УДК 811. 161.1 Дж. А. Гамзатова Г. М. Махаева
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье определены содержание, сущность и структура коммуникативной компетентности у младших школьников. Считаем целесообразным выделить следующие аспекты формирования коммуникативной компетентности у младших школьников: особенности возрастного периода, ориентация коммуникативных связей, особенности развития коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, школьник, младший школьник, педагог, коммуникативная задача.
Jamila Gamzatov Gulnara Mahaeva
FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL AGE
Annotation. The article defines the content, nature and structure of communicative competence in primary school children. We deem it appropriate to highlight the following as-aspects of formation of communicative competence in primary school: the age period, the orientation of communication links, especially the development of communicative competence. Keywords: competence, communicative competence, schoolboy, junior schoolboy, teacher, communicative task.
Младший школьный возраст характеризуется как наиболее благоприятный для развития способности ребенка выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно ее изучать. Познание ребенка достигает весьма высокого уровня развития, которое и обеспечивает свободное усвоение государственных образовательных стандартов начальной школы. В этот период у школьника достаточно хорошо развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, ролевое поведение, умение общаться с другими людьми. Сформированы личностные особенности: интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. Если у младшего школьника хорошо развита избирательность, осмысленность, предметность, то можно говорить о хорошем развитии восприятия.
Внимание у младших школьников становится произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Мышление развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие высших психических функций детей. По мнению ученых, «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных вовнутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [2].
Высшие психические функции происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Эти отношения являются движущей силой развития, формой существования новых психических функций. У поступившего в школу ребенка начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Психологи утверждают, что дети в младшем школьном возрасте вполне способны усваивать более сложный материал при правильных формах и методах обучения.
Главная задача педагога - вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся с учетом индивидуальных возможностей каждого. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к четвертому классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого чело-
© Гамзатова Дж. А., Махаева Г.М, 2015
века. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых, -считает Р.С. Немов, объясняя это молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка [цит. по 1].
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. За первые 4 года обучения в начальной школе очень заметен прогресс в умственном развитии. Это происходит потому, что детский интеллект развивается в нескольких направлениях: 1) усвоение и активное использование речи как средства мышления; 2) соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; 3) выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз - подготовительной и исполнительной.
Учащиеся первого класса могут понять и принять поставленную задачу, выполняя ее с опорой на образец. В третьем классе учащиеся способны выполнить поставленную перед ними задачу без образца. В.В. Давыдов считает, что основные психологические новообразования возникают внутри учебной деятельности ученика начальных классов [цит. по 5]. Расширение сферы и содержания общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, имеет не меньшее значение для интеллектуального развития.
Основываясь на том, что коммуникативная компетентность рассматривается как фактор личностного развития человека, условие его саморегуляции, можно предположить, что вопрос о влиянии учебно-воспитательного процесса на формирование коммуникативной компетентности младших школьников актуален в данный возрастной период. Ребенок, попадая в сферу образовательного процесса, впервые сталкивается с определенными условиями педагогического взаимодействия. Если раньше его общение строилось по типу симпатии или антипатии, то в условиях школы, когда все учащиеся погружены в одну общую ведущую деятельность для каждого - учебную, необходимо общение со всеми участниками независимо от симпатии или антипатии. При этом в процессе учебной деятельности и общения очень велико влияние сотрудничества и взаимодействия детей между собой. Дети, обучающиеся в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, у них более успешно формируются рефлексивные действия. В школе есть все необходимые условия для организации такого общения. Возникает необходимость в определенном опыте общения, который активно осваивается учащимися под руководством педагога [4].
Анализ особенностей развития младших школьников, структуры коммуникативной компетентности, содержания ее компонентов позволяет нам перейти к обоснованию структуры коммуникативной компетентности младших школьников, критериев и показателей, уровней развития. Определяя структуру коммуникативной компетентности младших школьников, мы будем опираться, прежде всего, на общепринятую в педагогике и психологии структуру, включающую эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты (см. табл. 1).
В качестве первого компонента коммуникативной компетентности младших школьников мы выдвигаем интеллектуально-познавательный компонент, включающий интеллектуальный и познавательный критерии. Для нас важно, что коммуникативная компетентность - это наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, способствующих решению коммуникативных задач. Как уже было отмечено выше, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал интеллектуального развития, который позволяет усвоить ребенку знания, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми: знание норм невербального и
вербального поведения; знание приемов и методов убеждения и сотрудничества; знание индивидуальных особенностей поведения других людей. Однако, накопление определенных знаний и овладение определенными умениями возможно лишь при определенных предпосылках, т.е. при достаточном уровне развития высших психических функций человека. Поэтому мы предлагаем дополнить традиционный когнитивный компонент и включить в него развитие познавательной сферы учащихся, а также то, что, имеет особое значение для данного возрастного периода: развитие языковых способностей, фонематического слуха, имитационных способностей, способности скоростного проговари-вания и т.д.
