Психолого-педагогические науки
123
УДК 37.022
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
PECULIARITIES OF FORMING THE FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS’ INFORMATION COMPETENCE
© 2014 Меджидова Ф. А. Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Medzhidova F. А. Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Формирование профессиональных компетенций представляет собой проблему, актуальную для современного образования. В связи с этим в статье на основе проведенного автором анализа психолого-педагогической и специальной литературы, рассматриваются особенности формирования информационной компетенции будущих учителей информатики в условиях российского образования. Представлены, основные условия формирования информационной компетенции в профессиональной сфере.
Abstract. Developing the professional competences is an issue relevant to the modern education. In this regard, the author of the article on the basis of her analysis of psychological and pedagogical literature considers the peculiarities of developing the information competence of future teachers of Informatics in conditions of Russian education. She represents the basic conditions for the formation of information competence in the professional field.
Rezjume. Formirovanie professional’nyh kompetencij predstavljaet soboj problemu, aktual’nuju dlja sovremennogo obrazovanija. V svjazi s jetim v stat’e na osnove provedennogo avtorom analiza psihologo-pedagogicheskoj i special’noj literatury rassmatrivajutsja osobennosti formirovanija informacionnoj kompetencii budushhih uchitelej informatiki v uslovijah rossijskogo obrazovanija. Predstavleny osnovnye uslovija formirovanija informacionnoj kompetencii vprofessional’noj sfere.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, информационная компетенция, условия, система образования.
Keywords: competence, competency, information competency, conditions, educational system. Kljuchevye slova: kompetentnost’, kompetencija, informacionnaja kompetencija, uslovija, sistema obrazovanija.
Глобальные проблемы, неожиданно обострившиеся в конце XX века и относимые к научно-техническому прогрессу в технологической деятельности социума, резко изменили традиционные представления человека о жизненных ценностях. Соответственно, возросло понимание того, что именно в сфере образования существует комплекс проблем современного общества.
В связи с этим, в научных кругах активно обсуждаются вопросы и разрабатываются определенные механизмы модернизации образования на компетентностей основе. Так, например, ими занимаются В. А. Болотов, E. H. Бондаревская, C. B. Кульневич, Э. Н Гусинский, И. А. Зимняя, В. А. Кальн, O. E. Лебедев, Е. А. Ленская, В. В. Сериков, А. П. Тряпицина, И. Д. Фрумин, В. Д. Шадриков, С. Е. Шишова, A. B. Хуторской, Б. Д. Эльконин и многие другие.
В сфере педагогики до сих пор существуют недостатки технократической парадигмы ввиду превалирования старой формы мышления, от-
стающей от реальной динамики развития и изменения жизни, которые находятся на уровне стереотипов, заключающихся в понимании сущности человека исключительно как совокупности общественных отношений, игнорирование сущностного проявления природных факторов, а также утверждении абсолютного превосходства педагогического руководства над неконтролируемым развитием личности, недооценке категорий взаимодействия, в поверхностном понимании идеи всестороннего развития личности, неприятии деятельностного подхода в обучении, направленного на преобразование объекта и самого человека в нем и разделении целостного процесса воспитания на части [7].
Система профессиональной подготовки, в свою очередь, требует особенно быстрой модернизации, так как с каждым выпуском из учреждений образования выходят специалисты, которые будут строить новые производственные отношения, развивать (или тормозить)
124
Известия ДГПУ, №3, 2014
позитивные социальные преобразования. Реальные качественные показатели всех уровней образования, а также степень нацеленности на будущее важны сегодня.
Таким образом, с профессиональнопедагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций. При этом, «эффективность» является ключевым словом, так как в другом случае компетенции останутся нереализованными и поэтому их возможно будет причислить к категории «потенциальных компетенций». Стоит отметить, что владение только лишь компетенциями не гарантирует их успешную реализацию.
Педагогическая компетентность как совокупность профессиональных свойств и качеств педагога, которые в наибольшей мере должны соответствовать структуре педагогической деятельности, представлены в трудах таких отечественных ученых, как Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, А. С. Белкин, Ф. П. Гоноболин, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина и др. В связи с этим А. И. Панарин выделяет «деятельностные», «когнитивные» и «личностные» качества педагогов [1].
