФО (72,4%).
В Восточносибирской части приграничья произошла меньшая убыль населения. В 2001-2013 гг. оно сократилось на 97 тыс. человек (9,2% всех потерь населения в СФО). Среди этих территорий необходимо отметить республики Алтай и Тыва, где численность населения хоть и незначительно, но увеличилась вследствие высокого уровня рождаемости. Это - редкое явление для последних двух десятилетий.
В Восточносибирском приграничье доля городского населения выросла не так заметно - с 57,8% в 2001 г. до 59,2% в 2013 г. В этой группе территорий отметим Республику Алтай, где доля городского населения - самая низкая в СФО (и по стране в целом - 28,9%), регион занимает самое последнее место в округе по уровню урбанизации.
Важную роль в сокращении численности населения регионов Казахстанского приграничья на протяжении длительного времени играл отрицательный естественный прирост, сформировавшийся здесь с 1993 г. Казахстанское приграничье, где проживало 36,7% всего населения СФО, обеспечило за 2001-2012 гг. 50,7% естественной убыли населения округа - 283 тыс. человек (91,0% всех потерь населения приграничья). Значительная естественная убыль происходила во всех субъектах Казахстанского приграничья, но особенно интенсивно - в Алтайском крае, численность населения которого составляет 33,9% в общей численности населения приграничья, а ее сокращение за счет естественного фактора здесь составило около 40,9% от общего показателя по данной группе территорий - 115,7 тыс. человек. С 2011 г. на положительный естественный прирост вышла Омская область, с 2012 г. - Новосибирская область и Казахстанское приграничье в целом. Из всех регионов СФО, по данным за 2012 г., только Алтайский край (-253) и Кемеровская область (-3817), отличающаяся высокими показателями по группе основных причин смертности (болезни системы кровообращения, внешние
причины смерти и новообразования)3, сохраняли отрицательный естественный прирост.
Начиная с 2006 г. на территории Сибирского федерального округа, как и России в целом, наметилась позитивная тенденция быстрого сокращения естественной убыли населения и выхода на положительный естественный прирост (рис. 1). Это связано как с общим улучшением ситуации в результате оживления экономики, так и с повышенным вниманием, оказанным демографической и социальной сферам, а также со структурными факторами. Однако на территориях Казахстанского приграничья эта тенденция проявляется с запаздыванием и не такими темпами, как в прочих субъектах СФО, и особенно в Восточносибирском приграничье, которое уже с 2006 г. вышло на положительный естественный прирост населения в целом и в 2007 г. - во всех субъектах.
Казахстанское приграничье Восточносибирское приграничье
Прочие субъекты СФО —■— СФО
Рис. 1. Естественный прирост (убыль) населения в СФО по отдельным группам территорий, 2001-2012 гг., тыс. чел.
Продолжительный период низкой рождаемости (с начала 1990-х годов), высокий уровень смертности, превышающий рождаемость, и миграционный прирост, не компенсирующий естественную убыль населения, привели во всех территориях
3 Григорьев Ю. А., Соболева С. В., Баран О. И. Приграничные территории Сибирского федерального округа: первые итоги медико-демографических исследований по интеграционному проекту // Охрана общественного здоровья и приоритеты развития системы здравоохранения на современном этапе: матер. науч. - практ. конф. с междунар. участием. - Кемерово: Примула, 2013. - С. 39-44.
этой группы регионов также к ухудшению возрастной структуры. Сокращение численности на территории Казахстанского приграничья коснулось всех возрастных групп, особенно детей. Так, в Омской области за период 2001-2013 гг. численность детей до 15 лет снизилась на 22,1% - первое место среди субъектов СФО. При этом на протяжении всего рассматриваемого периода численность детей в Казахстанском приграничье была меньше, чем населения старше пенсионного возраста, и разрыв увеличивался во времени.
В Восточносибирском приграничье из-за более высокой рождаемости численность детей значительно превышала численность населения старше пенсионного возраста. В результате коэффициент замещения населения старше пенсионного возраста детьми был и остается в Восточносибирском приграничье в 1,8-1,9 раза выше, чем в Казахстанском, при сокращении его в 2001-2012 гг. в Казахстанском приграничье на 24,7%, а в Восточносибирском - на 19,2% (рис. 2).
| Дети ' | Население трудоспособного возраста
| Население старше трудоспособного возраста —□— Коэффициент замещения —■— Демографическая нагрузка
Чел.
