ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА
Математические знания, арифметические задачи, школьники с нарушением интеллектуального
развития.
Проблема формирования математических знаний у учащихся с нарушенным интеллектом является одной из важных в коррекционной педагогике. Это обусловлено важнейшей ролью математических знаний в процессе профессионально-трудовой подготовки учащихся с нарушенным интеллектом и их социальной адаптации. Мы убеждены, что поиск новых механизмов в усвоении математических знаний у исследуемой категории испытуемых позволит нам выявить эффективные методы и приемы обучения математике учащихся СКОШ VIII вида.
Целью статьи являются установка на основе теоретического анализа проблемы исследования особенностей и закономерностей усвоения математических знаний учащимися с нарушенным интеллектом и проведение анализа методики обучения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Научная новизна заключается в анализе и систематизации материала об особенностях усвоения математических знаний и методике обучения школьников СКОШ VIII вида.
Одним из основных направлений подготовки учащихся с нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни является обучение математике, которое носит предметно-практический характер и тесно связано как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Раскрывая понятие особенностей процесса формирования, целесообразно указать на специфические задачи, принципы, методы, временные, объемные и содержательные характеристики этого процесса, исходя из объективных условий, к которым относятся психологопедагогические особенности учеников.
Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом требует специально организованного подхода. Это обусловлено особенностями нейродинамики высшей нервной деятельности и познавательной сферы учащихся СКОШ VIII вида. Проблема формирования познавательных процессов и математических знаний у рассматриваемой категории достаточно полно описана в трудах Л.С. Выготского,
A.Р Лурия, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой,
B.Г. Петровой, В.В. Эк, Б.И. Пинского, Н.М. Стадненко и др.
В процессе обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида обязательным условием является решение образовательных, коррекционно-воспитательных и развивающих задач: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повысить уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; воспитать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, привить им навыки контроля и самоконтроля, развить у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
На изучение математики в учебном плане специальной школы отводится большая часть всего времени, однако математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся. Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
В силу диффузного поражения коры головного мозга у детей с нарушением интеллектуального развития указанные формы высшей нервной деятельности имеют ряд особенностей, что сказывается на процессе усвоения математических знаний, формирования умений и навыков. Основываясь на исследовательских данных психолого-педагогического характера, а также на результатах экспериментального изучения особенностей овладения детьми с нарушением интеллектуального развития дочисловыми и числовыми представлениями
Н.Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М.Н. Перовой, В.В. Эк и др., были разработаны специальные методики обучения математике указанной категории учеников [Забрамная 1995; Кузьмина-Сыромятникова 1953; Обучение детей... 2001; Перова 1978].
Специальная методика математики является частным случаем общей методики математики. Содержание, объем и систему расположения материала в программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида нельзя сравнивать с содержанием, объемом и системой расположения материала в программе общеобразовательной начальной школы. Сходство наблюдается лишь в названии основных разделов, а содержание, система, объем и расположение материала в курсе математики специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет значительное своеобразие: коррекционная направленность; малый объем и пролонгированность программного материала; дозированность и дробление нового материала и постоянное повторение изученного; наличие пропедевтических подготовительных упражнений; работа над понятиями через сравнение, сопоставление и противопоставление; повсеместное использование наглядного и дидактического материала; формирование системы практических умений и навыков; индивидуальный и дифференцированный подходы [За-брамная 1995; Кузьмина-Сыромятникова 1953].
Методика обучения математике детей с нарушением интеллекта построена на основе индуктивного метода формирования понятий через приемы индуктивного обобщения. Дедуктивные приемы используются достаточно ограниченно и отдельно от индуктивных.
Главной особенностью программ по математике специальной (коррекционной) школы VIII вида являются концентрическое расположение программного материала, пролонгиро-ванность и наличие пропедевтического периода [Перова 1978]. Концентрическое расположение учебного материала позволяет обеспечить непрерывное повторение и постепенное усложнение материала, что является важным, исходя из психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллектуального развития.
Так как в первый класс поступают дети с разным уровнем математической подготовки, программа предусматривает значительный пропедевтический период (2-6 недель) с целью выявления возможностей и подготовки к усвоению систематического курса математики. Это работа с элементарными математическими представлениями: операции с предметными множествами, сравнение объектов по форме, величине, ориентировка в пространстве и времени, выполнение простейших измерений с помощью условных мерок. Первый концентр -«Десяток» - изучается в первом классе. Ученики знакомятся с числами первого десятка, цифрами для их записи, действиями сложения и вычитания. Второй концентр - «Двадцать» - изучается во втором классе через знакомство с нумерацией и позиционным принципом записи чисел 11-20, отрабатываются новые арифметические действия - умножение и деление. В третьем-четвертом классах ученики знакомятся с третьим концентром - «Сотня», в котором раскрывается понятие разряда, изучается нумерация в пределах 100 и на основе десятичного расчленения чисел, выполняются сложение и вычитание двузначных чисел. Четвертый концентр - «Тысяча» - базируется на ознакомлении учеников четвертого-
пятого класса с основой нумерации многозначных чисел - тысячей - через вычленение трех разрядных единиц и приемами письменных вычислений. Задачей пятого концентра - «Многозначные числа» являются изучение многозначных чисел в пределах 1 000 000, усвоение понятия класса, овладение навыками умножения и деления многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, которое проходит с шестого по девятый (одиннадцатый) класс. В каждом из указанных концентров представлены основные разделы курса математики: нумерация и арифметические действия в пределах данного числового ряда, величины и единицы их измерения, элементы наглядной геометрии [Обучение детей. 2001; Перова 1978].
Центральным понятием математики, как указывает А.К. Сухотин, является понятие числа, которое является «обобщенной абстракцией». Усвоение данного понятия возможно при наличии у ученика определенного уровня развития мыслительных операций. В силу имеющихся нарушений словесно-логического мышления у учеников коррекционной школы возникают неизбежные трудности в процессе формирования абстрактных математических понятий и закономерностей [Гальперин, Георгиев 1960].
Овладение понятиями требует сформированности адекватных умственных операций. П.Я. Гальперин подчеркивает, что овладение операцией возможно в том случае, если она первоначально задается в виде целенаправленного действия, которое возникает во внешнем плане, затем обобщается в слове, вербализируется и, приобретая характер теоретического, переносится в умственный план. Усвоению математических понятий, раскрытию и конкретизации основного смысла арифметических действий, отношений, закономерностей способствует решение арифметических задач.
Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, однако материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах. При концентрическом расположении программного материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На начальных сроках обучения используется предметная основа, от которой постепенно осуществляются переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных множеств. Получая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, умения и навыки, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют их. Постоянное возвращение к одному и тому же понятию, вовлечение его в новые связи и отношения позволяют ученикам овладеть ими достаточно осознанно и прочно [Гальперин, Георгиев 1960; Кузьмина-Сыромятникова 1953; Перова 1978].
Таким образом, усвоение математическими знаниями, умениями и навыками учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида требует специального подбора методов, приемов и системы организации учебного материала.
В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы.
Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом требует специально организованного подхода.
Главными особенностями программ по математике специальной (коррекционной) школы VIII вида являются концентрическое расположение программного материала, пролонгиро-ванность и наличие пропедевтического периода.
Библиографический список
1. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К вопросу формирования начальных математических понятий //
Доклады АПН РСФСР. М., 1960. № 3.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
3. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе. М.,
1953.
4. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001.
5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М., 1978.