О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:373.3
Н. П. Сетке, А. С. Лозинский, Е. В. Булычева
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оренбургская государственная медицинская академия
В статье приведены данные исследования биологической и социально-психологической адаптации гимназистов 1-го года обучения. Авторы показали, что у первоклассников в течение учебного года характерны снижение уровня напряжения процессов регуляции за счет усиления активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижения влияний симпатической нервной системы, увеличение функциональных резервов, повышение уровня биологической адаптации и увеличение числа детей с нормальной социально-психологической адаптацией.
Ключевые слова: гимназисты, первоклассники, биологическая адаптация, социально-психологическая адаптация
I. Р. Setko, A. S. Lozinsky, E. VBulycheva - FORMATION OF ADJUSTMENT CAPACITIES IN THE FIRST GRADERS OF A GYMNASIUM
Orenburg State Medical Academy, Orenburg
The paper presents the data of a study of biological and sociopsychological adjustment in the first graders of a gymnasium. It is shown that is less strained regulatory processes due to the enhanced activity of the parasympathetic part of the autonomic nervous system and to reduced impacts of the sympathetic nervous system, as well as increased functional reserves, better biological adjustment, and a larger number of children with normal sociopsychological adjustment during an academic year.
Key words: gymnasium pupils, first graders, biological adaptation, sociopsychological adjustment
В условиях современного образования исследователи отмечают стойкую тенденцию ухудшения здоровья детей за период школьного обучения [1, 2, 6]. По мнению Г. Ю. Порецковой и соавт. (2010), истоки формирования хронической патологии следует искать у младших школьников на донозологическом этапе [7]. Особо пристальное внимание необходимо уделять детям 1-го года обучения, когда резко изменяется образ жизни первоклассника, увеличиваются и качественно усложняются требования к ребенку, что в социальнофизиологическом плане требует высокого напряжения функционирования всех систем организма и может приводить как в биологическом, так и социальнопсихологическом аспекте к развитию дезадаптации.
Цель исследования - изучить особенности формирования биологической и социально-психологической адаптации гимназистов-первоклассников в процессе учебного года.
Исследование проводили на базе гимназии Оренбурга. У 77 гимназистов-первоклассников провели оценку биологической и социально-психологической адаптации в начале и конце учебного года. Уровень биологической адаптации определяли на основании индекса напряжения, оцениваемого с помощью вариационной кардиоритмографии [3], с последующей градацией по методике, предложенной В. П. Казначеевым [4]. Социально-психологическую адаптацию изучали методом А. А. Баранова, В. Р Кучмы, Л. М. Сухаревой [5].
Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что у первоклассников в течение учебного года определялось снижение напряжения регуляторных ме-
Сетко Н. П. - д-р мед. наук, проф., зав. каф. гигиены и эпидемиологии ([email protected]); Лозинский А. С. - очный аспирант 2-го года обучения каф. гигиены и эпидемиологии ([email protected]); Булычева Е. В. - канд. мед. наук, ст. преподаватель каф. гигиены и эпидемиологии ([email protected]).
ханизмов к факторам школьной среды, что подтверждается уменьшением индекса напряжения в 1,9 раза, который составил 322,8 ± 37,2 усл. ед. в начале учебного года при 163,04 ± 26,4 усл. ед. в конце учебного года (p < 0,05). Данный факт обусловлен усилением на 1-м году обучения у первоклассников активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что подтверждается увеличением AX в 1,4 раза (0,205 ± 0,011 с в начале учебного года при 0,296 ± 0,016 с в конце учебного года;p < 0,05), SDNN в 1,5 раза (0,043 ± 0,002 с в начале учебного года при 0,063 ± 0,003 с в конце учебного года; p < 0,05), RMSSD в 1,6 раза (0,038 ± 0,003 с в начале учебного года при 0,063 ± 0,005 с в конце учебного года;p < 0,05). По принципу функциональной синергии у первоклассников в течение учебного года прослеживалось снижение участия симпатического звена симпатико-адреналовой системы в регуляции сердечного ритма, о чем свидетельствует уменьшение АМо в 1,3 раза (51,6 ± 2,1% в начале учебного года при 39,2 ± 2,06% в конце учебного года; p < 0,05). По мнению некоторых авторов, снижение симпатических влияний на сердечный ритм у учащихся к концу учебного года можно рассматривать как процесс формирования приспособительной реакции [8, 9].