Тыс- чел на 1000 чел.
Казахстанское приграничье Восточносибирское приграничье
ш 5000 8 4500 з 4000 Ц 3500 Ш 3000 | 2500
Ц 2000
§ 1500 з 1000 § 500
Д 0
2000 1800 == 1600 Ц !
1400 | ; 1200 | | 1000 | ; 800 иаф 600 раго
200
2222222222222
2222222222222
Рис. 2. Динамика демографической нагрузки (численность детей и лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста) и коэффициента замещения (численность детей на 1000 человек населения старше трудоспособного возраста) в Казахстанском и Восточносибирском приграничье СФО в 2001-2013 гг.
400 еД
0
Вследствие увеличения численности населения трудоспособного возраста и уменьшения в возрасте старше трудоспособного, а также детей, в 2001-2007 гг произошло сокращение демографической нагрузки на трудоспособное население более чем на 12% и в Казахстанском, и в Восточносибирском приграничье. В дальнейшем тенденции, определяющие показатель демографической нагрузки, сменились на противоположные, что вызвало соответствующий рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Различия в средней величине демографической нагрузки Казахстанского и Восточносибирского приграничья в настоящее время незначительны. Однако, в связи с длительным периодом сокращения рождаемости в Казахстанском приграничье в прошлом и, соответственно, в результате снижения численности детей, подростков и молодого населения в настоящем, в будущем здесь, в отличие от Восточносибирского приграничья, будут происходить значительный спад численности населения трудоспособного возраста и быстрый рост демографической нагрузки.
Сокращение численности населения трудоспособного возраста и старение этой когорты значительно снижают трудовой потенциал как количественно, так и качественно, что делает весьма проблематичной реализацию оптимистичного сценария экономического роста.
Забайкальский край -
российско-китайское приграничье Сибири
Особо необходимо отметить ситуацию в Забайкальском крае. Эта территория отличается от других регионов Восточносибирского приграничья (республики Алтай, Тыва, Бурятия) весьма значительной убылью населения за 1989-2010 гг. - 268,2 тыс. человек, что составляет 83,9% всех потерь населения в этой группе. Забайкальский край, кроме того, граничит с двумя государствами - Монголией и Китаем. Анализ воспроизводства и динамики населения в Забайкальском крае был проведен на мезотеррито-риальном уровне (то есть на уровне районов - муниципальных образований и городских округов)4.
Население Забайкальского края проживает в десяти городах, 41 поселке городского типа и в 750 сельских населенных пунктах.
4 Григорьев Ю. А., Соболева С. В., Баран О. И. Приграничные территории Сибирского федерального округа: первые итоги медико-демографических исследований по интеграционному проекту. - С. 39-44.
Основная часть городского населения сосредоточена в г. Чите. По переписи населения 2010 г., в краевом центре проживало 324,4 тыс. человек, что на 7,8 тыс. человек больше по сравнению с 2002 г За 1989-2010 гг в Забайкальском крае произошла весьма существенная убыль всего населения (городского и сельского) -с 1375,3 до 1107,1 тыс. человек (на 19,5%). Наиболее значительные потери населения (более 30%) выявлены в Каларском, Улетовском, Балейском, Александрово-Заводском, Шелопугинском, Тунгоко-ченском, Калганском, Чернышевском, Могочинском, Ононском, Нерчинско-Заводском районах. Из 11 районов этой группы только четыре принадлежат к приграничной зоне (Ононский район - к российско-монгольскому приграничью, а Калганский, Могочинский и Нерчинско-Заводский - к российско-китайскому). В приграничной зоне находятся, кроме того, три административных района, в которых убыль населения была незначительной: Красночикой-ский, Забайкальский и Газимуро-Заводский (см. рисунок на 4-й странице обложки).
За 1989-2010 гг. в приграничных районах население сократилось с 355,1 до 268,0 тыс. человек, то есть убыль составила 24,5% от первоначальной численности, при этом в российско-монгольском приграничье - на 24,3%, в российско-китайском - на 26,5%. В российско-монгольском приграничье наибольшие потери всего населения отмечены в Ононском (32,1%) и Кыринском (29,9%) районах, а в российско-китайском - в Калганском (на 33,8%), Могочинском (на 33,1%) и Нерчинско-Заводском (на 30,8%). Необходимо заметить, что Нерчинско-Заводский и Калганский районы имеют самую низкую численность занятых в экономике.
