13.5. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА КАК СУБЪЕКТА РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Захарова Е. Н., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и управления
Место работы: Адыгейский государственный
университет, Майкоп
Гисина О. Г., преподаватель кафедры экономики и управления
Место работы: Московский гуманитарно-
экономический институт, Новороссийский филиал
Аннотация: В статье показано, что вузы во все большей степени выступают в роли бизнес-структур, функционирующих на рынке и по его законам; выделены внешние и внутренние предпосылки трансформации вуза в предпринимательскую организацию; дана структура рынка образовательных услуг и его специфические особенности; представлены различные подходы к определению конкурентоспособности вуза и определены основные направления обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг в современных условиях.
Ключевые слова: вуз, субъект рынка, конкурентная среда, конкурентоспособность, факторы
конкурентоспособности вуза.
FEATURES OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A SUBJECT OF EDUCATION SERVICES MARKET
Zakharova E.N., Doctor of Economics, Professor, Head of Economy and Management Department,
Place of employment: Adyghe State University, Maikop
Gisina O.G., Lecturer at Economy and Management Department
Place of employment: Novorossiysk Branch of Moscow Humanities - Economic Institute, Novorossiysk
Annotation: This work shows that higher education institutions act largely as the business structures functioning in the market and under its laws. The authors distinguish external and internal preconditions for transformation of higher education institution into the entrepreneurial organization. The structure of the education services market and its specific features are given. The publication presents various approaches to determination of competitiveness of the higher education institution and defines the main directions in ensuring its competitiveness in the educational services market in modern conditions.
Keywords: higher education institution, subject of the market, competitive environment, competitiveness, factors of competitiveness of higher education institution
Вузы выступают в качестве экономических субъектов, целью которых является трансформация экономических ресурсов, направленная на получения конечного продукта, в качестве которого предстает выпускник конкретного
высшего учебного заведения. Таким образом, целевые ориентиры их деятельности аналогичны целям деятельности бизнес-структур, функционирующих за пределами образовательной сфере.
Как справедливо отмечают М. Киннелл и Д. Макдугалл, вузы все в большой степени приобретают черты предприятия, которым угрожает банкротства в случае отсутствия учета в своей деятельности изменений, происходящих во внешней среде. Данное обстоятельство, по мнению Ш. Слотера, обуславливает необходимость рыночно-ориентированной деятельности высших учебных заведений по привлечению внешних финансовых ресурсов.
Основы подобного подхода были заложены в работах М. Вебера («школа как бюрократическая организация»), Т. Веблена («вуз как предприятие»), Т. Парсонса («вуз как социальная система»), обосновывающими адекватность нормам рыночной экономики ситуацию, при которой вузы подчиняются законам и нормам деловой среды.
При этом зачастую крупные вузы представляются как корпорации. Данный подход базируется на том, что вуз выступает как совокупность бизнес-единиц - кафедр, учебных групп, вспомогательных подразделений, а также формирует собственную сетевую структуру с гибкими линейными связями. Важнейшим признаком вуза как корпорации является то, что он противопоставляет себя внешней конкурентной среде. Черты корпорации находят свое проявление в следующих признаках ВУЗа:
1) институциональная и организационная устойчивость;
2) специфичность производимого продукта;
3) наличие нематериальных ресурсов, являющихся базой организационной конкурентоспособности;
4) сетевой характер деятельности;
5) иерархическая социальная организация персонала.
Совокупность указанных признаков обуславливает
трансформацию вузов в корпоративные образования особого типа, производящие и передающие знания студентам, выступающим как корпоративные клиенты -покупатели на рынке образовательных услуг.
Таким образом, вузы во все большей степени выступают в роли бизнес-структур, функционирующих на рынке и по его законам. При этом выделяют внешние и внутренние предпосылки трансформации вуза в
предпринимательскую организацию, которые
иллюстрирует таблица 1.
Таблица 1
Предпосылки трансформации ВУЗа
в предпринимательскую организацию
Внешние предпосылки Внутренние предпосылки
ускорение темпов развития и глобализация экономики ограниченность экстенсивного развития
переход к информационному обществу поиск новых источников финансирования
изменение потребностей и интересов экономических субъектов самостоятельность и независимость в принятии решений, поиск альтернативных путей развития
развитие рынка образовательных услуг, ужесточение конкуренции развитие элементов проектного управления
повышение требований к качеству образовательных услуг установление качественно нового уровня взаимосвязей между наукой, учебной деятельностью и производством.