В начале учебного года у 43,8% первоклассников доминирующим типом исходного вегетативного тонуса стала симпатикотония, у 29,7% - эйтония, у 26,5% - ваготония. Данный факт может рассматриваться как положительная предпосылка для формирования благоприятного течения адаптации, поскольку исходный вегетативный тонус оказывает влияние на развитие адаптации к учебному процессу, особенно в случае его ваготонического типа в сравнении с симпатикотонией или эйтонией, что выражается в повышенном расходе функциональных резервов организма и увеличении физиологической стоимости процессов обучения, это согласуется с данными Т. М. Параничева (2008). К кон-
51
[гиена и санитария 1/2012
Таблица 1
Сравнительная характеристика статистических параметров сердечного ритма гимназистов-первоклассников в процессе учебного года
Параметр сердечного ритма Конец
учебного года учебного года
Частота сердечный сокращений в 1 мин:
покой 96,5 ± 1,2 88,1 ± 1,2*
ортостаз 109,6 ± 1,2 104,1 ± 1,4*
М (среднее значение), с:
покой 0,629 ± 0,008 0,685 ± 0,011*
ортостаз 0,552 ± 0,006 0,584 ± 0,009*
SDNN (стандартное отклонение), с:
покой 0,043 ± 0,02 0,063 ± 0,003*
ортостаз 0,032 ± 0,001 0,049 ± 0,007*
Мо (мода), с:
покой 0,61 ± 0,008 0,66 ± 0,01*
ортостаз 0,54 ± 0,006 1,306 ± 0,74
АМо (амплитуда моды), %:
покой 51,6 ± 2,1 39,2 ± 2,06*
ортостаз 61,3 ± 2,07 49,1 ± 2,04*
ДХ (вариационный размах), с:
покой 0,205 ± 0,011 0,296 ± 0,016*
ортостаз 0,156 ± 0,008 0,233 ± 0,034*
Индекс напряжения, усл. ед.:
покой 322,8 ± 37,2 163,04 ± 26,4*
ортостаз 554,1 ± 62,5 327,2 ± 47,8*
RMSSD (квадратный корень из средних квадратов разнцы между смежными RR-интервалами), с:
покой 0,038 ± 0,003 0,063 ± 0,005*
ортостаз 0,022 ± 0,002 0,036 ± 0,009
Примечание. Здесь и в табл. 2: -р < 0,05 при сравнении по-
казателей в начале и конце учебного года.
цу учебного года удельный вес первоклассников с сим-патикотонией снизился на 10,5% за счет увеличения на 5,6% ваготоников и 5,5% учащихся с эйтонией.
При сравнительном анализе изменения показателей сердечного ритма в покое и ортостазе установили, что в начале года лишь у 2,2% учащихся имеются достаточные функциональные резервы, у 8,5% выявили состояние минимального напряжения, у 10,3% - повышенный расход функциональных резервов. Сниженные функциональные резервы определили у 24,8% учащихся, выра-женно сниженные - у 15,4%, значительно сниженные -у 15,3%, резко сниженные - у 23,8%. В течение учебного года отметили увеличение функциональных резервов у первоклассников, что подтверждается ростом числа учащихся с достаточными функциональными возможностями на 8,2%, за счет снижения удельного веса детей с выраженным снижением функциональных резервов на 7,3%, со значительным и резким снижением функциональных возможностей на 6,5 и 5% (табл. 2).
Как видно из рисунка, в течение учебного года среди первоклассников на 14,9% увеличено количество тех, кто имеет удовлетворительную адаптацию, при снижении на 6,5 и 5% детей с неудовлетворительными адаптационными возможностями и срывом адаптации.
Таблица 2
распределение (в %) гимназистов в зависимости от уровня функциональных резервов
Функциональные резервы Учебный год
начало конец
Достаточные возможности организма 2,2 10,4*
Состояние минимального напряжения 8,5 8,6
Повышенный расход 10,3 13,5
Снижение 24,8 28,7
Выраженное снижение 15,4 8,1
Значительное снижение 15,3 8,8
Резкое снижение 23,8 18,8
В начале учебного года 42,9% первоклассников имели социально-психологическую дезадаптацию. Данный факт, по всей вероятности, обусловлен ускоренной выработкой у дошкольников школьной готовности и может негативно сказаться на возможности гармоничного включения в школьную жизнь, провоцируя развитие школьной дезадаптации, быстрое угасание интереса к школьной жизни уже на 1-м году обучения и формирование неврозов [12]. Данное предположение согласуется с полученными нами результатами о структуре социально-психологической дезадаптации. Так, у 44,5% детей в начале учебного года определена эмоциональная лабильность, характеризующаяся переоценкой неудач при недооценке возможности удовлетворения потребностей. Вероятно, такое состояние может быть спровоцировано у первоклассников при воздействии на них психической нагрузки на фоне несовершенных механизмов регуляции их психоэмоционального состояния, что согласуется с данными Б. П. Яковлева [11]. У 38,4% первоклассников в начале учебного года выявлена дезадаптация в учебной деятельности, что, согласно результатам исследований О. Г. Харкевича [10], может быть обусловлено несоответствием требований, предъявляемых к учащимся, и их функциональных возможностей. Общеизвестно, что, поступая в школу, дети имеют различные модели поведения, сформированные традициями семьи, мы установили в начале учебного года дизадаптацию в поведенческой сфере у 27,6% первоклассников.
