Статья поступила 29.08.2024
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: РОССИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ
Г А.Н. Сёмин,
академик РАН, доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет
Д.А. Адыканов,
аспирант, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет
Ключевые слова: органика, органическое сельское хозяйство, рынок, органические земли, органическая продукция, сертификация, страны БРИКС, продукты питания, потребители, перспективы развития
Key words: organics, organic agriculture, market, organic lands, organic products, certification, BRICS countries, food products, consumers, development prospects
Введение. В современном, теперь уже многополярном, мире главной целью экономического развития становятся такие приоритеты, как безопасность, народосбережение, рост качества жизни, продовольственная и экономическая безопасность, решение проблем миграции и социального неравенства, экологическая безопасность.
Качество жизни наряду с другими факторами во многом определяется и решением проблем природопользования и землепользования [1]. В этих условиях важнейшая роль отводится развитию органического сельского хозяйства, которое позволяет в конечном итоге создавать качественный продукт питания, произведенный в экологически благоприятной среде, в том числе с целебными свойствами.
Результаты исследования. Следует заметить, что мировой рынок органической продукции активно развивается (рис. 1). В связи с этим наблюдается и увеличение площадей органических земель.
По данным FIBL (рис. 2, 3), в настоящее время наибольшее количество органических площадей находится в Австралии (55% от общего мирового состава), на второй позиции Европа - 19%, на третьем месте Латинская Америка (10%), в Азии - 9% (включая ряд стран БРИКС - Индию, Китай, Иран, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты).
На Северную Америку приходится 4%, в Африке - 3% такого вида земельных площадей (включая страны объединения БРИКС -ЮАР, Египет, Эфиопия).
Из приведенного рисунка легко сделать заключение, что в Австралии наблюдается наибольшее количество органических площадей (55%). Но если обратиться к структуре этих земель, то мы получим около 70% сертифицированных площадей в виде пастбищ, тогда как под пашней находится лишь 16% органических сельхозугодий в мире.
Анализируя распределение числа производителей органической продукции, нельзя не отметить, что наибольшее их число приходится на Азию (60,6%), где, кстати сказать, находятся страны-члены БРИКС - Индия, Китай, Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Вторую позицию в мире занимает Африка - 21,7%, на третьем месте Европа - 10,7%. Австралия же, имея 55% мирового состава органических площадей, располагает всего лишь 0,54% от числа производителей органической продукции в мире.
Мнение экспертов сходится в одном, рынок «органики» - быстрорастущий (8-12% в год). Пока США являются лидером (43% мирового потребления), на второй позиции Германия (11%), Китай на третьем месте с показателем 9%.
1,2 160
1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2021 2022
Ш Розничная продажа органических продуктов, в млрд евро Площадь органических замель, в млн га
Рис. 1. Розничные продажи органической продукции и площади органических земель
в мире. Источник: FIBL, 2024
■ Северная Америка ■ Африка ■ Азия ■ Латинская Америка Европа ■ Австралия
Рис. 2. Распределение всех органических площадей по континентам (2022 г.).
Источник: FIBL, 2024
Следует заметить, что если на первую де- ческой продукции, то по количеству произво-сятку стран с наибольшим потреблением при- дителей у них менее 10% от общего числа ходится 89% от всего использования органи- производителей «органики» в мире1.
1 Обзор мирового органического рынка и рынка России на конец 2023 года. -URL: https:// organicfund.ru/new/obzor-mirovogo-organicheskogo-rynka-i-rynka-rossii-na-konec-2023-goda (дата обращения: 28.08.2024). - Текст : электронный.
9 с
Рис. 3. 10 стран с наибольшим количеством органических земель (млн га), 2022 г.
Источник: FIBL, 2024
По данным FIBL, в 2022 г. в мире было за- Нельзя не отметить заметный рост количе-регистрировано 4,5 миллиона производите- ства сертифицированных органических сель-лей органических продуктов, что почти на 26% скохозяйственных товаропроизводителей. больше, чем в 2021 г. и, в первую очередь, за Так, по данным Реестра органических произ-счет значительного роста в Индии (2,5 млн водителей Минсельхоза РФ и Фонда «Орга-производителей). ника», на конец 2023 г. их число составляло
Что касается Российской Федерации, то здесь 228 компаний из 54 регионов РФ. Ещё поряд-также наблюдается рост рынка органической ка 30-50 компаний находились на этапе кон-продукции (рис. 4). версии.
