А. Р. Шарапов, А. А. Гилязова, Т. Г. Макусева
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИИ
Ключевые слова: экология, природные ресурсы, экологические инновации, экологическая культура.
В статье исследованы понятия экологии и инновационной деятельности в рамках программы энергоресурсосбережения, проанализирована взаимосвязь данных понятий. Дано понятие формированию экологической культуры в рамках энергоресурсосбережения. Раскрыты некоторые вопросы возможных путей развития экологической культуры.
Key words: ecology, natural resources, ecological innovations, ecological culture.
In article concepts of ecology and innovative activities within the program of the power cost-effective use of resources are researched, the interrelation of these concepts is analysed. The concept is this to forming of ecological culture within the power cost-effective use of resources. Some questions of possible ways of development of ecological culture are opened.
В 60 - 70-х годах в ходе научно -технической революции наиболее актуальными становятся проблемы повышения продуктивности экосистем и охраны окружающей среды. В результате воздействия на биосферу произошло разрушение естественных биогеоценозов. Темпы эволюции в 19-20 столетиях определялись диктатом трансформационной деятельности человека, что в свою очередь приводило к экологическим кризисным ситуациям. В первом случае произошло истощение сырьевых ресурсов, что привело к усовершенствованию орудий добычи ресурсов и к развитию земледелия и скотоводства. Затем произошел кризис поливного земледелия, что вызвало развитие неполивного сельского хозяйства и сплошную вырубку лесов. Сплошная вырубка лесов привела к истощению лесных ресурсов и развитию металлоемких технологий. В настоящее время вследствие истощения руд черных и цветных металлов мы наблюдаем переход на синтетические материалы, что также вызывает возникновение проблемы их утилизации.
Таким образом, увеличение численности людей на планете, возрастание их биологических, социально - психологических и экономических потребностей стимулирует возникновение кризисных ситуаций.
Экология, являясь научной базой для любых мероприятий по использованию и охране природных ресурсов, по сохранению среды в благоприятном для обитания человека состоянии, обостряет внимание к экологическим проблемам: влияние производственной деятельности на состав и свойства атмосферы, тепловой режим планеты, фон радиоактивности, загрязнение Мирового океана, водоемов, суши, уменьшение запасов пресной воды и не возобновляемых сырьевых и энергетических ресурсов, выделение в биосферу токсичных отходов, антропогенное воздействие, влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческих популяций и т.д. Все перечисленные проблемы можно сгруппировать в три основных направления: демографические проблемы,
загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов.
«Плотность населения (человек на 1 кв.м.) выросла с 19 в 1950 г. до 45 в 2000г. и прогнозируется в 66 в 2050 г.; соответствующие цифры по Индии составляют 109; 309; 466 человек; по Бангладеш - 290; 958; 1768; по России - 6; 9; 6 человек» [1]. Увеличение численности населения на планете может привести к перенаселению, к нехватке биологических ресурсов.
В свою очередь это приведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, к увеличению экологически зависимых заболеваний и ранней смертности. «С 1980 г. по 2000 г. объем выбросов СО2 по миру увеличился с 13,9 млрд. до 23 млрд. т - на 65,1 % или на 2,7 % годовых, на душу населения - соответственно с 3,4 до 3,8 т» [1].
Нерациональное использование природных ресурсов ведет к их истощению. «Коммерческое потребление энергии по миру выросло с 6,9 млрд. т в 1980 г. до 10 млрд. т в 2001 г - среднегодовые темпы прироста 2,9 % (на душу населения - 0,9 %), а в странах с низким доходом - 4,7 % (на душу населения - 2,2 %). При сохранении таких темпов к 2050 году энергосбережение по миру возрастет в 4,2 раза - что не может быть обеспечено запасами минерального топлива» [1].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что энергоэффективность - это наша конкурентность. Руководством нашей страны поставлена задача дальнейшего снижения ВРП, что возможно за счет применения не только организационных мер, но и увеличения инновационной составляющей.
