Научная статья на тему 'Особенности физического состояния девочек 9-10 лет в зависимости от уровня развития «Ведущего» физического качества'

Особенности физического состояния девочек 9-10 лет в зависимости от уровня развития «Ведущего» физического качества Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
712
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / БИОЭНЕРГЕТИКА МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ / MOTOR FITNESS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EFFICIENCY / MUSCLE BIOENERGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельников Д. В., Криволапчук И. А.

Исследуются особенности двигательной подготовленности девочек 9-10 лет с разным уровнем развития выносливости как «ведущего» физического качества. Установлено, что девочки с низким уровнем развития выносливости отличаются от сверстниц с высоким и средним уровнем развития этого физического качества достоверно более высокими показателями физического развития, абсолютного МПК, PWC 170 и мощности фосфагенного источника энергообеспечения. Но у них достоверно меньше показатели развития быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного аэробно-анаэробного и аэробного энергообеспечения. У сверстниц с высоким и средним уровнем развития выносливости значительно меньше различий в изучаемых показателях. У девочек с высоким уровнем развития выносливости по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого качества, отмечается достоверно более высокое развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, абсолютной и относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного и аэробного энергообеспечения. При этом параметры физического развития не имели достоверных различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельников Д. В., Криволапчук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the study of motor fitness in 9-10-year-old girls with different levels of endurance as a “leading” physical characteristic. It is found out that girls with with low level of endurance differ from their peers with high and medium levels of this physical quality and show significantly better physical development, higher levels of bone mineral density, PWC170 and intensity of phosphagen source of power supply to the muscles. However, they have significantly lower indices of quickness, tolerance, speed and power qualities, dexterity, relative strength, anaerobic glycolysis rate, aerobic and glycolytic energy supply, aerobic source, general muscle performance. Peers with high and medium level of endurance differ much less in terms of the studied parameters. Girls with high endurance level compared with their peers with medium level of this quality show significantly better fastness, tolerance, speed and power qualities, dexterity, relative strength, anaerobic glycolysis rate, aerobic and glycolytic energy supply, aerobic source, general muscle performance. At the same time physical development indices did not show any significant differences.

Текст научной работы на тему «Особенности физического состояния девочек 9-10 лет в зависимости от уровня развития «Ведущего» физического качества»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ «ВЕДУЩЕГО» ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА

Д.В. Мельников1, И.А. Криволапчук Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва

Сообщение 1: Особенности двигательной подготовленности, физического развития и биоэнергетики мышечной системы девочек 9-10 лет в зависимости от уровня развития выносливости

Исследуются особенности двигательной подготовленности девочек 9-10 лет с разным уровнем развития выносливости как «ведущего» физического качества. Установлено, что девочки с низким уровнем развития выносливости отличаются от сверстниц с высоким и средним уровнем развития этого физического качества достоверно более высокими показателями физического развития, абсолютного МПК, PWC170 и мощности фосфагенного источника энергообеспечения. Но у них достоверно меньше показатели развития быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного аэробно-анаэробного и аэробного энергообеспечения. У сверстниц с высоким и средним уровнем развития выносливости значительно меньше различий в изучаемых показателях. У девочек с высоким уровнем развития выносливости по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого качества, отмечается достоверно более высокое развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, абсолютной и относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного и аэробного энергообеспечения. При этом параметры физического развития не имели достоверных различий.

Ключевые слова. Двигательная подготовленность, физическое развитие, физическая работоспособность, биоэнергетика мышечной системы

State of physical development of 9-10-year-old girls depending on the developmental level of “leading” physical characteristics. The paper presents the study of motor fitness in 9-10-year-old girls with different levels of endurance as a “leading” physical characteristic. It is found out that girls with with low level of endurance differ from their peers with high and medium levels of this physical quality and show significantly better physical development, higher levels of bone mineral density, PWC170 and intensity of phosphagen source of power supply to the muscles. However, they have significantly lower indices of quickness, tolerance, speed and power qualities, dexterity, relative strength, anaerobic glycolysis rate, aerobic and glycolytic energy supply, aerobic source, general muscle performance. Peers with high and medium level of endurance differ much less in terms of the studied parameters. Girls with high endurance level compared with their peers with medium level of this quality show

Контакты:1 Мельников Д.В., E-mail: <[email protected]>

significantly better fastness, tolerance, speed and power qualities, dexterity, relative strength, anaerobic glycolysis rate, aerobic and glycolytic energy supply, aerobic source, general muscle performance. At the same time physical development indices did not show any significant differences.

