6. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006.
7. Руководство по школьной медицине. Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобра-
зовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования / Под ред. В. Р. Кучмы. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2012. - 215 с.
8. Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности : монография / Под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. - М. : Изд-во НЦЗД РАМН, 2006. -238 с.
УДК 577.35:613.955:311
Г. Б. КАЦОВА, Н. П. МАЛЕЕВА, Т. Н. ПАВЛЕНКО, Л. В. ПОПОВА, М. К. ДМИТРИЕВА, Н. В. ЗАРИШНЯК
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Г. ОРЕНБУРГА
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
РЕЗЮМЕ
В работе проведен сравнительный анализ показателей физического развития школьников г. Оренбурга за период с 1970 по 2016 годы. Установлено, что основные соматометрические показатели (масса тела и длина тела) за последние 30 лет достоверно увеличились у школьников во всех воз-растно-половых группах. Отмечено более раннее появление дисгармоничности в физическом развитии в последние годы.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ДЕТИ, ПОДРОСТКИ.
В настоящее время вопросы развития здорового ребенка рассматриваются как одна из ведущих медико-социальных проблем. Наибольшее значение в оценке состояния здоровья детей придается изучению относительно стабильного показателя, которым является уровень физического развития (ФР). Он тонко отражает влияние всего комплекса условий жизни на организм человека, может служить показателем гармоничности роста и развития, а также является одним из важнейших критериев контроля эффективности лечения и оздоровления
Кацова Галина Борисовна - к. м. н., доцент кафедры сестринского дела; e-mail: [email protected]
Малеева Нина Петровна - к. м. н., доцент кафедры сестринского дела; тел. 89058826382; e-mail: [email protected] Павленко Тамара Николаевна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой сестринского дела; e-mail: [email protected] Попова Людмила Викторовна - к. м. н., доцент кафедры сестринского дела; e-mail: [email protected]
Дмитриева Марина Константиновна - к. м. н., доцент кафедры сестринского дела; e-mail: [email protected]
Заришняк Наталья Владимировна - к. м. н., ассистент кафедры сестринского дела; e-mail: [email protected]
детей и подростков. Для объективной оценки физического развития используются соматометрические (антропометрические) показатели.
Первые измерения физического развития были выполнены Бюффоном в конце XVIII столетия. С конца XIX века в России было опубликовано большое количество работ, посвященных изучению физического развития, состоянию здоровья детей и подростков различных социальных групп, а также установлению закономерностей роста детского организма и выявлению влияния на этот показатель школьного режима.
Подобные исследования проводились и в Оренбургской области в семидесятые и девяностые годы прошлого столетия. Однако изменившаяся социально-экономическая ситуация в регионе определила необходимость пересмотра существующих показателей ФР школьников.
ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ явилось проспективное изучение некоторых показателей физического развития школьников 7-15 лет г. Оренбурга.
Для реализации поставленной цели было проведено изучение динамики показателей ФР школьников за последние 30 лет.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В ходе данной работы проводилось измерение следующих показ ателей: масса тела (МТ), длина тела (ДТ), ежегодный прирост МТ и ДТ, ширина плеч (ШП), индекс Кетле, жировая масса тела. Измерения проводились с использованием стандартных инструментов по общепринятым унифицированным методикам. Для измерения жирового компонента в третьем исследовании проведен биоимпедансный анализ с применением мультифункциональных весов 3111ЕЛ . В исследовании применялся метод 10-процентной репрезентативной выборки. Измерения проводились
в школе № 68, гимназии № 5 города Оренбурга. Число наблюдений в каждой группе составляло от 60 до 67 человек. Масса тела измерялась в граммах, длина тела в сантиметрах, ширина плеч в сантиметрах, учитывались значения до первой цифры после запятой. Уровень показателей физического развития современных школьников (исследование 3) сравнивался с данными измерений, проводимых в семидесятые (исследование 1) и девяностые годы (исследование 2) прошлого столетия среди школьников г. Оренбурга той же воз-растно-половой группы. Статистический анализ данных составлял: расчет средних значений, средневозрастные отклонения, минимальные и максимальные значения. Статистические гипотезы проверялись при помощи Т-критериев Стьюдента.
В результате проведенного мониторинга и сравнительного анализа показателей ФР, полученных в 1 и 2-м исследованиях, установлена тенденция к увеличению основных соматометрических показателей. Так, длина тела (ДТ) детей г. Оренбурга увеличилась в среднем у девочек на 2,5 см, у мальчиков - на 3,3 см. Наиболее интенсивное увеличение
Измерение массы тела (МТ) в первом и втором исследованиях выявило достоверное увеличение показателя (р - 0,001) у девочек 7-9 лет и 11 лет. В среднем оно составляло 3 кг. Наибольшее увеличение данного показателя зафиксировано в пубертатном периоде: 9 лет - 4,1, 11 лет - 3,1 кг.
Масса тела мальчиков за период между первым и вторым исследованием увеличилась в среднем на 3,33 кг. Наиболее интенсивное увеличение МТ отмечено в возрасте 8 лет (5,1 кг) и 13-15 лет (6,7 кг, 5,4 кг, 4,2 кг соответственно), то есть в пре- и пубертатном возрасте.
