Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Валиев Ш. З. Valiev Sh. Z.
доктор экономических наук, профессор, заведующий
кафедрой «Региональная экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Исаева Н. В.
Isaeva N. V
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
Поникаровская А. А.
Ponikarovskaya Л. Л.
студентка кафедры «Региональная экономика и управление» Института экономики
и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 338.467.5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ФИТНЕС-УСЛУГ
Спортивно-оздоровительные услуги — это та область, в которой одновременно реализуются социальная функция государства, коммерческие интересы бизнеса и потребности населения в повышении качества жизни. Сегодня вопросам развития физической культуры и спорта уделяется особое внимание. Но основное внимание государственных программ по развитию физкультуры и спорта сосредотачивается на спорте высоких достижений и детско-юношеском спорте. Сегмент фитнес-услуг, пользователем которых является преимущественно взрослое население, государственными программами не охвачен.
Степень развития рынка спортивно-оздоровительных услуг показывает уровень эффективности и конкурентоспособности общественной и экономической модели государства. Одним из сегментов рынка спортивно-оздоровительных услуг выступает рынок фитнес-услуг. Фитнес как направление физически активного образа жизни, доступное всем желающим независимо от возраста и состояния здоровья, имеет большую популярность у населения. В статье рассматриваются особенности формирования рынка фитнес-услуг как в России в целом, так и в ее регионах, в том числе в Республике Башкортостан. Исследуются как внешние экономические, так и внутренние факторы, определяющие развитие совокупного объема рынка фитнес-услуг. Анализируется динамика развития платных услуг физкультуры и спорта в период экономического кризиса, процессов формирования потребительского поведения по отношению к услугам фитнеса. Проводится анализ доходной и возрастной стратификации потребителей фитнес-услуг. Особое внимание уделено процессам ценообразования на услуги фитнеса. Рассматриваются перспективные направления развития рынка фитнес-услуг.
Ключевые слова: платные услуги физкультуры и спорта, фитнес, фитнес-клубы, рынок фитнес-услуг, региональный рынок, среднедушевые доходы, возрастные группы населения, ценообразование.
Economy and management in branches and fields of actmty
FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FITNESS SERVICES MARKET
Sports and recreation services are an area in which the social function of the state, commercial interests of business and the needs of the population in improving the quality of life are simultaneously implemented. Today, special attention is paid to the development of physical culture and sports. But, the main attention of the state programs on development of physical culture and sports becomes on sports of high achievements and children's and youth sports. Segment fitness services, users, which is a predominantly adult population, the state programs are not covered.
The degree of development of the market of sports and health services shows the level of efficiency and competitiveness of the social and economic model of the state. One of the segments of the market of sports and health services is the market of fitness services. Fitness, as a direction of physically active lifestyle, available to everyone regardless of age and health status is very popular among the population. The article discusses the features of the formation of the market of fitness services in Russia as a whole and in its regions, including the Republic of Bashkortostan. We study both external economic and internal factors that determine the development of the total volume of the fitness services market. The dynamics of development of paid services of physical culture and sports during the economic crisis, the processes of formation of consumer behavior in relation to fitness services is analyzed. The analysis of income and age stratification of consumers of fitness services. Particular attention is paid to the pricing processes for fitness services. The perspective directions of development of the market of fitness services are considered.
Key words: paid services of physical culture and sports, fitness, fitness clubs, fitness services market, regional market, per capita income, age groups, pricing.
Современному отечественному рынку спортивно-оздоровительных услуг характерно динамичное развитие одного из его сегментов — рынка фитнес-услуг. 20 лет назад в Россию пришла мода на здоровый образ жизни. В моду вошли занятия в фитнес-клубе, обладание фитнес-картой стало престижным. Рынок фитнес-услуг начал свое становление. Сначала открывались клубы премиум класса, затем средние и низко ценовые заведения. Среднегодовой прирост фитнес индустрии, по мнению экспертов Ассоциации профессионалов фитнеса, составлял 20-40 %. Рост рынка фитнес-услуг был так стремителен, что за короткий период времени объем спроса в мегаполисах был практически удовлетворен. Основные игроки рынка перешли к тактике движения в регионы.