Keywords. Motor fitness, physical development, physical efficiency, muscle bioenergy.

В условиях сложной социально-демографической ситуации общества, особую тревогу вызывает состояние здоровья организма девочек и девушек [10, 9, 17, 8, 2,

4, 1, 19, 6, 7]. Как свидетельствуют научные исследования Н.Н. Куинджи, М.А. Поленовой [14], Н.А. Ананьевой, Ю.А. Ямпольской [2, 3, 18], В.А. Богдановой [9], Л.Ф. Игнатовой [12] и др. к концу XX столетия 75 % выпускниц школ имели различного рода хронические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, отклонения в темпах полового созревания, низкий уровень развития базовых двигательных качеств, координационных способностей. Кроме того, факторами риска здоровья школьниц является недостаточное обоснование интенсификации учебной деятельности. При этом не учитываются индивидуально-типологические особенности развития организма девочек, необоснованное освобождение школьниц от уроков физической культуры, а также снижение общей двигательной активности и интереса к урокам физической культуры [13, 11, 16].

Наиболее сложным и противоречивым является этап постнатального онтогенеза, относящийся к разряду критических периодов развития. Возрастной период от 9-10 до 11-13 лет обычно называют «препубертатом». У девочек начинает меняться характер жироотложения, и формируются грудные железы. Меняются (нередко в худшую сторону) стереотипы двигательных реакций и др. [5]. Поэтому в этом возрасте следует более точно дифференцировать физические нагрузки.

Цель исследования - выявление особенностей развития двигательной подготовленности, физического развития, физической работоспособности и биоэнергетики мышечной системы девочек 9-10 лет на основе дифференцирования двигательных способностей по «ведущему» физическому качеству.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Контингент испытуемых: здоровые девочки 9-10 лет общеобразовательных школ г. Липецка в количестве 200 человек.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- педагогические - бег 30 м, бег 60м, челночный бег, 6 минутный бег, прыжок в длину с места;

- антропометрические - длина тела, окружность груди, ширина плеч, ширина таза, ЖЕЛ;

- физиологические - расчётное МПК, PWC170; биоэнергетические характеристики мышечной системы (по уравнению Мюллера, );

- анализ научной литературы;

- методы математической статистики.

Прежде всего, исследовали у девочек показатели двигательной подготовленности, физического развития, физической работоспособности и биоэнергетики

мышечной системы. Далее перегруппировывали показатели матрицы, используя т.н. «ведущие» физические качества.

Дифференциация по уровню развития ведущих двигательных качеств

В качестве т.н. «ведущих» двигательных качеств были использованы показатели 6-минутного бега, бега на 30 м, прыжков в длину с места и относительной становой динамометрии. Так, например, показатели 6-минутного бега перегруппировали по формуле М±0,67а на три группы: с высоким, средним и низким уровнем показателей 6-минутного бега. В соответствии с этим перегруппировывались другие т.н. «ведомые» изучаемые показатели двигательной подготовленности, физического развития, физической работоспособности и биоэнергетики мышечной системы. Рассчитали достоверность различий между изучаемыми показателями высокого и низкого, высокого и среднего, среднего и низкого уровня. То же было проделано в отношении других «ведущих» физических качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В таблице 1 представлены статистики «ведущего» показателя - 6-минутного бега (выносливость): среднее значение, стандартное отклонение, уровни развития этого показателя у девочек 9-10 лет (высокий, средний, низкие), рассчитанные на основе использования сигмовидной шкалы (М±0,67а). В таблице 2 - результаты перераспределения изучаемых показателей общей выборки: их средние значения и стандартные отклонения.

