Научная статья на тему 'Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования'

Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культура / экономическая культура / особенности формирования / высшее образование / студенты / culture / economic culture / specific features of formation / higher education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эфендиева Наиля Джавидовна, Сергеева Марина Георгиевна

Экономические процессы неотделимы от жизни каждого человека, потому так важно формирование экономической культуры у студентов, молодых людей, которые живут в изменчивых социально-экономических условиях. Чтобы принимать рациональные экономические решения, полезные как для них самих, так и для государства, членами которого они являются, необходимо владение культурой такого рода деятельности. В конечном итоге от степени сформированности или, напротив, несформированности экономической культуры у граждан будет зависеть динамичность и устойчивость развития экономики всего государства, его благосостояние, уровень жизни. Поэтому на плечи педагогов ложится непростая задача по экономическому образованию и просвещению российского студенческого сообщества. Цель статьи состояла в изучении и анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении структурных элементов последней и обобщении ее особенностей формирования у студентов вуза. Исследование проблемы осуществлялось с помощью таких методов, как анализ, синтез, обобщение. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников позволил выявить сущностные характеристики экономической культуры, ее компоненты, на их основании сформулировать авторское определение данного понятия. Также в результате нашего исследования были обобщены характерные особенности процесса формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении ее структурных элементов, практическая в обобщении особенностей формирования экономической культуры у обучающихся высших учебных заведений, которые необходимо учитывать педагогам при разработке и реализации образовательных программ, а также внеаудиторной работы со студентами. Среди них были определены следующие: непрерывность и системность, базовые экономические дисциплины, составляющие ядро образовательного процесса, междисциплинарный подход, активное обучение, интеграция теоретических знаний с практическим опытом, влияние цифровой грамотности и международного сотрудничества, значимая роль педагогов и образовательных программ, регулярная оценка результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эфендиева Наиля Джавидовна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific features of economic culture formation among students in the system of higher education

Economic processes are inseparable from the life of each person, therefore it is so important to form economic culture in students who, sooner or later, depending on their age and course of study, embark on the path of making independent economic decisions. In order to make rational economic decisions that are beneficial both to themselves and to the state of which they are members, it is necessary to develop a culture of this kind of activity. Ultimately, the dynamism and sustainability of the development of the economy of the entire state will depend on the degree of development of the economic culture of citizens. Therefore, teachers face the difficult task of economic education and enlightenment of the Russian student community. The aim of our article was to study and analyze the views of domestic and foreign authors on the essence of the concepts of "culture" and "economic culture", to determine the structural elements of the latter and to generalize the characteristics of its formation in university students. The study of the problem was carried out using such methods as analysis, synthesis, and generalization. The analysis of domestic and foreign literary sources allowed us to identify the essential characteristics of economic culture, its components, and, on their basis, to formulate the authors' original definition of this concept. Besides, our study resulted in summarizing the characteristic features of the process of economic culture formation among students in the system of higher education. The theoretical significance of the article lies in the analysis of the views of domestic and foreign authors on the essence of the concepts of "culture" and "economic culture", the definition of its structural elements. The practical significance is in the generalization of the characteristic features of the formation of economic culture among students of higher educational institutions, which must be taken into account by teachers when developing and implementing educational programs, as well as extracurricular work with students. Among them, the following were identified: continuity and consistency, basic economic disciplines that form the core of the educational process, interdisciplinary approach, active learning, integration of theoretical knowledge with practical experience, the influence of digital literacy and international cooperation, the significant role of teachers and educational programs, regular assessment of results.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2025, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 251031 DOI 10.24412/2304-120X-2025-11031 УДК 378.147

Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования

Specific features of economic culture formation among students

in the system of higher education

Авторы статьи

Эфендиева Наиля Джавидовна,

ассистент кафедры технологического и экономического образования ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0003-6747-8922

Сергеева Марина Георгиевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков ФГАОу ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0001-8365-6088

Конфликт интересов

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Эфендиева Н. Д., Сергеева М. Г. Особенности формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2025. - № 02. - С. 256269. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251031.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11031

Authors of the article Nailya D. Efendieva,

Assistant, Department of Technological and Economic Education, Vladimir State University named after Alexander and Nikolai Stoletov, Vladimir, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0003-6747-8922

Marina G. Sergeeva,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8365-6088

Conflict of interest statement

I Conflict of interest is not declared For citation

N. D. Efendieva, M. G. Sergeeva, Specific features of economic culture formation among students in the system of higher education // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2025. - No. 02. - P. 256-269. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251031.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11031

Поступила в редакцию Received 15.01.25 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.02.25

Принята к публикации Accepted for publication 16.02.25 Опубликована Published 28.02.25

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Эфендиева Н. Д., Сергеева М. Г., 2025

Аннотация

Abstract

L

Экономические процессы неотделимы от жизни каждого человека, потому так важно формирование экономической культуры у студентов, молодых людей, которые живут в изменчивых социально-экономических условиях. Чтобы принимать рациональные экономические решения, полезные как для них самих, так и для государства, членами которого они являются, необходимо владение культурой такого рода деятельности. В конечном итоге от степени сформированности или, напротив, несформирован-ности экономической культуры у граждан будет зависеть динамичность и устойчивость развития экономики всего государства, его благосостояние, уровень жизни. Поэтому на плечи педагогов ложится непростая задача по экономическому образованию и просвещению российского студенческого сообщества. Цель статьи состояла в изучении и анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении структурных элементов последней и обобщении ее особенностей формирования у студентов вуза. Исследование проблемы осуществлялось с помощью таких методов, как анализ, синтез, обобщение. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников позволил выявить сущностные характеристики экономической культуры, ее компоненты, на их основании сформулировать авторское определение данного понятия. Также в результате нашего исследования были обобщены характерные особенности процесса формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования. Теоретическая значимость статьи заключается в анализе взглядов отечественных и зарубежных авторов на сущность понятий «культура» и «экономическая культура», определении ее структурных элементов, практическая - в обобщении особенностей формирования экономической культуры у обучающихся высших учебных заведений, которые необходимо учитывать педагогам при разработке и реализации образовательных программ, а также внеаудиторной работы со студентами. Среди них были определены следующие: непрерывность и системность, базовые экономические дисциплины, составляющие ядро образовательного процесса, междисциплинарный подход, активное обучение, интеграция теоретических знаний с практическим опытом, влияние цифровой грамотности и международного сотрудничества, значимая роль педагогов и образовательных программ, регулярная оценка результатов.