Распределение (в %) первоклассников в зависимости от уровня адаптированности их организма в течение учебного года.
1 - удовлетворительная адаптация; 2 - напряжение адаптации; 3 - неудовлетворительная адаптация; 4 - срыв адаптации.
52
В течение учебного года у первоклассников должны формироваться три психических новообразования: произвольность (преимущество выполнения действий, требуемых от учащегося, над действиями, обусловленными внутренней мотивацией ребенка), рефлексия (способность осознавать и отдавать отчет о своих действиях, а также их оценки и обоснования по степени правильности выполнения) и внутренний план действий, что способствует социально-психологической адаптации первоклассника к новым условиям обучения [10]. Согласно полученным нами данным, формирование психической деятельности у первоклассников протекало успешно, что подтверждается увеличением на 18,2% первоклассников с нормальной социально-психологической адаптацией за счет уменьшения удельного веса учащихся с эмоциональной лабильностью на 13,8%, с дизадаптаци-ей в учебной деятельности на 11,5% и с дизадаптацией в поведенческой сфере на 14,3%.
Таким образом, установлено, что у первоклассников в течение учебного года характерны снижение уровня напряжения процессов регуляции за счет усиления активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижения влияний симпатической нервной системы, увеличения функциональных резервов, повышение уровня биологической адаптации и увеличение числа детей с нормальной социальнопсихологической адаптацией, что может свидетельствовать о рациональности организации учебновоспитательного процесса в исследуемой гимназии.
Литер атур а
1. Звездина И. В. и др. // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 2. - С. 8-11.
2. Зорина И. Г. // Гиг. и сан. - 2006. - № 6. - С. 48-51.
3. Игитева Л. Н., Галлеев А. Р. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. - Кемерово, 2003.
4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980. - 192 с.
5. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей / Баранов А. А. и др. - М., 2005.
6. Поляков А. Я. и др. // I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2008. - С. 141-142.
7. Порецкова Г. Ю. и др. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 504-507.
8. Псеунок А. А. // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 77-79.
9. Сорокин О. В. и др. // Бюл. Сиб. отделения РАМН. - 2004. -№ 1. - С. 32-38.
10. Харкевич О. Г. // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 8-14.
11. Яковлев Б. П. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 664-667.
12. Ямщикова Н. Л., Кавалерская Э. К. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 700-702.
Поступила 17.02.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:373.3-053.2(1-22)
И. К. Рапопорт, А. А. Сергеева, В. В. Чубаровекий
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
учащихся младших классов сельских школ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
Проведено клинико-эпидемиологическое обследование сельских младших школьников (8-10 лет) Вяземского района Смоленской области. Данные клинического исследования сопоставлены е результатами оценки санитарно-гигиенического благополучия (СГБ) ткол, проведенной территориальным отделением Роспотребнадзора, а также е результатами социологического опроса директоров ткол и учителей. Установлено, что в сельских тколах, отнесенных к 3-й группе СГБ, уровень заболеваемости учащихся достоверно выте, и структура патологии имеет свои особенности по сравнению с таковой в благополучных в гигиеническом и социальном отношении образовательных учреждений. Доказано, что чем хуже условия обучения, тем больше детей страдают хроническими заболеваниями, особенно хроническими расстройствами психической сферы и нарушениями физического развития.
Ключевые слова: сельские тколы, учащиеся младших классов, условия обучения, санитарно-гигиеническое благополучие, группы здоровья, функциональные и хронические нарушения, физическое развитие
I. К. Rapoport, A. A. Sergeyeva, V. V Chubamvsky - HYGIENIC EVALUATION OF EDUCATIONAL CONDITIONS AND HEALTH STATUS IN JUNIOR PUPILS FROM RURAL SCHOOLS
Research Institute of Hygiene and Health Care in Children and Adolescents, Research Center of Children’s Health,
Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Clinical and epidemiological examinations were made in rural junior (8-10-year-old) schoolchildren from the Vyazma District, Smolensk Region. The clinicalfindings were compared with the results of evaluation of sanitary-and-hygienic school welfare (SGW), made by the regional branch of the Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare, and with those of a sociological survey of school directors and teachers. In the rural schools referred to as Group III morbidity, the incidence of diseases was ascertained to be significantly higher and their patterns had its peculiarities as compared to good hygienic and social educational institutions. There was evidence that the worse schooling conditions, the more children suffered from chronic diseases, chronic mental diseases and physical malformations in particular.
Key words: rural schools, junior pupils, schooling conditions, sanitary-and-hygienic welfare, health groups, functional and chronic impairments, physical development
53