Литература
1. Социальное взаимодействие в транзитивном обществе: сб. науч. тр. / под ред. д-ра эконом. наук М. В. Удаль-цовой. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - Вып. V. - 472 с.
2. Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Новокузнецк, 2011. - Ч. 2. - 271 с.
3. Шпак Л. Л., Заруба Н. А. Дезадаптация в контексте повседневной жизни. - Кемерово, 2009. - 446 с.
Literatura
1. Social'noe vzaimodejstvie v tranzitivnom obsfchestve: sb. nauch. tr. / pod red. d-ra ekonom. nauk M. V. Udal'co-voj. - Novosibirsk: NGAEiU, 2003. - Vyp. V. - 472 s.
2. Tehnologicheskoe i professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom kak faktor ustojchivogo razvitija obsfchestva: mat-ly VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novokuzneck, 2011. - Ch. 2. - 271 s.
3. Shpak L. L., Zaruba N. A. Dezadaptacija v kontekste povsednevnoj zhizni. - Kemerovo, 2009. - 446 s.
УДК 37
Т. Ю. Рубцова, М. И. Губанова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АКТУАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматриваются актуальные проблемы жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза, когда в ситуации социальной неопределенности, неустойчивости решающее значение приобретает не внешняя, а внутренняя детерминация в социальном поведении человека. Представлены новые подходы к решению проблемы формирования жизненных перспектив.
Ключевые слова: актуализированные жизненные перспективы, качество личности, сформированность и не-сформированность жизненных перспектив.
T. Y. Rubtsova, M. I. Gubanova
THE FORMATION FEATURES OF THE FUTURE HIGHER EDUCATION ENTRANTS' UPDATED VITAL PERSPECTIVES
The relevance and the practical importance of the chosen research subject are caused by several circumstances. Leaving school falls on the life period preceding the introduction of a person in early maturity. Graduates will have to begin new activity, and it is necessary that they would be socially active, joined by various forms of social practical work, and participate in problem solving for our society. Boys and girls have to conduct search with understanding of the world around, with adequate vision of themselves in it. The task becomes complicated also, because choosing the way in modern quickly changing conditions, seniors have to be guided not as much for today as for tomorrow's. Young people need to learn to predict, forecast, and be aware of requirements and opportunities in future social and economic situation. But graduates of modern educational institutions also experience the greatest difficulties solving this task.
Activities for formation of the updated life outlooks of the future higher education entrants include three interconnected and interdependent processes: social, pedagogical, psychological.
The author of the article discloses formation features of the updated life outlooks of the future higher education entrants, considering such aspects as factors and reasons of insufficient formation of personal ideas about the future, forming the stages of life outlooks, and the personal qualities, necessary for successful realization of vital perspectives.
In the author's opinion, such personality qualities as responsibility, ability for planning, ability for time-management, ability for life organization allow to realize successfully vital perspectives to the high school students, and the formation's condition motivational significant vital perspectives of the future entrants is realization of personal activity in the course of socialization.
Keywords: updated life outlooks, personality quality, maturity and immaturity of life outlooks.
В современном мире создается глобальная общность людей и одновременно обостряется потребность в сохранении человеком своей индивидуальности. Юноши и девушки не всегда находят правильные пути разрешения этого противоречия, теряют свою индивидуальность. Чтобы этого не случилось, необходимо поддерживать их духовные силы, развивать творческие способности, включать в инновационную деятельность, создавать условия для полноценной самореализации.
В качестве базового определения «актуализированных жизненных перспектив» мы рассматриваем внутреннее побуждение к деятельности, построенной в соответствии с жизненными целями и планами, актуальными для личности, жизненную ценность в процессе обучения и саморазвития личности. Можно ли говорить об общих для всех людей закономерностях их жизненного пути, актуализированных жизненных перспектив, если каждый путь индивидуален, представляет собой индивидуальную «историю» личности?
В исследованиях К. А. Абульхановой-Славской, Е. И. Головахи, И. В. Рябикиной, И. В. Ульяновой и др. показаны факторы и причины недостаточной сформированности представлений человека о своем будущем.
