6. Устойчивость развития ЛПХ: концептуальные основы стратегического управления / Е.Г. Лысенко [и др.]; под общ. ред. Е.Г. Лысенко. - М.: Россельхоз-академия, 2006. - 285 с.
7. Чаянов, А.В. Крестьянское хозяйство / А.В. Чаянов. - М.: Экономика, 1989. - 493 с.
Информация об авторе
Муравьев Александр Александрович - соискатель УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия", заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома. Информация для контактов: тел. (раб.) 8(0222) 27-36-71, (моб.) 8(044) 729-18-15.
Дата поступления статьи - 13 октября 2010 г.
УДК635.9:339.13 (476)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦВЕТОВ И ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Л.В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор Е.Н. КАЧАНОВСКАЯ, магистр экономических наук, аспирантка УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
THE FEATURES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF THE BELORUSSIAN FLORICULTURE MARKET
L.V PAKUSH, Doctor of Economics, professor E.N. KACHANOVSKAYA, Master of Economics, postgraduate student The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy"
В статье приведены результаты исследования формирования и /функционирования рынка цветов и декоративных растений в Республике Беларусь. Анализ осуществлен в три этапа: история развития цветоводства в республике; формирование рынка цветов и декоративных растений; функционирование отечественных цветоводческих предприятий. В результате выявлены особенности белорусского рынка цветов и декоративных растений.
The article describes the results of the research of formation and functioning of the Belorussian floriculture market. The analysis is carried out in three stages: history of floriculture in Belarus; the Belorussian floriculture market organization; the functioning of the Belorussian floriculture sector. As a result main features of the Belorussian floriculture market have been revealed.
Введение. Цветочно-декоративные растения всегда привлекали внимание человека. Цветы - естественный элемент окружающей нас среды
и средство эстетического воспитания. Они служат удовлетворению эстетических потребностей человека, его стремления к прекрасному. У человека, находящегося среди декоративных растений, снимается нервное напряжение, вызванное бурным темпом современной жизни. В то же время декоративные растения имеют и другое, чисто утилитарное значение. Зеленые насаждения очищают загрязненный воздух, улучшают микроклимат, они необходимы при рекультивации нарушенных человеком территорий [4, с. 3; 2, с. 5].
Во всем мире цветоводство является одной из самых доходных отраслей. Однако в Республике Беларусь отрасли цветоводства не уделяется должного внимания. Несмотря на нехватку валютных средств, ежегодно миллионы долларов США расходуются на импорт цветочной продукции для удовлетворения потребностей страны в данной группе товаров.
Все это обусловливает актуальность проведенного исследования. Кроме того, актуальность исследования также определяется новизной постановки данных проблем для Республики Беларусь.
Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, данные официальной статистики Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, личные обследования, наблюдения и расчеты авторов.
В качестве методов исследования применялись общелогические приемы познания (анализ, синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия), методы эмпирического и конкретно-экономического анализа.
Основная часть. Выращивание цветочно-декоративных растений в Беларуси имеет давние традиции: история интродукции декоративных травянистых представителей мировой флоры в нашу страну насчитывает несколько столетий и датируется концом ХУТ-ХУП в. Известно, что в это время в Кричеве выращивали такие многолетники, как дельфиниум, лилия кудреватая, физалис. Первоначально цветочные растения появились в монастырских аптекарских огородах, имениях магнатов, затем в ботанических садах. Один из первых садов в Беларуси при монастыре был заложен монахом Станиславом Бонифацием Юндзилом на Щучин-щине в ХУШ в. [5, с. 70].
В 1950-1970 гг. в СССР были созданы крупные оранжерейно-теплич-ные комбинаты, цветоводческие хозяйства, выращивающие цветы на срез, рассаду, семенной и посадочный материал. Тогда же было создано и большинство цветоводческих предприятий Беларуси. Так, на 01.01.1977 г.
площадь открытого грунта под цветами и декоративными растениями в БССР занимала 406,6 тыс. м2, площадь оранжерей - 119,5; парников -19,6 тыс. м2 [7, с. 122]. Однако с разрушением налаженного механизма производства и реализации цветочной продукции, ростом цен на энергоносители, посевной материал, удобрения и другие средства производства цветоводство стало убыточным. Одной из причин убыточности цветоводства явилось также поступление в республику большого количества разнообразной по ассортименту цветочной продукции по сравнительно низким ценам из стран с высокоразвитой отраслью цветочного производства.
Современный рынок цветов и декоративных растений Республики Беларусь можно определить как систему экономических отношений между всеми его субъектами: производителями, потребителями, предприятиями инфраструктуры.