Сегодня в России функционирует порядка 2500 фитнес-клубов. Эксперты отмечают, что отдельных клубов больше, чем сетевых. Так, в Москве 30 % из действующих клубов приходится на долю сетевых брендов. Рынок сетевых проектов представлен 8-10 крупными федеральными игроками. Сетевые про-
екты распространяются и на основе франчайзинга1 .
Рынок фитнес-услуг в России имеет выраженную географическую диверсификацию. Это — столичный регион, Санкт-Петербург, периферийные города регионов РФ с численностью населения более миллиона.
Высокая степень развитости рынка фит-нес-услуг в Москве и Санкт-Петербурге была достигнута за счет охвата населения с очень высоким уровнем дохода. Так, в Москве доля населения со среднедушевыми доходами от 45 тыс. в месяц составляет 48,4 % [1]. По России в целом доля этой группы населения — 18,9 %, в регионах значительно ниже, например в Башкирии только 16 % (таблица 1).
Шагнув в регионы, рынок фитнес-услуг претерпел существенные изменения. Изменилась целевая направленность стратегий развития фитнес-услуг. Фитнес-клубы активно шагнули к массовому потребителю. Сегодня для региональных рынков фитнес-услуг характерно преобладание клубов, позиционирующихся в среднем ценовом сегменте или в сегменте «эконом плюс».
1 В России официальной статистики по фитнесу нет. Отрасль частично пользуется информацией, предоставляемой IHRSA (International Health, Racquet & Sportsclub Association — Международная ассоциация Фитнеса и Спорта), частично — оценками экспертов и частных консалтинговых компаний.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Таблица 1. Удельный вес населения по уровню среднедушевых доходов (в процентах от общей численности населения субъекта за 2016 год) [1]
до 7 000,0 от 7 000,1 до 10 000,0 от 10 000,1 до 14 000,0 от 14 000,1 до 19 000,0 от 19 000,1 до 27 000,0 от 27 000, 1до 45 000,0 от 45 000, 1до 60 000,0 Свыше 60 000,0
Российская Федерация 6 7,9 12 14,3 18,2 22,7 8,5 10,4
г. Москва 1 2 4,3 7,1 12,6 24,6 14,2 34,2
г. Санкт-Петербург 2,7 4,5 8,1 11,3 16,8 25,7 11,8 19,1
Республика Башкортостан 7,9 9,2 13,2 14,9 17,9 20,9 7,4 8,6
Фитнес-клубы категории VIP составляют лишь 2,5-4 % [2, 3].
Наибольшая концентрация фитнес-клубов характерна для городов с населением около или свыше 1 млн человек. В Москве и Санкт-Петербурге сосредоточено около 28 %о от совокупного объема. В этих городах для развития фитнес-клубов есть как необходимая инфраструктура, так и значительная потенциальная клиентура. В маленьких городах должного уровня развития фитнеса практически нет. Степень окупаемости небольших фитнес-центров не позволяет взять на себя заботу о развитии необходимой инфраструктуры и содержании технически пригодных помещений.
Состав участников региональных рынков формируют как московские сети, имеющие своих франчайзи в регионах, так и местные спортивные клубы, стремящиеся формировать собственные сети. Сдерживающим фактором развития региональных рынков фит-нес-услуг является высокая стоимость вхождения. Основным требованием к выходу игрока на рынок фитнес-услуг является необходимость большого стартового капитала. Современный крупный фитнес-центр — это комплекс площадью от 1000 до 10000 кв. м. Это комплекс просторных тренажерных и силовых залов, бассейнов, залов для аэробики, боевых единоборств, теннисные корты. Это и дополнительные заведения: салон красоты, косметический салон, сауна, бар, магазин спортивной одежды. Оборудование для клуба должно быть самое качественное и безопасное. Поставка качественного оборудования, установка, дальнейшее обслуживание и гарантийный ремонт оцениваются экспертами для клуба площадью 1000 кв. м в 15-20 тыс. долларов. Наличие в
списке услуг бассейна в среднем увеличивает количество клиентов на 30-40 %. Типовой проект физкультурно-оздоровительного бассейна площадью 1500-2000 кв. м со всеми службами строится около двух лет и оценивается более 1,5 млн евро. Для плавательного бассейна также необходимо оборудование: стартовые тумбочки, разделительные дорожки, подсветка, подогрев, система фильтрации воды. Экономичный вариант оборудования обойдется в 50 тыс. евро. Содержание обслуживающего технического персонала, который должен следить за составом воды, отвечать за бесперебойную работу оборудования, и администрации также повышает затраты. Затраты составляют примерно 500 тыс. руб. при обороте бассейна около 2 млн руб. в месяц. Кроме того, есть затраты на поставку воды, энергии и тепла.
