Научная статья на тему 'Особенности формирования математических понятий у школьников в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов'

Особенности формирования математических понятий у школьников в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО И ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДОВ / INTEGRATION / SHAPING OF MATHEMATICAL NOTIONS / ALGEBRAIC AND GEOMETRICAL INTEGRATION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратынова Н. И.

В статье представлены разные концепции формирования математических понятий у учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе авторская, основанная на интеграции алгебраического и геометрического методов. Выделены этапы формирования, перечислены их особенности, которые проиллюстрированы на конкретном примере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of Shaping Mathematical Notions in Conditions of Integration of the Algebraic and Geometrical Methods at Secondary School

The article presents different conceptions aimed at shaping mathematical notions at secondary school, including the one, based on integration of the algebraic and geometrical methods and offered by the author. The stages of notion formation are emphasized; the features illustrated on a concrete example are listed.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования математических понятий у школьников в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов»

№ 1, 2009

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ АЛГЕБРАИЧЕСКОГО И ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДОВ

Н. И. Таратынова, аспирант кафедры методики преподавания математики МГПИ им. М. Е. Евсевъева, Nat.I.Taratinova@mail.ru

В статье представлены разные концепции формирования математических понятий у учащихся общеобразовательных учреждений, в том числе авторская, основанная на интеграции алгебраического и геометрического методов. Выделены этапы формирования, перечислены их особенности, которые проиллюстрированы на конкретном примере.

Ключевыге слова: интеграция; формирование математических понятий; интеграция алгебраического

и геометрического методов.

Понятия являются одной из главных составляющих содержания любого учебного предмета, в том числе предметов математического цикла. Задача учителя — обеспечить полноценное их усвоение. Так, например, если учащимися не будет адекватно усвоено одно из первых математических понятий — понятие о числе, то у них возникнут серьезные трудности при дальнейшем изучении системы счисления, а также в понимании самого термина «система счисления».

Для того чтобы целенаправленно осуществлять процесс формирования математических понятий у школьников, учитель должен хорошо знать разные концепции образования понятий. Логические теории выделяют две стороны в составе любого понятия: содержание и объем. Существующие подходы различаются мнениями относительно того, что считать содержанием, объемом понятия, как протекает процесс конструирования понятий.

При определении понятия часто используют другое, ближайшее, родовое по отношению к нему понятие. В этом случае оно определяется через ближайший род и видовые отличия. В данном подходе содержание понятия отождествляется с его определением, а в качестве единицы содержания выступает выделенная совокупность необходимых и достаточных условий.

В. А. Светлов трактует понятие как мысль о предмете исследования, как часть элементарной мыслительной системы [9]. Содержанием понятия он называет совокупность необходимых условий, выражаемую каждым понятием, объемом — классы вещей универсума, которые выполняют условия содержания. Отличие этой концепции образования понятий от остальных заключается в том, что упор в ней делается не на словесное определение понятия, а на создание представлений об объектах, как принадлежащих понятию, так и не принадлежащих ему. Такая трактовка сразу вводит в рассмотрение объем понятия, а его содержание раскрывается через описание объемов понятий, не принадлежащих к объему изучаемого понятия.

Известные психологи Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн не разделяют процессы формирования научного понятия и усвоения его учениками. Согласно их концепции понятия образуются по схеме: от ощущений и восприятий через анализ и синтез к представлениям, а от них — к понятиям.

Другого мнения придерживаются П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина [2], которые считают, что формирование понятий не следует растягивать во времени, что это можно осуществить в один прием, когда содержание нового понятия усваивается одновременно, в полном

© Таратынова Н. И., 2009

';:В1Шша ИНТЕГРАЦИЯ

объеме и правильном соотношении признаков, сразу применяется на всем диапазоне намеченного обобщения.

Отличие концепции Н. Ф. Талызиной от других в том, что процесс формирования понятий рассматривается со стороны деятельности, т. е. действий, «связанных с формированием и функционированием понятий». Становление этих действий прослеживается в условиях «всестороннего управления ходом их формирования».

Ряд ученых-методистов (М. Б. Воло-вич, В. А. Далингер, О. Б. Епишева, Г. И. Саранцев и др.) предлагают поэтапное формирование математических понятий у учащихся. М. Б. Волович, например, представляет этот процесс следующим образом:

1) создание ориентировочной основы действий, когда учащиеся записывают определение в краткой схематичной форме;

2) организация пошагового контроля, распознавание объектов, принадлежащих объему понятия, фиксирование всего хода распознавания, выведение следствий;

3) самостоятельное распознавание объектов, принадлежащих объему понятия, выведение следствий, использование кратких записей [1].

В. А. Далингер выделяет такие этапы, как:

1) рассмотрение примеров объектов, входящих в объем понятия;

2) введение термина, обозначающего понятие;

3) рассмотрение примеров, не входящих в объем понятия;

4) формулировка определения понятия;

5) сообщение дополнительных сведений, в частности указание несущественных признаков понятия;

6) систематизация знаний [3].