Различают территориальную и товарную структуру рынка цветов и декоративных растений. Говоря о территориальной структуре, выделяют локальный (районный, межрайонный), региональный (конкретная область), республиканский и мировой рынок цветочно-декоративной продукции. В товарной структуре потребительского рынка цветов и декоративных растений выделяют рынок цветов на срез, рынок горшечных растений, рынок рассады и рынок декоративных деревьев и кустарников. По своему назначению рынок рассады ориентирован в основном на местного потребителя, формируется он, как правило, в пределах административного района. Что касается остальных рынков в приведенной классификации, то они существуют как на национальном, так и на мировом уровне. При этом особый интерес представляет рынок цветов на срез. Несмотря на ограниченные сроки хранения данного товара, рынок имеет широкую географию потоков в мировых масштабах. При этом продукция, выращенная отечественными производителями, реализуется лишь на локальных рынках страны вследствие отсутствия прогрессивных технологий хранения и транспортировки цветочных стеблей.
Функционирование рынка цветов и декоративных растений решает задачу обеспечения существующей потребности страны в продукции данного вида. Емкость рынка определяют спрос и предложение. При этом важнейшим источником сбалансированности внутреннего рынка цветов и декоративных растений выступает внешняя торговля. Другими словами, проблема достижения равновесия между спросом и предложением на внутреннем рынке закономерно затрагивает вопрос о целесообразности и необходимости в первую очередь импорта цветочно-декоративной продукции. С другой стороны, импорт в республику более конкурентоспособ-
ных импортных товаров способствует расширению производства в стране-импортере и сокращению объемов отечественного производства.
Проведенный анализ формирования внутреннего рынка цветов и декоративных растений Республики Беларусь позволил нам выделить его основные составляющие (рис. 1).
Отметим, что институциональная структура рынка цветочно-декоративной продукции отличается от структуры рынков других сельскохо -зяйственных культур. Здесь может быть выделена группа специализированных операторов. В Беларуси она включает семь оптовых поставщиков: пять - в Минске, два - в Бресте. Помимо крупных фирм, импортирующих цветы и декоративные растения регулярно, существует категория фирм, осуществляющих закупки время от времени, обычно накануне праздников. При этом при пересечении белорусской границы все цветы обязательно проходят через Государственную инспекцию по карантину растений, которая предотвращает распространение внутри страны опасных заболеваний и новых видов вредителей [1, с. 22].
Поскольку в период транспортирования и реализации значительная часть цветочно-декоративной продукции теряет свои декоративные качества, товарный вид и гибнет при хранении, импортеры стремятся обеспечить их сбыт заблаговременно, заключая долгосрочные контракты с постоянными клиентами [6, с. 341].
Конечный потребитель может прибрести данные товары через следующие розничные каналы:
> специализированные магазины;
> оптовые и городские рынки;
> супермаркеты.
Рисунок 1 - Формирование рынка цветов Беларуси Примечание. Разработка автора.
Структурный анализ внешнеэкономической деятельности республики в сфере купли-продажи цветочно-декоративной продукции, принадлежащей к одной классификационной группе ТН ВЭД Республики Беларусь 06 - " Живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень", показал, что основными статьями импорта являются:
0601 - Луковицы, клубни, корневые клубни, клубнелуковицы, розетки корней и ризомы, находящиеся в состоянии вегетативного покоя, вегетации или цветения; растения и корни цикория, кроме корней товарной позиции 1212.
0602 - Прочие живые растения (включая их корни); черенки и отводки.
0603 - Срезанные цветы и бутоны, пригодные для составления букетов или для декоративных целей, свежие, засушенные, окрашенные, отбеленные, пропитанные или подготовленные другими способами.
0604 - Листья, ветки и другие части растений без цветков и бутонов, травы, мхи и лишайники, пригодные для составления букетов или для декоративных целей, свежие, засушенные, окрашенные, отбеленные, пропитанные или подготовленные другими способами.
Валовое выращивание цветочно-декоративной продукции в настоящее время находится в явном противоречии с предъявляемым спросом, в связи с чем осуществляется импорт цветочной продукции, доля которого в общем объеме потребления в 2009 г. возросла до 64 % (табл. 1).
В среднем за последние три года белорусские производители обеспечивали лишь 33 % предъявляемого спроса на цветочно-декоративную продукцию, а по цветам на срез - 24 %. Несмотря на относительно небольшую долю внутреннего производства в обеспечении спроса населения на цветочно-декоративную продукцию, отметим следующие положительные тенденции в формировании внутреннего рынка:
> рост объема рынка цветов и декоративных растений в республике: с 2007 по 2009 г. объем рынка цветов и декоративных растений увеличился в 1,3 раза;
> рост внутреннего производства: с 2007 по 2009 г. объем производства увеличился более чем на 40 п. п.