На финансовый результат клуба в значительной степени влияет его месторасположение. Чтобы бизнес хорошо развивался, клубы должны располагаться в легкодоступных местах, которые, как правило, являются наиболее дорогостоящими.
Эксперты отмечают [2-5], что инвестиции для региональных фитнес-проектов подвержены наибольшему финансовому риску из-за отсутствия доступа к льготным кредитам, значительного горизонта возврата инвестиций, отсутствия льготных условий по налогообложению, недостатка подходящих по техническим параметрам площадей, высокой стоимости аренды, проблем дефицита кадров.
В 2015-2016 гг. темпы роста рынка фитнес-услуг сократились. Совокупный объем рынка фитнес-услуг в 2015 г. составил 101,5 млрд руб. При этом прибыль бизнеса упала до 10-15 %. Снизив темпы роста,
- 9
Economy and management in branches and fields of activity
рынок продолжил свое развитие. Согласно данным РБК по исследованию рынка фитнес-услуг, в 2015 г. он вырос на 14,1 % в денежном выражении и на 3,6 %о в реальном [6].
На развитие рынка фитнес-услуг оказал значительное влияние экономический кризис. Основными факторами, определяющими совокупный объем рынка фитнес-услуг, являются уровень дохода населения и степень привлекательности фитнес-услуг для населения. Столкнувшись с затяжным спадом доходов и осознав условия новой экономической реальности, российское население приняло стратегию «осторожного» потребительского поведения. Как отмечается в исследовании Института социальной политики НИУ ВШЭ: «Наиболее распространенные стратегии адаптации населения к новым экономическим условиям на протяжении всего 2016 года — это переход на более дешевые продукты питания и сокращение объема потребления товаров и услуг. Такой стратегии потребительского поведения придерживаются более 40 %о населения. Расходы на проведение досуга и отдыха также являются наиболее распространенными статьями экономии: в октябре 2016 года каждая вторая семья ограничивала себя в приобретении товаров и услуг» [7]. В результате «...за 2015-2016 годы реальное потребление платных услуг снизилось лишь на 2,3 %о при падении реальных располагаемых доходов населения на 8,9 %о, а розничных продаж товаров — на 14,1 %.» [7]. При этом снижение
объема платных услуг физкультуры и спорта не произошло, он составил 70274 млн руб. против 62209 млн руб. в 2015 году. Цены на фитнес-услуги изменились незначительно. В соответствии с данными Росстата [8] (рисунок 1) средний темп роста цен на фитнес-услуги за 2016 год составил 0,43 %, а посещение бассейна 0,3 %о.
Платежеспособный спрос населения, определяемый уровнями дохода населения и занятости, и степень привлекательности целевых установок на занятия фитнесом находятся в сложной взаимозависимости между собой. Так, в период зарождения рынка фитнес был моднейшим трендом. Стремление к самоидентификации человека, как принадлежащего к определенной социальной страте, заставляло оплачивать фитнес-услуги по ценам, в несколько раз превышающим себестоимость их оказания. В период экономического кризиса такие установки теряют актуальность. Затраты на фитнес-услуги относятся к категории необязательных расходов, и психологическая готовность потребителя платить за фитнес становится доминирующей во влиянии на уровень прибыли и рентабельности фитнес-клубов. По данным опроса Росстата [9] о наличии способности вести активный образ жизни в 2016 году только 51,8 %о респондентов отметили такую готовность, 13,1 %о отметили свою приверженность фитнесу. Взаимосвязь потребительских предпочтений занятия фит-несом и доходной стратификации населения
2500
2000
1500
1000
500
1815,09
: 132,11
17;(2Л
1915,83
2027,8
180Ï ,28
.872,
2010г.