Численность сельского населения Забайкальского края за 1989-2010 гг. упала с 480,6 до 377,5 тыс. человек, то есть убыль составила 21,5% от первоначальной величины. Наибольшие потери сельского населения зафиксированы в Каларском, Александрово-Заводском, Борзинском, Чернышевском, Забайкальском, Ононском, Балейском, Сретенском районах. Из указанных восьми районов три принадлежат приграничной зоне: в Борзинском районе убыль сельского населения составила 42,0%, в Забайкальском - 37,4%, в Ононском - 32,1%. Значительные потери сельского населения произошли в южной части Забайкальского края. В эту зону входят Забайкальский, Борзинский, Ононский, Краснокаменский, Приаргунский районы (все являются приграничными), а также
Александрово-Заводский, Балейский, Оловяннинский, Шилкин-ский. Необходимо отметить компактное расположение районов с высоким уровнем убыли сельского населения.
При анализе распределения сельского населения административных районов Забайкальского края по величине коэффициента естественного прироста отмечены высокие уровни этого показателя в районах Агинского Бурятского округа (АБО) с преимущественной долей проживающего здесь коренного бурятского населения. Наибольшая величина коэффициента естественного прироста наблюдается в Агинском районе (13,8%о), несколько ниже он в Дульдургинском (10,3%) и Могойтуйском (5,6%). Во многих других административных районах (Забайкальский, Приаргунский, Шелопугинский, Нерчинский, Читинский, Шилкинский, Мого-чинский, Калганский) наблюдался (по данным за 2010 г) прирост населения за счет естественного воспроизводства.
Отметим, что сельское население прирастает и в приграничных районах - Забайкальском, Краснокаменском, Приаргунском, Могочинском. К районам, в которых имеется сокращение населения за счет естественного прироста, относятся Красночикойский, Акшинский, Кыринский и Нерчинско-Заводский. Первые три из них принадлежат к приграничной российско-монгольской зоне, а Нерчинско-Заводский - к зоне российско-китайского приграничья. Данные районы не являются исключением из-за своего приграничного положения: на севере и востоке Забайкальского края также имеются муниципальные образования с убылью населения за счет естественного движения.
Забайкальский край - один из немногих субъектов РФ, где численность детей и подростков до 16 лет больше, чем лиц в возрасте старше трудоспособного. На начало 2013 г. удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 21,4%, а старше трудоспособного - 18,1% в общей численности населения. Более высокие, чем в РФ и в СФО, показатели рождаемости сформировали в Забайкальском крае положительный естественный прирост населения, составляющий в 2012 г. 3,1 на 1000 человек населения (табл. 1).
Таблица 1. Динамика показателей естественного движения населения Забайкальского края, 2009-2012 гг.
Показатель 2009 2010 2011 2012
Число родившихся, чел. 17816 17577 17136 17752
Общий коэффициент рождаемости, на 1000 чел. 15,9 (РФ - 12,4; СФО - 14,0) 15,9 (РФ - 12,6; СФО - 13,9) 15,5 (РФ - 12,6; СФО - 14,1) 16,2 (РФ - 13,3; СФО - 15,0)
Число умерших, чел. 15255 15331 14615 14373
Общий коэффициент смертности, на 1000 чел. 13,7 (РФ - 14,2; СФО - 13,9) 13,8 (РФ - 14,3; СФО - 13,9) 13,3 (РФ - 13,5; СФО - 13,7) 13,1 (РФ - 13,3; СФО - 13,7)
Естественный прирост (+), убыль (-), чел. 2561 2246 2521 3379
Общий коэффициент естественного прироста (+), убыли (-), на 1000 чел. 2,2 (РФ - (-1,8); СФО - 0,1) 2,1 (РФ - (-1,7); СФО - (-0,1)) 2,2 (РФ - (-0,9); СФО - 0,4) 3,1 (РФ - 0; СФО - 1,3)
Основным фактором сокращения населения Забайкальского края была миграция. Вывод двух военных округов с приграничных рубежей значительно повлиял на миграционные процессы и демографическую структуру края. Отток постоянного населения связан с ликвидацией военной инфраструктуры и отсутствием рабочих мест. В крае по-прежнему сохраняется миграционная убыль, в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом она увеличилась на 4398 человек (в 1,9 раза). В 2012 г она несколько уменьшилась - до 7606 человек (табл. 2).