Что касается потребления цветочно-декоративной продукции, то его объем в 2009 г. составил порядка 32,3 млн долл. США. При этом на душу населения данный показатель составил 3,4 долл. США. Отметим, что, несмотря на рост душевого потребления (с 2007 по 2009 г. потребление цветочно-декоративной продукции на душу населения возросло на 29 п. п.), это достаточно низкий показатель по сравнению с уровнем европейских стран.
- гтег т^ч 1.-м -.т^Спп;
Щ ■ ■■ ■■—-■- , I I л-
Рисунок 2 - Схема размещения и специализации предприятий отрасли цветоводства, 2009 г.
Проведя исследование отечественного промышленного производства цветов, мы установили, что контрагентами на рынке цветочно-декоративной продукции выступают сегодня 105 предприятий, расположенных более чем в 50 районах республики. Существующая система размещения и специализация цветоводческих предприятий республики представлена на рисунке 2.
Отметим, что за анализируемые годы (с 2007 по 2009 г.) количество субъектов хозяйствования отрасли цветоводства республики увеличилось почти в 2 раза. Явный рост активности в этом сегменте народного хозяйства свидетельствует о все возрастающем интересе частного бизнеса к данному сектору.
И эта тенденция характерна не только для Республики Беларусь. Во всем мире все больше внимания притягивает к себе рынок декоративных цветов и растений. Основные причины высокой популярности следующие:
> высокая доходность и относительная стабильность цветочного бизнеса во многих странах;
> динамика мирового производства и торговли цветами характеризуется долгосрочной тенденцией роста [3, с. 53].
Основными контрагентами отечественного рынка флоры выступают предприятия коммунальной формы собственности, которыми в 2009 г. выращено 4716,2 тыс. шт. цветочных стеблей, 129,6 - цветов горшечных, 18268,6 тыс. шт. цветочной рассады, что составляет более 85 % произведенной цветочной продукции хозяйств всех категорий республики (табл. 2). При этом значительная доля произведенной товарной продукции не идет на реализацию, а используется предприятиями жилищно-коммунального хозяйства для озеленения городов. В итоге при рассмотрении показателей реализации цветочной рассады мы наблюдаем снижение доли данных предприятий в общем объеме реализации.
Наиболее крупными предприятиями, специализирующимися на выращивании цветов и декоративных растений, являются КУП " Цветы столицы" (г. Минск), Коммунальное унитарное сельскохозяйственное тепличное предприятие " Весна" (г. Витебск), УП " Слонимский специализированный совхоз "Рыщицы", Государственное унитарное производственное предприятие " Брестзеленстрой", КПУП " Могилевзеленст-рой" и другие специализированные подразделения предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Также промышленным цветоводством занимаются предприятия, не относящиеся к Министерству жилищно-коммунального хозяйства - тепличное хозяйство ОСП УП " ДорОРС" , Парниково-тепличный комплекс Института мелиорации. Все более популярным данный вид деятельности становится у крестьянско-фермерс-ких хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Так, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия у 2 % КФХ республики основным направлением специализации сельскохозяйственного производства является выращивание лекарственных и декоративных растений [8, с. 168]. При этом, несомненно, огромный вклад в формирование рынка цветов и декоративных растений в весеннее-летний период вносят личные подсобные хозяйства населения республики.
Заключение. Обобщение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования рынка цветов и декоративных растений Республики Беларусь позволяет определить его следующие особенности:
- сезонность производства, что вызывает колебание предложения со стороны отечественных производителей;
Таблица 1 - Динамика показателей рынка цветов и декоративных растений
Год Предложение, тыс. долл. США Спрос, тыс. долл. США Потребление на душу населения, долл. США
Внутреннее производство Объем импорта Объем экспорта Потребление
2007 8 733 17 974 1 230 25 537 2.63
2008 12 114 20 ИЗ 1 373 30 854 3,18
2009 12 490 20 788 1 011 32 267 3,40
Примечание. Таблица (.оставлена и рассчитана авторами пц данным Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [9. с. 2(1, 10. с- 21], Национального статистического комитета Рес-публики Беларусь.
Таблица 2 - Структура производства продукции цветоводства в Республике Беларусь, 2009 г.