Ж
2018 2019
Производство РФ и Импорт Рис. 4. Органический рынок в РФ (млн евро). Источник: FIBL, 2024
Пока, к сожалению, в РФ доля хозяйств, предпочитающих развивать органическое сельское хозяйство, составляет не более 5%. Вместе с тем по приросту площадей с органической сертификацией мы занимаем третье место в мире после Уругвая и Индии.
Что касается специализации производителей органической продукции (рис. 5), то большинство из них производят фрукты, овощи, ягоды, на эти позиции приходится 21%, а продукты растениеводства занимают 31%.
Изучение целевого клиентского сегмента потребителей органической продукции (рис. 6) показало, что 40% респондентов связывают органические продукты с заботой о здоровье семьи и своих детей; 30% указали на то, что здоровое питание - это важнейшая составляющая здорового образа жизни, а 15% - на целебные свойства, вегетарианство, занятия спортом и другое. Есть и такая точка зрения - статус и следование моде (10%).
Что касается каналов продаж «органики», то в большинстве стран мира такими каналами являются крупные ритейлеры. На прямые продажи, к примеру, во Франции приходится 13%, а в России - 10% от общего объема органической продукции. Открываются и специ-
ализированные магазины.
В последнее пятилетие в Российской Федерации активно формировалось законодательство, направленное на развитие производства органической продукции. Выработаны конкретные регламенты для товаропроизводителей, принявших решение заниматься органическим сельским хозяйством [2].
Важнейшим документом для дальнейшего развития производства и формирования рынка органической продукции стала Стратегия развития органической продукции на период до 2030 года, которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1788-р. А 20 января распоряжением №101-р Правительство утвердило План мероприятий по ее реализации1 [3].
В настоящее время целый ряд регионов РФ работает в этом направлении (Белгородская, Воронежская, Московская, Ярославская, Томская и другие области). Механизм реализации стратегии с утвержденным планом позволит к 2030 г. достичь объема потребления «органики» в 383,5 млрд рублей (включая импорт), а экспортная составляющая с 3,7 млрд руб. в 2021 г. поднимется к 2030 году до 67,2 млрд рублей (или увеличится в 18 раз).
Рис. 5. Российские органические производители по видам деятельности (%).
Источник: FIBL, 2024
1 Утвержден план реализации стратегии развития производства органической продукции до 2030 года. - URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/41805-utverzhden-plan-realizatsii-strategii-razvitiya-proizvodstva-organicheskoy-produktsii-do-2030-goda/ (дата обращения: 28.08.2024). - Текст : электронный.
Приверженцы 'Luxury v Новаторы «Семьи я Спец. требования к питанию Рис. 6. Целевой клиентский сегмент. Источник: FIBL, 2024
Открываются и новые перспективы в рамках партнерского взаимодействия со странами БРИКС. Следует особо подчеркнуть, что потенциал стран БРИКС в агропромышленном комплексе и взаимной торговле на мировом уровне весьма значителен. Так, по данным Федерального центра «Агроэкспорт», страны БРИКС занимают более 30% сельскохозяйственных угодий, отвечают за более чем 40% мирового производства зерновых и мяса, производят почти 40% молочной продукции и более 50% рыбы и морепродуктов.
Весьма успешно и быстро развивается торговля стран БРИКС, - на эти страны приходится практически 20% мирового товарооборота. Судите сами, только за период с 2018 по 2022 годы объем экспорта продукции агропромышленного комплекса объединения стран БРИКС вырос на 43%.
Роль стран БРИКС в решении проблем продовольственной безопасности трудно переоценить. Приведем лишь один пример. Так, по данным Союза экспортеров зерна, в сезоне 2023-2024 гг. на страны объединения пришлось 36% мирового экспорта риса, 30% - кукурузы и 28% - пшеницы.
В интеграционном объединении БРИКС значительным потенциалом для развития органического сельского хозяйства обладают Индия и Китай. Эти страны имеют солидные
наделы органических земель (Индия - 4,73 млн га; Китай - 2,9 млн га). В настоящее время Индия располагает самым большим числом сертифицированных производителей «органики» - 2,5 млн товаропроизводителей, а Китай входит в Топ-10 по объемам потребления органической продукции.