изменение политики государства в отношении высшего профессионального образования
Анализ предпосылок трансформации вуза в предпринимательскую структуру позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, существует потребность в более эффективном использовании ограниченных ресурсов, принадлежащих вузу, а, с другой, все в большой степени формируются институциональные предпосылки применения рыночных принципов к организации функционирования вуза на рыночных принципах.
При этом рынок образовательных услуг, на котором функционируют вузы, представляет собой механизм, посредством которого взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных
хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и т.д. Структуру рынка образовательных услуг иллюстрирует рисунок 1.
Рис. 1. Структура рынка образовательных услуг.
Формирование и функционирование рынка образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, однако обладает рядом специфических особенностей, к важнейшим из которых относятся:
- высокий динамизм,
- территориальная сегментация и локальный характер,
- значительная скорость оборота капитала,
- большая чувствительность образовательных услуг к рыночной конъюнктуре,
- индивидуальность производства.
□В сего вузов Шв т.ч. государственные Шв. т.ч. негосударственных
Рис. 2. Соотношение государственных и негосударственных высших учебных заведений в РФ
Потребители все в большей степени готовы платить контингент в российских ВУЗах составлял около 10%
за образовательные услуги. Если в 1995 году платный от общей численности студентов, то в начале XXI века
соотношение студентов, обучающихся на бесплатных и платных местах, сравнялось. Динамику соотношения государственных и негосударственных вузов,
функционирующих на отечественном
образовательном рынке, отражает рисунок 2.
В данных условиях вполне очевидным является то, что в современных условиях перед ВУЗом возникает проблема обеспечения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. При этом в настоящее время отсутствие однозначная трактовка понятия «конкурентоспособность». Обычно под
конкурентоспособностью подразумевают способность
предпринимательской структуры противостоять
конкурентам. Однако подобное определение конкурентоспособности не дает полноценного представления о сущности данной категории.
В свою очередь, зарубежные авторы рассматривают конкурентоспособность предпринимательской
структуры применительно к категориям «конкурентная позиция» или «конкурентное преимущество». Этому подходу тоже присущи некоторые ограничения, обусловленные тем, что конкурентная позиция характеризует лишь занимаемую
предпринимательской структурой долю рынка. При этом конкурентное преимущество выступает
производной категорией от лучшей конкурентной позиции, то есть еще более узким специализированным понятием.
С.Ю. Евсеев определяет конкурентоспособность как способность предпринимательской структуры
получать прибыль при осуществлении деятельности в конкурентной отраслевой среде в течение продолжительного периода времени за счет обладания определенными конкурентными
преимуществами в различных функциональных сферах. Е.А. Иванова предлагает три варианта трактовки понятия конкурентоспособность, состоящие в следующем:
- способность экономических субъектов
обеспечивать необходимый уровень прибыли и заработной платы, функционируя в открытой конкурентной среде;
- обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов экономического соревнования;
- степень привлекательности субъекта для потребителя.
Суть определений конкурентоспособности сводится к комплексу следующих характеристик: объектом-
носителем свойства является коммерческая организация; конкурентной средой выступает отрасль; основным свойством данного объекта является способность снизить давление, исходящее от конкурентов, выпускающих аналогичные товары или услуги; целевым ориентиром при оценке конкурентоспособности выступает возможность извлечения прибыли в течение длительного промежутка времени.
Кроме того, анализ содержания сущности конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы в отношении конкурентных преимуществ как ключевой характеристики конкурентоспособности:
- в определении конкурентоспособности
акцентируется проявление конкурентного
преимущества над соперниками по конкретным параметрам;
- конкурентные преимущества могут характеризовать не только товары и услуги, производимые предпринимательскими структурами, но и ключевые характеристики этих структур;
- выделяются два системных базовых признака конкурентного преимущества - ориентация на потребителя и продуктивность использования своего потенциала.
С точки зрению И. Б. Романовой, конкурентоспособность вуза представляет собой свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов. По мнению Р. А. Фатхутдинова, конкурентоспособность вуза представляет собой его способность готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные новшества в этой области; вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности.
