УДК 37
КАРДАНОВ Арсен Климович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-ПОЛИЦЕЙСКИХ
В рамках профессиональной деятельности сотрудников полиции сложно переоценить роль женщин - полицейских, в связи с чем, тема эффективности физической подготовки именно этой категории сотрудников является достаточно актуальной. В связи с этим особая роль отводится компетентным, мобильным и профессиональным сотрудникам подразделений внутренних дел, занимающимся профессионально задержанием, сопровождением и обезоруживанием лиц, совершивших преступления. Это, в свою очередь, поставило определенные задачи перед ними, квалификационный уровень, физическое развитие, высокая степень психической устойчивости и здоровья, которые зависят от научно обоснованной организации профессионально-прикладной физической подготовки. Изменения, происходящие социально - экономической сфере общества неминуемым образом несут в себе изменения и ценностно-ориентационных составляющих граждан любой страны. Следствием таких изменений в нашей стране можно считать увеличение в последние годы числа сотрудников-женщин в органах внутренних дел Российской Федерации. Именно эта тенденция имеет место в образовательных учреждениях министерства внутренних дел Российской Федерации, где количество обучающихся курсантов-женщин стало в разы выше.
Ключевые слова: сотрудники полиции, физическое развитие, профессионально-прикладной физической подготовки, развитие силовых, скоростных, двигательно-координационных качеств.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-158-161
Arsen K. KARDANOV North - Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF
WOMEN-POLICE
As part of the professional activity of the police is difficult to overestimate the role of women - police, due to which, the theme of efficiency of physical training it is this category of staff is quite urgent. In this regard, a special role is given to a competent, mobile and professional staff departments of Interior, dealing professionally detention, escort and disarms the perpetrators of the crime. This, in turn, put certain tasks in front of them, the qualification level of physical development, a high degree of mental stability and health, which are dependent on science-based organization of professional-applied physical preparation. The changes occurring socio -economic sphere of society inevitable way carry a change and value-oriented components of the citizens of any country. The consequence of these changes in our country can be considered as an increase in recent years, the number of female staff in the internal affairs of the Russian Federation. It is this trend is occurring in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, where the number of students enrolled women was several times higher.
Keywords: police, physical development, professional-applied physical training, the development of power, speed, motor-coordination skills.
Сотрудники полиции той или иной отраслевой службы, наряду с комплексом знаний, умений и навыков, позволяющим выполнять свои функциональные обязанности, должны:
• уметь в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности принимать оптимальные решения для оперативных и четких действий;
• иметь навыки профессионального общения с различными категориями граждан;
• уметь пресекать противоправные действия, в том числе с применением силовых приемов, специальных средств, а равно с применением и использованием огнестрельного оружия.
Эти стороны подготовленности формируются, в первую очередь, в процессе профессиональной подготовки. По нашему мнению, одним из главных источников совершенствования тактической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях должны стать исследования действий сотрудников полиции в подобных ситуациях, проводимые на современном организационно-методическом уровне. Психологическая подготовленность наряду с физической является совокупностью сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной (боевой) деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее успешного осуществления [5, с. 162]. Именно этот вид подготовки играет важную роль в преодолении психологических трудностей профессиональной деятельности и, тем самым, в обеспечении успешного решения стоящих задач. Последние годы в структуре ОВД существуют психологические службы и психологические лаборатории. Как нам представляется, одной из основных задач этих подразделений, а также кафедр юридической психологии образовательных учреждений МВД России должно стать совершенствование системы профессионально-психологической подготовки сотрудников полиции. Физическая подготовка сотрудников полиции является одной из главных сторон служебной и профессиональной подготовки, так как в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности, сопряженных с отражением нападений и задержанием правонарушителей, оказывающих активное сопротивление, которое выражается в невыполнении законных требований представителя органов внут-
ренних дел, перед сотрудниками стоит задача задержать их, эффективно применяя силовые приемы, специальные средства и огнестрельное оружие. При этом недопустимо превышение пределов необходимой обороны и мер, необходимых для правомерного задержания лиц, совершивших преступление. Высокий уровень физической и огневой подготовленности сотрудников полиции является важнейшим условием успешного решения профессиональных задач и их личной безопасности. В целях определения путей совершенствования программного и методического обеспечения физической подготовки сотрудников полиции необходимо проанализировать официальные программные и методические документы и выработать концепцию физической подготовки. При выполнении служебных обязанностей в настоящее время значительно большее количество сотрудников полиции гибнет или получает ранения, чем, скажем, 10-15 лет назад. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что в настоящее время в стране отмечается высокий уровень преступности. А так как именно полиции приходится противодействовать преступности, то во все времена с повышением уровня преступности увеличиваются и потери в рядах органов внутренних дел. В целях повышения эффективности действий по физическому, силовому пресечению преступлений и административных правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, а также повышению личной безопасности сотрудников полиции необходимо совершенствовать их физическую подготовку.