Economic processes are inseparable from the life of each person, therefore it is so important to form economic culture in students who, sooner or later, depending on their age and course of study, embark on the path of making independent economic decisions. In order to make rational economic decisions that are beneficial both to themselves and to the state of which they are members, it is necessary to develop a culture of this kind of activity. Ultimately, the dynamism and sustainability of the development of the economy of the entire state will depend on the degree of development of the economic culture of citizens. Therefore, teachers face the difficult task of economic education and enlightenment of the Russian student community. The aim of our article was to study and analyze the views of domestic and foreign authors on the essence of the concepts of "culture" and "economic culture", to determine the structural elements of the latter and to generalize the characteristics of its formation in university students. The study of the problem was carried out using such methods as analysis, synthesis, and generalization. The analysis of domestic and foreign literary sources allowed us to identify the essential characteristics of economic culture, its components, and, on their basis, to formulate the authors' original definition of this concept. Besides, our study resulted in summarizing the characteristic features of the process of economic culture formation among students in the system of higher education. The theoretical significance of the article lies in the analysis of the views of domestic and foreign authors on the essence of the concepts of "culture" and "economic culture", the definition of its structural elements. The practical significance is in the generalization of the characteristic features of the formation of economic culture among students of higher educational institutions, which must be taken into account by teachers when developing and implementing educational programs, as well as extracurricular work with students. Among them, the following were identified: continuity and consistency, basic economic disciplines that form the core of the educational process, interdisciplinary approach, active learning, integration of theoretical knowledge with practical experience, the influence of digital literacy and international cooperation, the significant role of teachers and educational programs, regular assessment of results.

Ключевые слова

Key words

культура, экономическая культура, особенности формирования, высшее образование, студенты

Благодарности

culture, economic culture, specific features of formation, higher education, students

Acknowledgements

Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».

The publication was prepared within the framework of research project No. 071720-0-000 "Psychoneurolinguis-tics as an application to the methodology of intensifying the process of teaching foreign languages based on interdisciplinary knowledge."

Введение / Introduction

В современном мире каждый человек ежедневно сталкивается с экономикой, начиная с семейного бюджета и заканчивая экономической политикой страны, в которой он живет. Очень важно, чтобы граждане, в частности отдельная их категория «студенчество», представляющая для нас интерес как экономически активная часть населения, обладали экономической культурой, которая в настоящее время просто необходима для конкурентоспособности на рынке труда, успешной самореализации и развития гибкости людей относительно изменчивых экономических отношений в

условиях рыночной экономики. Среди причин, объясняющих значимость ее формирования у студентов, также выделяют: социально-личностное развитие, включающее закладку ценностных установок, формирование нравственно-экономических качеств личности (ответственность, предприимчивость, деловитость, бережливость и др.), адекватной самооценки готовности к видам экономической деятельности, которые обеспечивают рациональное экономическое поведение в разрешении жизненных трудностей; воспитание субъектности студента в хозяйственных отношениях - осознание ролей собственника, потребителя и других, ориентируемость в макро- и микроэкономических событиях, грамотность в разрешении хозяйственных вопросов; гражданское становление - способность видеть причинно-следственные связи экономических процессов, протекающих в стране, готовность отстаивать свою точку зрения на этот счет и принимать участие в решении экономических вопросов [1]. Также следует отметить провозглашаемое Указом Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [2] устойчивое и динамичное развитие экономики нашей страны, которое возможно только в том случае, если граждане, его обеспечивающие, будут обладать экономической культурой.

В системе высшего образования формирование экономической культуры каждого студента - вызов времени. Но процесс этот непрост, имеет свои характерные особенности, которые необходимо изучить для эффективной работы в данном направлении.

Обзор литературы / Literature review

Рассмотрение вопроса об особенностях формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования необходимо начать с изучения сущности феномена «культура». Попытки его осмысления были предприняты еще во времена античности. Древнеримский государственный деятель М. П. Катон в своем трактате «Земледелие» повествует о культуре содержания земельного участка. Понимание культуры в данной работе смещается с ее односмысленного первоначального трактования как возделывания, обработки земли, автор расставляет акценты на почитании, особом отношении и уходе за приобретенным земельным участком. М. П. Катон был убежден в том, что участие в благом труде делает земледельцев людьми свободными от злых помыслов, самыми верными и стойкими [3]. Древнеримский политический деятель, философ М. Т. Цицерон противопоставлял культуру варварству. По мнению мыслителя, культура рождается и существует при столкновении энергии, стремлений, свободы человека с традициями, законами, интересами общества. Но эта борьба не перерастает в деструктивный конфликт, а наоборот, способствует развитию и обогащению культуры. Ее подлинность Цицерон видит в диалектическом единстве духовного совершенствования гражданина и «самых общих интересов государства» [4]. Таким образом, культура приобретает смысл воспитания идеальных членов общества, осознающих свой долг перед Отечеством. Древнегреческий философ Аристотель рассматривает понятие культуры с точки зрения воспитательных влияний на человечество. В «Политике» он рассуждает о значимости существования в обществе законов воспитания, а его само возводит в ранг общего дела для всех граждан [5]. В поэме древнеримского поэта-философа Лукреция «О природе вещей» прослеживается становление культуры в жизни людей: от первой добычи огня до научения различным ремеслам и искусствам. Лукреций ведет читателя по сюжетной линии своего произведения от времени отсутствия в человеческом обществе нравственных правил, законов, общественного блага к времени, когда люди претерпевали духовное развитие [6].

В Средние века вместо культуры чаще всего философы использовали понятие «культ». Ярким представителем данной эпохи Фомой Аквинским [7] в рассматриваемый нами феномен вкладывался смысл божественного творения со сложной иерархической структурой. Но она не ограничивалась земным бытием, включала небесные, высшие формы.

В эпоху Возрождения происходит возвращение к античному пониманию культуры как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало. При этом пропагандировалась идея свободы человека перед Богом и миром [8].

Употребление понятия «культура» в качестве самостоятельного термина связано с именем немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа. Ему также принадлежит заслуга формирования современного трактования культуры. С. Пуфендорф в трактате «О законе природном и гражданском» в понятие «культура» вкладывает смысл самосовершенствования человека, в нем также фигурирует термин сикш, означающий совокупность обустройств всей человеческой жизни. Позднее в «Скандинавской полемике» немецкий деятель говорит об источниках появления культуры в жизни людей, к ним С. Пуфендорф относит поддержку, предприимчивость и изобретения человечества [9].