По мнению Е. М. Павлютенкова к профессиональным умениям педагога относятся такие компоненты, как потребностно/мотивационная сфера личности, операционально/техническая и самопознание личности [5].
В своих работах И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнин и E. H. Шиянов отмечают, что педагогическая компетентность представляется объединением теоретической и практической готовности личности к реализации педагогической деятельности, при этом они выделяют многочисленные педагогические умения как основу компетентности педагога [4].
Исследуя педагогическую компетентность как интегральную характеристику, Л. И. Гурье, A. A. Деркач, Н. Е. Костылева, H. H. Лобанова, Е. В. Попова, подчёркивают, что при формировании профессиональной компетентности педагога основная роль принадлежит развитию и совершенствованию его личности [6].
По мнению И. Н. Розиной, в процессе подготовки педагога должны реализовываться определенные требования, определяться условия и ориентиры, соответствующие современной социальной ситуации, реализация которых формирует основы профессионализма [8].
Проведенный анализ психолого-
педагогической и специальной литературы позволил обнаружить множество требований, предъявляемых к современному учителю информатики, среди которых можно выделить основные: это глубокое владение совокупностью общеобразовательных, общетехнических и специальных знаний и умений, профессиональная мобильность, что обеспечивается овладением общими технико-технологичес-кими основами обучения, способность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, социальная активность и др.
Таким образом, информационную компетенцию можно представить, как способность
личности ориентироваться в информационном потоке, умение разбираться с различными источниками информации, находить и анализировать необходимый материал, организовывать его в определенную структуру и обобщать, умение на основе полученного знания конкретно и продуктивно решать различные информационные проблемы. Необходимо подчеркнуть, что информационная компетенция рассматривается и как системообразующий компонент информационной культуры, которая, в свою очередь, является частью общей культуры личности [7].
Таким образом, информационная компетенция будущего учителя информатики нами понимается как системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую информированность в предметной области знаний, личностный опыт, направленный на продуктивность работы, а также передачу суммы знаний, развитие современного научного мировоззрения и качеств личности учащихся, открытость и стремление к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, анализа и оценки, а также интеграции различного рода информации и способности создавать на ее базе новую и, что самое важное, умении достигать значимых результатов и качества в профессиональной деятельности.
В состав информационной компетенции будущего учителя информатики, по нашему мнению, входят ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты, а также педагогическая рефлексия.
Для того чтобы представить информационную компетентность как целостную систему, нам необходимо рассмотреть более подробно каждый компонент данной системы. Так, в ценностно-мотивационный компонент входят, во-первых, мотивы профессиональной ориентации, а затем уже увеличение знаний в области информатики, освоение информационных моделей и технологий, во-вторых, использование данных технологий в обучении и самосовершенствовании и, в-третьих, развитие личности учащихся, посредством передачи знаний другим и достижения поставленных ими целей. Таким образом, представленный компонент предполагает наличие неподдельного интереса к профессиональной деятельности, проявляющийся в желании будущих учителей информатики к знаниям, а также овладении продуктивными способами организации педагогической деятельности. К тому же ценностномотивационный компонент включает в себя мотивы осуществления педагогической деятельности, направленность на передачу суммы знаний и развитие личности учащихся.
Относительно когнитивного компонента можно сказать, что кроме теоретических знаний основ информатики, современных информационных технологий и умения применять полученные знания в профессиональной деятельности, а так же умений и навыков оперирования информацией, он включает в себя умения определять возможные источники информации и стратегию поиска информации,
Психолого-педагогические науки
125
получать, обрабатывать и передавать ее, умения анализировать полученную информацию и оценивать ее. Включает навыки совершенствования профессиональных знаний и умений, знание межпредметных связей и тому подобное. При этом уровень сформированности когнитивного компонента определяется полнотой, глубиной, системностью знаний в предметной области.
