Научная статья на тему 'Особенности формирования музыкальной культуры школьников на современном этапе'

Особенности формирования музыкальной культуры школьников на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
705
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ / СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лащева Елена Владимировна, Швец Мария Витальевна

В статье раскрыты общие понятия о состоянии современной музыкальной культуры и культуры в целом. Рассмотрена структура современного музыкального образования в ретроспективе новейших рабочих программ по предмету «Музыка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Лащева Елена Владимировна, Швец Мария Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования музыкальной культуры школьников на современном этапе»

№ 3 (66), 2017

"Культура и образование"' ^^

7. Medushevsky V.V. About regularities and means of art influence of music. Moscow, 1976. 254 p.

8. Raven J. Kompetentnost is equal in modern society: identification, development and the realization/lane with aHr. V.I. Belopolsky. Moscow, 2002. Pp. 32-74.

9. Yakupov A.N. Theoretical problems of musical communication: Research. Moskow, 1994. 292 p.

УДК 202

Е.В. ЛАЩЕВА, М.В. ШВЕЦ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Лащева Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), lacheva1977@mail.ru

Швец Мария Витальевна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), mariya.shvets23@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыты общие понятия о состоянии современной музыкальной культуры и культуры в целом. Рассмотрена структура современного музыкального образования в ретроспективе новейших рабочих программ по предмету «Музыка».

Ключевые слова: музыкальная культура, современное музыкальное образование, музыкальные рабочие программы, современный музыкальный материал.

UDC 202

E.V. LASHCHEVA, M.V. SHVETS

PECULIARITIES OF FORMING THE MUSICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN AT THE PRESENT STAGE

Lashcheva Elena Vladimirovna, PhD (pedagogical sciences), associate professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), lacheva1977@mail.ru

Shvets Maria Vitalyevna, undergraduate of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), mariya.shvets23@mail.ru

Abstract. The article reveals general concepts of the state of contemporary musical culture and culture in general. Educational system, as the basis for the formation in man of the highest priorities, morality and responsibility. The structure of modern music education in retrospect of the newest working programs on the subject "Music" is considered. The influence of modern musical culture and the introduction of innovations in the educational process.

Keywords: musical culture, modern musical education, musical work programs, modern musical material.

Актуальность данной темы заключается в том, что современная система образования переживает период глобальных перемен. Музыкальное образование как часть общей образовательной системы требует инновационных решений. Современные рабочие программы по предмету «Музыка» требуют рассмотрения в системе новой, изменяющейся реальности.

Образовательная дисциплина «Музыка» в концепции общекультурного воспитания представляет собой сложившийся и оформленный ряд знаний, способный развить в ребенке базовое понимание культуры и музыкального искусства в целом. Современное российское музыкальное образование в школе опирается на ряд рабочих программ, таких как:

"Культурная жизнь Юга России"

№ 3 (66), 2017

«Школа 2100»; «Гармония»; «Школа XXI века» В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; «Музыкальное искусство»; система Л.В. Занкова; «Музыка» Г.С. Ригиной и др. [5]. Особое влияние в среде вышеперечисленных программ отводится методическим разработкам по предмету «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Программа составлена на основе трудов Д.Б. Кабалевского, а также на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Программа опирается на федеральный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.

Рабочая программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной ставит перед собой следующие задачи: развитие музыкальной культуры подрастающего поколения; развитие у школьников музыкального и ритмического слуха; овладение умениями и навыками практического плана (пение и слушание музыки, понимание музыкального содержания, овладение базовым набором знаний нотной грамоты). При выборе музыкального материала учитывается ценностно-ориентировочный подход в отношении и понимании учениками музыкального искусства. В ходе изучения предмета «Музыка» прослеживаются межпредметные связи. Данная программа рассматривает разносторонние музыкальные аспекты, различные музыкальные жанры и музыкальные течения. В ходе изучения предмета «Музыка» обучающийся получает понятие о таких видах музыкального искусства, как опера, оперетта, балет, мюзикл, симфоническое творчество и др. «Современность», активно влияющая на формирование мышления подрастающего поколения, не затрагивается. Это связано прежде всего с отсутствием структурированных методических разработок в сфере современной музыки, которые могли быть употребимы в общеобразовательной школе в предмете «Музыка». В свою очередь недостаточность основательного исследовательского инструментария в области современной музыки не позволяет включать данный материал в рабочие программы по предмету «Музыка».

