Научная статья на тему 'Особенности формирования человеческого капитала в современных условиях'

Особенности формирования человеческого капитала в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / HUMAN CAPITAL / THE PROCESS OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT / PECULIARITIES OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Распертова Е. Е.

Статья посвящена рассмотрению сущности и особенностей процесса формирования человеческого капитал в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN MODERN CONDITIONS

The article tends to open the subject of human capital and the peculiarities of the process of human capital development.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования человеческого капитала в современных условиях»

ления остается неизвестной переменной , определяемой в ходе оптимизации модели, в случае если = 0, прирост конечного

производства равен нулю. То есть при отсутствии инвестиций отрасль экономики может увеличивать свой валовой выпуск, поставляя промежуточный продукт для потребления другим отраслям, но для сферы конечного использования продукт не производится. Эти условия обозначаются следующей системой:

Пи анализе потенциала прироста конечного потребления также необходимо учитывать динамику спроса. В нашей модели МОБ она задается как экзогенный параметр, поэтому для ограничения мы вводим гипотезу о том, что при неизменности условий, естественным ограничением на прирост конечного потребления продукции отрасли является объем импорта, то есть ставка делается на возможности импортозамещения конечной продукции за счет роста внутреннего производства.

Поставленная оптимизационная задача была решена с помощью программы Microsoft Office Excel 2007, надстройка «Поиск решения». В программе была установлена целевая ячейка на сумму приростов валовых выпусков отраслей, то есть 2 £ = 1 ^ > в качестве

изменяемых ячеек выбрано количество инвестиционных единиц в ту или иную отрасль, выбираем ограничения, исходя из двух вышеназванных систем и балансовых уравнений, количество инвестиционных единиц не должно превышать количество отраслей, то есть двадцати двух.

В результате нахождения оптимального решения было установлено, что целесообразно инвестировать денежные средства в 9 отраслей из 22, причем суммы инвестиций различаются. Наибольшие инвестиции должна получить отрасль, производящая продукты легкой промышленности, за ней идет отрасль, производящая машины и оборудование, продукты металлообработки, далее 3 инвестиционных единицы (или 1,36 млрд. руб.) должна получить отрасль, производящая сельхозпродукты, продукты лесного хозяйства и услуги по обслуживанию сельского хозяйства. Остальные выбранные производства получат согласно разработанной модели 4,55% от суммарного инвестиционного бюджета.

Можно отметить то, что валовой выпуск вырос не только у тех отраслей, в которые согласно модели мы инвестировали напрямую денежные средства, но и у тех отраслей, которые не имели подобных инвестиций, однако спрос на их продукцию увеличился и выпуск, соответственно, тоже.

Прироста конечного продукта в тех отраслях, в которые согласно модели не было произведено инвестиций, нет. В остальных отраслях производства прирост продуктов конечного потребления определяется из балансовых уравнений модели Леонтьева.

В итоге мы получили, что ожидаемый годовой прирост совокупного валового продукта в результате инвестиций по оптимизационной модели, составит 10 031 418 002 рублей, что составляет 100,314% от объема вложенных инвестиций. Из них 3 981 833 843 рублей уйдут на конечное потребление и валовое накопление основного капитала. Инвестиции будут осуществляться в 9 отраслей производства из приведенных 22 отраслей.

Стоит отметить, что полученные с помощью МОБ результаты являются достаточно грубыми и оптимистичными, поскольку не учитывают влияние на инвестиционные процессы поведения экономических агентов (предприятий). Для получения более адекватных параметров необходимо построение модели обратной связи.

Еще две проблемы применения МОБ - это недоступность расчетных балансов по большинству регионов России из-за неудовлетворительной работы статистических органов и применимость данного инструмента лишь к большим системам, то есть в случае муниципального образования требуется иной подход.

Учитывая вышесказанное, автором рассмотрена возможность замены МОБ в случаях малых экономических систем (муниципального уровня) двухуровневой транспортной задачи. Учитывая малый размер большинства муниципальных экономических систем и структуру собираемой местными органами статистической информации, для сбора информации, необходимой для осуществления расчетов по транспортной задаче, требуется организация наблюдения путем опроса действующих на территории муниципального образования предприятий.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Распертова Е.Е., аспирант, экономическое отделение, Московский Гуманитарный Университет

Статья посвящена рассмотрению сущности и особенностей процесса формирования человеческого капитал в современных российских условиях.