Женщины несут службу практически во всех подразделениях органов внутренних дел и наряду с мужчинами выезжают на место происшествия, подвержены экстремальному воздействию в силу специфики профессиональных задач, стоящих перед ними во время выполнения служебно-профессиональных задач. Это обусловливает высокий уровень профессиональной подготовленности, в том числе физической. Практические наблюдения в ходе работы с сотрудниками органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу и обучаемых по программам профессиональной подготовки, свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности. Также уровень владения боевыми приемами борьбы сотрудников-женщин совершенно не отвечает требованиям, предъявляемым к ним в практической профессиональной деятельности. В этой связи обеспечение профессиональной физической подготовки в образовательных организациях МВД России к предстоящей профессиональной деятельности в непростых условиях является чрезвычайно важной задачей. В рамках первоначальной профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации физическая подготовка представляет собой плановый и целенаправленный процесс обеспечения готовности сотрудников к выполнению оперативно-служебных задач, умелого и правомерного применения физической силы, боевых приемов, а также сохранения высокой работоспособности в непростых условиях. Именно поэтому необходимо отметить, что на занятиях по физической подготовке основное внимание должно быть сосредоточено на освоении и совершенствовании боевых приемов борьбы, которые занимают одно из важных мест в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел.
Рассматривая трудности, возникающие в процессе приобретения профессиональных умений и навыков женщинами, следует отметить:
• женщинам приходится осваивать совершенно новые двигательные и координационные качества;
• возникают проблемы психологического и психофизиологического плана (возбудимость нервной системы, способность к обучаемости, антропометрические особенности и т.д.).
Было бы несправедливо не отметить, что женщины превосходят мужчин в точности и координации движений и им свойственны высокоразвитые быстрота и ловкость движений мелких мышечных групп. Женщины обладают лучшей по сравнению с мужчинами гибкостью, что обусловлено особенностями их анатомического строения и физиологическими функциями. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, а единство их развития обусловливает широкие возможности для развития ловкости [1, с. 37].
Хотелось бы отметить, что ни в одном нормативном документе, регламентирующем физическую подготовку в вузах МВД России, не отражена методика обучения боевым приемам борьбы женщин-полицейских. Поэтому вся система физической подготовки женщин в образовательных организациях МВД России должна строиться на строго научной основе с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности и анатомо-физиологических особенностей женского организма и должна быть направлена на повышение общефизической подготовленности, укрепление здоровья. Успешное решение данной проблемы целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки, прежде всего с внедрением новых технологий и методик обучения, имеющих профессиональную направленность.
Для более качественной подготовки и недопущению фактов травматизма во время выполнения женщинами-полицейскими профессиональных задач необходимо планировать физическую подготовку, как планомерный систематический процесс совершенствования физических качеств на протяжении всего периода обучения и времени службы [2, с. 140].
Особенности физической подготовки женщин-полицейских, ее составляющие обусловливают ее место и значение в системе профессиональной подготовки, которая состоит в следующем:
• пополнение и усовершенствование индивидуального фонда двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессионально-служебной деятельности;
• интенсификация развития профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечение устойчивости и повышения на этой основе уровня дееспособности;
• повышение степени адаптационных возможностей организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых протекает трудовая деятельность;
• способствование успешному выполнению служебных задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности [3].