Таблица 2. Динамика миграционной убыли (прироста) населения Забайкальского края, 2008-2012 гг., человек
Показатель 2008 2009 201 0 201 1 201 2
Миграционная убыль населения (-) -3621 -2617 -4882 -9280 -7606
Межрегиональная миграционная убыль (-) -4296 -3708 -5595 -10082 -8723
Международный миграционный прирост (+) 675 1091 713 802 1117
Забайкальский край покидают наиболее подготовленные, квалифицированные кадры и молодежь. Основной причиной миграционного оттока являются более низкий уровень и качество жизни населения в крае по сравнению с другими регионами страны. И, как следствие, происходит ухудшение обеспечения трудовыми ресурсами экономики и социальной сферы региона. Это может вызвать значительные трудности при реализации крупных перспективных проектов развития экономики края. Снижение
численности населения приводит к уменьшению и без того низкой плотности населения приграничного региона, что не отвечает экономическим и геополитическим интересам страны, несет угрозу территориальной целостности и национальной безопасности5.
Что касается китайской миграции, то в Забайкальском крае она имеет длительную историю. В современный период она стала интенсивно развиваться в 1990-е годы после отмены визового режима между РФ и КНР. Значительную часть китайских мигрантов в России представляли сплоченные группы торговцев («челноки»), которые доставляли из Китая (прежде всего, на территорию Сибири и Дальнего Востока) потребительские товары, а на выручку закупали российские природные ресурсы (лес, рыбу, черные и цветные металлы). В Россию выезжали и трудовые мигранты, их преимущественное занятие - сельское хозяйство (выращивание овощных культур), строительство, лесозаготовки.
На отдельных территориях в 1990-е годы число китайских граждан значительно увеличилось (Приморский край, Амурская область). Возникло опасение «китайской экспансии» на востоке России. Однако показатели численности китайской рабочей силы (по статистике Федеральной миграционной службы РФ) свидетельствуют о преувеличении такой опасности. По данным Е. С. Баженовой, доля китайских мигрантов на территории России не превышает 0,2% всего населения страны6. По переписи населения РФ 2002 г. общая численность китайцев на момент проведения учета составляла 35 тыс. человек (по переписи 2010 г. - 29 тыс.), что выглядит неестественно малой величиной. По данным Е. С. Баженовой, одномоментная численность китайцев в России составляет 300-350 тыс. человек (с учетом числа китайских рабочих по трудовым контрактам, а также студентов и аспирантов, находящихся на учебе в РФ).
В последнее время численность китайских мигрантов на российской территории с каждым годом уменьшается. Это происхо-
5 Григорьев Ю. А. Демографическая и семейная политика // Развитие человеческого потенциала Сибири: проблемы социального воспроизводства регионального сообщества. - Иркутск: Оттиск, 2013. - С. 416-485; Соболева С. В., Смирнова Н. Е., Чудаева О. В. Демографический потенциал Сибири // Формирование благоприятной среды для проживания в Сибири. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. - С. 53-95.
6 Баженова Е. С. 1300000000. Население Китая: стратегия развития и демографической политики. - М.: ИД «Форум», 2010.- 304 с.
дит в результате проведения экономической политики в нашей стране, частично связанной с принятием в 2006 г. постановления Правительства РФ о запрете использовать труд иностранцев в розничной торговле. С этого времени начался массовый отток китайских торговцев, поскольку большая часть китайских трудовых мигрантов была занята именно в этой сфере.
Существенно изменилась политика по отношению к приему иностранной рабочей силы и на территории Забайкальского края. Активное хозяйствование китайцев на территории региона в 1990-е годы имело негативные последствия, связанные с хищническим отношением к земельным и водным ресурсам. В Краснокаменском, Забайкальском и Приаргунском районах население выступало против прихода китайцев на землю. Это послужило началом к наведению порядка. В 1995-1996 гг., по словам руководителя ФМС по Забайкальскому краю, китайцев выдворяли из края вагонами. В настоящее время ведется большая профилактическая работа миграционной службы с мигрантами и их работодателями: проводятся семинары, занятия, разрабатываются инструкции о правах и обязанностях работников. Договорились с имамом мечети, и перед намазом сотрудники ФМС с переводчиком проводят занятия с мигрантами. Работают также с диаспорами узбеков (6 тыс. человек) и киргизов (в основном это граждане России). Существенно сократилась нелегальная миграция, а в приграничной зоне в связи с особенностями учета населения мигрантов нет вовсе. И работодатели, и иностранные работники боятся больших штрафов и запрета на въезд в Россию на пять лет с внесением информации в базу данных.