Ключевые слова: человеческий капитал; процесс формирования человеческого капитала, особенности формирования человеческого капитала.

PECULIARITIES OF FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN MODERN CONDITIONS

Raspertova E., Post graduate student, Department of Economics, Moscow University for the Humanities

The article tends to open the subject of human capital and the peculiarities of the process of human capital development.

Keywords: human capital; the process of human capital development, peculiarities of human capital development.

Изменения, происходящие сегодня в структуре экономики и социальном устройстве развитых стран под воздействием современной информационной революции, четко демонстрируют, что именно человек является главной созидательной силой, а формирование человеческого капитала нового качественного уровня и

эффективное его использование способствует созданию условий экономического роста и повышению эффективности хозяйствования в целом.

Под человеческим капиталом в современной экономической науке принято понимать совокупность созидательных способнос-

тей, личных качеств и мотиваций индивидов, находящихся в их собственности, накапливаемых за счет инвестиций и используемых в той или иной сфере общественного производства в течение всего периода трудовой жизни работника с целью получения им в будущем большего дохода. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также приобретенное образование и квалификацию. Специфичность человеческого капитала связана с обладанием индивидом (работником) специфическими для конкретной области приложения труда знаниями, навыками, культурными ценностями.

Так как производительные способности, умение, навыки человека присущи живой человеческой личности, которая не продается и не покупается, то продаются и покупаются лишь услуги человеческого капитала, которые представляют собой форму проявления производительных способностей человека в процессе самого труда. Человеческий капитал неразрывно связан с самим работником и не может быть изъят в случае его увольнения, и, следовательно, уход работника автоматически ведет к утрате предпринимателем всех выгод от вложений в его долговременное развитие. В такой ситуации объективно часть затрат работника по оплате расходов и предоставлении ему услуг, связанных с формирование человеческого капитала, вынуждено брать на себя государство и социальные институты. Наиболее важными из них являются создание системы социального страхования, оплата части расходов на образование, медицинское обслуживание, покупку жилья1. Эти затраты не только позволяют поддерживать текущее воспроизводство человеческого капитала, но и создают условия для экономического роста и социальной стабильности в обществе. Государственные расходы на науку и образование являются долговременными инвестициями, которые в будущем принесут отдачу в виде научных знаний, навыков и опыта населения. Результаты сегодняшних инвестиций будут ощущаться через много лет, создавая необходимую преемственность поколений2.

Формирование человеческого капитала представляет собой процесс приобретения индивидами знаний, навыков, умений, опыта в результате воспитания в семье, образования в учебных заведениях разного уровня и профиля, самообразования с целью получения дохода от применения полученных знаний. Из-за сложности и многоаспектности данного процесса его можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, процесс формирования человеческого капитала можно разделить на два периода - инвестиционный период и период производительного использования человеческого капитала (или период активной трудовой деятельности).

А.И. Добрынин и С.А. Дятлов отмечают, что «из множества инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и образование. ... Общее и специальное образование, подготовка на производстве повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала3». К инвестициям в формирование человеческого капитала относятся расходы на содержание и воспитание детей в семье до трудоспособного возраста; на образование общее и профессиональное; на профессиональное обучение на производстве, повышение квалификации, переквалификацию; на информационное обеспечение специалистов и менеджеров; на обеспечение социальной мобильности. Вместе с тем, не менее важны инвестиции в формирование творческих и предпринимательских способностей, которые не всегда связаны только с накоплением знаний или сохранением здоровья.

Период производительного использования человеческого капитала может пересекаться с инвестиционным периодом. На базе уже полученных знаний человек может приобретать новые знания, а также уже начать использовать полученные знания, получая доход. Таким образом, эти периоды переплетены и дополняют друг друга. Период производительного использования человеческого капитала, прежде всего, связан с возвратом инвестиций в образование, осуществленных в инвестиционный период, и идет по двум направлениям. Первое направление - это прямой возврат затрат на образование, выражающийся в получении доходов индивидуума, при-

были фирмы, доходов госбюджета, в экономическом росте. Второе направление - «непрямой» возврат затрат на образование, выражающийся в более интересном круге общения, доступе к большему количеству благ лучшего качества.