Следует отметить, что деятельностный компонент, представляющий собой процесс динамичного применения информационных технологий в профессиональной деятельности будущих учителей информатики, является также средством для решения профессиональных и информационных задач, формирования и развития информационной культуры, самосовершенствования, творчества и воспитания подобных качеств у своих учеников.
В свою очередь, коммуникативный компонент проявляется в умении устанавливать межличностные связи, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами коммуникации, как вербальной, так и невербальной и во многом другом.
Наиболее важная - рефлексивная сфера информационной компетенции будущего учителя информатики определяется отношением учителя к себе и к миру, и проявляется в способности к самореализации и самовыражению в профессиональной деятельности, то есть включает в себя такие качества личности как самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание результатов своей деятельности, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональной деятельности.
Подводя итог вышеизложенному, и, основываясь на результатах анализа опросов, наблюдений и экспертной оценки, удалось выяснить, что большинство студентов недостаточно овладели необходимым уровнем информационной компетенции, необходимой для предстоящей профессиональной деятельности. Анализ причин возникшего положения дел, позволил выявить и разработать комплекс мер и условий, позволяющих скорректировать сложившуюся ситуацию.
При этом все условия, способствующие формированию информационной компетенции будущих учителей информатики, нами были разбиты на два подкаста. Это общепедагогические и дидактические условия.
Так, к общепедагогическим условиям мы отнесли следующие. Во-первых, систему учебно-методической работы вузовской администрации с преподавателями по организации творческой деятельности будущих учителей (студентов), а также структурирование образовательного процесса на базе нормативного и программно-методического, дидактического, технологического, технического и информационного обеспечения, которые направлены на сохранение целостности образовательного процесса и формирование компетентного специалиста.
Во-вторых, учебно-материальное обеспечение процесса подготовки и наличие дидактической (информационной) среды, ориентированной на формирование информационной компетенции будущих учителей информатики.
В-третьих, предоставление студентам учебной компьютерной лаборатории и времени для индивидуальной и самостоятельной работы с целью улучшения качества их подготовки к занятиям, выполнения учебно-исследовательских заданий и сдачи промежуточной и итоговой отчетности по дисциплинам.
В-четвертых, направленность педагогических и других дисциплин на формирование информационной компетентности будущих учителей информатики, а также наличие компьютерной лаборатории, оборудованной современной компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением как общего назначения. И, наконец, что самое важное, учет индивидуальных особенностей студентов способствующих раскрытию личностного потенциала.
В свою очередь, дидактические условия подразумевают под собой: во-первых, использование в образовательной системе эффективных инновационных педагогических технологий, ориентированных на выращивание знаний, путем вычленения их из массы информации; во-вторых, ориентированность педагогического процесса на формирование информационной компетенции личности, способствующей участию будущих учителей в педагогическом процессе, а также совершенствование содержания образования; использование системы последовательно усложняющихся учебных задач, решение которых может быть получено средствами информационных технологий; и в-третьих, включение студентов в процесс самообразования через самообучение, саморефлексию.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2002. № 2. С. 14-17. 2. Иванова Е. В. Информационная компетентность учителя в современной школе / Е. В. Иванова // Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: сб. научн. ст. аспирантов / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб. : НИИХ СпбГУ,
2003. С. 52-58. 3. Козырева О. А. Контроль знаний студентов по разделам «Общие основы педагогики», «Теория обучения» / О. А. Козырева. Новокузнецк: НГПИ, 2003. 103 с. 4. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. уч. зав. / В. А. Сластенин, И. Ф Исаев, А. И. Мищенко, E. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1998. 512 с. 5. Павлютенков Е. М., Крыжко В. В. Психология в практике менеджера образования. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2001. 6. Попов Ю. В., Подлеснов
В. Н., Садовников В. И. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в
126
Известия ДГПУ, №3, 2014
техническом университете: Организация и технологии обучения / Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, В. И. Садовников. М., 1999. 52 с. 7. Радионова Н. Ф., Тряпицина А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста / Н. Ф.Радионова, А. П. Тряпицина // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). СПб., 1994. С. 7-17. 8. Розина И. Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И. Н. Розина. Ростов-на-Дону, 2005. 26 с.