В настоящее время политика по приему иностранных мигрантов направлена на сокращение квоты (в 2014 г. она ниже, чем в 2013 г) и ориентирована на увеличение и качественный рост собственного трудового потенциала региона. «Не надо привлекать иностранцев, надо поддерживать своих работников», - такова позиция министра труда и социальной защиты края.
Пребывание на территории китайцев не оказывает существенного влияния на число российско-китайских браков, с 1993 г. в Забайкальском крае их заключено всего восемь.
В ближайшем будущем не следует опасаться наплыва китайской рабочей силы. Причина в том, что средний уровень заработной платы в России уже вполне сопоставим со средним
уровнем по Китаю. Но ситуация может измениться, как считают эксперты, при глубоком экономическом кризисе в Китае7. Тогда положение может стать неконтролируемым из-за гигантской численности населения Китая.
Между тем Китай на протяжении более чем 30 лет демонстрирует необыкновенно высокие темпы экономического роста (в среднем 9% в год). По мнению большинства экспертов, КНР уже в XXI веке сравняется с США по абсолютным показателям экономического развития, что будет неизбежно сопровождаться кардинальным изменением геополитического положения страны. Наибольшие опасения высказываются по поводу наращивания военного потенциала Китая, увеличения спроса на энергоносители и другие ресурсы, неудержимого роста населения. Дискуссии по поводу нарастания совокупного потенциала Китая сводятся к тому, что в обозримой перспективе XXI века вероятен закат эры гегемонии США в мире.
Количественные ориентиры развития Китая до 2020 г. были сформулированы на XVIII съезде КПК. Ожидается удвоение ВВП и среднедушевых доходов городского и сельского населения по сравнению с 2010 г. Удвоение абсолютного размера ВВП выводит Китай в 2020 г. на объем около 12,75 трлн долл. (по ценам 2010 г. и при обменном курсе 6,3 юаня за один доллар). Удвоение ВВП на душу населения предполагает близкий показатель - 14,97 трлн долл.8 Возможность выхода Китая на позицию мирового лидера по объему ВВП допускают и в США. Так, в докладе Национального совета по разведке (декабрь 2012 г.) отмечается, что КНР в 2022 г. превзойдет США по объему ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.
Дальнейший рост в Китае среднедушевого ВВП, например до уровня в 55% от американского показателя, может оказать существенное негативное влияние на другие государства и мировую экономику в целом. Многие эксперты отмечают, что при достижении среднедушевого ВВП около 27,4 тыс. долл. (то есть
7 Бергер Я. Китай перед выбором // Проблемы Дальнего Востока.- 2012.-№ 3. - С. 10-21; Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика.- 2005.- № 1. - С. 96-136.
8 Портяков В. Перспективы дальнейшего возвышения Китая и его возможные геополитические последствия // Проблемы Дальнего Востока.-2013.- № 2. - С. 57-66.
чуть больше половины уровня США) Китаю при населении 1,5 млрд человек нужно иметь ВВП около 41 трлн долл. Но это означает неприемлемую нагрузку на ресурсы Земли и мировые рынки9.
Между тем неравномерность развития различных социальных групп, социальное расслоение, углубление разрыва между городом и деревней, высокий уровень безработицы, демографические и экологические проблемы в долгосрочной перспективе угрожают поступательному социально-экономическому развитию Китая. Непременное условие движения вперед - продолжение сбалансированных и глубинных реформ во всех сферах общественной жизни. Реально стоят проблемы, связанные с пересмотром и внесением необходимых корректив в стратегию развития Китая, которая должна строиться с учетом глобальных вызовов и меняющихся угроз, как в самом Китае, так и за его пределами10.
Как могут развиваться события в мире в борьбе за ограниченные ресурсы? Нас волнует в долгосрочной перспективе, прежде всего, судьба территорий на востоке России. Три десятилетия назад тема утраты российских территорий Дальнего Востока и Сибири была из области необузданной фантазии футурологов. В нынешнее время эта тема перемещается в область геополитических прогнозов - существуют негативные сценарии развития событий на востоке России11. Понятно, что их реализация будет зависеть от масштабов социально-экономического и демографического возрождения России в целом и восточных территорий -в особенности. Невыполнение задачи возрождения угрожает России территориальными потерями.