С другой стороны, процесс формирования человеческого капитала можно представить как процесс перехода человеческого капитала из одной стадии в другую. Первая стадия формирования индивидуального человеческого капитала занимает начальные шесть-семь лет жизни ребенка и происходит под влиянием воспитания в семье. Полную ответственность за воспитание детей и их нормальное развитие несут родители. Государство оказывает содействие воспитанию детей через муниципальную сеть яслей и детских садов. Существуют ведомственные и коммерческие учреждения воспитательных услуг. В этот период идет формирование костно-мышечной системы, биохимических механизмов, всех подсистем организма как основы здоровья и силы. В этом возрасте ребенок осваивает основы культуры и норм общения - язык, речь, основные жизненные принципы поведения и общения. В этот же период формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы4. Особенностью формирования человеческого капитала в этот период является высокая восприимчивость человека к окружающему миру, приобретение огромного объема базовых знаний, зависимость человека от опеки, воспитания, внимания со стороны других людей. А потому здоровая атмосфера в семье, хорошо продуманная финансовая политика государства по отношению к молодым семьям, наличие и качественное предоставление дошкольных образовательных и медицинских услуг влияют на формирование человеческого капитала.

С 7 до 17-18 лет, когда дети учатся в школе - следующая стадия формирования человеческого капитала. Назначение общего образования, с точки зрения человеческого капитала, состоит в формировании культурно-нравственных основ, выявлении и закреплении индивидуальных способностей и ориентации детей. Общее среднее образование закладывает базовый объем знаний в области естественных, общественных и гуманитарных наук. Без этих знаний практически невозможно или затруднено получение профессиональных знаний, особенно по профессиям высококвалифицированных рабочих, специалистов, менеджеров. Одновременно завершается социализация личности, осознание гражданских прав и обязанностей, желание жить по нормам общественной морали и правил общежития. Упущение системы образования и воспитания может проявляться в виде подростковой преступности, наркомании, конфликтов детей с родителями, протестных молодежных организаций и групп.

Одним из важнейших этапов процесса формирования человеческого капитала является получение профессионального образования через производственное обучение, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения. Обучение и практика формируют квалификацию, профессиональные способности выполнять конкретные работы на конкретных рабочих местах5.

Процесс формирования человеческого капитала входит в заключительную стадию, когда накопленные на предыдущих стадиях знания, навыки, умения начинают приносить человеку доход в процессе его трудовой деятельности, повышении квалификации и любом дополнительном обучении, в котором человек будет принимать участие после завершения формального образования. Эта стадия формирования человеческого капитала находит свое отражение в непрерывном образовании, где в качестве основной цели рассматривается обогащение творческого потенциала личности на протяжении всей жизни.

Процесс формирования человеческого капитала в России отличается рядом особенностей. Одной из таких особенностей является отсутствие четкой связи между последовательными стадиями формирования человеческого капитала. Разные элементы системы образования плохо связаны друг с другом, развиваются отдельно, поэтому возникают трудности при переходе от одной ступени образования к другой. Это выражается в том, что переход учащегося из дошкольного в общеобразовательное учреждение, из общеобра-

1 Человеческий капитал: основа и источник достойных доходов населения: монография/ Т.Л. Лукьянчикова, - Орел, 2011. С. 56

2 Панкратов А.С. Человеческий капитал: социально - экономическая сущность и формы проявления// Вопросы экономики. 2009. №4. С. 25

3 Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999. С. 34

4 Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации: монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. С. 54

5 Родионова Е.М. Воспроизводство и накопление индивидуального человеческого капитала// Образование и общество. 2010. №5. С. 97

зовательного учреждения в высшее, трудоустройство после окончания вуза требует порой больших затрат времени, в том числе на поиск места работы и возможности получения дополнительного образования, сопровождаясь денежными затратами.

Еще одна особенность процесса формирования человеческого капитала -недооценка государством важности процесса формирования человеческого капитала в России. Во всем мире формирование человеческого капитала признано главным фактором экономического роста и конкурентоспособности страны. В 2009 г. в России расходы на образование составляли 4,6% от ВВП, в то время как в среднем в Европе - около 6,3% от ВВП6. Ассигнования на научные исследования и разработки составляют 1% от ВНП РФ7. Сохраняющийся разрыв по расходам на образование и науку пока не позволяет России на равных конкурировать на мировом рынке образовательных услуг.

