Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / АДАПТИВНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / ВИДЫ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энеева Ж. Х., Кулюшина Н. Е.

В данной статье рассматривается адаптивный туристский продукт и особенности его формирования. Выявлены виды адаптивного туристского продукта. А также перечислены факторы, которые необходимо учесть при формировании адаптивного туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Энеева Ж. Х., Кулюшина Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF AN ADAPTIVE TOURIST PRODUCT

This article examines an adaptive tourist product and the features of its formation. The types of adaptive tourist product are revealed. It also lists the factors that must be taken into account when forming an adaptive tourism product.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА»

УДК 338.48-2-056.26

Энеева Ж.Х. студент Кулюшина Н.Е. старший преподаватель Научный руководитель: Стас Н. Т. старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в туризме ФГБОУ ВО Кабардино-Балканский государственный университет имени

Х. М. Бербекова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация: В данной статье рассматривается адаптивный туристский продукт и особенности его формирования. Выявлены виды адаптивного туристского продукта. А также перечислены факторы, которые необходимо учесть при формировании адаптивного туристского продукта.

Ключевые слова: адаптивный туризм, туристский продукт, адаптивный туристский продукт, факторы формирования адаптивного туристского продукта, виды адаптивного туристского продукта.

Eneeva Zh.Kh. student Kulyushina N.E. senior lecturer Supervisor: Stas N. T.

senior lecturer of the department of economics and management in tourism Kabardino-Balkan State University named after Kh. M. Berbekov

FEATURES OF THE FORMATION OF AN ADAPTIVE TOURIST

PRODUCT

Abstract: This article examines an adaptive tourist product and the features of its formation. The types of adaptive tourist product are revealed. It also lists the factors that must be taken into account when forming an adaptive tourism product.

Key words: adaptive tourism, tourism product, adaptive tourism product, factors in the formation of an adaptive tourism product, types of adaptive tourism products.

Адаптивный туризм как вид экономической деятельности предполагает деятельность предприятий индустрии туризма, направленную на создание, продвижению, продажу и реализацию доступного туристского продукта для

людей с ограниченными возможностями здоровья, с целью удовлетворения их потребностей в отдыхе и путешествии [1].

Спрос на адаптивный туризм растет с каждым годом. По мировому опыту следует сказать, что туристы с ограниченными возможностями здоровья занимают один из важнейших сегментов туристского рынка. Прослеживается высокая социальная значимость туризма для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что относительное число людей с различными видами ограничения жизненных возможностей непрерывно растет.

По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует примерно 15% населения мира, причем до 190 миллионов (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании, часто нуждаясь в медицинских услугах. Число людей с инвалидностью возрастает отчасти в связи со старением населения и увеличением бремени хронических нарушений здоровья [2].

Однако, необходимо отметить, что, многие организаторы туристской деятельности не придают значения этому сегменту рынка, считая, что прибыль от него будет небольшая. Но не стоит забывать, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто путешествуют не одни, а в сопровождении других.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [3].

В зависимости от потребностей заказчика туристского продукта, содержание этих услуг может отличаться. Среди целей потребителей туристских услуг можно выделить следующие: отдых, развлечение, гостевые поездки, познание, паломничество, бизнес, лечение.

Последнее часто ассоциируется с адаптивным туризмом. Тем не менее между адаптивным и лечебным туризмом есть отличия. Лечебно -оздоровительный туризм - это путешествие с целью оздоровления, предполагающее прохождение определённых процедур в специализированных учреждениях и курортных зонах. Адаптивный туризм -это путешествие с любыми целями, способствующее социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а вместе с тем их социально-психологической и физической реабилитации. Соответственно в адаптивный туристский продукт могут входить любые туристские услуги.

В соответствии с изученным материалом нами было определено следующее понятие «адаптивного туристского продукта». Адаптивный туристский продукт - это комплекс услуг, направленных на удовлетворение туристских потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, оказываемых по договору туристского обслуживания.

Однако при формировании адаптивного туристского продукта для людей с ОВЗ, туроператорам необходимо учесть ряд факторов, среди которых:

- нозологическая группа, к которой относится заказчик;

- цель путешествия;

- предполагаемое влияние условий внешней среды на физическое и психологическое состояние заказчика;

- доступность среды.

В соответствии с ограничениями функций жизнедеятельности лиц с ОВЗ можно провести следующую классификацию адаптивного туристского продукта:

- для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;

- для лиц с нарушением слуха;

- для слепых и слабовидящих;

- для лиц с интеллектуальными нарушениями.

Инфраструктура местности, в которую предположительно отправится турист с ОВЗ, должна давать как можно больше возможностей самостоятельного передвижения:

1. Транспорт. Для слабовидящих и незрячих необходимо, чтобы транспорт был оснащён тактильными табличками, динамиками, противоскользящими вкладками и т.д. Для слабослышащих и глухих -информационными табло. Информационные табло и динамики обычно объединены в специальные информационные визуально-акустические системы. Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно, для людей, передвигающихся на колясках необходимо, чтобы вход в транспорт был достаточно широк, в идеале не имел ступеней, а также имел пространство для размещения коляски. Прекрасным примером такого транспорта могут послужить автобусы и мини-автобусы турецкой машиностроительной компании «Ка^ап».

2. Здания и сооружения, в том числе и средства размещения. Для слабовидящих на стеклянные двери должен быть наклеен знак «Осторожно» в виде жёлтого круга; при входе должны быть установлены информационные тактильные таблички, в том числе информирующие о планировке здания; тактильные плитки и противоскользящие накладки; визуально-акустические маяки и информаторы.

3. В предприятиях общественного питания и средствах размещения необходимы условия для комфортного пребывания людей с собаками-поводырями. Для слабослышащих и глухих людей: информационные табло. Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на входе в здание должны быть установлены пандусы, широкие двери с автоматическим открытием и закрытием, в самом здании вместительный лифт, невысокие стойки регистрации.

Формирование адаптивного туристского продукта, безусловно, требует большого объёма работ, в том числе с огромным количеством информации, с

целью отбора достоверной. Однако это тот сегмент туристского рынка, на который стоит обратить внимание в связи со стремительным увеличением процента людей с ОВЗ.

Адаптивный туризм является одним из самых перспективных и актуальных направлений развития современного туризма: он может предоставить человеку максимум возможностей в условиях существующих ограничений.

Использованные источники:

1. Хуранов А. Б., Кулюшина Н. Е., Маркова С. М. Перспективы развития адаптивного туризма как формы социализации детей с ограниченными возможностями в Кабардино-Балкарии // Вестник Самарского муниципального института управления. 2018. № 4. С. 31-38.

2. Всемирная организация здравоохранения «Инвалидность и здоровье» [Электронный ресурс]//Центр СМИ (дата публикации: 01.12.2020). URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health

3. Об организации туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ: (последняя редакция)//КонсультантПлюс. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_12462/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.