Features of formation of competitive advantages in terms of intellectual competition Domareva E. , Dimova K. , Pishkalo V. (Russian Federation)
Особенности формирования конкурентных преимуществ в условиях развития интеллектуальной конкуренции Домарева Е. В. , Димова К. Б. , Пишкало В. В.
(Российская Федерация)
1 Домарева Екатерина Викторовна /Domareva Ekaterina - магистрант, кафедра менеджмента, направление «Маркетинг»;
2Димова Кристина Борисовна /Dimova Kristina - магистрант, направление «Сервисная экономика: международные рынки услуг»;
3Пишкало Вероника Владимировна / Pishkalo Veronika - магистрант, кафедра менеджмента, направление «Маркетинг»,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема интеллектуальной конкуренции на современном этапе развития экономики. Дана интерпретация таким понятиям, как интеллектуальный продукт, экономика знаний и интеллектуальные активы. Также в статье проанализированы отличительные особенности интеллектуального продукта и особенности интеллектуального производства.
Abstract: this article deals with the problem of intellectual competition at the present stage of economic development. The interpretation of such notions as an intellectual product, the economy of knowledge and intellectual assets. The article analyzed the features of the product and intellectual characteristics of intellectual production.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, экономика знаний, маркетинговый потенциал,
интеллектуальный продукт, интеллектуальные активы, экономика.
Keywords: intellectual capital, knowledge economy, market potential, intellectual product, intellectual assets, economy.
Анализируя современный этап развития экономики, организацию деятельности экономических субъектов, специфику существования коммерческих и некоммерческих организаций, можно выделить критически существенное повышение значимости интеллектуального капитала. Экономика знаний занимает лидирующее место во всех социально и экономически лидирующих странах. Большинство авторов понимают под ней определенный этап развития экономики, главными инновационными и производственными факторами в котором являются человеческие знания и человеческий капитал. Интересна интерпретация экономики знаний как системы общих представлений, совокупности достижений практики, системы методов создания условий для функционирования и поддержки научноисследовательской деятельности [1].
Несомненно, что существующие тенденции развития экономики, а в частности, преобладающее интеллектуальной экономики, ставит перед различными учреждениями новые организационные и управленческие задачи. Несмотря на то, что основной значимой ценностью становятся знания и человеческий фактор, на рынках всё так же действуют законы спроса и предложения. Сложность развития организаций в такой среде в том, что, как правило, выигрышным является то предприятие, которое изначально внесло колоссальные инвестиции в НИОКР. Но такие затраты по карману далеко не всем организациям, и формируется тенденция, когда «деньги идут к деньгам», с учетом того, что организация высокотехнологичного производства, внедрение инноваций или патентов само по себе является трудоёмким и рискованным процессом. Здесь хотелось бы сделать акцент на маркетинговых способностях организации, как составляющих её общей конкурентоспособности [5].
Маркетинговый потенциал определяется способностями отдела маркетинга разработать такую стратегию продвижения, которая способствовала бы максимально эффективному использованию маркетинговых ресурсов для привлечения наибольшего числа потенциальных потребителей к регулярному приобретению и использованию продуктов и услуг компании [3].
Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич и X. Анн определяют маркетинговый потенциал как неотъемлемую часть потенциала предприятия, обеспечивающую постоянную конкурентоспособность его, экономическую и социальную конъюнктуру товара на рынке, благодаря проведению эффективных маркетинговых мероприятий в области исследования спроса, товарной, ценовой, коммуникативной, распределительной, сбытовой политики, организации стратегического планирования и контроля за поведением товара, конкурентов, потребителей и самого предприятия на рынке. Интеллектуальная экономика формирует новые формы развития маркетингового потенциала, к примеру, в практике предпринимательства все больше случаев использования потенциала бизнес-партнеров (потенциала взаимодействия), к которым относятся и потребители, то зацикливание компании только на собственных ресурсных возможностях не только не
позволяет максимально полно удовлетворять имеющийся спрос, но и не позволяет развивать и формировать будущий спрос (потенциал потребителя) [5].