Таблица 1
Структура коммуникативной компетентности младших школьников, критерии и показатели младших школьников
Компоненты Критерии оценки Показатели оценки коммуникативной компетентности
1. Интеллектуально-познавательный компонент Интеллектуальный критерий - знания, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми; - знание норм невербального и вербального поведения; - знание приемов и методов убеждения и сотрудничества; - знание индивидуальных особенностей поведения других людей
Познавательный критерий - развитие познавательной сферы учащихся; - развитие языковых способностей (фонематического слуха, имитационных способностей, способности скоростного проговаривания)
2. Личностно-смысловой компонент Личностный критерий - желание «быть личностью»; - развитие самооценки; - отношение к близким; - отношение к другу; - отношение к окружающим взрослым; - социальный статус ребенка в детском коллективе
Эмоциональный критерий - проявление чувства удовлетворенности от коммуникации, проявление чувства дружелюбности к собеседнику; - направленность на общение, на партнерство
3. Деятельностный компонент Мотивационный критерий - непосредственный интерес к общению; - потребность в позитивном использовании знаний по организации коммуникации; - развитие таких особенностей ребенка, как любознательность; стремление к общению в больших или маленьких группах; стремление к уединению, отгороженность
Организационный критерий - планировать и организовать коммуникативные действия; - оценить ситуацию и выбрать коммуникативную модель поведения; - составить план коммуникативных действий в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - дать оценку собственным коммуникативным действиям
Исполнительский критерий - умения, обеспечивающие человеку успех в достижении своих целей через общение с людьми: - умение создать благоприятную атмосферу общения; - умение оказывать влияние на людей, убеждать, располагать к себе, создавать ситуации сотрудничества; - умение вести беседу и диалог; - умение адаптироваться к новым условиям коммуникации; - умение воспринимать на слух и воспроизводить чужую речь
Окончание таблицы 1
Компоненты Критерии оценки Показатели оценки коммуникативной компетентности
4. Перцептивный компонент Идентификационный критерий - желание понять и принять позицию собеседника, обладать эмпа-тией
Рефлексивный критерий - умение осуществлять самоконтроль, дать оценку своим коммуникативным действиям и скорректировать свое поведение
Вторым компонентом коммуникативной компетентности младших школьников, на наш взгляд, должен стать личностно-смысловой компонент, который включает в себя личностные и характерологические особенности учащегося и эмоциональную заинтересованность в процессе взаимодействия. Мы считаем, что традиционный эмоциональный компонент коммуникативной компетентности, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров, в рамках нашего исследования также требует дополнения. Следовательно, в этом возрастном периоде важным для ребенка является не только характер отношений с окружающими людьми (отношение к близким, другу, окружающим взрослым, которые влияют на духовно-нравственное развитие), но и его социальный статус в детском коллективе.
В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность, поэтому в качестве третьего компонента коммуникативной компетентности младших школьников мы выделяем деятельностный компонент, включающий моти-вационные, организационные, исполнительские особенности школьника. Обязательным компонентом любой деятельности является мотивация, которая определяет непосредственный интерес к общению. В младшем школьном возрасте происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, развивается умение учитывать интересы других, формируется готовность помогать другим. Таким образом, деятельностный компонент отражает мотивационное отношение ребенка к общению, способность его к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские и исполнительские способности и т.п.
В качестве четвертого компонента коммуникативной компетентности младшего школьника мы выделяем перцептивный компонент, включающий идентификационный критерий и рефлексивный критерии. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Перцептивные умения и навыки проявляются в умении управлять своим восприятием и организовывать его (оценивать настрой партнеров по общению, устанавливать необходимый контакт по первому впечатлению, эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения) [6]. Идентификация предполагает уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека.
Степень выраженности показателей критериев оценки коммуникативной компетентности позволяет выделить нам три уровня развития коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий. Под развитием коммуникативной компетентности младшего школьника мы понимаем количественные и качественные изменения в содержании структуры коммуникативной компетентности младшего школьника.
Определение содержания, сущности, структуры коммуникативной компетентности и уровней ее развития позволяет перейти (в рамках нашего исследования) к рассмотрению и выделению особенностей формирования и развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Считаем целесообразным сделать это по следующим аспектам: особенности возрастного периода, ориентация коммуникативных связей, особенности развития коммуникативной компетентности.
Особенности возрастного периода - формирование произвольного поведения; овладение эталонами и средствами познавательной деятельности.
Ориентация коммуникативных связей - к концу дошкольного возраста ребенок отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому моменту он уже многого достиг в межличностных отношениях: ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое, соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких.
Особенности развития коммуникативной компетентности - период дальнейшего получения знаний, необходимых для коммуникативного развития, личностное участие в преобразовании этих знаний. Мы выделяем в этот период следующие этапы развития коммуникативной компетентности: I этап. Формирование и развитие способности усваивать знания, необходимые для развития коммуникативной компетентности в дальнейшем. Развитие познавательной сферы, общеучебных умений и навыков. II этап. Формирование и развитие способности применять накопленные знания в процессе коммуникативной деятельности. III этап. Формирование и развитие способности влиять на коммуникативную деятельность и самостоятельно изменять ее условия. Развитие рефлексных процессов и умений оценивать и организовывать свою деятельность и деятельность партнеров по общению.
Анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрение содержания и структуры коммуникативной компетентности, особенностей ее формирования и развития у младших школьников позволил нам выявить потенциальные возможности развития речевой культуры школьников данной возрастной группы, для формирования их коммуникативной компетентности.
Библиографический список
1. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития : инновац. курс : учеб. пособие для вузов : в 2 кн. Кн. 2 / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1998. - 318 с.
2. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.
3. Гаджиев, Р. Д. Компетентностнный подход в образовании / Р. Д. Гаджиев // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 22. - С. 28-34.
4. Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 4. - С. 34-42.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. - 38 с.
6. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики : психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. В. Эльконина, В. В. Давыдова : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Зинченко. - М. : Гардарики, 2002. - 432 с.