Таблица 1

Группировка данных по показателям 6-минутного бега (м)

Среднее (М) 954,6

Сигма (а) 132,5

М + 0,67а 1043

М - 0,67а 865,8

Высокий уровень развития от 1043

Средний уровень развития от 865,8 до 1043

Низкий уровень развития до 865,8

Между группами с высоким и низким уровнями результатов 6-минутного бега зарегистрированы достоверные различия (р<0,01) по этому показателю. У девочек с высоким уровнем развития выносливости (6-минутный бег) по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития этого физического качества, отмечается достоверно более высокое развитие быстроты (р<0,01), силовой выносливости (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), ловкости (р<0,01), относительной силы (р<0,01), показателей мощности анаэробного гликолиза (р<0,01), аэробно-гликолитического энергообеспечения (р<0,01), аэробного источника (р<0,01), общей мышечной работоспособности (р<0,01). Девочки с высоким уровнем развития выносливости обладают достоверно меньшими показате-

лями физического развития: длины тела (р<0,05), массы тела (р<0,01), окружности грудной клетки (р<0,01), ширины таза (р<0,01), ширины плеч (р<0,01) и др. Видимо, поэтому у девочек с низким уровнем развития выносливости выше абсолютные показатели МПК (р<0,01). В относительных показателях МПК и PWCl7o, и абсолютного PWC170 достоверных различий не обнаружено. В то же время, у сверстниц с низким уровнем развития выносливости зарегистрировано достоверно более высокое развитие мощности фосфагенного источника (р<0,01).

Таблица 2

Физическое состояние девочек 9-10 лет с различным уровнем развития выносливости (6-минутный бег)

Показатели Уровни развития, М±а Дост. разл., 1/р

Высокий п=52 Средний п =85 Низкий п =63 В-Н В-С С-Н

Бег 6 мин, м 1109±37 986 ±27 89 (-11) 784 ±59 71% (-29%) 36,03 0,01 22,32 0,01 25,30 0,01

Бег 30 м, с 6,03 ±0,39 6,57±1,12 91 (-9) 6,57 ±0,47 91% (-9%) -6,59 0,01 -3,31 0,0 -0,03

11,71 ±0,65 11,95 ±0,59 98% (-2%) 12,42 ±0,70 94% (-6) -5,65 0,001 -2,26 0,05 -4,47 0,01

Челн. бег, с 9,29 ±0,54 9,42 ±0,51 99% (-1%) 9,66 ±0,53 96% (-4%) -3,67 0,01 -1,353 -2,81 0,01

Пр.дл/м, см 142 ±9,5 134 ±11,9 95 (-5) 129 ±15,5 90% (-10%) 5,89, 0,01 4,31 0,01 2,64 0,01

Наклон вперед, см 7,9 ±4,9 8,0 ±4,4 101% (1%) 6,3 ±3,8 79% (-21%) 2,02 0,05 -0,07 2,43 0,05

Подним. туловища, раз 29 ±6 29 ±8 100% (0%) 26 ±8 90% (-10%) 2,55 0,01 0,37 2,19 0,05

Стан. динам., кг 42 ±13 37 ±12 88% (-12%) 39 ±12 93% (-7%) 1,14 2,08 0,05 -0,9

Ст/кг массы тела, отн. ед. 1,29 ±0,38 1,14 ±0,37 88 (-12) 0,98 ±0,25 76% (-24%) 5,00 0,01 2,34 0,05 2,98,3 0,05

МПК, мл/мин 1457 ±238 1486 ±208 102% (2%) 1665 ±275 114% (14%) -4,29 0,01 -0,75 -4,33 0,01

МПК/кг, мл/мин*кг 45,5 ±7,66 46,3 ±8,93 102% (2%) 5 ) 8% ± (,6 % 24 49 1,97 -0,56 2,63 0,01

Показатели Уровни развития, М±а Дост. разл., 1/р

PWCl70 , кгм/мин 451 ±144 434±113 96% (-4%) 509±184 113% (13%) -1,89 0,76 -2,85 0,01

PWC/кг, кгм/мин*кг 14,0 ±4,45 13,3 ±2,65 95% (-5%) 13,1 ±5,10 94% (-6%) 0,98 1,24 0,20

Ьш, усл.ед. 47,9 ±2,7 38,1 ±13,4 0% (-20%) 32,9 ±2,4 69% (-31%) 31,60 0,01 5,18 0,01 3,06 0,01

Wmax, м/с 6,17 ±0,53 5,93 ±0,85 96% (-4%) 6,50 ±0,55 105% (5%) -3,31 0,01 1,77 -4,62 0,01

W40, м/с 3,97 ±0,14 3,64 ±0,23 92% (-8%) 3,27 ±0,16 82% (-18%) 25,17 0,01 9,61 0,01 10,88 0,01

W240, м/с 3,23 ±0,10 2,89 ±0,08 89% (-11%) 2,35 ±0,16 73% (-27%) 36,02 0,01 22,63 0,01 24,48 0,01