References
1. Zeer E. F. Psychologo-didactic constructs of the professional training quality / E. F. Zeer // Education and Science. 2002. # 2. P. 14-17. 2. Ivanova E. V. Information competency of the teacher at the modern
school / E. V. Ivanova // Development of scientific pedagogical knowledge: problems, approaches, results: Collected scient. papers of postgraduates / ed. by A. P. Tryapitsyna. SPb. :SRIC SpbSU, 2003. P. 52-58.
3. Kozyreva O. A. Checking the student's knowledge on sections "General bases of Pedagogy", "Theory of the education" / O. A. Kozyreva. Novokuznetsk: NSPU, 2003. 103 p. 4. Pedagogy: manual for stud. of ped. ed. inst. / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I . Mischenko, E. N. Shiyanov. M. : Shkola-Press, 1998. 512 p. 5. Pavlyutenkov E. M., Kryzhko V. V. Psychology in practice of the manager of education. Materials for the specialist of educational institution. M., 2001. 6. Popov Yu. V., Podlesnov V. N., Sadovnikov V. I. Practical aspects of realization of the multi-level educational system in the technical university: Organization and technologies of education / Yu. V.Popov, V. N. Podlesnov, V. I. Sadovnikov. M., 1999. 52 p. 7. Radionova
N. F., Tryapitsina A. P. The educational standard as a means of increasing the quality specialist's training /
N. F. Radionova, A. P. Tryapitsina // Specialist's training in the field of education (structure and contents). SPb., 1994. P. 7-17. 8. Rozina I. N. Computer telecommunications in educational technology for systems of teachers' training of Russia and the USA: Auth.'s abstr. of diss. ... Cand. of Pedagogy / I. N. Rozina. Rostov-on-Don, 2005. 26 p.
Literatura
1. Zeer Je. F. Psihologo-didakticheskie konstrukty kachestva professional'nogo obrazovanija / Je. F. Zeer // Obrazovanie i nauka. 2002. № 2. S. 14-17. 2. Ivanova E. V. Informacionnaja kompetentnost' uchitelja v
sovremennoj shkole / E. V. Ivanova // Razvitie nauchnogo pedagogicheskogo znanija: problemy, podhody, rezul'taty: sb. nauchn. st. aspirantov / pod red. A. P. Trjapicynoj. SPb. : NIIH SPbGU, 2003. S. 52-58.
3. Kozyreva O. A. Kontrol' znanij studentov po razdelam «Obshhie osnovy pedagogiki», «Teorija obuchenija» /
O. A. Kozyreva. Novokuzneck.: NGPU, 2003. 103 s. 4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlja stud. ped. uch.
zav. / V. A. Slastenin, I. F Isaev, A. I. Mishhenko, E. H. Shijanov. M. : Shkola-Press, 1998. 512 s. 5. Pavljutenkov E. M., Kryzhko V. V. Psihologija v praktike menedzhera obrazovanija. Materialy dlja specia-lista obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M., 2001. 6. Popov Ju. V., Podlesnov V. N., Sadovnikov V. I. Prakti-cheskie aspekty realizacii mnogourovnevoj sistemy obrazovanija v tehnicheskom universitete: Organizacija i tehnologii obuchenija / Ju. V. Popov, V. N. Podlesnov, V. I. Sadovnikov. M., 1999. 52 s. 7. Radionova N. F., Trjapicina A. P. Standart obrazovanija kak sredstvo povyshenija kachestva podgotovki specialista / N. F.Radionova, A. P. Trjapicina // Podgotovka specialista v oblasti obrazovanija (struktura i soderzhanie). SPb., 1994. S. 7-17. 8. Rozina I. N. Komp'juternye telekommunikacii v obrazovatel'nyh tehnologijah dlja
sistem podgotovki uchitelej Rossii i SShA: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk / I. N. Rozina. Rostov-na-Donu,
2005. 26 s.
Статья поступила в редакцию 20.06.2014 г.