Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России'

Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / МОТИВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / MOTIVATION / LEARNING MOTIVATION / MOTIF / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашко Татьяна Васильевна

В статье отражены особенности формирования мотивации к обучению в учебном процессе вуза МЧС России. Уточнены основные группы познавательных мотивов, проанализированы условия, сказывающиеся негативно на формировании мотивации к обучению, дано определение термина «познавательный интерес».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашко Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR QUALITIES OF FORMATION OF LEARNING MOTIVATION OF CADETS IN UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

The article considers the features of the formation of learning motivation in the University of EMERCOM of Russia. Main groups cognitive motives are been refined and reflected, some of the reasons that affect negatively on the formation of learning motivation are been analyzed. The article defines the term “cognitive interest”.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивации к обучению у курсантов вузов МЧС России»

Т.В. Кашко,

Воронежский институт ГПС МЧС России

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

PARTICULAR QUALITIES OF FORMATION OF LEARNING MOTIVATION OF CADETS IN UNIVERSITIES OF EMERCOM OF RUSSIA

В статье отражены особенности формирования мотивации к обучению в учебном процессе вуза МЧС России. Уточнены1 основные группы познавательных мотивов, проанализированы условия, сказыг-вающиеся негативно на формировании мотивации к обучению, дано определение термина «познавательный интерес».

The article considers the features of the formation of learning motivation in the University of EMERCOM of Russia. Main groups cognitive motives are been refined and reflected, some of the reasons that affect negatively on the formation of learning motivation are been analyzed. The article defines the term “cognitive interest ”.

Практика прохождения службы в МЧС России требует от ведомственных вузов решения задачи формирования специалистов нового типа, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптационной, а также профессиональной мобильностью. Профессионализм и компетентность являются теми качествами, от которых зависит выполнение служебных обязанностей сотрудника МЧС России, поэтому профессиональная подготовка должна быть ориентирована на формирование у них устойчивой мотивации к обучению.

В современном постиндустриальном обществе проблема развития мотивации к обучению курсантов приобретает особую актуальность. В настоящее время обществу нужны специалисты, способные нестандартно мыслить, оперативно находить решения задач в самых сложных си -туациях, квалифицированно работать с информацией и лю дьми.

На основании изучения опыта профессиональной подготовки сотрудников МЧС России, анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы были выяв-лены противоречия между:

- потребностью МЧС России в квалифицированных, профессионально -компетентных со-

трудниках и недостаточным уровнем их профессиональной и нравственной подготовки;

- необходимостью повышения эффективности процесса профессиональной подготовки сотрудников МЧС России и недостаточной сформированно-стью у курсантов мотивации к обучению.

Проблема формирования мотивации к обучению и познавательной деятельности является одной из приоритетных в современной психоло -

гии и педагогике высшего профессионального образования в ведомственных вузах МЧС России. Изучение мотивации к обучению в зарубежной и отечественной науке выявило ряд вопросов, на которые не даны достаточно обоснованные ответы: возникновение мотивов, понятие

мотива, условия, оказывающие влияние на формирование мотивации к обучению. Разработка данных вопросов имеет огромное значение для современной психологии и педагогики.

Изучению мотивации и мотивов посвящено большое количество научно-исследовательских работ и психолого-педагогических теорий. Ряд ученых, такие как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, И.П. Подласый, А.А. Реан, Н .Ф. Талызина, В.А. Якунин и др., занимались изучением проблем формирования мотивации к обучению. Теории о влиянии успеха на формирование мотивов учебной деятельности рассматривались в работах А.С. Белкина, В .А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и др.

Обзор литературных источников показал ва -риативность методов формирования мотивации, однако большинство исследований были проведены и опубликованы еще в середине XX века. С тех пор в российском обществе произошел ряд глобальных преобразований: распад СССР в

начале 90-х гг., вступление России в ВТО, глобализация , компьютеризация, распространение сети Интернет, переход к Болонской системе образования, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). В наше время общество и лич -ность в нем меняются стремительно, однако методы обучения особых изменений не претерпели. Приведенные выше социальные явления измени -

ли сознание людей, поэтому возможности ранее реализуемых методов обучения не являются достаточными для возникновения мотивации к обучению.