В реальных жизненных условиях возможны различные формы осознания будущего, иногда весьма далекие от его идеала. В чем же ещё находит проявление несформированность представлений человека о своем будущем? Причиной несогласованности жизненных перспектив старшеклассников является недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче в будущей самореализации.
Причиной несогласованных ценностных ориентации является невозможность осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности, когда равные по значимости ценности конкурируют в сознании человека, ему трудно определить первоочередные направления деятельности, на которых следует сосредоточить свои усилия. Это ситуация, когда хочется достигнуть успехов по многим направлениям, что далеко не всегда осуществимо в связи с ограниченностью индивидуальных ресурсов человека, прежде всего, «энергетических» [2, с. 263]. Противоречивость ценностных ори-ентаций, их конкуренция в ситуации жизненного выбора - исходный момент рассогласования того, чего хочет добиться человек в будущем и что он будет для этого предпринимать.
Содержательная и хронологическая неопределенность целей проявляется в отсутствии четких планов на будущее и сроков их реализации.
Причина несформированности представлений человека о своем будущем - неадекватность жизненных целей. Знание цели недостаточно для успешной деятельности, если нет представления о средствах ее достижения. Неадекватность жизненных целей и абстрактность жизненных планов могут проявляться в различных жизненных ситуациях. Одной из наиболее распространенных является ситуация выбора профессии, когда из тысяч профессий нужно выбрать одну, наиболее соответствующую склонностям и способностям старшеклассника.
Значимым для нашего экспериментального исследования стало утверждение Е. И. Головахи [1], что решение противоречий между намерением человека и встречными требованиями жизни предполагает прикладывание определенных усилий, творческий подход в поиске выхода из создавшейся ситуации. Для того чтобы возможности стали реальностью, необходимо:
- во-первых, чтобы планируемые события были увлекательными, способствовали удовлетворению индивидуальных интересов юношей и девушек, рождали в них стремление к осуществлению намеченных планов;
- во-вторых, они не должны быть искусственными, специально создаваемыми только для развлечения, нужна их неразрывная связь с жизнью, направляющая все усилия человека на серьезные социально-полезные дела;
- в-третьих, поставленная перспектива должна быть доведена до логического конца.
Таким образом, формирование актуализированных жизненных перспектив возможно в результате постоянного доминирования определенных мотивов (внутренней направленности личности), постоянной внутренней работы, сознательных актов воли, а также в процессе последовательного прохождения трех основных этапов:
- выбора основного для человека направления жизни;
- решения противоречий между намерением человека и встречными требованиями жизни;
- творческого созидания своей жизни.
Рассмотрим следующий аспект содержания формирования актуализированных жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза - качества личности, необходимые для успешной реализации жизненных перспектив. В результате изучения различных исследований данного вопроса (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, В. Э. Чудновский и др.) мы пришли к выводу, что важными качествами человека для реализации своих возможностей и жизненных планов являются:
- ответственность (ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся «сейчас» действие необратимо. Ответственность - это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни, способность отвечать не только за себя, но и за других людей, за их судьбы, за характер своих с ними взаимоотношений);
- способность к планированию (план - это бросок в будущее, план дня - это будущее сегодня. Грамотное планирование - продумывание оптимального распорядка дел и общего направления жизни, соответствующего жизненным ценностям личности. Такое планирование не только не исключает отдых и развлечения в жизни человека, напротив, в некоторых случаях обязывает отдыхать. Грамотное планирование развивает самоконтроль, самоуважение, собранность, внушает оптимизм, придает энергии. Планирование жизни можно начать с самого простого - со списка дел и занятий на каждый предстоящий день);
- способность управлять временем (личность рассматривается как субъект времени; только выступая в качестве реального субъекта, организующего время своей жизни, человек получает возможность своевременно и адекватно включаться в решение общественных задач, соотносить необходимое и свободное время своей жизни, как на основании социальных запросов, так и на основании собственных планов, перспектив);
- способность к организации жизни (заключается в том, чтобы не поддаться жизненному потоку, не раствориться в нем, забыв о собственных целях, задачах. Это и способность так связать и осуществить дела, ситуации, чтобы они подчинились единому замыслу, сконцентрировались на главном направлении, придать им желательный определенный ход).
