Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания первокурсников'

Особенности физического воспитания первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журбина Александра Даниловна, Антипас Владимир Васильевич, Грязнова Вера Валентиновна

В статье определены факторы, отрицательно влияющие на здоровье студентов-первокурсников, рассмотрены особенности учебной деятельности этой категории обучаемых, показана специфика организации занятий по физическому воспитанию в МГТУ ГА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журбина Александра Даниловна, Антипас Владимир Васильевич, Грязнова Вера Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF FIRST-YEAR STUDENTS

The article deals with the different methods used for physical training of students in a higher educational institution and organizing physical training in the MSTU CA.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания первокурсников»

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 203

УДК 37.037

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ

АД. ЖУРБИНА, ВВ. АНТИПАС, ВВ. ГРЯЗНОВА

Статья представлена кандидатом философских наук, профессором Некрасовым С.И.

В статье определены факторы, отрицательно влияющие на здоровье студентов-первокурсников, рассмотрены особенности учебной деятельности этой категории обучаемых, показана специфика организации занятий по физическому воспитанию в МГТУ ГА.

Ключевые слова: адаптация первокурсников, специфика обучения физической культуре, методы обучения, спорт, физическая культура, двигательная деятельность.

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента. Являясь важным компонентом общей культуры и профессиональной подготовки студенческой молодежи в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. В послании Президента РФ Путина В.В. от 12.12.2012 г. было указано, что перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов.

Задача приобщения обучаемых первого курса к регулярным занятиям физическими упражнениями тесно связана с задачей формирования мотивационно-ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, связаны с определенными знаниями, убеждениями, установками, регулирующими поведение личности. В этой связи осознание студентами первого курса значимости физической культуры, способствующей развитию и укреплению человека и общества в целом, можно рассматривать как важный момент воспитания.

Одна из важнейших задач, которая эффективно решается на кафедре физического воспитания МГТУ ГА - это формирование у студентов-первокурсников положительной мотивации к занятиям физической культурой и адекватной самооценки. Система физического воспитания в МГТУ ГА объединяет традиционные методические принципы и приемы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает четкую регламентацию соотношения объема и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Студенчество представляет собой группу, находящуюся в зоне действий многих факторов риска, так как условия обучения в университете значительно отличаются от школьных, прежде всего свободой действий, отсутствия контроля родителей и т.д. Проблема здоровья студентов привлекает внимание все большего числа исследователей в разных областях. На современном этапе здоровье стало не только медико-биологической проблемой, но и социально-педагогической категорией, ориентированной на формирование у человека иерархии потребностей, наиболее благоприятных для его физического и духовного развития.

Для студентов-первокурсников, имеющих отклонения здоровья, в процессе физического воспитания целесообразно решать следующие задачи:

- общее укрепление организма, активизация обменных процессов;

- улучшение осанки;

- активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

- улучшение кровообращения в мышцах;

- расширение адаптационных возможностей организма к нормальным и повышенным физическим и учебным нагрузкам.

Плохое состояние здоровья студентов, многочисленные пропуски учебных занятий, низкий уровень физической подготовленности абитуриентов, поступивших в вуз, приводит к снижению качества знаний и усложняет освоение учебной программы. Медицинское обследование обеспечивает контроль уровня здоровья, но оно не выявляет нарушение адаптационных возможностей организма, а для высшей школы проблема адаптации студентов остро стоит при переходе обучения из средней школы в вуз.

Медицинские обследования студентов первого курса, проводимые в МГТУ ГА, показывают, что уже на первом курсе 30-40% студентов имеют отклонения в состоянии здоровья. Опрос студентов позволил выделить следующие негативные факторы риска здоровью.