О. Б. Епишева называет три этапа формирования математических понятий: подготовителъныгй, основной и этап закрепления [4]. На первом этапе ис-

пользуются методические приемы создания проблемной ситуации, в результате изучения которой происходят выявление, анализ и сравнение общих и существенных признаков некоторых объектов. На втором — проводится работа над определением понятия. На этапе закрепления используются следующие методические приемы:

— включение нового понятия в существующую классификацию или классификация данного понятия, упражнения на классификацию и систематизацию понятий;

— теоретические обобщения, устанавливающие логические связи с другими понятиями;

— составление «родословной» понятия;

— упражнения на обобщение и специализацию понятий, на «узнавание» понятий (на чертеже), на замену одного понятия другими;

— решение задач на применение новых понятий;

— повторение на последующих уроках определения понятия.

У перечисленных концепций много общего, но наиболее полной, отвечающей принципам деятельностного подхода, на наш взгляд, является концепция Г. И. Саранцева [7], включающая в себя:

1) мотивацию введения понятия;

2) выделение существенных свойств понятия;

3) синтез выделенных свойств, формулировку определения понятия;

4) понимание смысла слов в определении понятия;

5) усвоение логической структуры определения понятия;

6) запоминание определения понятия;

7) применение понятия;

8) установление связей данного понятия с другими понятиями.

В названной концепции каждому этапу соответствует определенная группа упражнений, реализующих его [8].

Мы предлагаем формирование математических понятий осуществлять по-

№ 1, 2009

этапно в условиях интеграции алгебраического и геометрического методов, что будет способствовать лучшему пониманию и усвоению этих понятий учащимися. При этом содержание перечисленных выше этапов значительно расширяется.

1-й этап. Одновременная трактовка понятия на алгебраическом (буквенносимволическом) и геометрическом языках.

2-й этап. Распознавание объектов, принадлежащих понятию и представленных как в алгебраической, так и в геометрической формах.

3-й этап. Выведение следствий из факта принадлежности объекта данному понятию, в случае если этот объект представлен в геометрической и алгебраической формах.

4-й этап. Решение задач и упражнений на применение данного понятия параллельно алгебраическим и геометрическим методами или методом, включающим в себя действия, связанные с геометрическим образом данного понятия и его алгебраической трактовкой.

Под интеграцией алгебраического и геометрического методов мы понимаем процесс сочетания или связи (слияния) данных методов (приемов), осуществляемый учеником (самостоятельно или под руководством учителя) путем перевода учебной информации с алгебраического языка на геометрический или с геометрического языка на алгебраический и обратно [5].

Интеграция названных методов позволяет формировать понятия в единстве алгебраических и геометрических действий, адекватных этому виду знаний, создавая тем самым у учащихся целостное представление о каждом изучаемом понятии.

П р и м е р. Геометрическая прогрессия (9 класс)

1-й этап. Мотивация введения понятия «геометрическая прогрессия» может осуществляться путем приведения конкретных примеров: процесс деления клеток (из биологии), родословное древо

и т. д. Можно предложить учащимся решить задачу.

З а д а ч а. Некоторые бактерии, помещенные в питательную среду, делятся пополам каждые полчаса. Сколько бактерий в этом случае получится из одной бактерии через 7 ч?

В процессе решения учащиеся находят число бактерий, образовавшихся через каждые полчаса, а затем сумму всех бактерий. После этого учитель сообщает, что задачу можно было бы решить проще, если бы они были знакомы с понятием геометрической прогрессии, примером которой служит полученная ими последовательность чисел: 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; 512; 1 024; 2 048; 4 096; 8 192.

2-й этап. Выделение существенных свойств понятия «геометрическая прогрессия» реализуется следующим образом: учащиеся рассматривают различные примеры геометрических прогрессий и выделяют то общее, что присуще каждой из них, а именно: любой член последовательности получается из предыдущего умножением на одно и то же число. Затем эти существенные свойства перево-

У

8 -

4 -

дятся на геометрический язык, и учащиеся знакомятся с построением геометрического образа этой прогрессии — графиком функции натурального аргумента, представляющим собой совокупность точек плоскости, абсциссы которых есть натуральные

числа, а ординаты соседних точек получаются одна из другой умножением на одно и то же число (рис. 1).

0

2---------

1- — о

Ч--------------1-

1

-т-

2 3 4

Р и с. 1

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ После этого самими учащимися или

с помощью учителя формулируется определение понятия «геометрическая прогрессия»: числовая последовательность Ъ,, Ъ2, Ъ3, ... Ъ ,... называется гео-

1 2 V п 1

метрической прогрессией, если для всех натуральных п выполняется равенство

Ъ = Ъ

п +1 п

ч,

где Ъп Ф 0, ц — некоторое число, не равное нулю.

Из этой формулы следует, что

ь

п+1

ьп

= д. Число ч называется знамена-

телем геометрическом прогрессии.

3-й этап. На этом этапе выясняется смысл понятия «геометрическая прогрессия», который заключается в том, что каждый ее член, начиная со второго, равен среднему геометрическому соседних с ним членов. Верно также и обратное. На этом же этапе учащиеся знакомятся с формулой п-го члена геометрической прогрессии Ьп = Ь^-1.