Следовательно, такие качества личности, как ответственность, способность к планированию, четкой организации жизни, способность управлять временем позволяют успешно реализовывать свои жизненные планы. Условием формирования актуализированных жизненных перспектив будущих абитуриентов является реализация активности личности в процессе социализации. Для этого требуется следующее:
- создание образовательного пространства, ориентированного на открытость, вовлечение социума, семьи;
- включение старшеклассников в социально полезную деятельность;
- формирование единства профессиональной и жизненной перспективы, реализуемое через профориентационную деятельность, что позволит старшеклассникам в процессе рефлексии осознать собственные ценности, проанализировать и понять социокультурную ситуацию, мобилизовать индивидуальные ресурсы, мотивационную и волевую готовность к решению жизненных проблем.
Особенности формирования актуализированных жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза заключаются в следующем:
- на организационном уровне:
а) актуализация различных видов профориентационной деятельности старшеклассников (мастер-классы, деловые игры, Дни знакомств с институтом, встречи с преподавателями вуза, клубы по интересам и т. д.);
б) создание особого образовательного пространства в Центре довузовского образования (спектр направлений деятельности, учитывающий интересы старшеклассников, их востребованность), способствующего реализации не только интеллектуального и творческого потенциала старшеклассников, но и конкурсных достижений выпускников школ в период подготовки к поступлению в вуз;
- на содержательном уровне: применение индивидуального подхода к будущим абитуриентам вуза, с учетом их личного выбора, активизация деятельности старшеклассников;
- на технологическом уровне: отбор, выбор, разработка организационных форм деятельности будущих абитуриентов вуза, направленных на их самоопределение.
Технологическое обеспечение выбора мотивационно значимых жизненных перспектив в организации деятельности старшеклассников включает:
- разработку программ, в том числе модульных курсов, индивидуальных подходов в обучении старшеклассников на курсах по подготовке к поступлению в вуз;
- разработку и внедрение проектов деловых игр «Школа юного инвестора», «Школа юного профи», «Школа юного менеджера» и т. д.;
- разработку практических пособий по математике, русскому языку, истории, обществознанию для слушателей курсов по подготовке к поступлению в вуз;
- разработку проектов: «Мастер-класс», «День знакомства с институтом», «Фокус-группа», «Звездный час», награждение победителей и призеров олимпиад школьников имени Н. П. Румянцева и других конкурсов.
В процессе теоретического осмысления мы выделили основные направления деятельности будущих абитуриентов вуза, способствующие формированию их жизненных перспектив, создали пространство, где старшеклассники могут реализовывать творческий, интеллектуальный потенциал и в процессе деятельности находят свой способ самовыражения и самоопределения как субъекта деятельности, строят собственную жизненную перспективу.
Таким образом, деятельность по формированию актуализированных жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза включает три взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: социальный, педагогический, психологический.
Для успешного решения проблемы формирования жизненных перспектив старшеклассников необходимо объединить усилия их самих, семьи, общеобразовательных учреждений, определить перспективы взаимодействия, что является одной из задач Центра довузовского образования и профессиональной ориентации.
Многоаспектная деятельность Центра довузовского образования переродилась в идею создания «Школьного экономического университета» как сообщества обучающихся 8-11 классов. Мы посчитали, что название «Школьный экономический университет» отражает более полно деятельность Центра, его цели и задачи. Мы создали сайт для школьников, где размещались новости «Школьного экономического университета», результаты деятельности, достижения школьников, были разработаны информационные буклеты для старшеклассников и их родителей.