При этом рынок образовательных услуг обладает комплексом специфических особенностей, во многом определяющих требования к конкурентоспособности его субъектов. К основным из данных особенностей можно причислить следующие:
1. Рынок образовательных услуг сопряжен со значительным риском, связанным с невозможностью с достаточной степенью точности спрогнозировать будущий спрос.
2. Предложение образовательных услуг крайне неэластично и более определено, чем спрос.
3. Спрос на образовательные услуги в большей степени индивидуален, он предшествует их производству и в основе своей трудно поддается взаимозаменяемости. При этом потребление образовательных услуг практически не имеет ограничений.
4. Локальный характер рынка образовательных услуг определяется неразрывностью спроса и предложения.
В этой связи к основным направлениям обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг в современных условиях специалисты относят:
- формирование имиджа вуза как высшего учебного заведения с мировым именем, подтвержденным международной сертификацией системы менеджмента качества;
- обеспечение интеграции образования, науки и производства, включая сочетание в вузе процессов менеджмента инноваций с образовательным процессом;
- реализация системы опережающего
удовлетворения запросов как внешних потребителей (студентов, предприятий, партнеров и общества в целом), так и внутренних (сотрудников вуза);
- обеспечение системных гарантий приобретения знаний, умений, культуры и комплексной подготовки выпускника к самореализации в обществе;
- создание условий для эффективного корпоративного управления в системе менеджмента качества при подготовке специалистов;
- обеспечение внутренних гарантий качества образовательных услуг.
Среди составляющих конкурентоспособности высшего учебного заведения важнейшее значение
приобретают нематериальные составляющие. Именно в сфере высшего образования такие нематериальные («мягкие») факторы конкурентоспособности как бренд, квалификация преподавателей, их репутация, общественная востребованность, известность и т. д. приобретают решающее значение.
В частности, если сгруппировать весовые коэффициенты составляющих всемирного рейтинга университетов Times Higher Education, мы увидим, что по обобщенным оценочным характеристикам они распределяются следующим образом:
- человеческие ресурсы - пять показателей (17,75%);
- финансовые ресурсы - три показателя (10,75%);
- репутация вуза - два показателя (33,0%);
- результативность научных исследований - три показателя (38,5%).
Механизм управления конкурентоспособностью образовательного учреждения, имея общую логику функционирования с подобными механизмам предпринимательских структур, обладает своими особенностями, обусловленными сущностью образовательной услуги, ее жизненным циклом, иерархией образовательных потребностей потребителя, что обусловливает необходимость учета специфических факторов при формировании системы обеспечения конкурентоспособности высшего учебного заведения.
Сложность разработки и построения механизма конкурентоспособности конкретного вуза
обусловливает необходимость использования для ее обеспечения комплекса специальных
методологических приемов, важнейшим из которых, по нашему мнению, является выявление ключевых факторов успеха на конкретном рынке образовательных услуг и эффективное управление ими.
Список литературы:
1. Евсеев С.Ю. Уточнение понятия
«конкурентоспособность» по отношению к разноуровневым экономическим субъектам // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов 2010, № 6.
2. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Магин В.А. Инновационность системы подготовки студентов по направлению «Физическая культура» как средство повышения их конкурентоспособности // Мир науки, культуры, образования. 2011, № 6.
4. Мамедов Ш.М. Систематизация признаков конкурентоспособности строительной организации // Экономическое возрождение России. 2010, № 2.
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006, № 9.
6. Kinnell M., MacDougal J. Marketing in the Not-for-Profit Sector. - N.Y.: Butterworth Heinemann, 1997. Р. 53.
Reference list:
1. Yevseyev S.Yu. Concept "competitiveness" specification in relation to different levels economic subjects//News of St. Petersburg University of Economics and Finance 2010, No. 6.
2. Ivanova E.A. Assessment of competitiveness of the enterprise. Rostov na/D: Phoenix, 2008.
3. Magin V.A. Innovation of system of preparation of students in the Physical culture direction as means of increase of their competitiveness//the World of science, culture, education. 2011, No. 6.
4. Mamedov Sh.M. Systematization of signs of competitiveness of the construction organization//Economic revival of Russia. 2010, No. 2.
5. Fatkhutdinov R.A. Management of competitiveness of higher education institution//the Higher education in Russia. 2006, No. 9.
6. Kinnell M., MacDougal J. Marketing in the Not-for-Profit Sector. - N.Y.: Butterworth Heinemann, 1997. Р. 53.