2014г.
2015г.
2016г.
□ Занятия в плавательных бассейнах, □ Занятия физической подготовкой Рисунок 1. Динамика цен на спортивные занятия за 2010-2016 гг. по РФ
можно отобразить в виде схемы, представленной на рисунке 2.
В контексте проводимого исследования особый интерес представляет анализ доходной стратификации населения Республики Башкортостан. В структуре населения региона по уровню доходов преобладает население со средними душевыми доходами — их доля составляет более 60 %. При этом медианный доход населения превосходит минимальный стандарт жизни — прожиточный минимум — лишь в полтора раза, что определяет достаточно скромный стандарт жизни этой наиболее массовой части. В 2016 году ситуация в РБ сложилась следующая: в первом квартале среднедушевой доход превысил 22 551 руб., во втором квартале — 25 288 руб., в третьем — 30 704 руб., в четвертом квартале достиг 34 653 руб. Среднедушевой доход в целом в регионе за год составил 28 134,2 руб. [10]. Таким образом, размер номинального показателя вырос, но
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
по сравнению с реальными располагаемыми доходами это составляет не более 97,1 %. Среднемесячная зарплата работников предприятий и организаций республики Башкортостан в 2016 году составила 27 251,8 руб. Это на 7 % больше, чем в январе-ноябре 2015 года.
Особенностью региональной модели доходной стратификации является почти полное отсутствие глубокой бедности, предполагающей доходы не более 25 % от медианы доходов, а также 20 % — доля представителей уязвимых слоев, для которых вероятность оказаться в числе бедных при ухудшении ситуации в экономике очень велика.
Рассмотрим распределение потребительских предпочтений по возрастным группам населения и по величине среднемесячной заработной платы на примере г. Уфы (таблица 2).
В соответствии с данными статистики [11, 12], набольшая заработная плата харак-
5 г
Доля населения, занимающаяся фитнесом 13,1%
Доля населения ■ способная вести активный образ жизнг 51,8%
Рисунок 2. Распределение предпочтений населения к занятиям спортом
Таблица 2. Средняя заработная плата по возрастным группам населения г. Уфы
Возрастная группа от 18 до 19 лет от 20 до 24 лет от 25 до 29 лет от 30 до 34 лет от 35 до 39 лет от 40 до 44 лет от 45 до 49 лет от 50 до 54 лет от 55 до 59 лет от 60 до 64 лет 65 лет и выше
Средняя заработная плата, руб. 20280 28477 34449 36715 36679 34483 32999 31310 29783 28261 29916
Удельный вес в общей численности населения, % 5,91 8,29 10,03 10,69 10,68 10,04 9,61 9,12 8,67 8,23 8,71
- 11
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 2 (24), 2018
Economy and management in branches and fields of activity
терна для возрастной группы от 35 до 39 лет — 36679 руб. Почти рядом по уровню доходов группа 40 до 49 лет. Таким образом, удельный вес населения, способного оплачивать фитнес-услуги по наивысшему тарифу, составляет не более 21 % (таблица 2).
Такой узкий слой населения, способного оплачивать фитнес-услуги по максимальным тарифам, определяет необходимость ориентации основных игроков рынка на средний платежеспособный слой потребителя, на внедрение новых маркетинговых технологий, сознательное формирование целевой аудитории. Фитнес-клубы активно шагнули к массовому потребителю через организацию забегов, марафонов, триатлонов, лыжных гонок для людей, которые не являются профессиональными спортсменами. Позиционирование фитнеса как занятий «для здоровья, для себя, чтобы быть в прекрасной форме» сменилось на установку «фитнес — это спорт». Изменение ценностных установок в пользу здорового образа жизни привлекает к занятиям все больше населения. Темп прироста населения, занимающегося спортом в 2014-2016 гг., по всем возрастным группам составил 2,2 %. Наибольший прирост наблюдается в возрасте 60 лет и старше. Доля этой группы населения в России пока невелика и составляет 0,9 % от всей численности населения [2]. К примеру, в США доля людей, посещающих фитнес-клубы в воз-
расте старше 50 лет, составляет 11 %. Таким образом, можно констатировать: региональный рынок еще далек от насыщения и имеет существенные перспективы развития. Региональная динамика объемов платных спортивно-оздоровительных услуг и численность занимающихся служат этому подтверждением (рисунок 3).