1. Курение - 73%. О вреде курения знают все. Выкуривая 10 сигарет в день за первые два года, в организме остается 2 кг зольных остатков, к 10 годам - уже около 4 кг, а к 20 - около 6 кг, которые забивают все каналы в организме: сосуды, мышцы, нервные клетки, мембраны клеток. Курение уничтожает в организме 30% и более витамина С (и др.), отсутствие которых играет важную роль в развитии заболеваний, в том числе и онкологических. У курящих людей находят избыточное содержание тяжелых металлов: свинца, ртути, кадмия, никеля и т.д. Избыток свинца - это гарантированное заболевание нервной и костной систем. Кадмий же уничтожает цинк, без которого в организме не могут нормально протекать более чем 200 ферментных процессов. Неудивительно, что активные и «пассивные» курильщики имеют нарушения в функционировании нервной и выделительной систем, особенно почек, кожные заболевания, дерматиты, экземы, псориаз и другие аллергические реакции, заболевания поджелудочной железы и т.д. Этот сильнейший яд вредно действует на все органы.

2. Употребление алкоголя - 70%. Отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, недостаточность кровообращения, разрушается нервная система, головной мозг, печень, желудок, снижается эффективность учебных занятий студентов.

3. Недостаточность двигательной активности - 40%. Студенты в течение дня учебных занятий до 80% времени находятся в полусогнутом состоянии, что приводит к ограничению подвижности в суставах, при этом мышцы-сгибатели превосходят мышцы-разгибатели с образованием «блоков» в позвоночнике, и другим негативным функциональным изменениям.

При неправильной осанке также затруднены функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, возможно смещение органов пищеварительного тракта. Неправильная рабочая поза и поза для отдыха сидя (а это основная рабочая поза студентов) - одна из основных причин развития остеохондроза позвоночника и заболеваний периферической нервной системы: радикулит, ишиас и др. Быстро развивается преждевременное утомление уже в первой половине учебного дня. Для исправления осанки рекомендуют укреплять мышцы спины и брюшного пресса, значение влияния которых на правильную осанку и на состояние здоровья в целом трудно переоценить.

Двигательная деятельность, как специфическая двигательная активность, регулируемая осознанной целью и направленная на совершенствование двигательных навыков и физических качеств, тесно связана с моторно-познавательной деятельностью и является эффективным переключением с умственной работы студентов на физическую. Двигательная деятельность обладает более «жесткой» ориентировочной направленностью действий на получение суммарного результата. Отсюда для нее характерны следующие задачи:

1) цель - укрепление здоровья на фоне достижения оптимальных результатов в развитии физических качеств и совершенствовании двигательных навыков;

2) мотивы - привлекательность физических упражнений, самоутверждение, самовыражение, социальные потребности;

3) содержание - мышечная активность, техника выполнения физических упражнений;

4) предметные действия (частные задачи) - гармоническое развитие показателей физического развития, физической подготовленности и физических качеств;

5) операции деятельности (необходимые умения):

- сенсорные;

- моторные;

- мыслительные (анализ, синтез, абстракция, смысловое запоминание двигательных действий);

6) направленность развития личности:

- волевые качества, упорство;

- чувства;

- эмоции.

158

А.Д. Журбина, В.В. Антипас, В.В. Грязнова

4. Загрязнение окружающей среды - 30%.

Огромное количество автотранспорта, заводов и т.д. выделяют углекислый газ в воздух. Вибрация, шум, радиация влияют на утомляемость студентов и особенно первого курса из-за изменения режима учебного труда по сравнению со средней школой.

5. Перегруженность учебно-профессиональными обязанностями - 10%.

Нерациональный режим учебы и отдыха усугубляется необходимостью для некоторых студентов трудиться дополнительно, в том числе в ночное время и в выходные дни. Такое неэффективное распределение времени на учебные занятия и отдых, неправильное использование отдыха для восстановления после интеллектуальных и мышечных нагрузок, преобладание пассивных форм отдыха, систематическая кислородная гипоксия вследствие длительного пребывания в помещении (которое нередко усугубляется курением) вызывает систематическое, нервное, эмоциональное, психическое перенапряжение и может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья. Напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования - существенный фактор возникновения астенического состояния студентов.