Следует также отметить тот факт, что для процесса обучения в ведомственных вузах МЧС характерен ряд особенностей, которые отличают его от процесса обучения в гражданских вузах. К таким особенностям следует отнести напряженный ритм жизни, повышенные физические нагрузки при совмещении учебных и служебных обязанностей, ограничение возможности передвижения, строго регламентированный внутренний распорядок, установление четких правил и запретов, которые обязательны для исполнения, и т.д.

Также стоит указать на строгий надзор со стороны офицерского состава, который является необходимым элементом поддержания дисцип-лины и субординации и имеет как позитивную, так и негативную сторону. Очень часто избыточный контроль влечет весьма отрицательные мотивационные последствия.

В связи с этим следует рассмотреть содержание понятия «мотивация к обучению», а также факторы, влияющие на ее формирование в процессе обучения в ведомственном вузе.

При анализе психолого-педагогической ли -тературы мы столкнулись с проблемой терминологической неточности, т. к. нередко понятия мотивации и мотива используются как синонимичные. Под мотивацией мы будем понимать дина -мический процесс психофизиологического пла-на, способствующий детерминации активности человека, формированию побудительных мотивов к действию или деятельности, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удов -летворять свои потребности.

В свою очередь, мотив учения являе тся деятельностной категорией. С .М. Кетько рассматривал мотив не как единичное, одномодальное психическое явление сущности побуждения к дея-тельности, а как сложный процесс, результат рефлексии прошлой деятельности в новых усло -виях, динамическое свойство сознания деятель -ной личности, реализуемое в диалектическом единстве с рефлексией и адаптацией.

Мотивацией к обучению принято считать совокупность процессов, методов, средств, потребностей и мотивов детерминации учащихся к познавательной деятельности, активному успешному освоению образовательного содержания. В русле изучения учебной мотивации как таковой центральным вопросом зачастую становится вопрос о типологии мотивов.

В современной педагогике был выделен под -ход к дифференциации мотивов учебной дея -тельности, представители которого аргументи-руют продуктивность выделения двух категорий

мотивов: внутренних и внешних. Под внутрен-ним мотивом учения мы понимаем мотив, сформированный под воздействием факторов, связан -ных с учебной деятельностью. Под внешним — мотив, сформированный под воздействием побудителей , непосредственно не связанных с учебной деятельностью.

В настоящее время проведено большое количество исследований относительно мотивации к обучению школьников и студентов: Л.Н. Луцковой и Н.А. Русиной в Ярославской государственной медицинской академии, А А. Буянова в Московском психолого-социальном институте и др.

По статистике, учащиеся наиболее высоко оценивают такие мотивы, как желание приобрести знания, стать полезным обществу, повысить свой культурный уровень, желание быть пригодным к выбранной профессии, т.е. внутренние мотивы учебной деятельности. Далее, по оценкам обучающихся, следуют престижные мотивы, т.е. постоянное желание быть в числе лучших, нежела -ние быть худшим, получение одобрения, перфекционизм, т.е. внешние мотивы [3. — С. 46]. Самые низкие оценки обучающиеся дают мотиву избегания неприятностей или негативных последствий, т.е. отрицательным мотивам, которые, в свою очередь, являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки.

В то же время первая группа мотивов, относящихся к категории внутренней мотивации, бы -ла привычной для аудитории, скорее априори считалась правильным ответом, чем реально действующей силой, побуждающей к учению. В качестве такой побуждающей силы в большин-стве случаев оказываются мотивы престижа.

Активность личности в учебном процессе тесно связана с познавательными мотивами — чем больше материала усваивает учащийся, тем сильнее становится его стремление к познанию.

Способы развития у курсантов внутренней мотивации в настоящее время нуждаются в существенной доработке. Проблема внутренней мотивации к обучению усугубляется также тем фактом, что большинство как школьных, так и вузовских педагогов до сих пор ориентированы на поддержание исключительно внешней моти -вации в форме контроля [2. — С. 73]. При этом у личности курсанта подавляется свое «Я». Данный факт отрицательно влияет на внутреннюю мотивацию и снижает интерес к учебной деятельности, а также провоцирует возникновение негативных мотивов, т.е. побуждений, основан -ных на неприятных последствиях собственной деятельности в ходе обучения.