Анализируя развитие рынка фитнес-услуг как в России в целом, так и на уровне регионов, нельзя не остановиться на его отличительной особенности от других секторов рынка услуг физической культуры и спорта. Если другие сектора в той или иной степени получают государственную поддержку, то весь объем фитнес-услуг предоставляют частные компании.
Акцент государственных программ по развитию физкультуры и спорта делается на детско-юношеском спорте, а также на спорте высоких достижений. Государство финансирует, прежде всего, масштабные проекты (строительство инфраструктуры Чемпионата мира по футболу 2018 года). Сегмент фитнес-услуг, на долю которого приходится основная доля взрослого населения, не охвачен государственными программами. В ряде европейских стран действуют государственные программы по популяризации занятий фитнесом. В Венгрии, Португалии, Франции за развитие массового спорта в большей степени несет ответственность государство, доля финанси-
Рисунок 3. Динамика объема платных услуг и численности занимающихся физической культурой и спортом в Республике Башкортостан
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
рования составляет более 20 %. В Финляндии, Швеции, Швейцарии финансирование со стороны государства в последние годы уменьшается, но при этом увеличивается поддержка со стороны местных властей. Многие фит-нес-клубы освобождены от уплаты определенных видов налогов. Дополнительные налоговые вычеты компаниям, предоставляющим бесплатные абонементы в фитнес-клубы для своих сотрудников, гарантированы в Англии. Такая поддержка обеспечивает заинтересованность в разработке и быстром освоении новых технологий занятий, внедрении нового оборудования. Таким образом, появляются крупномасштабные инновации, которые впоследствии распространяются по всему миру. Инновации Европейских клубов обеспечивают рост выручки клубов за счет организации мастер-классов, выездных тренингов, проведения выездных семинаров. Одним из ведущих трендов развития мировой фитнес-индустрии является развитие сопутствующего сегмента, основой которого является продажа инновационных технологий, инновационного оборудования, специальных гаджетов. Благодаря развитию современных 1Т-технологий всё большее количество нововведений задействовано в фитнес-трениров-ках. Приход государства в рассматриваемый сектор в России позволит решить одну из стратегических задач государственной политики — сохранение и укрепление здоровья населения путем привлечения к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Другой не менее важной тенденцией в индустрии фитнеса считается распространение занятий в группах на свежем воздухе. Данный тренд очень популярен в азиатских странах, например в Гонконге, Сингапуре, Тайване, Шанхае. По мнению некоторых аналитиков, в краткосрочной перспективе произойдёт сдвиг в бизнес-моделях организации фитнес-услуг. Современные фитнес-органи-зации для удержания и увеличения своей клиентуры вышли из своих залов и предлагают профессиональное обеспечение спортивных занятий в парках, специальных площадках и т.д. Такое направление позволяет сознательно воздействовать на формирование потенциальной аудитории и способно
обеспечить рост емкости рынка. Реализация этого направления требует развития необходимой инфраструктуры, привлечения профессионалов-тренеров, разработку программ тренировок, предоставления инвентаря и т.д., что возможно лишь на основе взаимодействия с местными и региональными органами власти.