У

1

0

-1

-2

-3-

-4

-5

----1—і—і—

.---¡Г..;--*

1 2 3 4 5

4-й этап. Для усвоения определения понятия и его геометрического образа учащимся предлагаются упражнения (алгебраического и геометрического содержания) на распознавание объектов, принадлежащих понятию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Какие из нижеприведенных последовательностей являются геометрическими прогрессиями?

а) 1; 3^9; 27; 81; ...;

б) 8 ; 4 ; 2 ; 1; .;

в) - 5; - 8; - 11; - 14; - 17; - 20; ...;

г) 1; 1,1; 1,11; 1,111; ...

2. Изобразите графически в координатной плоскости геометрическую прогрессию, заданную своим п-м членом.

а) Ъп = - 0,8п + 3;

б) ап = 4п - 1.

3. По графикам, представленным на рис. 2, определите значения первых членов каждой последовательности и запишите формулу ее п-го члена. Являются ли эти последовательности геометрическими прогрессиями?

У

1

2

3

2

0

1

2

3

4

а

р и

4. После каждого движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется 20 % находящегося в нем воздуха. Определите давление воздуха внутри сосуда после шести движений поршня, если первоначальное давление было равным 750 мм рт. ст.

5. Какие из данных на рис. 3 последовательностей являются геометрическими прогрессиями?

. 2

(Ответ: на рис. 3а изображена геометрическая прогрессия с первым членом, равным 1, и знаменателем 4.)

5-й этап. Использование понятия в конкретных ситуациях. На этом этапе решаются задачи на нахождение элементов геометрической прогрессии, а также текстовые задачи и задачи геометрического содержания. Приведем примеры.

№ 1, 2009

Р и с. 3

1. Запишите первые пять членов геометрической прогрессии, если:

2

а) Ъ1 = 5, я = з;

б) Ъ1 = 7, я =- 4.

2. По графикам, представленным на рис. 4, определите значения первых членов последовательностей. Запишите формулу п-го члена каждой последовательности.

с. 4

ИНТЕГРАЦИЯ

3. Первый, второй и четвертый члены геометрической прогрессии образуют арифметическую прогрессию. Найдите знаменатель геометрической прогрессии.

4. Сумма трех чисел, составляющих арифметическую прогрессию, равна 30. Если из второго члена этой прогрессии вычесть 2, а остальные числа оставить без изменения, то получится геометрическая прогрессия. Найдите эти числа.

5. Дан квадрат со стороной 4 см. Середины его сторон являются вершинами второго квадрата. Середины сторон второго квадрата являются вершинами третьего квадрата и т. д. Найдите площадь седьмого квадрата.

6. Пусть х1 и х2 — корни уравнения х2 - 3х + А = 0, а х3 и х4 — корни уравнения х2 — 12х + В = 0. Известно, что числа х1; х2; х3; х4 образуют возрастающую геометрическую прогрессию. Найдите А и В [6].

Аналогично, сочетая аналитические действия и геометрические образы, можно ввести понятие арифметической прогрессии. Использование геометрических образов при изучении арифметической и геометрической прогрессий готовит учащихся к наглядно-геометрическому введению понятия предела последовательности. Понятия последовательности и ее

предела являются базовыми понятиями математического анализа, от их правильного формирования зависят успехи учащихся в овладении не только элементарной, но и высшей математикой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волович, М. Б. Наука обучать: Технология преподавания математики / М. Б. Волович. — М. : ЬПЧКЛ-РКЕ88, 1995. — 280 с.

2. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 45 с.

3. Далингер, В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей / В. А. Далингер. — Омск : ОмИПКРО, 1993. — 323 с.

4. Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов умственной деятельности : кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. — М. : Просвещение, 1990. — 128 с.

5. Капкаева, Л. С. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании / Л. С. Капкаева ; Мордов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2004. — 287 с.

6. Ларичев, П. А. Сборник задач по алгебре. В 2 ч. Ч. 2 (9—10 кл.) / П. А. Ларичев. — М. : Учпедгиз, 1961. — 223 с.

7. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе : учеб. пособие для студентов математ. специальностей педагог. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. — М. : Просвещение, 2002. — 224 с.

8. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2005. — 255 с.

9. Светлов В. А. Практическая логика / В. А. Светлов. — СПб. : Изд-во РХГИ, 1995. — 126 с.

Поступила 10.06.08.

СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н. Н. Архипова, директор Детского эколого-биологического центра Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола), паНуа. 69@mail.ru

В статье представлены некоторые социально-педагогические условия, способствующие развитию и совершенствованию деятельности школьных лесничеств в рамках региональной программы развития дополнительного экологического образования.

Ключевые слова: дополнительное экологическое образование детей; школьные лесничества; социальное сотрудничество; региональная программа развития.

Сегодня нововведения появляются на чального и среднего, в процессах орга-всех уровнях образования: высшего, на- низации обучения в общеобразователь-

© Архипова Н. Н., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.