В России первое упоминание о термине «культура» связано с личностью советского поэта, писателя, художника Н. С. Кириллова. Автор характеризует понятие как деятельность по пробуждению заключенных в каком-либо предмете сил. По мнению Н. С. Кириллова, культура обязательно несет в себе улучшение, совершенствование, а в качестве предмета такой деятельности может быть как что-то материальное, например земля, так и невещественное, например разум [10].

Зарубежная и отечественная наука ХХ-ХХ1 веков насчитывает множество определений культуры. Обратимся к некоторым из них.

Э. Б. Тэйлор культуру отождествляет с цивилизацией. Рассуждая о сущности понятия, он говорит о том, что культура приводит к совершенствованию человечества за счет более высокой организации личности и общества. Предназначение культуры Тэйлор видит в развитии нравственности, могущества и счастья человека [11].

Э. Сепир в своих исследованиях акцентирует внимание на свойствах подлинной культуры - это гармоничность, уравновешенность и самодостаточность. Автор говорит о правомерности применения понятия «культура» в любом типе цивилизации и на любом этапе ее развития. Подлинную культуру Э. Сепир характеризует как единую, но в то же время с высокой степенью вариативности жизненную установку, согласно которой значимость какого-либо элемента цивилизации прослеживается сквозь призму отношения к другим ее элементам [12].

Р. Линтон, характеризуя понятие «культура», связывает его с наличием образцов поведения людей в человеческом сообществе, которое их разделяет и передает своим членам [13].

Согласно воззрениям Е. А. Алиевой, культура является выражением социального опыта, объединяет людей в единую «мозаику» человечества. По мнению доктора философии в области культурологии, обмен культурным опытом не несет смысл столкновения культур друг с другом. Благодаря диалогу культур развивается и сохраняется их самобытность [14].

А. Спада, М. Фиоре, А. Галати на основании своего исследования считают культуру фактором влияния на уровень бедности граждан [15].

Дж. Д. Пинкус утверждает, что привитие культурных ценностей происходит в ходе непрерывного взаимодействия людей, они не «даются» и не «принимаются» [16].

По мнению П. С. Гуревича, творения культуры надстраиваются над природой, ее предметы выступают продуктами преодоления природы, инстинктов [17]. Таким образом, культура и есть этот самый акт преодоления.

А. Н. Маркова видит в культуре смысл совершенствования и преобразования природы в результате деятельности людей. По мнению культуролога, именно она призвана регулировать социальное взаимодействие и поведение [18].

П. А. Сорокин под культурой подразумевает комплекс «значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [19].

А. М. Алексеев-Апраксин говорит о неразделимости и взаимообусловленности существования человека и культуры. Коммуникативным путем передачи собственного опыта в ходе диалога поколений люди становятся приверженцами культуры социума, в котором они живут [20].

Г. Е. Шкалина в культуре видит социальное нормирование жизнедеятельности человеческого общества, а основным ее предназначением - возделывание души, совершенствование личности [21].

А. Ф. Григорьев культуру характеризует как духовную константу развития общества. Культуролог говорит о том, что сами люди создают ценности и передают их поколениям, коммуницируя друг с другом посредством вербальных сигналов и символики [22].

Проблеме формирования экономической культуры у студентов посвящен ряд диссертационных работ, статей российских исследователей.

З. З. Сабирова под экономической культурой студентов понимает комплекс экономических знаний, умений и навыков их практического использования с высоким уровнем экономически значимых качеств личности. По мнению исследователя, экономическая культура студентов определяет их готовность к рациональной экономической деятельности, а ее структура включает когнитивный, ценностно-мотивационный, деятель-ностно-креативный компоненты [23]. Исходя из того факта, что сознание личности едино, автор считает, что экономическая культура личности одновременно включена в другие виды культуры и содержит их в себе. Необходимыми педагогическими условиями формирования экономической культуры З. З. Сабирова выделяет: информационную наполненность экономического образования, субъектную позицию студентов, интеграцию экономических дисциплин с другими, опыт экономической деятельности [24].

И. А. Тарасова экономическую культуру отождествляет со сложносоставным ин-тегративным личностным образованием, которое характеризуют экономические знания, убеждения, навыки, нормы деятельности и поведения, опыт творческой деятельности. Ее компонентами педагог считает: познавательно-ценностный, нравственно-ценностный, деятельностно-ценностный. В своей работе И. А. Тарасова акцентирует внимание на поэтапном и последовательном достижении студентами более высокого уровня экономической культуры, которую она рассматривает в контексте общей культуры. Исследователь отдает экономической культуре главную роль в формировании целостной культуры личности в условиях рыночной экономики [25].

Н. Г. Игнатьева исследовала формирование экономической культуры студентов педвуза. Экономическую культуру она охарактеризовала как интегральное личностное новообразование, включающее развитое экономическое мышление, сформированные умения и навыки экономической деятельности в сфере образования и позитивное отношение к этой активности. Согласно позиции Н. Г. Игнатьевой, экономическая культура студента педвуза содержит когнитивный, мотивационный, аксиологический, деятельностный компоненты. Педагогическими условиями эффективности ее формирования служат: компетентностный подход, межпредметная интеграция, поэтапность освоения экономических знаний, отношений, опыта, практическая

направленность и включенность в реальную экономическую деятельность, наличие инструментов и критериев диагностики динамики формирования экономической культуры обучающихся [26].

Команда исследователей под руководством М. Г. Сергеевой изучала формирование экономической культуры будущего специалиста и охарактеризовала ее как инте-гративную характеристику личности, сочетающую в себе экономические знания, сознание, опыт, мышление, реализуемые в деятельности по приобщению к экономической культуре общества, а вместе с тем и ее созданию. Ученые выделяют этапы формирования экономической культуры: формирование базовой экономической культуры, базовой профессиональной экономической культуры, профессиональной экономической культуры. Основным компонентом экономической культуры команда исследователей выделяет экономическую компетентность, в качестве ее главного принципа - непрерывность. По их мнению, формирование экономической культуры основывается на междисциплинарном подходе [27].

Е. А. Ирсетская, А. Г. Тюриков, рассматривая экономическую культуру населения, характеризуют ее как систему норм и ценностей, регулирующих экономическое поведение граждан. Соответственно, элементами экономической культуры авторы выделяют социальные нормы, ценности, экономические интересы, ожидания, стратегии экономического поведения людей разного социального статуса и положения в обществе [28]. М. М. Новосельцева в своей работе указывает на прямую зависимость между финансово-экономической грамотностью населения и уровнем его жизни, экономической безопасностью, экономическим развитием страны [29].