Особое внимание при поддержании физического состояния женщин-полицейских необходимо уделять развитию физических и прикладных навыков, а также повышению общей двигательной активности для компенсации характерного для них статического режима деятельности [4, с. 7].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Клименко С. В., Ткаченко А. И. Методика совершенствования боевых приемов борьбы в комплексных занятиях по физической подготовке с курсантами-женщинами образовательных учреждений МВД России // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей вузов : материалы конференции 2009 года, г. Москва / Под ред. А. В. Карасева, Е. А. Разумовского, В. А. Собины. М.: ИНЭП, 2009.
2. Карданов А.К. Морально-волевая подготовка сотрудников полиции. Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 262-263.
3. Карданов А.К. Особенности подготовки сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных задач в условиях высокогорий. Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 10 (28). С. 7-10.
4. Карданов А.К. Методика развития и воспитания скоростно-силовой подготовки сотрудников МВД России на фоне двигательного утомления. Известия Кабардино-Балкарского государственного университета. 2013. Т. III. № 4. С. 98-102.
5. Машекуашева М.Х. О вопросе профессиональной деформации сотрудников ОВД. В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практической конференции: в 12 частях. Тамбов, 2012. С. 86-88.
6. Машекуашева М.Х. Психологические особенности формирования смысловой саморегуляции студентов - будущих педагогов./ диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ростов-на-Дону, 2004.
REFERENCES
1. Klimenko SV, Tkachenko AI Metodika sovershenstvovanija boevyh priemov bor'by v kompleksnyh zanjatijah po fizicheskoj podgotovke s kursantami-zhenshhinami obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii. [Technique of perfection of combat fighting techniques in complex employment on physical preparation of cadets-female educational institutions MIA Russia]. A healthy lifestyle and physical education students and university students: conference materials, 2009 Moscow / Ed. AV Karasev, E. Razumovsky, VA Sobin. M .: INEP 2009.
2. Kardan AK. Moral'no-volevaja podgotovka sotrudnikov policii. [The moral and strong-willed police training]. Gaps in Russian legislation. 2014. № 3. S. 262-263.
3. Kardan AK. Osobennosti podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del pri vypolnenii sluzhebnyh zadach v uslovi-jah vysokogorij. [Peculiarities of training of police officers in the performance of official tasks at high altitudes]. Science and business: ways of development. Number 2013. 10 (28). S. 7-10.
4. Kardan AK. Metodika razvitija i vospitanija skorostno-silovoj podgotovki sotrudnikov MVD Rossii na fone dvigatel'nogo utomlenija. [Methods of development and education of speed-strength training Russian Interior Ministry employees on the background of the motor fatigue]. Proceedings of the Kabardino-Balkarian State University. 2013. T. III. № 4. P. 98-102.
5. Mashekuasheva M.H. O voprose professional'noj deformacii sotrudnikov OVD. [On the issue of professional deformation of employees OVD]. In: Science and education in modern society a collection of scientific papers based on Intern. Scientific-practical conference: 12 parts. Tambov, 2012. S. 86-88.
6. Mashekuasheva MH. Psihologicheskie osobennosti formirovanija smyslovoj samoreguljacii studentov - budushhih pedagogov. [Psychological features of formation of semantic self-control of students - future teachers]. dissertation for the degree of candidate of psychological sciences. Rostov-on-Don, 2004..
Информация об авторе
Карданов Арсен Климович, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки, полковник полиции, Северо - Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия
Получена:29.05.2016
Для цитирования статьи: Карданов А.К. Особенности физической подготовки женщин-полицейских. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 158-161. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-158-161.
Information about the author
Arsen K. Kardanov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Training, Police Colonel, North - Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia
Received:29.05.2016
For article citation: Kardanov A.K. Osobennosti fizicheskoy podgotovki zhenshchin-politseyskikh. [Features of physical training of women-police.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 158-161.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-158-161. (in Russian)