Решение всех вышеперечисленных проблем возможно лишь при условии, что во всех странах мира будут уделять внимание рождаемости и планированию семьи, рациональному
использованию имеющихся как возобновляемых, так и не возобновляемых природных ресурсов, а также за счет технологического перевооружения устаревшего оборудования, повышения качества воды, почвы и атмосферного воздуха, использование вторичных ресурсов, в т. ч.
переработка отходов, использование экологически безопасных видов транспорта и т.д., то есть путем внедрения инноваций в различных взаимосвязанных сферах жизнедеятельности человека.
Человечество в процессе исторического развития общества прошло несколько эпох: 1-я эпоха пришлась на рабовладельческий и феодальные периоды, доминанта прокормления, 2-я эпоха - период капитализма, эпоха территориально - экономического экспансионизма, 3-я эпоха период капитализма и социализма, эпоха технологий с экономическими и возрастающими экологическими ограничениями, 4-я эпоха - доминанта выживания.
Переход от одной эпохи к другой осуществлялся длительное время. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что человечество, предвидя определенные изменения в экологической ситуации, может предотвратить или значительно снизить степень кризисного воздействия на общество.
Человечество должно вывести форму взаимоотношений с окружающей средой, при которой потребности будут удовлетворяться с учетом возможностей нашей планеты. В противном случае это может привести к необратимым последствиям, к глобальной экологической катастрофе. По мнению Н.Н. Моисеева «Главная особенность современного исторического этапа состоит в том, что для продолжения своей истории человеку нужно научиться согласовывать не только локальную, но и собственную глобальную (общепланетарную) деятельность с потребностями Природы... Эти требования столь суровы, что их правомерно называть экологическим
императивом. Первейшая задача человечества на современном этапе его истории мне представляется в следующем виде: найти такой способ своего развития, который был бы способен согласовывать потребности человечества, его активную деятельность с возможностями биосферы планеты, с возможностями ее дальнейшего развития. Это и есть наиболее общая формулировка императива, поскольку его нарушение грозит человечеству деградацией» [1].
На современном этапе развития человечества выделяют два основных подхода для решения экологических проблем. В основе первого подхода, заложена идея возможности решения экологических проблем путем внедрения в производство экологических инноваций. Ю.В. Яковец обосновывает ее следующим образом «Учитывая, что природные условия своего существования и развития человечество может изменить в очень малой степени, а тенденции демографической динамики меняются медленно, главным подвластным разуму, воле и труду человека ресурсом реализации глобальной экологической программы является
технологический прорыв, переход к
экологизированному постиндустриальному
технологическому способу производства» [2].
Человечество за весь период своего развития постоянно осуществляло инновационную
деятельность. К этому нас подталкивали различного рода потребности, однако человек лишь потреблял, т.е. при истощении одних видов ресурсов каждый раз он находил все новые и новые виды для обеспечения жизнедеятельности, при этом темп развития его потребностей оказался быстрее темпа восстановления природных ресурсов и окружающей среды.
Человека можно представить в виде уменьшенной копии планеты, состоящего из определенных органов, мышц и т.д., при взаимодействии которых возникают определенные процессы. Нарушение функций одного из компонентов человека может привести к деформации взаимосвязанного с ним компонента, т.е. включается принцип цепной реакции, что в свою очередь приводит к трансформации протекающих в организме процессов, тем самым ограничивая изначально заложенные природой способности человека. Наша планета также является живым организмом, которому необходимо относится также как и к себе бережно, с любовью и уважением.
Второй подход исходит из того, что решить экологические проблемы возможно не только путем внедрения в производство экологических инноваций, но и перестройки сознания людей. По мнению Н.Н. Моисеева «Техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным - духовный мир человека, его потребности, его ментальность» [3].