И. В. Брызгалов, описывая авторскую технологию по экономическому образованию студентов области физического воспитания и спорта, говорит о такой ее обязательной характеристике, как социальная чувствительность (то есть направленность на формирование у выпускников вузов экономических компетенций, обусловленных общественным запросом), которая актуальна для формирования экономической культуры студентов в целом. Ее развитие также требует включения обучающихся в различные виды деятельности и использования форм работы с высокой долей активности самих студентов [30].

А. Ю. Гвалдин и его коллеги [31], аналогично предыдущему исследователю, поддерживают в процессе освоения элементов экономической культуры молодежью России их субъектную позицию. Одним из эффективных инструментов инициирования субъектности студентов педагоги считают воспитательные диалоги на экономические темы в профессиональной среде, так как именно с их помощью становится возможен обмен ценностями, что обеспечивает погружение в экономические отношения и обретение опыта грамотного экономического поведения в современном обществе.

Н. С. Абрамова [32] исследовала вопрос формирования социально-экономической культуры будущих инженеров. Педагог полагает, что социально-экономическая подготовка студентов заключается в создании соответствующей знаниевой базы в сознании обучающихся с последующей работой по формированию на ее основе умений и навыков. В качестве обязательного педагогического инструмента в выбранном направлении исследования Н. С. Абрамова считает имитационные методы обучения, что находит подтверждение в результатах организованной ею опытно-экспериментальной работы.

Е. А. Кузнецова изучала формирование экономической культуры курсантов военного вуза. Понятие «экономическая культура» она охарактеризовала как интеллектуальное свойство, сочетающее экономическое мышление и поведение, основанное на принятых в обществе нормах и ценностях, позволяющее принимать эффективные

военно-профессиональные решения. Предлагая авторскую модель формирования экономической культуры, Е. А. Кузнецова выделила в ее структуре когнитивно-ценностный, мотивационно-ценностный и деятельностно-ценностный компоненты с присущими им характеристиками. Когнитивно-ценностный отражает сформирован-ность экономических знаний и представлений курсантов, экономических ценностей, в соответствии с которыми они осуществляют деятельность по удовлетворению потребностей; мотивационно-ценностный - готовность и интерес студентов к овладению теоретической и ценностной базами экономической культуры; деятельностно-ценностный - эффективное выполнение функций курсанта на основании сформированных экономических знаний, представлений, ценностей [33].

К. А. Казиева дает следующее определение экономической культуре: это инструмент взаимодействия людей в экономической деятельности, обеспечивающий понимание как мировых экономических процессов, так и конкретного общества [34].

С. В. Аверьянова в своей статье отмечает, что подготовка специалистов с высоким уровнем экономической культуры должна начинаться с дошкольного возраста в семье, детском саду и продолжаться по мере взросления ребенка в школе, колледже и, наконец, вузе, естественно усложняясь по своему содержанию и приближаясь к реальным экономическим задачам [35]. Однако формирование экономической культуры охватывает не только обучающихся, но и педагогов тоже через систему дополнительного образования взрослых, только для них это больше не формирование, а совершенствование уже сформированной культуры, о чем повествует в своей работе В. Ф. Балащенко [36].

Современные зарубежные исследователи систем высшего образования практически не оперируют понятием «экономическая культура» в своих работах, для них наиболее характерны и часты формулировки: экономическая компетентность, экономическая грамотность, экономическая зрелость.

Исследователи Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга О. Златкин-Троичанская, К. Кюлинг-Тейс, Дж. Райхерт-Шлакс совместно с представителями Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) [37] изучали микроэкономические и макроэкономические компетенции студентов вузов в области бизнеса и экономики в России и Германии. Результаты их межнационального анализа свидетельствуют об одном общем факторе экономической компетентности обучающихся. Они указывают на тесную взаимосвязь между обучением и пониманием студентами различного экономического контента.

Исследователи Дуйсбургского университета Ф. Фортунати, Э. Уинтер в своей работе отмечают, что наряду с математическими, лингвистическими, социальными и другими компетенциями экономические компетенции становятся все более важными для управления жизненными ситуациями. В связи с этим развитие экономической компетентности авторы видят важным структурным элементом подготовки к участию человека в общественной жизни, а экономическая зрелость гражданина, согласно их мнению, определяется тем, насколько он эффективно, самостоятельно и ответственно справляется с жизненными ситуациями, обусловленными экономическими факторами [38]. Таким образом, экономическая компетентность предполагает успешное управление экономическими ситуациями, связанными с действиями, которые должны быть отнесены к лично-финансовым, профессионально-предпринимательским и социально-экономическим аспектам. Это проявляется в знаниях и способностях понимать, систематически анализировать, разрабатывать решения, оценивать, действовать обоснованно и размышлять о спектре требований, предъявляемых к экономической постановке проблемы в конкретном экономическом контексте [39].

Группа исследователей университета Объединенных Арабских Эмиратов и Майнцского университета Дж. Костли и Д. Федерякин совместно с представителями НИУ ВШЭ затрагивают проблему доминирования пассивного подхода во многих образовательных системах. На основании результатов своего исследования они утверждают, что пассивный подход к обучению неэффективен для любого уровня овладения навыками (даже самого низкого - распознавание и понимание). По мнению авторов, активный подход, напротив, потенциально может подготовить студентов к будущей карьере и личной жизни, помочь в адаптации к экономическим и политическим изменениям в стране, а применение преподавателями в рамках активного подхода проблемного обучения и совместного обучения оказывает положительное влияние на академические достижения студентов, формирование компетенций. В качестве стратегий стимулирования активности студентов вузов исследователи выделяют индивидуальное обучение, обучение на основе личного опыта, поощрение любознательности (вопросы, самостоятельный поиск истин) [40]. Также Д. Федерякин в сотрудничестве с командой НИУ ВШЭ занимался изучением инструментов оценки экономической грамотности студентов, определяя ее как способность идентифицировать главные экономические проблемы повседневности и разрешать их при помощи методов и принципов экономического анализа [41].

Б. С. Нармадитья, С. Сахид, М. Хуссин [42] из Национального университета Малайзии изучали взаимосвязь между экономической, предпринимательской, цифровой грамотностью и экономическим поведением обучающихся. В результате их исследования было подтверждено влияние обозначенных видов грамотности на экономическое поведение и выявлена тенденция к увеличению рациональности экономического поведения студентов Индонезии и некоторых других стран. Дж. Кустианди, С. Сахид, И. Х. Каха-рудин [43] изучали факторы, влияющие на экономическое поведение студентов университета (экономическая грамотность, экономическое образование семьи, социально-экономический статус родителей и экономическая рациональность).