Выводы
Стремительная популярность фитнес-услуг обусловила быстрый подъем этого сегмента спортивно-оздоровительного рынка. Изменения экономической ситуации отразились и на рынке фитнес-услуг. Переход населения на «сберегательную» модель поведения изменил тренд развития рынка фит-нес-услуг. Сегодня установка крупных сетевых клубов — развитие среднего ценового сегмента при использовании индивидуализированных пакетов услуг. Обладая большей экономической устойчивостью, они задают «стандарт» качества оказания фитнес-услуг, достичь который небольшим клубам крайне сложно. В мегаполисах и периферийных городах характер развития рынка различен. В мегаполисах усиливается конкурентная борьба за клиента, в периферийных городах фитнес-клубов практически нет. Широкому продвижению фитнес-услуг в региональную глубинку препятствуют отсутствие для организаторов бизнеса доступа к льготным кредитам, значительный срок окупаемости инвестиций, недостаток подходящих по техническим параметрам площадей, высокая стоимость аренды, проблемы дефицита профессиональных кадров. Изменчив и состав участников рынка. Многие клубы, находясь в высокой степени зависимости от потребительских предпочтений, уходят со сцены. Для современного состояния рынка фитнес-услуг характерно не только снижение темпов его роста, но и высокая степень сегментирования по группам целевого потребителя, требования которых определяют траекторию дальнейшего его развития. При всех проблемах функционирования рынка фитнес-услуг перспективы его развития высоки. По оценкам экспертов, рынок фитнес-услуг в России обладает значительными перспективами развития, а его объем может быть
- 13
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
увеличен не менее чем в два раза. Растущая доля населения старшего возраста, желание продлить активность увеличивают число желающих заниматься фитнесом. Это позволяет прогнозировать рост предложений фит-
Список литературы
1. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/region/reg-pok17.pdf, свободный.
2. Исследования агентства Amiko [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. allbe.ru.
3. Фитнес в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russianfitness.ru.
4. Какой бизнес выживет в 2017 году // Деловой квартал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekb.dkvartal.ru/firms/ 98667634/news/166532124ixzz1ro4dmq90.
5. Об азарте в бизнесе и перспективах российской фитнес-индустрии // Все о фит-несе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onfit.ru/persons/article12756.html.
6. Российский рынок фитнес-услуг (демо-версия) // Аналитическое агентство «Маркет Аналитика». URL: http://www.marketanalitika. ru/report/80-rinok-fitnes-uslug.html.
7. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Итоги года / Под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ, 2017. https:// isp.hse.ru.
8. Платное обслуживание населения России 2017 г.: стат. сб. М.: Росстат, 2017. С. 48.
9. Наличие способности вести активный образ жизни. Россия [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_ site/kouz2014/Tabl/tab73.xlsx.
10. Официальная статистика. Денежные доходы населения РБ 2016 г. http://bashstat. gks.ru.
11. Статистический ежегодник. Город Уфа: стат. сб. Башкортостанстат, отдел государственной статистики в городе Уфа. Уфа, 2016. 71 с.
12. Обзор российского рынка фитнес-услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12724.html.
нес-услуг для населения пожилого возраста. Государственная поддержка с целью повышения доступности фитнес-услуг для старшего населения способна придать значительное ускорение развитию этого рынка.
References
1. Regions of Russia. Socio-economic indicators [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/ reg-pok17.pdf, free.
2. Research Agency Amiko [Electronic resource]. Access mode: http://www.allbe.ru.
3. Fitness in Russia [Electronic resource]. Access mode: http://russianfitness.ru.
4. What business will survive in 2017 // Business quarter [Electronic resource]. Access mode: http://ekb.dkvartal.ru/firms/98667634/ news/166532124ixzz1ro4dmq90.
5. About passion in the business and prospects of the Russian fitness industry // Everything about fitness [Electronic resource]. Access mode: http://onfit.ru/persons/article12756.html.
6. The Russian market of fitness services (demo version) // Market Analytics analytical agency. URL: http://www.marketanalitika.ru/ report/80-rinok-fitnes-uslug.html.
7. The population of Russia in 2016: income, expenditure and social well-being. Monitoring of HSE. Results of the year / Ed. L.N. Ovcharova. M.: HSE, 2017. https://isp.hse.ru.
8. Paid services for the population of Russia in 2017: Coll. of art. M.: Rosstat, 2017. P. 48.
9. Having the ability to lead an active lifestyle. Russia [Electronic resource]. Access mode: www.gks.ru/free_doc/new_site/kouz-2014/Tabl/tab73.xlsx.0fficial statistics. Money incomes of the population of the Republic of Bashkortostan in 2016. http://bashstat.gks.ru.
10. Official statistics. Money incomes of the population of the Republic of Bashkortostan in 2016 http://bashstat.gks.ru.
11. Statistical Yearbook. City of Ufa: stat. Coll. Bashkortostanstat, State Statistics Department in the city of Ufa. Ufa, 2016. 71 p.
12. Overview of the Russian market of fitness services [Electronic resource]. Access mode: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-12724.html.