Несмотря на важность и неоспоримую значимость академического курса музыкального образования в школе, та музыкальная действительность, в которой растут современные дети и подростки, не соответствует реалиям, преподаваемым в рамках предмета «Музыка». По причине «влияния музыки на развитие эмоциональной сферы ребенка» [1] постоянное воздействие образцов современной музыки зачастую привносит разрушительный момент в сферу психики ребенка и подростка. Можно отметить тот факт, что образцы современной популярной музыки, которым отдает предпочтение нынешнее подрастающее поколение, не всегда содержат в себе серьезную смысловую и мелодическую нагрузку, богатое музыкальное содержание и наполненность образов, которые так необходимы для полноценного понимания искусства.

В связи со сложной стилистической, музыкальной и инструментальной организацией академическая, классическая музыка зачастую являет собой сложный предмет для понимания неподготовленного слушателя. Потому популярная массовая музыка своей повсеместностью и доступностью явно выигрывает в количестве симпатий у школьников.

В исследовательском проекте «Музыкальные предпочтения подростков», предоставленном в свободном доступе в интернете преподавателем музыки Т.А. Шабалиной (Россия, с. Вятское), приведены статистические данные за 2016 год на основании опроса среди учащихся 6-8 классов. Так, показаны следующие результаты: классическую музыку слушают 16,7% анкетируемых; рок-направлением увлекаются 28,3% подростков; рэп-направлению отдают предпочтение 70% слушателей; популярная музыка пользуется спросом среди - 60% опрашиваемых; джазом увлекается 13,4% подростков [4]. Из данной статистики следует вывод о том, что приоритетное место в жизни современных школьников занимает современная популярная музыка.

Система современного образования на данном этапе столкнулась с проблемой приобретения у школьников навыков лавирования в среде современной музыки. Поиск новых решений образовательных задач, внедрение современных технологий и новейшего музыкального материала в процесс образования - цель современного образования.

№ S (66), 2017

"Культура и образование"

Разбудить в ребенке интерес к музыке и высокой культуре задача не из легких. Но, уважая интересы и вкусы современного подрастающего поколения, не игнорируя предпочтения современного школьника, педагог на доступном для ребенка языке обязан помочь познакомиться с образцами качественной музыки, способной влиять на интеллектуальное развитие положительно. Благодаря своим профессиональным знаниям преподаватель в силах найти качественную современную альтернативу тому, чем увлекаются дети. Наличие личной аудиотеки педагога дает возможность воспитать подростков современности на новой музыке, которая так же, как и академический курс прошлого, будет воспитывать нравственность, духовные качества, доброту. В сочетании с академическим курсом современных методических разработок привнесение новшеств в виде качественных образцов современной музыки будет способно гармонично дополнить и обогатить общий курс образования по предмету «Музыка». Постепенное воздействие качественных образцов современной музыки как бы подводит черту для дальнейшего развития в сфере высокого музыкального искусства элитарного плана. Начиная с малого, ребенок вместе с педагогом урок за уроком будет открывать для себя невообразимо богатый мир музыки посредством изучения данного предмета, через знакомые ему музыкальные образы.

Необходимо сказать о предпочтительных жанрах и направлениях современности, которые могут быть взяты при изучении современной музыки. К таким можно причислить неоклассический нью-эйдж, современное «направление, сочетающее в себе инструменты, характерные для электронной и этнической музыки» [3], классический кроссовер (classical crossover) - «музыкальный жанр, который смешивает классическую музыку с различными современными направлениями, такими как рок, поп и электронная музыка» [2]. Высокохудожественный жанр, переосмысленный в наше время, - a capella. Это пение без сопровождения, а также замещение голосом полного спектра музыкальных инструментов с применением новейших приемов звукоизвлечения, таких как «beatbox», - воспроизведение ритмического рисунка при помощи артикуляционного аппарата солиста.

Вышеперечисленные музыкальные жанры включают массу композиций. Сегодня учителю музыки не составит труда создать собственную аудиотеку композиций, способных заинтересовать школьников. Внедрение в образовательный процесс качественных образцов современной массовой, популярной музыки - это своеобразные ворота перед миром музыки академической, а также путь к формированию правильной музыкальной культуры школьников.

Литература

1. Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

2. Music club. URL: http://gym42.ru/work/kiva/pages/classic.htmlReferences

3. Нью-эйдж. URL: https://wiki2.org/ru/Нью-эйдж_(музыка)

4. Шебалина Т.А. Музыкальные предпочтения подростков// Исследовательский проект. https ://botan.cc/prepod/muzyka/onfmzkmg.html

5. URL : http : //www. uchportal. ru/load/225

References

1. Mukhina VS. Child psychology. Moscow: Education, 1985.

2. Music club. URL: http://gym42.ru/work/kiva/pages/classic.html References

3. New Age. URL: https://wiki2.org/ru/ New Age (music)

4. Shebalina T.A. Music preferences of adolescents // Research project https://botan.cc/ prepod/muzyka/onfmzkmg.html

5. http://www.uchportal.ru/load/225

Ggp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.