Исходя из анализа рассмотренных исследований, мы характеризуем экономическую культуру неотделимой частью общей культуры, поликомпонентным личностным новообразованием, интегрирующим экономические знания, умения, навыки, опыт экономической активности и положительное отношение к ней. Также констатируем наличие в структуре экономической культуры студентов вузов знаниевого, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов. Педагогические условия формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования рядоположены описываемым результатам исследования, поэтому рассмотрим их позднее.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Цель нашего исследования заключалась в обобщении особенностей формирования экономической культуры у студентов вуза. В исследовании применялись следующие методы: анализ зарубежных и отечественных литературных источников, синтез, обобщение. Анализ зарубежных и отечественных литературных источников позволил определить сущностные характеристики экономической культуры и выделить ряд особенностей процесса по формированию экономической культуры у студентов высшего учебного заведения. С помощью синтеза результатов анализа зарубежных и отечественных литературных источников было сформулировано определение экономической культуры студента в системе высшего образования. С помощью обобщения

выделяемых зарубежными и отечественными исследователями особенностей процесса по формированию экономической культуры у студентов высшего учебного заведения были сформулированы главные особенности данного процесса.

Результаты исследования / Research results

Анализ современных отечественных и зарубежных исследований по проблеме формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования и обобщение его результатов позволяют нам выделить ключевые особенности данного рода деятельности. Уделим внимание каждой из них.

Непрерывность и системность

Это положение о поэтапном характере формирования экономической культуры с усложнением содержания и приближением к реальным условиям от одной ступени к другой. Рассматривая первую особенность, следует отметить также характерную черту экономического образования как значимой части процесса формирования экономический культуры - неограниченность аудиторной работой. Внеаудиторная работа (в том числе самообразование), а также индивидуальная работа со студентами не менее значимы и актуальны. Примерами внеаудиторных мероприятий могут служить студенческие научные кружки экономической направленности, встречи с бизнесменами, экскурсии на различные предприятия, практики и мастер-классы.

Базовые экономические дисциплины - ядро образовательного процесса.

Их изучение формирует у студентов знания основных экономических категорий в их связи с рыночной экономикой и экономической политикой государства.

Междисциплинарный подход

Не умаляя значимости предыдущего положения, стоит заметить тот факт, что сформированность экономических знаний не гарантирует обладание высоким уровнем экономической культуры. Они служат всего лишь одной ее частью, компонентом, о чем уже было сказано в разделе обзора литературы. Однако если останавливаться именно на знаниях, то важно отметить, что в сознании студентов необходимо формировать целостную картину мира, чтобы они могли учитывать различные факторы во время принятия экономических решений, а это значит, что знания по психологии, юриспруденции, этике и другим дисциплинам также необходимы.

Активное обучение

Именно активное обучение делает возможным стереть преобладающую над студентом возвышенность преподавателя в познании, дает обучающемуся некоторую степень автономии, образованию - саморефлексивный характер. Педагог становится наставником, направляющим на поиск истины, новых знаний, способов решений задач. Методы активного обучения, применимые для формирования экономической культуры: диалог, проблемная лекция, проектный метод, кейсы, посещение экономически эффективных предприятий, имитационные игры и др. В качестве стратегий стимулирования активности студентов вузов применяют индивидуальное обучение, обучение на основе личного опыта, поощрение любознательности.

Интеграция теоретических знаний с практическим опытом

Практическое применение экономических знаний необходимо не только для их лучшего усвоения, но и для того, чтобы в реальных жизненных ситуациях за пределами вуза студенты могли принимать экономически рациональные решения, не несущие вреда ни им самим, ни обществу, ни окружающей среде. Это возможно при помощи бизнес-симуляторов, решении кейсов, которые основаны на опыте других людей, выполнении проектных работ, практик в реальных фирмах и компаниях и др.

Система обучения студентов должна основываться на анализе рыночной конъюнктуры, экономического сознания общества, требований работодателей, экономической активности и компетентности студентов.

Влияние цифровой грамотности

В век информационных технологий экономическая деятельность имеет тесную связь с цифровыми технологиями. Поэтому современному студенту не обойтись без навыков работы с современными инструментами финансового анализа и управления проектами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международное сотрудничество

Международные проекты и конференции, объединения студентов и преподавателей служат развитию обмена опытом между образовательными системами и способствуют формированию глобальной экономической культуры, пониманию характерных особенностей, положительных и отрицательных моментов экономик других стран мира.

Значимая роль педагогов и образовательных программ

Преподавателям поистине принадлежит значимая роль в формировании экономической культуры студентов. Они служат трансляторами этой культуры в студенческой среде. Однако их задача заключается не только и не столько в передаче экономических знаний студентам, которыми они обладают сами. На них возлагается миссия стать вдохновителями студентов на самостоятельное развитие своей личности в течение всей последующей жизни после окончания вуза. Что касается образовательных программ, они должны быть гибкими и адаптивными к ситуации в экономике и обществе.

Регулярная оценка результатов

Оценку динамики сформированности экономической культуры необходимо проводить регулярно, выявляя не только знаниевые приращения, но и степень развития компетенций для корректирования процесса и фокусирования внимания на пробелах, если таковые имеются.

Заключение / Conclusion

Формирование экономической культуры студентов в системе высшего образования играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и граждан, способных эффективно функционировать в условиях современной экономики.

Экономическая культура студента - неотделимая часть общей культуры, поликомпонентное личностное новообразование, интегрирующее экономические знания, умения, навыки, опыт экономической активности и положительное отношение к ней. В структуру экономической культуры студентов вузов включены знаниевый, мотива-ционно-ценностный и деятельностный компоненты.

Формирование экономической культуры студентов характеризуется междисциплинарным подходом с экономическим ядром, непрерывностью и системностью процесса, субъектной позицией студентов, интеграцией теоретических знаний с практической деятельностью, влиянием на ее формирование цифровой грамотности, международного сотрудничества, компетентности педагогов и качества образовательных программ вузов.

Результаты исследования служат первым шагом к построению авторской модели по формированию экономической культуры студентов высшего учебного заведения.