Всеобщая коммерциализация российского общества, выражающаяся в несоразмерном повышении стоимости предоставления образовательных, просветительских, медицинских, социальных услуг также выступает отличительной чертой современного процесса формирования человеческого капитала. В связи с отсутствием всеобщего доступа к этим услугам и сопровождающемся снижением мотивации к обучению процесс формирования человеческого капитала в России замедляется. Согласно мониторингу стоимости платного образования, в среднем образование в России стоит $4-4,5 тыс. в год. В самых престижных вузах стоимость обучения достигает $9-10 тыс. в год. Отметим, что, по данным экспертов за образование в России платят около 60% студентов. В среднем стоимость образования в России растет на 10-18% ежегодно8.

В отличие от многих развитых стран, в России наблюдается снижение отдачи от вложения средств в формирование человеческого капитала, которая осуществляется в течение длительного периода времени. Это происходит потому, что система образования слабо связана с потребностями рынка труда, и выпускникам приходится переквалифицироваться, работать не по специальности или вообще не работать. Только по официальным данным, на работу по специальности по окончании вуза направляется не более 50% выпускников, обучавшихся на «бюджетных» местах, а по некоторым направлениям и специальностям этот показатель составляет и вовсе менее 30%9.

К особенностям формирования человеческого капитала можно отнести и ориентацию на узкоспециализированную подготовку. Реализация нынешних установок на ведущую роль узкопрофессиональных знаний в практической работе вузов приведет к тому, что выпускникам станет труднее найти желаемую работу после получения диплома. Чаще всего работа сейчас выбирается на основе уровня зарплаты, а не соответствия тому образованию, которое

имеет молодой специалист. Человеческий капитал формируется как в процессе образования, так и в процессе трудовой деятельности, по мере накопления опыта. Экономическая ценность работника определяется не только его узкой квалификацией, но и общими знаниями, способностями эффективно решать сложные проблемы, позволяющими работнику быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим и социальным условиям жизни. Разносторонне подготовленный, образованный индивид легче адаптируется в бы-строменяющихся условиях. Он быстрее переквалифицируется в соответствии с потребностями рынка.

Таким образом, особенностями формирования человеческого капитала в современных российских условиях являются отсутствие четкой связи между последовательными стадиями формирования человеческого капитала; недооценка государством важности процесса формирования человеческого капитала; замедление процесса формирования человеческого капитала в связи с всеобщей коммерциализацией российского общества; снижение отдачи от затраченных средств на формирование человеческого капитала; узкоспециализированная ориентация формирования человеческого капитала.

Литература:

1. Добрынин А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: Формирование, оценка, эффективность использования. СПб: Наука, 1999. С. 34-35

2. Панкратов А.С. Человеческий капитал: социально - экономическая сущность и формы проявления// Вопросы экономики. 2009. №4. С. 25-29

3. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации: монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2009. - С. 54-57

4. Родионова Е.М. Воспроизводство и накопление индивидуального человеческого капитала// Образование и общество. 2010. №5. 119 с.

5. Стратегический ответ России на вызовы нового века/ Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2009. - С. 101-104

6. Федюкин И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования// Текущий сайт информационно-аналитического портала <^осРо1Шса» http://www.socpolitika.ru/rus/ вос1а1_роНсу_гевеагсЫаррНе^гевеагсЫ^сите^5600^11т1

7. Человеческий капитал: основа и источник достойных доходов населения: монография/ Т.Л. Лукьянчикова, - Орел, 2011. - С. 56-59

8. Текущий сайт Росстата http://www.gks.ru/bgd/reg1/b10_44/ IssWWW.exe/Stg/d02/16-17.htm - по состоянию на 01.05.2010

9. Текущий сайт Министерства науки и технологий Российской Федерации http://www.minstp.ru/ - по состоянию на 11.12.2010

6 Текущий сайт Росстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_44/IssWWW.exe/Stg/d02/16-17.htm

7 Текущий сайт Министерства науки и технологий Российской Федерации http://www.minstp.ru/

8 Стратегический ответ России на вызовы нового века/ Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2009. С. 102

9 Федюкин И. Управление спросом и предложением на российском рынке образования// Текущий сайт информационно-аналитического портала «SocPolitica» http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document5600.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.