В стратегическом управлении фирмой создание и удержание конкурентных преимуществ является одной из ключевых задач. Устойчивость конкурентного преимущества фирмы связана с наличием способностей к постоянной поисковой деятельности, к экспериментированию с новыми альтернативами, к изменениям. В современной теории стратегического управления концепцией, связывающей воедино эти во многом противоположные управленческие ориентации, является концепция динамических способностей фирмы, которые в общем виде являются способностями к поисковой деятельности. Данное положение обосновывается неопределенностью рыночного состояния, его неравновесностью, стремительными изменениями условий конкуренции в связи с постоянной глобализацией и интеграцией. Практики и теоретики отмечают, что современным инновационным компаниям недостаточно обладать уникальными ресурсами (технологиями, знаниями, ноу-хау), но необходимо также демонстрировать проактивное стратегическое поведение.
Говоря о конкурентных преимуществах на микроуровне, следует отметить особую значимость интеллектуальных активов и ресурсов.
Интеллектуальные активы - это результаты творческой, научно-исследовательской или изобретательской деятельности, обладающие искусственно созданными свойствами редкости и исключительности и способностью приносить экономические выгоды. Знания являются таким же объектом купли-продажи, как и другие материальные и нематериальные ценности. Самыми ценными считаются те знания, которые могут приобрести форму интеллектуальной собственности, охраняемой законом (например, полезная модель, патент и т. д.). Интеллектуальный капитал организации - это квалификация, опыт, знания, технологии и каналы коммуникации, способные создать добавленную стоимость и обеспечивающие конкурентные преимущества организации на рынке. Также он имеет свою структуру - это человеческий, организационный и потребительский капитал. Человеческий потенциал может включать непосредственно личностные качества сотрудников, их моральные ценности, стремления, способности к обучению и развитию, творческий потенциал и другие аспекты. К организационному потенциалу относится то, каким образом ведется бизнес, его механизмы, техническое обеспечение, формы правления и организационные формы. Потребительский потенциал - это система взаимоотношения с клиентами, структура устойчивых связей и контактов.
Говоря об интеллектуальном производстве как о конкурентном преимуществе, необходимо определить его особенности:
• Сфера интеллектуального производства в настоящее время стала катализатором непрерывного роста мировой экономики.
• Интеллектуальное производство основывается на творческом характере труда, на новом полезном эффекте, на непосредственном воздействии на потребителя.
• Управленческое решение является продуктом индивидуальной или коллективной творческой деятельности, направленной на позитивное изменение порядка вещей с целью его более высокой организации и достижения полезного эффекта.
Результатом интеллектуального производства является создание интеллектуального продукта. Можно выделить основные отличия такого продукта от материального:
1) товар есть овеществлённая форма труда частных производителей, тогда как интеллектуальный продукт может быть неовеществлён;
2) при потреблении интеллектуального продукта его полезность не исчезает как у традиционного товара;
3) в основе стоимости интеллектуального продукта лежат не общественно необходимые, а индивидуальные затраты труда, так как продукт интеллекта неповторим [2].
Главная проблема при создании интеллектуального продукта в процессе воспроизводства интеллектуального капитала это то, что в дальнейшем он не может быть реализован на данном предприятии. За рубежом эту проблему решили созданием дополнительного вида деятельности - реализация интеллектуального продукта.
Таким образом, особенности развития современной экономики можно определить таким её направлением, как «экономика знаний». Деятельность организаций в рамках такой экономики обусловлена формированием особых конкурентных преимуществ, таких как: интеллектуальные ресурсы и активы компании, интеллектуальные продукты, средства производства и труда. Помимо всего этого, информационная экономика способствует появлению маркетинга знаний в роли основного конкурентного преимущества предприятия.
Литература
1. Глухов В. В. Экономика знаний. / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
2. Матющенко С. С., Цыбулько Д. И. «Актуальные проблемы учета и оценки нематериальных активов
предприятия» Режим доступа: [http://cyberlemnka.m/artide/n/aktualnye-problemy-ucheta-i-otsenki-
nematerialnyh-aktivov-predpriyatiya].
3. Салихова Я. Ю. Конкурентный потенциал предприятия: сущность, структура, методика оценки: учебное пособие / Я. Ю. Салихова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 52 с.
4. Сербиновский Б. Ю. Маркетинг экономики знаний и маркетинг знаний. Часть 1. Научный журнал КубГ АУ. Режим доступа: [http://ej .kubagro.ru/2011/10/pdf/36.pdf].
5. Юлдашева О. У. «К вопросу теории и методологии формирования маркетингового потенциала
компании» Режим доступа: [http://cyberlemnka.m/artide/n/k-voprosu-teorii-i-metodologii-formirovamya-
marketingovogo -potentsiala-kompanii].