Ссылки на источники / References

1. Маманазаров А. Б. Экономическая культура студентов - как педагогическая категория // Материалы V Традиционной Международной научно-практической онлайн-конференции «Инновации в системе образования: новые горизонты для молодежи в науке, технологиях и бизнесе»: 14-15 июня, 2024 год / Филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте; под общ. ред. А. Б. Маманазарова. - Ташкент: Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте, 2024. - С. 27-39.

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/1

3. Катон М. П. Земледелие / [отв. ред. И. И. Толстой]; пер. [с лат.] и коммент. М. Е. Сергеенко. - Репр. воспроизведение изд. 1950 г. - СПб.: Наука, 2008. - С. 7.

4. Цицерон М. Т., Гаспаров М. Л. Избранные сочинения: пер. с лат. / [сост. и ред. М. Гаспарова, О. Ошерова, В. Сми-рина]; [вступ. статья Г. Кнабе. с. 5-32]; [коммент. М. Гаспарова и др.]. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 12-13.

5. Аристотель. Политика / пер. С. А. Жебелёв; под общ. ред. А. И. Доватура. - М.: Юрайт, 2025. - 297 с.

6. Кар Т. Л. О природе вещей / пер. с лат. и коммент. Ф. А. Петровского; вступ. ст. В. Асмуса. - М.; Л.: Academia, 1936. - С. 143-156.

7. Аквинский Ф. Сумма теологии: с комментариями и объяснениями / пер., сост., предисл., коммент. К. Банду-ровского. - М.: АСТ, 2019. - 320 с.

8. Реш О. В. Феномен культуры: история происхождения и современные тенденции развития // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2(2). - С. 29.

9. Шохин В. К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели // Вопросы философии. - 2011. - № 3. - С. 52.

10. Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, издаваемый Н. Кириловым. -СПб.: Типография Губернскаго правления, 1845. - С. 150 // Национальная электронная библиотека. -URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003506308?page=4&rotate=0&theme=white

11. Tylor E. B. Primitive culture: Researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art, and custom: in 2 vol. Vol. 1 / by E. B. Tylor. - L.: John Murray, 1920. - Р. 27.

12. Sapir E. Culture, genuine and spurious // American Journal of Sociology. - 1924. - № 29. - Р. 409.

13. Linton R. The tree of culture / by R. Linton. - N. Y.: Knopf, 1955. - 692 p.

14. Алиева Е. А. Модель глобального диалога в культурологических воззрениях азербайджанских интеллектуалов XXI века // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2024. - № 53. - С. 6, 8. - URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001139029

15. Spada A., Fiore M., Galati A. The impact of education and culture on poverty reduction: evidence from panel data of european countries // Social indicators research. - 2024. - Vol. 175. - P. 927-940. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11205-023-03155-0

16. Pincus J. D. Organizational culture as a need-fulfillment system: implications for theory, methods, and practice // Human arenas. - 2024. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s42087-024-00398-2

17. Гуревич П. С. Культурология: учеб. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - С. 51.

18. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - С. 12, 19.

19. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов; пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. - С. 218.

20. Алексеев-Апраксин А. М. Диалог поколений: огонь и лёд культурных изменений // Человек и культура. -2020. - № 6. - С. 150-162. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34235

21. Шкалина Г. Е. Этническая культура в ценностной парадигме современности // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сб. материалов IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 28-29 ноября 2019 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации. - Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2020. - С. 33, 35.

22. Григорьев А. Ф., Григорьева М. А. Культура как духовная константа эволюции общества // KANT. - 2020. -№ 2 (35). - С. 16. - URL: https://stavrolit.ru/kant/1690/1692/

23. Сабирова З. З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ижевск, 2004. - С. 6.

24. Сабирова З. З. Формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности. - С. 8-9.

25. Тарасова И. А. Формирование экономической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Смоленск, 2008. - 16 с.

26. Игнатьева Н. Г. Формирование экономической культуры у студентов педвуза как компонента их профессиональной компетентности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2007. - С. 17-18.

27. Sergeeva M. G., Sokolova N. L., Karavanova L. Z. et al. The technology of forming a future specialist's basic economic culture. - 2020. - Vol. 9. - № 26. - P. 523, 525. - URL: https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/amazo-nia/article/view/1184/1073

28. Ирсетская Е. А., Тюриков А. Г. Современная экономическая культура в поисках оптимального баланса развития: по материалам XII Международной социологической Грушинской конференции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2022. - № 4 (170). - С. 341. - URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2249

29. Новосельцева М. М. Уровень жизни населения в контексте финансово-экономической грамотности // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 8. - С. 66-71. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42829

30. Bryzgalov I. V. Economic culture building technology for academic physical education system // Theory and practice of physical culture. - 2021. - № 11. - Р. 16-17.

31. Гвалдин А. Ю., Дадаян Н. А., Оганян Т. Б., Панасенкова Т. В. Проблема диалогичности в воспитании экономической культуры молодежи // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 4 (52). - С. 48-63. - URL: https://pnojournal.wordpress.com/2021/08/30/gvaldin/

32. Abramova N. S., Vaganova O. I., Smirnova Z. V. et al. Formation of socio-economic culture of future engineers // Growth poles of the global economy: emergence, changes and future perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Plekhanov Russian University of Economics. - Luxembourg: Springer Nature, 2020. - Р. 10411047. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-15160-7

33. Кузнецова Е. А. Педагогические условия формирования и развития экономической культуры личности курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 11. - С. 173-175.

34. Казиева К. А. Экономическая культура современной молодёжи и её влияние на рынок профессий // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2023. - № 21. - С. 121.

35. Аверьянова С. В. Влияние языковых конкурсов на формирование экономической культуры личности // Актуальные проблемы преподавания иностранного языка: традиции и новые парадигмы: материалы между-нар. науч.-практ. конф. по актуальным проблемам преподавания иностранного языка экономики и бизнеса. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2024. - С. 7.

36. Балащенко В. Ф. Экономическое образование как инструмент профессионального роста педагогов // Дополнительное образование взрослых: международные тенденции и национальные приоритеты (дополнения): сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 105-летию БГПУ, Минск, 22-23 ноября 2019 г. -Минск: БГПУ, 2020. - С. 13.