Структура «Школьного экономического университета» (ШЭУ) соответствует основным направлениям деятельности Центра довузовского образования и профессиональной ориентации:
• «Довузовская подготовка» - практико-ориентированное обучение (курсы по подготовке к поступлению в вуз);
• «Путь к научным знаниям» - привлечение старшеклассников к исследовательской деятельности;
• «Олимпиадное движение» - проведение олимпиад школьников;
• «Школа экономики и права» - организация цикла деловых игр;
• «Арт-площадка» - творческая деятельность старшеклассников;
• «Профориентатор» - профориентационная деятельность, диагностика (тестирование по программам «Профориентатор», «К-ЕГЭ: подготовка»).
В Центре довузовского образования в рамках «Школьного экономического университета» (ШЭУ) сегодня, а этого требует время, и это главное в нашей практике, осуществляется комплекс подходов в профориентационной работе: диагностический, информационный, развивающий. Именно включение старшеклассников в реализацию проектной деятельности, исследовательскую работу, привлечение к участию в деловых играх и т. д. дает возможность им самоопределиться, выстроить жизненную перспективу на ближайшее будущее.
Литература
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Науковая думка, 1988. - 128 с.
2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие. - М.: МСПИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
Literatura
1. Golovaha E. I. Zhiznennaja perspektiva i professional'noe samoopredelenie molodezhi. - Kiev: Naukovaja dumka, 1988. - 128 s.
2. Mudrik A. V. Socializacija cheloveka: ucheb. posobie. - M.: MSPI; Voronezh: MODEK, 2010. - 624 s.
УДК 37
Иванова Тинка Димитрова ОБУЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЮ В БОЛГАРСКОЙ ШКОЛЕ
В истории болгарского образования христианская культура имеет постоянное место. Одним из наиболее используемых способов ее вхождения в школьное образование является специальный предмет для изучения православия. Еще с момента возникновения болгарской школы в эпоху Средневековья создается традиция воспитания грамотных болгар и добрых христиан. Школа и церковь работают совместно для передачи этой традиции из поколения в поколение. В статье делается хронологический обзор, который доказывает историческое присутствие православия в болгарском образовании. Основными средствами воспитания добрых христиан является не только учебное содержание, но и ритуалы, обычаи, праздники, создающие невидимые «мосты» между школой и церковью во имя добродетели.
Ключевые слова: обучение православию, учебное содержание, школьное законодательство, атеистическое образование, религия как учебный предмет.
Ivanova Tinka Dimitrova EDUCATION OF ORTHODOXY IN BULGARIAN SCHOOL
There is a special subject called Orthodoxy in the history of Bulgarian educational system. This subject has gone through various stages of development, which differ in continuity, social importance of religious education, the number of pupils taught in religion, the name of the religious subject and the training of teachers in this area. These stages are:
• During the Ottoman rule in monastery schools which existed for four centuries and had typical medieval religious character;
• From 1878 to 1944 as the Law of God, the subject was mandatory in all schools;
• From 1944 to 1946, as the Law of God, the subject was an optional subject and was taught only in primary schools and in secondary schools;
• From 1947 to 1997 there was no subject connected with the Christian religion and education in the Bulgarian schools and there was an emphasized atheism;
• From 1997 to 2003 as a school subject Religion, which was initially introduced as a freely elective subject and later as compulsory elective subject for training of students from I-st grade to VHI-th grade;
• From 2003 to present days - the subject Religion is part of the compulsory elective and freely elective training of students from I-st to XII-th grade for one hour weekly for each type of training.
Ever since the Bulgarian educational system emerged in the Middle Ages, the Church Slavic liturgical language and literature were placed in the center of the religious schools. Under the Ottoman rule, the Orthodox educational system proved to be a reliable way of defending the Bulgarian identity and preserving faith.
The liberation of Bulgaria in 1878 changed the socio-economic conditions in the development of the education. The educational legislation in force during the period from 1878 to 1944 recognized Religion as a subject, not only in public but also in private schools. The orthodox education in mainstream schools was carried out directly and indirectly. The direct education was connected with the teaching by the Law of God, while the second was connected through training of other subjects. The Christian culture is present in school life through solemn ceremony and the celebration of the greatest Christian holidays.