Специфика процесса адаптации студентов первого курса в вузе определяется различием в методах обучения и организации занятий по физической культуре, в сравнении со средней и старшими курсами высшей школы. Учебный труд студентов первого курса, основу которого составляет интеллектуальная деятельность, в сравнении с учениками средней школы характеризуется следующими факторами.

1. Важность и ответственность учебного труда несомненна, поскольку речь идёт о будущей профессии.

2. Объем умственной нагрузки студентов составляет 10-12 ч в день, при этом необходимо усваивать большие объемы новой, необычной информации. Условия обучения в вузе значительно отличаются от школьных, прежде всего свободой действий - можно готовиться к занятиям не ежедневно, да и методы подготовки весьма разнообразны (лекции, семинары, работа в библиотеке и т.п.) и электронные методики.

3. Психологическая адаптация к учебной группе, на курсе, на факультете, в университете.

4. Учебный труд студента связан с гиподинамией, множеством статических нагрузок, нарушением кровообращения внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и позвоночника, что в конечном итоге влияет на умственную и физическую работоспособность.

5. Обширный поток информации студента, неправильная рабочая поза, излучение компьютера дают большую нагрузку на глаза.

6. Неправильный режим дня, питания, сна, отдыха.

Структура двигательной деятельности, особенно в физическом воспитании, отличается более высокой мобильностью, чем структура учебной деятельности в средней школе.

Практические занятия по физическому воспитанию проводятся по трем направлениям:

- учебные занятия продолжительностью 90 мин.;

- учебно-тренировочные занятия в спортивных отделениях по интересам;

- самостоятельные занятия индивидуально или в группах по рекомендации тренеров, преподавателей. Большое внимание необходимо уделять привитию навыков и знаний по самостоятельным тренировкам, самоконтролю и здоровому образу жизни студентам первого курса.

Выраженная ориентация на физическое развитие и повышение внутренних резервов организма служит доказательством, что основная масса студентов осознает объективную необходимость в занятиях физическими упражнениями с первого курса для подготовки к современной профессиональной деятельности, возникающей конкуренции в обществе, выбору жизненного пути.

Удовлетворенность двигательной деятельностью, соответствующая потребностям студентов первого курса, повышает интерес к занятиям физической культурой и сформированный познавательный интерес способствует самопознанию и самовоспитанию.

Преподаватели, совершенствуя учебный процесс студентов, обеспечивают единство учебной и воспитательной работы, что в полной мере отвечает потребностям современного общества в физической подготовке будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: учеб. пособие. - М.: АО «Аспект Прогресс», 1995.

3. Журбина А.Д. Социологические аспекты физической культуры и спорта // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2007. - № 113.

4. Лапина Т.А. Формирование здорового образа жизни учащихся строительных специальностей учреждений среднего специального образования средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. ... канд. пед. наук, - М., 2004.

5. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник. - М., 1997.

6. Физическая культура: учеб. пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АВС, 2000.

7. Неумывакин И.П. Здоровье в ваших руках. - М., 1992.

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF FIRST-YEAR STUDENTS

Jurbina A.D., Antipas V.V., Gryaznova V.V.

The article deals with the different methods used for physical training of students in a higher educational institution and organizing physical training in the MSTU CA.

Key words: adaptation of first-year students, the specific character of teaching, physical education, teaching methods, sports, physical culture, physical activities.

Сведения об авторах

Журбина Александра Даниловна, окончила ВТИФК (1971), ВНИИФК (1976), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГТУ ГА, почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор более 50 научных работ, область научных интересов - физическая культура и спорт.

Антипас Владимир Васильевич, 1952 г.р., окончил МОГИФК (1977), старший преподаватель кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор 17 научных работ, область научных интересов - совершенствование технических средств обучения и качество учебного процесса.

Грязнова Вера Валентиновна, окончила ГЦОЛИФК (1971), старший преподаватель кафедры физического воспитания МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - физическая культура и спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.