На наш взгляд, необходимо понять, что человек является частью природы, одним из звеньев в экологической цепочке и, нарушая, уничтожая этот механизм взаимодействия, ведет к уничтожению самого себя или возможно к появлению нового вида - людей, осознающих необходимость ведения жизнедеятельности в гармонии с природой.
Экологические инновации - это лишь средства для достижения определенного результата, создаваемые человеком, поэтому в первую очередь именно его необходимо научить по - новому мыслить и смотреть на окружающий нас мир, а современные инновационные технологии должны быть направлены на достижение результата с минимальным отрицательным влиянием на биосферу планеты, а также на восстановление утраченных или поврежденных звеньев экологической цепи.
По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении перечисленных проблем становиться экологическое образование [4], являющееся в мире приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ, что особо было подчеркнуто на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где обсуждались проблемы окружающей среды и развития образования [5].
Конституцией РФ, статья 42
предусматривает каждому гражданину
гарантированное право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Информирование общества о состоянии окружающей природной среды является основой формирования экологической культуры,
экологического мировоззрения, что вызывает необходимость создания образовательной системы, решающей следующие задачи: подготовка
квалифицированных специалистов в области эколого - просветительской работы и их методическое обеспечение; усиление роли экологического аспекта в содержании образовательных программ; введение в содержание образования на различных уровнях отдельного предмета «экология», экологизация всех учебных дисциплин, так как выше перечисленные проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер.
Основным документом по реализации политики энергосбережения в РТ является республиканская целевая программа на 2010-2015 годы, а также программы энергосбережения принятые в муниципальных образованиях. В Республике Татарстан 80 процентов потребления энергоресурсов приходится на промышленный сектор экономики. За счет использования передовых современных технологий, прежде всего в наиболее энергоемких отраслях (нефтяной, химической и нефтехимической) в текущем году произошло снижение индикатора энергоемкости на 3 %, но несмотря на все предпринимаемые меры, энергоемкость промышленности пока в 2-3 раза выше аналогичных показателей в США, Японии и развитых странах Европы.
Одним из основных направлений реализации государственной политики
энергосбережения в нашей республике становится повышение эффективности использования энергоресурсов в организациях бюджетной сферы, снижение энергопотребления государственными учреждениями должно ежегодно сокращаться на 3%.
Государственная стратегия Республики Татарстан в области экологической безопасности включает и стратегию экологического образования, воспитания и просвещения, так как экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие народного хозяйства, и рассматривается в качестве основы для развития разработки нового
образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой.
Работу по экологическому образованию, воспитанию и просвещению в Республике Татарстан ведут Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорту, их территориальные подразделения, администрации городов и районов, ВУЗы, общественные экологические организации и центры. По многим направлениям, сформированы отдельные звенья системы экологического образования - дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное и вузовское экологическое образование, основанные на принципах непрерывности и преемственности.
Однако на наш взгляд, не смотря на все существующие мероприятия в области повышения экологической безопасности существуют некоторые аспекты, требующие совершенствования: законодательные акты в области экологического образования; государственные стандарты экологического образования для различных категорий населения и уровней обучения; нормативы по сертификации, аттестации и аккредитации в области экологического образования; механизм взаимодействия: школа -ВУЗ - предприятия и организации - общественные организации - СМИ - население.
Литература
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. - М.: «Экономика», 2005. - 24 с.
2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. - М.: Экономика, 2001 - С. 116
3. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Языки русской культуры, 2000 - С. 70
4. Мухутдинова Т.З. Формирование инновационной компетентности и экологической культуры специалистов предприятий нефтегазохимического комплекса - необходимое условие устойчивого развития региона / Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15, - № 21 - 195 с.
5. Мухутдинова Т.З. Инновационное развитие предприятий нефтегазохимического комплекса и повышение инновационной и экологической культуры специалистов и населения / Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - Т. 15, - № 15 - 283 с.
© А. Р. Шарапов - д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, [email protected]; А. А. Гилязова - канд. экон. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; Т. Г. Макусева - канд. пед. наук, доц. каф. математики КНИТУ, [email protected].