W900, м/с 2,77 ±0,12 2,44 ±0,12 88% (-12%) 1,84 ±0,17 66% (-34%) 34,78 0,01 15,76 0,01 24,12 0,01

Коэфф. а, усл.ед. 8,6 ±1,20 6,1 ±7,45 71% (-29%) 5,5 ±0,65 64% (-36) 17,34 0,01 2,43 0,05 0,83

Коэфф. Ь, усл.ед. 15,7 ±1,55 12,1 ±7,60 77% (-23%) 10,2 ±0,85 65% (-35%) 22,86 0,01 3,36 0,01 2,28 0,05

Длина тела, см 143,1 ±8,0 141,0 ±8,6 99% (-1%) 147,3 ±11,5 103% (3%) -2,28 0,05 1,43 -3,65 0,01

Масса тела, кг 32,3 ±5,07 32,9±6,91 102% (2%) 40,0 ±9,12 124% (24%) -5,66 0,01 -0,57 -5,13 0,01

Окр. груди, см 69,2 ±5,12 68,7 ±8,32 99% (-1%) 73,6 ±9,32 106% (6%) -3,25 0,01 0,32 -3,35 0,01

Ширина плеч, см 31,9 ±2,43 31,2 ±2,80 98% (-2%) 33,4 ±3,56 105% (5%) -2,63 0,01 1,49 -4,01 0,01

Ширина таза, см 22,3 ±2,00 22,6 ±2,58 101% (1%) 24,2 ±2,53 109% (9%) -4,47 0,01 -0,74 -3,85 0,01

ЖЕЛ, мл 1639 ±459 1563 ±451 95% (-5%) 1672 ±468 102% (2%) -0,38 0,96 -1,43

Примечание. 100% - показатели девочек с высоким уровнем развития вынос-

ливости. В скобках - разница данного показателя от 100%, знак «-» соответствует ухудшению показателя. Прочерка - различия недостоверные.

Между высоким и средним уровнями результатов 6-минутного бега зарегистрированы достоверные различия (р<0,01). У девочек с высоким уровнем развития выносливости (6-минутный бег) по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого качества, отмечается достоверно более высокое развитие быстроты (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), абсолютной (р<0,05) и относительной (р<0,05) силы, мощности анаэробного гликолиза (р<0,01), аэробно-гликолитического энергообеспечения (р<0,01), аэробного источника (р<0,01), общей мышечной работоспособности (р<0,01). Отсутствуют достоверные различия в абсолютных и относительных показателях МПК и PWC170, показателях физического развития и ЖЁЛ.

Между средним и низким уровнями результатов 6-минутного бега также зарегистрированы достоверные различия (р<0,01). Такой же характер различий отмечается в показателях бега на 60 м (р<0,01), челночного бега (р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,01), гибкости (р<0,01), поднимании туловища (р<0,01), относительной становой динамометрии (р<0,01). Абсолютные значения МПК и PWC170 были достоверно более высокими у девочек с низким уровнем развития выносливости, но относительные значения МПК - у сверстниц с высоким уровнем.

Показатели ЖЁЛ не имели достоверных различий, а все изучаемые показатели физического развития были достоверно выше у представителей с низким уровнем развития выносливости. Анализ показателей биоэнергетики мышечной системы выявил следующее. Мощность фосфагенного источника ^тах) была достоверно выше у девочек с низким уровнем развития показателей 6-минутного бега (р<0,01). Другие изучаемые показатели биоэнергетики ^40 - р<0,01, V240 -р<0,01, V900 - р<0,01, LnS - р<0,01, коэффициент «Ь» - р<0,05) были достоверно выше у сверстниц со средними показателями 6-минутного бега.

У девочек со средним уровнем развития выносливости (6-минутный бег) по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития этого качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие скоростной выносливости (р<0,01), ловкости (р<0,01), скоростно-силовых качеств (р<0,01), силовой выносливости (р<0,01), гибкости (р<0,01), относительной силы (р<0,01), относительного МПК (р<0,01), показателей мощности анаэробного гликолиза (р<0,01), аэробно-гликолитического энергообеспечения (р<0,01), аэробного источника (р<0,01), общей мышечной работоспособности(р<0,01). Девочки с низким уровнем развития выносливости имеют достоверно более высокие показатели физического развития, абсолютного МПК и PWC170.