Категория предприятий Выращено Реализовало
цветочных стеблей гнетов горшечных цветочной рассады цветочных стеблей цветая горшечных цветочной рассады
тыс. гит. % тыс. шпг. тыс. шт % тыс, шт, % тыс, шт. % тыс. шт. %
Предприятия всех категорий 5790,0 100 242,9 100 20989,0 100 5754,0 100 221,5 100 17917,0 100
В том числе предприятия Министерства ЖКХ 4716,2 81,5 129,6 53,4 18268,6 87,0 4691,2 81,5 121,8 55,0 14206,0 79,3
Примечание. Таблица составлена и рассчитана авторами по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
- большие объемы продукции цветоводства и непродолжительные сроки ее хранения;
- сравнительно большая широта и глубина товарной номенклатуры;
- промышленное производство цветов и декоративных растений сосредоточено вблизи крупных и средних городов, что обусловлено особенностями потребления данной продукции;
- предложение цветочно-декоративной продукции существенно меньше предъявляемого спроса на внутреннем рынке, что определяет его импортную ориентацию и ставит в зависимость от тенденций, происходящих на мировом рынке цветов и декоративных тенденций.
В заключении следует отметить, что потенциал отечественного производства цветов и декоративных растений, на наш взгляд, не полностью использован, что, при проведении ряда мероприятий, позволит выращивать продукцию, востребованную на рынке, и тем самым свести импорт данной продукции к минимуму.
Список литературы
1. Бенько, А. Производство в бутоне / А. Бенько // Рэспублжа . - 2008. -5 сак. - С. 3, 22.
2. Головкин, Б.Н. Декоративные растения СССР / Б.Н. Головкин, Э.П. Ки-таева, Э.П. Немченко. - М.: Мысль, 1986. - 320 с.
3. Качановская, Е. Мировой рынок цветов: тенденции и перспективы развития / Е. Качановская // Аграрная экономика. - 2010. - № 6. - С. 53-58.
4. Киселев, Г.Е. Цветоводство / Г.Е. Киселев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гос. изд. с.-х. лит., 1952. - 975 с.
5. Лунина, Н. История культуры цветоводства / Н. Лунина // Наука и инновации. - 2009. - №°4 (74). - С. 70-71.
6. Салейчук, Е.Н. Продление сроков хранения цветов в срезке как один из элементов эффективного функционирования отрасли цветоводства / Е. Н. Са-лейчук // Молодежь и инновации-2009: мат. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, посвященной 170-летию УО "БГСХА", Горки, 3-5 июня 2009 г.: в 2 ч. / УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"; редкол.: А.П. Курдеко [и др.]. - Горки, 2009. - Ч. 2. - С. 341-342.
7. Сельская гаспадарка Беларус / пад рэд. 1.Ц. Рудман, А.У. Усцшава. -Минск, 1980. - 256 с.
8. Сельское хозяйство Беларуси в цифрах 1980-2007 гг.: тенденции развития / сост. В.С. Сакович; под науч. ред. В.Г. Гусакова. - Минск, 2008. - 334 с.
9. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень. Янв. - дек. 2007 г. / Гос. тамож. комитет Республики Беларусь. - Минск: Типография Минской центральной таможни, 2008. - 224 с.
10. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень № 4 (54) янв. - дек. 2009 г. / Гос. тамож. комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП "Белтаможсервис" филиал "Белтаможиздат", 2010. - 230 с.
Информация об авторах
Пакуш Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и МЭО в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-30.
Качановская Екатерина Николаевна - магистр экономических наук, аспирантка кафедры экономики и МЭО в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 525-01-01.
Дата поступления статьи - 15 октября 2010 г.
УДК 330.3.009.12(100)
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
Л.В. ПАКУШ, доктор экономических наук, профессор УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия" И.И. ЛЕНЬКОВ, аспирант Государственное научное учреждение «Институт экономики НАН Беларуси»
THE DETERMINANT FACTORS OF GLOBAL COUNTRY COMPETITIVENESS
L.V. PAKUSH, Doctor of Economics, professor
The Education Establishment "The Belorussian State Agricultural Academy" I.I. LENKOV, postgraduate student The State Scientific Establishment "The Institute of Economics of NAS of Belarus"
При современных темпах развития With nowadays rapid development
международных отношений довольно of international relations it has become
сложно определить все переменные и rather difficult to identify all the figures
показатели, которые влияют на кон- that influence the competitiveness of any
курентоспособность отдельной стра- country. Modern statistical methods do
ны. Современные статистические ме- not help us in measuring exact qualitative
тоды не позволяют нам сделать дос- estimations of the competitiveness. таточно точных качественных оценок конкурентоспособности.
Введение. Исходя из особенностей проявления глобализации, можно задаться вопросом: меняются ли на этапе глобализации условия доступа к мировому доходу? Другими словами: можно ли какие-либо из факторов, определяющих место страны в мировой торговле, мировом движении капитала и рабочей силы, назвать факторами глобальной кон-