Среди негативных мотивов можно выделить страх вербального наказания, т.е. осуждения или замечания со стороны преподавателя на реплику курсанта, социальной изоляции, т.е. пренебрежения со стороны группы курсантов [4. — С. 152]. Также преподавателю следует учитывать тот

факт, что у аудитории могут преобладать отрицательные мотивы, т.е. нежелание учиться, незаинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, отрицательное отношение к учебе и преподавателям. Вышеперечисленные мотивы могут формироваться как следствие равнодушия к мнению курсанта со стороны преподавателя. Подобное явление особенно характерно для обучения в ведомственном вузе, т .к. здесь преобла -даю т уставные взаимоотношения, жесткая субординация.

Устранение данных мотивов и создание бла -гоприятных организационно-педагогических ус -ловий формирования мотивации к обучению у курсантов являются приоритетной задачей для педагога ведомственного вуза.

Существует мнение о том, что степень ин -теллектуального развития личности не связана напрямую с успешностью учебной деятельности. Однако данное положение в педагогической науке воспринимается неоднозначно. В современной педагогике выявлена следующая закономерность: учащиеся отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе и типу мотивации. У успешных учащихся достаточно сильно выражена внутренняя мотивация, т.е. освоение профессиональной компетенции, стремление к по -лучению прочных знаний, умений и навыков. У слабых же преобладает тип внешней отрица-тельной мотивации, т.е. избегание осуждения и наказания за плохую учёбу.

Возвращаясь к вопросу о формировании мотивации к обучению, стоит отметить, что одним из главных факторов развития мотивации к обучению принято считать познавательный интерес. По мнению Г.И. Щукиной, познавательный ин -терес — это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладе -ния знаниями» [7. — С. 132]. Именно ввиду от -сутствия познавательного интереса чаще всего отсутствует познавательная мотивация. И это не случайно, ведь интерес — это вечный двигатель всех человеческих изысканий. Проблема воспитания интереса к учению является одной из важ -нейших дидактических проблем. Главный вопрос

— как вызвать устойчивый познавательный ин -терес, как разбудить стремление к процессу познания. Особенно актуален он для процесса обучения курсантов, т. к. большие физические на -грузки (ежедневная строевая подготовка, уборка территории, частые наряды и возможные командировки ) оказывают негативное влияние на формирование познавательного интере-

са. Существует большое количество теорий от -носительно возникновения познавательного ин -тереса, однако единое мнение ученых насчет данного явления отсутствует, соответственно, вопрос об эффективном формировании мотивации к обучению до сих пор не решен.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Для процесса обучения в ведомственных вузах МЧС характерен ряд особенностей, отличающих его от процесса обучения в гражданских вузах.

2. Мотивация учебной деятельности курсантов высших учебных заведений МЧС России представляет собой динамичное, развивающееся (формирующееся) в ходе обучения психологиче -ское образование, однако существует ряд нега -тивных факторов, усложняющих процесс ее формирования.

3. Основными детерминантами развития учебной мотивации являются образовательная среда учебного заведения и наличие у аудитории внутренних познавательных мотивов.

В современном мире существует множест -во педагогических проблем, которые требуют решения. Вопрос мотивации к обучению у курсантов ведомственных вузов МЧС России занимает одну из ведущих позиций в иерархии педагогической проблематики, так как от каче -ства профессиональной подготовки сотрудни-ков МЧС России зависят жизни других людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагоги -ка, 1972. — 324 с.

2. Гребенюк О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: тезисы научных сообщений советских психоло-гов к IV Всесоюзному съезду общества психоло -гов СССР. — М., 1983. — 148 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: уч. пособие. — М. — Воронеж, 2003. — 480 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — 810 с.

5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. — М., 1983. — 258 с.

6. Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся: межвуз. сб. науч. трудов. — Новосибирск: НГПИ, 1985. — 134 с.

7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.