Полученные данные свидетельствуют о том, что выявление особенностей физического состояния девочек 9-10 лет на основе дифференцирования двигательных способностей по т.н. «ведущему показателю» позволит определить рациональное соотношение средств совершенствования основных физических качеств и обосновать комплектование девочек по группам для их развития на основе этих особенностей.

ВЫВОДЫ

1. Девочки с низким уровнем развития выносливости (6-минутный бег) отличаются от сверстниц с высоким (р<0,01) и средним (р<0,01) уровнем развития

этого физического качества достоверно более высокими показателями физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки и др.), абсолютного МПК, PWC170 и мощности фосфагенного источника мышечного энергообеспечения. Но у них достоверно меньше показатели развития быстроты, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного аэробно-анаэробного и аэробного энергообеспечения.

2. У сверстниц с высоким и средним уровнем развития выносливости значительно меньше различий в изучаемых показателях. У девочек с высоким уровнем развития выносливости (р<0,01) по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого качества, отмечается достоверно более высокое (р<0,01) развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, абсолютной и относительной силы, общей мышечной работоспособности, показателей мощности работы в режиме анаэробного гликолитического, смешанного аэробно-анаэробного и аэробного энергообеспечения. При этом параметры физического развития не имели достоверных различий.

Работа поддержана грантом РГНФ (№ 12-06-00037а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаскакова, Н.П. Физиологические и социальные аспекты полового созревания подростков / Н.П. Абаскакова, И.Н. Сидорова, И.Г. Ткаченко. - Валеология, 2000. - № 3.- С.47-48.

2. Ананьева, Н.А. О необходимости особого контроля за здоровьем и физическим развитием девочек-школьниц / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Школа здоровья. - 1995. - №4. - С. 13-16.

3. Ананьева, Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская // Вестник Российской АМН. 1993. -№ 5. - С. 19-24.

4. Антропова М.В. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина, JI.M. Кузнецова, Т.М. Параничева // Гигиена и санитария. - 1997.

- №1. - С. 24-26.

5. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психологосоциального института, 2010. - 768 с.

6. Блинков С.Н., Левушкин С.П. Методика реализации индивидуального подхода в физической подготовке школьников-подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 2. - С. 8-13.

7. Блинков, С.Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 1214 лет на основе учета структуры моторики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Блинков. - М., 2000. - 24 с.

8. Богатырев, B.C. Физиологическая характеристика физического развития и репродуктивного здоровья выпускниц средней школы, проживающих на экологи-

чески различных территориях Кировской области: автореф. дис. канд. пед. наук /

B.С. Богатырев. - М., 1999. - 34 с.

9. Богданова, В.А. Охрана здоровья девочек и девушек основа репродуктивного здоровья женщин / В.А. Богданова, М.Н. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. - 1992. - №3. - С.46-48.

10. Бокач, A.M. Половое созревание девочек разных конституциональных типов / А.М. Бокач // Педиатрия. - 1980. - №6. - С. 8-11.

11. Ванина, О.Г. Комплексное использование средств видов гимнастики на уроках физической культуры со школьницами 5-7 классов: автореф. дис. ... канд.пед.наук / О.Г. Ванина. - Омск, 2002. -27 с.

12. Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения / Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. - 1997. - №4. - С. 74-78

13. Коричко, Ю.В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7 классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Коричко. - Омск, 2000. - 25 с.

14. Куинджи Н.Н. Гигиенические проблемы сельских школ ждут решения. Материалы VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». - М., 2003. - С 184.

15. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.

16. Хозяинова, Д.А. Совершенствование координационных способностей девочек 14-15 лет средствамиаэробики с учетом типа телосложения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.А. Хозяинова. - Омск, 2004. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ямпольская, Ю.А. Анализ акселерации роста морфологических признаков у девочек с учетом различий в их возрасте развития / Ю.А.Ямпольская // Г и-гиена детей и подростков. - М., 1992. - Вып. З. - С. 228-234.

18. Ямпольская, Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения / Ю.А. Ямпольская // Гигиена и санитария. - 1996. - №1. -

C. 24-26.

19. Pinto B.M. A staqes of chanqe approach to understanding colleqe students physical activity / B.M. Pinto, B.N. Marcus //J. Am. Colleqe Helthe. - 1995. - V.44. -P. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.