Заключение
Население, сформированное в приграничных регионах Сибири, не соответствует размерам ее территории, нуждающейся в освоении, охране границ, развитии поселенческой сети. Особенно это касается восточных регионов сибирского приграничья. Стягивание населения к нескольким крупным центрам, как в Си-
9 Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) [пер. с англ.]. - М.: Весь мир, 2011.- 256 с.
10 Михеев В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию // Мировая экономика и международные отношения.- 2005.- № 5. - С. 54-60.
11 Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство [пер. с англ.] - М.: Междунар. отношения, 2005.- 288 с.
2 ЭКО. - 2014. - №11
бири, так и за ее пределами, оголяет уже освоенные с большим трудом территории, не способствует благополучию населения сел, малых и средних городов.
Неодинаковая демографическая ситуация, сложившаяся в Казахстанском и Восточносибирском приграничье, предполагает и разные подходы к решению проблем.
Для всех регионов Казахстанского приграничья низкий уровень нетто-коэффициента воспроизводства при значительно сократившейся в будущем за счет резкого снижения рождаемости в 1990-е гг. численности женщин репродуктивного возраста без решительных мер демографической политики не позволяет надеяться на рост или даже стабилизацию численности путем естественного прироста. Основные задачи демографической политики в этой группе территорий должны быть сосредоточены в первую очередь на укреплении семьи и повышении рождаемости, на снижении смертности от устранимых причин (внешние причины, инфекционные и паразитарные болезни, болезни органов дыхания), прежде всего у трудоспособного населения, за счет профилактики болезней и травм. Стратегической же целью должно стать создание условий для нормального воспроизводства своего населения, то есть необходимо продолжить долговременные усилия по преодолению демографического кризиса в стране.
В Восточносибирской группе приграничных территорий в последние два десятилетия рождаемость не сокращалась до критического уровня на длительное время и была высокой по сравнению с территориями Казахстанского приграничья. В связи с этим здесь в ближайшие годы не произойдет ухудшения возрастной структуры населения и не будет критически возрастать демографическая нагрузка пожилых на население трудоспособного возраста. Высокий уровень нетто-коэффициента в республиках Тыва и Алтай свидетельствует о благоприятных перспективах расширенного роста численности населения за счет естественного движения. Республика Бурятия в 2012 г. вышла на уровень простого воспроизводства. Несколько хуже ситуация в Забайкальском крае, но и здесь воспроизводство приближается к простому для всего населения, а в сельской местности уже стало расширенным.
Основные задачи демографической политики Восточносибирского приграничья должны быть сосредоточены на снижении смертности с экзогенной детерминацией за счет эффективной
профилактики. При проведении семейной политики необходимо учитывать культурное наследие и особенности семейного уклада коренных народов данных территорий. С учетом перспектив социально-экономического развития здесь можно ожидать увеличения численности населения за счет естественного прироста. Однако высокие показатели миграционного оттока населения явно свидетельствуют о социальном неблагополучии.
Предпосылками успешной реализации демографической политики являются устойчивые темпы социально-экономического развития в приграничной части СФО, повышение доходов, рост благосостояния и социального благополучия населения, интенсивное наращивание всего комплекса социально-бытовых и культурных услуг, особенно связанных с развитием сферы здравоохранения и социального обеспечения, с улучшением жилищных условий и среды обитания населения регионов Сибири. Стимулирование развития приграничных территорий должно стать одним из направлений федеральной региональной политики и иметь материальное наполнение в виде дополнительных прав, субсидий и иных финансовых льгот.
Необходимы привлечение и закрепление населения на территории Сибири, сохранение и укрепление опорной структуры поселений вдоль юго-восточных границ Российской Федерации, увеличение не только их количества, но и численности проживающих. При этом основное направление должно быть связано с программами привлечения соотечественников.
Важной составляющей региональной политики по развитию территорий сибирского приграничья должна стать адресная государственная поддержка с использованием широкого спектра элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. А для сбалансированности экономического взаимодействия российских территорий с приграничными государствами необходимо разработать закон о приграничном сотрудничестве как один из важнейших механизмов взаимодействия соседних стран.