37. Federiakin D., Kardanova E., Koreshnikova Y. et al. Cross-national structure of economic competence: Insights from a German and Russian assessment // Research in comparative and international education. - 2022. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/17454999211061243

38. Fortunati F., Winther E. Curriculare Analysen als Baustein der Assessmentkonstruktion // Z Erziehungswiss. -2024. - № 27. - P. 836-837. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11618-024-01229-4

39. Fortunati F., Winther E. Curriculare Analysen als Baustein der Assessmentkonstruktion. - Р. 839.

40. Terentev E., Shcheglova I., Federiakin D. et al. Active versus passive teaching: students' perceptions and thinking skills // Educational Studies Moscow. - 2024. - № 3 (1). - P. 132-133. - URL: https://vo.hse.ru/arti-cle/view/16364?ysclid=m610tschwb508363258

41. Kardanova E. Yu., Dementiev A. V., Denisov I. S. et al. Application of the contemporary psychometrics for assessing economic literacy // Educational Studies. Moscow. - 2024. - № 3 (1). - P. 46. - URL: https://vo.hse.ru/arti-cle/view/17846?ysclid=m610wv2hci355245437

42. Narmaditya B. S., Sahid S., Hussin M. Economic, digital, or entrepreneurial literacy: which matters for driving students' economic behaviour? // Education and Science Journal. - 2024. - Vol. 26. - № 2. - P. 97-112. - URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3547/1212

43. Kustiandi Ja., Sahid Sh., Kaharudin I. H. Factors influencing economic behavior among university students // Perspectives of Science and Education. - 2024. - № 5 (71). - P. 162-179. - URL: https://pnojournal.word-press.com/2024/11/01/kustiandi/

1. Mamanazarov, A. B. (2024). "Ekonomicheskaya kul'tura studentov - kak pedagogicheskaya kategoriya" [Economic culture of students as a pedagogical category], Materialy V Tradicionnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii "Innovacii v sisteme obrazovaniya: novye gorizonty dlya molodezhi v nauke, tekhnologiyah i biznese": 14-15 iyunya, 2024 god, Filial Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. V. Lomonosova v gorode Tashkente, Filial MGU imeni M. V. Lomonosova v gorode Tashkente, Tashkent, pp. 27-39.

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2024 g. № 309 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2024 No. 309 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542/page/!

3. Katon, M. P. (2008). Zemledelie [Agriculture], Repr. vosproizvedenie izd. 1950 g, Nauka, St. Petersburg, p. 7.

H. ff. Эfyендие6а, M. r. СергееBа

4. Ciceron, M. T., & Gasparov, M. L. (1975). Izbrannyesochineniya [Selected Works]: per. s latin., Hudozh. lit., Moscow, pp. 12-13.

5. Aristotel' (2025). Politika [Policy], Yurajt, Moscow, 297 p.

6. Kar, T. L. (1936). O prirode veshchej [About the nature of things], Academia, Moscow, Leningrad, pp. 143-156.

7. Akvinskij, F. (2019). Summa teologii: s kommentariyamii ob"yasneniyami [Summa Theologica: With Comments and Explanations], AST, Moscow, 320 p.

8. Resh, O. V. (2013). "Fenomen kul'tury: istoriya proiskhozhdeniya i sovremennye tendencii razvitiya" [The Phenomenon of Culture: History of Origin and Modern Development Trends], Nauka. Iskusstvo. Kul'tura, № 2(2), p. 29.

9. Shohin, V. K. (2011). "Antichnoe ponyatie kul'tury i protokul'turfilosofiya: specifika i komparativnye paralleli" [The ancient concept of culture and protocultural philosophy: specificity and comparative parallels], Voprosyfilosofii, № 3, p. 52.

10. (1845). Karmannyj slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka, izdavaemyj N. Kirilovym [Pocket dictionary of foreign words included in the Russian language, published by N. Kirilov], Tipografiya Gubernskago pravleniya, St. Petersburg, p. 150, Nacional'naya elektronnaya biblioteka. Available at: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003506308?page=4&rotate=0&theme=white

11. Tylor, E. B. (1920). Primitive culture: Researches into the development of mythology, philosophy, religion, language, art, and custom: in 2 vol. Vol. 1, John Murray, London, p. 27 (in English).

12. Sapir, E. (1924). "Culture, genuine and spurious", American Journal of Sociology, № 29, p. 409 (in English).

13. Linton, R. (1955). The tree of culture, Knopf, New York, 692 p. (in English).

14. Alieva, E. A. (2024). "Model' global'nogo dialoga v kul'turologicheskih vozzreniyah azerbajdzhanskih intellektualov XXI veka" [Model of global dialogue in the cultural views of Azerbaijani intellectuals of the 21st century], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, № 53, pp. 6, 8. Available at: https://vi-tal.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:001139029

15. Spada, A., Fiore, M., & Galati, A. (2024). "The impact of education and culture on poverty reduction: evidence from panel data of european countries", Social indicators research, vol. 175, pp. 927-940. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s11205-023-03155-0 (in English).

16. Pincus, J. D. (2024). "Organizational culture as a need-fulfillment system: implications for theory, methods, and practice", Human arenas. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s42087-024-00398-2 (in English).

17. Gurevich, P. S. (2011). Kul'turologiya [Cultural studies]: ucheb, 5-e izd., pererab. i dop., KNORUS, Moscow, p. 51.

18. Markova, A. N. (ed.) (2000). Kul'turologiya. Istoriya mirovoj kul'tury: ucheb. dlya vuzov [Cultural Studies. History of World Culture: Textbook for Universities], 2-e izd. pererab. i dop., YuNITI, Moscow, pp. 12, 19.

19. Sorokin, P. A. (1992). Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society], Politizdat, Moscow, p. 218.

20. Alekseev-Apraksin, A. M. (2020). "Dialog pokolenij: ogon' i lyod kul'turnyh izmenenij" [Dialogue of Generations: Fire and Ice of Cultural Change], Chelovek i kul'tura, № 6, pp. 150-162. Available at: https://nbpublish.com/li-brary_read_article.php?id=34235

21. Shkalina, G. E. (2020). "Etnicheskaya kul'tura v cennostnoj paradigme sovremennosti" [Ethnic culture in the value paradigm of modernity], Problemy revitalizacii tradicionnoj kul'tury narodov Volgo-Kam'ya: sb. materialovIX Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, 28-29 noyabrya 2019 g., Marijskij gos. un-t, Joshkar-Ola, pp. 33, 35.

22. Grigor'ev, A. F., & Grigor'eva, M. A. (2020). "Kul'tura kak duhovnaya konstanta evolyucii obshchestva" [Culture as a spiritual constant in the evolution of society], KANT, № 2 (35), p. 16. Available at: https://stavro-lit.ru/kant/1690/1692/

23. Sabirova, Z. Z. (2004). Formirovanie ekonomicheskoj kul'tury studentov v processe obrazovatel'noj deyatel'nosti [Development of students' economic culture in the process of learning activity]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Izhevsk, p. 6.