Заключение. Считаем, что в краткосрочном периоде ближайшими задачами по развитию интеграционного взаимодействия в рамках увеличения объемов и качества органической продукции среди стран БРИКС, по нашему мнению, станут:
- взаимное признание сертификатов соответствия (Россия уже ведет переговоры с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами);
- выработка механизма формирования общего рынка органической продукции (как это уже начато в рамках ЕАЭС через межгосударственный технический комитет по стандартизации) [3, 4];
- развитие экспортного потенциала дикоро-сов (экспортный потенциал российских ди-коросов составляет около 1 млрд долл. в год; уже сегодня наш кедровый орех поставляется в Китай, а чай из сибирской чаги - в Индию);
- содействие развитию органической аква-культуры (по причине отсутствия сертифика-
торов по данному производственному направлению);
- разработка и реализация инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития, финансируемых Новым банком развития, созданным в рамках БРИКС;
- содействие и всесторонняя поддержка малых форм хозяйствования, занятых производством органической продукции, через механизм кооперации, учитывая, что для малых форм это новые возможности и конкурентные преимущества;
- организация единого банка семян и информационного портала БРИКС для обмена данными;
- создание агротехнологических хабов и производственных молодежных центров по развитию органического сельского хозяйства;
- организация специализированных выставок, научно-практических конференций и форумов, посвященных «органике» под брендом «БРИКС-Органик».
Требуют интеграционного взаимодействия и другие направления сотрудничества, которые могут привести к синергетическому эффекту и эффекту декаплинга. Неслучайно БРИКС стали называть «суперсилой аграрного мирового рынка».
Библиографический список
1.Сёмин, А. Н. Рациональное природо- и землепользование как образ жизни и мудрость хозяйствования / А. Н. Сёмин. - Текст : непосредственный // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 10. - С. 14-18.
2. Волкова, И. А. Органическое сельское хозяйство как драйвер развития зеленой эконо-
мики / И. А. Волкова, В. В. Леушкина, Е. А. По-гребцова. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. - 2022. - Т. 16. - № 6. -С. 2381-2394.
3. Кундиус, В. А. Стратегический вектор развития агропромышленного комплекса России на внешнеэкономическом курсе / В. А. Кундиус, Е. В. Першина. - Текст : непосредственный // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2023.
- № 4. - С. 57-64.
4. Мироненко, О. В. Российский рынок органической продукции. Шаг или рывок? / О. В. Мироненко. - Текст : непосредственный // Контроль качества продукции. - 2018. - № 10. -С. 12-18.
References
1.Syomin, A. N. Racional'noe prirodo- i zem-lepol'zovanie kak obraz zhizni i mudrost' hozyaj-stvovaniya / A. N. Syomin. - Tekst : neposredst-vennyj // Ekonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. - 2018. - № 10. - S. 14-18.
2. Volkova, I. A. Organicheskoe sel'skoe ho-zyajstvo kak drajver razvitiya zelenoj ekonomiki / I. A. Volkova, V. V. Leushkina, E. A. Pogrebcova.
- Tekst : neposredstvennyj // Kreativnaya ekonomika. - 2022. - T. 16. - № 6. - S. 2381-2394.
3. Kundius, V. A. Strategicheskij vektor razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii na vneshneekonomicheskom kurse / V. A. Kundius, E. V. Pershina. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2023. - № 4. - S. 57-64.
4. Mironenko, O. V. Rossijskij rynok organi-cheskoj produkcii. SHag ili ryvok? / O. V. Mironenko. - Tekst : neposredstvennyj // Kontrol' ka-chestva produkcii. - 2018. - № 10. - S. 12-18.
Контактная информация:
Сёмин Александр Николаевич
академик РАН, профессор, зав. кафедрой стратегического и производственного менеджмента, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 E-mail: [email protected]
Адыканов Дмитрий Алексеевич
аспирант, ФГБОУ ВО Уральский государственный горный университет 620144, Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 E-mail: [email protected]
Contact Information:
Semin Alexander Nikolaevich
Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor, Head of the Department of Strategic and Production Management, Ural State Mining University 620144, Yekaterinburg, Kuibysheva St., 30 E-mail: [email protected]
Adykanov Dmitry Alekseevich
Postgraduate Student, Ural State Mining University 620144, Yekaterinburg, Kuibysheva St., 30 E-mail: [email protected]