24. Ibid., pp. 8-9.

25. Tarasova, I. A. (2008). Formirovanie ekonomicheskoj kul'tury v usloviyah professional'noj podgotovki studentov v vuze [Formation of economic culture in the context of professional training of students at the university]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01,13.00.08, Smolensk, 16 p.

26. Ignat'eva, N. G. (2007). Formirovanie ekonomicheskoj kul'tury u studentov pedvuza kak komponenta ih professional'noj kompetentnosti [Development of economic culture among students of pedagogical universities as a component of their professional competency]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Joshkar-Ola, pp. 17-18.

27. Sergeeva, M. G., Sokolova, N. L., Karavanova, L. Z. et al. (2020). The technology of forming a future specialist's basic economic culture, vol. 9, № 26, pp. 523, 525. Available at: https://www.amazoniainvestiga.info/index.php/ama-zonia/article/view/1184/1073 (in English).

28. Irsetskaya, E. A., & Tyurikov, A. G. (2022). "Sovremennaya ekonomicheskaya kul'tura v poiskah optimal'nogo bal-ansa razvitiya: po materialam XII Mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii" [Modern economic culture in search of an optimal balance of development: based on the materials of the XII International Sociological Grushinsky Conference], Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny, № 4 (170), p. 341. Available at: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2249

29. Novosel'ceva, M. M. (2020). "Uroven' zhizni naseleniya v kontekste finansovo-ekonomicheskoj gramotnosti" [Standard of living of the population in the context of financial and economic literacy], Fundamental'nye issledo-vaniya, № 8, pp. 66-71. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42829

30. Bryzgalov, I. V. (2021). "Economic culture building technology for academic physical education system", Theory and practice of physical culture, № 11, pp. 16-17 (in English).

31. Gvaldin, A. Yu., Dadayan, N. A., Oganyan, T. B., & Panasenkova, T. V. (2021). "Problema dialogichnosti v vospitanii ekonomicheskoj kul'tury molodezhi" [The problem of dialogism in the development of economic culture of youth], Perspektivy nauki i obrazovaniya, , № 4 (52), pp. 48-63. Available at: https://pnojournal.word-press.com/2021/08/30/gvaldin/

32. Abramova, N. S., Vaganova, O. I., Smirnova, Z. V. et al. (2020). "Formation of socio-economic culture of future engineers", Growth poles of the global economy: emergence, changes and future perspectives. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 73. Plekhanov Russian University of Economics, Springer Nature, Luxembourg, pp. 1041-1047. Available at: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-15160-7 (in English).

33. Kuznecova, E. A. (2022). "Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya ekonomicheskoj kul'tury lichnosti kursantov voennogo vuza" [Pedagogical conditions for the formation and development of personal economic culture among cadets of a military university], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, , № 11, pp. 173-175.

34. Kazieva, K. A. (2023). "Ekonomicheskaya kul'tura sovremennoj molodyozhi i eyo vliyanie na rynok professij" [Economic culture of modern youth and its influence on the job market], Obrazovanie i nauka bez granic: social'no-gumanitarnye nauki, , № 21, p. 121.

35. Aver'yanova, S. V. (2024). "Vliyanie yazykovyh konkursov na formirovanie ekonomicheskoj kul'tury lichnosti" [The influence of language competitions on the formation of the economic culture of the individual], Aktual'nye prob-lemy prepodavaniya inostrannogo yazyka: tradicii i novye paradigmy: materialy mezhdunar. nauch. -prakt. konf. po aktual'nym problemam prepodavaniya inostrannogo yazyka ekonomiki i biznesa, Ekonomicheskij fakul'tet MGU imeni M. V. Lomonosova, Moscow, p. 7.

36. Balashchenko, V. F. (2020). "Ekonomicheskoe obrazovanie kak instrument professional'nogo rosta pedagogov" [Economic education as a tool for professional development of teachers], Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslyh: mezhdunarodnye tendencii i nacional'nye prioritety (dopolneniya): sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 105-letiyu BGPU, Minsk, 22-23 noyabrya 2019 g., BGPU, Minsk, p. 13.

37. Federiakin, D., Kardanova, E., Koreshnikova, Y. et al. (2022). "Cross-national structure of economic competence: Insights from a German and Russian assessment", Research in comparative and international education. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/17454999211061243 (in English).

38. Fortunati, F., & Winther, E. (2024). "Curriculare Analysen als Baustein der Assessmentkonstruktion" [Curricular analyses as a building block of assessment construction], Z Erziehungswiss, № 27, pp. 836-837. Available at: https://link.springer.com/article/10.1007/s11618-024-01229-4 (in German).

39. Ibid., p. 839.

40. Terentev, E., Shcheglova, I., Federiakin, D. et al. (2024). "Active versus passive teaching: students' perceptions and thinking skills", Educational Studies Moscow, № 3 (1), pp. 132-133. Available at: https://vo.hse.ru/arti-cle/view/16364?ysclid=m610tschwb508363258 (in English).

41. Kardanova, E. Yu., Dementiev, A. V., Denisov, I. S. et al. (2024). "Application of the contemporary psychometrics for assessing economic literacy", Educational Studies. Moscow, № 3 (1), p. 46. Available at: https://vo.hse.ru/arti-cle/view/17846?ysclid=m610wv2hci355245437 (in English).

42. Narmaditya, B. S., Sahid, S., & Hussin, M. (2024). "Economic, digital, or entrepreneurial literacy: which matters for driving students' economic behaviour?", Education and Science Journal, vol. 26, № 2, pp. 97-112. Available at: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3547/1212 (in English).

43. Kustiandi, Ja., Sahid, Sh., & Kaharudin, I. H. (2024). "Factors influencing economic behavior among university students", Perspectives of Science and Education, № 5 (71), pp. 162-179. Available at: https://pnojournal.word-press.com/2024/11/01/kustiandi/ (in English).

Вклад авторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. Д. Эфендиева - изучение и анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования, редактирование окончательного варианта статьи.

М. Г. Сергеева - определение особенностей формирования экономической культуры студентов в системе высшего образования.

Contribution of the authors

N. D. Efendieva - study and analysis of literature by domestic and foreign authors on the problem of forming students' economic culture in the higher education system, editing the final version of the article.

M. G. Sergeeva - definition of the characteristics of forming students' economic culture in the higher education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.