Сравнительный анализ МТ в первом, втором и третьем исследованиях выявил широкий диапазон
этого показателя отмечено у девочек в возрасте 8-9 лет (3,8 см и 4,7 см соответственно) и мальчиков 8 и 15 лет (5,5 см и 5,6 см соответственно) (р - 0,01).
Минимальное увеличение показателя зафиксировано у девочек 12-14 лет (0,9 и 1,2 см соответственно) и у мальчиков 9 и 11 лет (1,1 и 1,5 см соответственно). Достоверных различий в возрастной динамике данного показателя в 1 и 2-й группах не выявлено. Дисперсия показателя в среднем составила у мальчиков 41 см, у девочек - 37 см.
При измерении длины тела современных школьников выявлено, что их ДТ была во всех возраст-но-половых группах выше по сравнению с исследованиями 1 и 2-м (у девочек на 2-6 см, у мальчиков на 3-9 см). Наибольшие отличия как у мальчиков, так и у девочек отмечались в возрасте 13-14 лет (табл. 1). Однако прирост ДТ в первом и втором исследовании у девочек в 13-15 лет был значительно выше, чем у их сверстниц в 2016 году (3,4-3,1 см и 2,3 см соответственно). Этим объясняется уравнивание показателя ДТ у школьниц к 14-15 годам в первом, втором и третьем исследованиях.
колебаний этого показателя во всех возрастно-по-ловых группах школьников. Однако дисперсия данного показателя в первом и втором исследованиях была достоверно выше в сравнении с третьим (т=7,5 в первом и втором исследованиях при т=1,6 в третьем исследовании). Средние показатели МТ в первом и втором исследованиях во всех возраст-но-половых группах были ниже по сравнению со школьниками 2016 года на 3,16 кг у девочек и на 7,74 кг у мальчиков. Ежегодное увеличение данного показателя у девочек разных возрастных групп существенно не отличалось (табл. 2). Тогда как у мальчиков найденные отличия были наибольшими в возрасте 11 и 15 лет (8,3 кг в 11 лет и 11,3 кг в 15 лет).
Таблица - Показатели длины тела школьников 7-15 лет
Возраст в годах 1990 год (см) 2016 год (см)
Девочки Мальчики Девочки Мальчики
7 лет 122,6 122,5 125,0 125,1
8 лет 127,7 127,8 131,1 132,0
9 лет 133,1 132,5 135,0 139,0
10 лет 138,1 138,0 148,0 141,2
11 лет 144,1 143,2 148,2 149,1
12 лет 149,8 147,0 153 153,0
13 лет 154,8 153,9 160,1 166,0
14 лет 158,3 160,5 161,2 170,1
15 лет 160,7 165,4 163,0 172,0
Таблица 2 - Показатели массы тела школьниц 7-15 лет
Возраст в годах 1990 год (кг) 2016 год (кг)
Девочки Мальчики Девочки Мальчики
7 лет 23,7 23,6 25,7 26,3
8 лет 26,1 26,7 27,9 30,8
9 лет 29,4 29,4 33,8 35,6
10 лет 32,5 32,2 36,0 35,8
11 лет 36,6 36,3 41,4 44,6
12 лет 41,3 38,7 46,3 48,4
13 лет 46 45,3 51,8 58,5
14 лет 51,2 50,4 53,4 61,6
15 лет 54,9 53,0 55,4 64,3
С ростом и весом тесно связан показатель, называемый индексом массы тела (ИМТ, индексом Кет-ле), служащий для приблизительной оценки степени ожирения (соответствие веса тела росту человека). Он позволяет судить о гармоничности физического развития. Расчет индекса Кетле показал, что среди девочек в первом и втором исследованиях избыточная масса тела отмечалась в 11 и 13 лет (МТ=27,6-29,7), ожирение - в 14-15 лет (МТ=32,3-34,2). При третьем исследовании избыточная масса тела (МТ более 25) чаще выявлялась у девочек 9 и 11 лет, ожирение (МТ=30 и более) - в возрасте 12-15 лет. Таким образом, подобная динамика показателя свидетельствует о более раннем начале процессов дисгармоничного развития школьниц 2016 года за счет избыточной массы. Это может быть связано со снижением двигательной активности учениц средних и старших классов, нерациональным питанием и, возможно, с более ранней активацией гормонального фона.
У мальчиков ИМТ, так же как и в ранних исследованиях, чаще встречается в возрасте 15 лет. Для правильной оценки этого показателя необходимо более подробно изучить состав массы тела (процент активной и пассивной массы тела), так как многие юноши этого возраста увлекаются силовыми видами спорта (рис. 1).
Изучение пассивной МТ в процентном отношении к общей МТ в 1 и 2-м исследованиях показало у девочек зависимость этого показателя от возраста: 7-8 лет - 15,6-16,8%, с 9 до 15 лет - 20-22%, в 15 лет - 14,8%. У мальчиков данный показатель не имел возрастной периодизации и составлял в среднем 15,7% (от 14,4% до 17%).Важным критерием физического развития является соотношение жирового и мышечного компонентов массы тела. Для змерения жирового компонента проведен био-импедансный анализ с применением мультифунк-
циональных весов БШ 3111БЛ. До 15 лет ЖМ как у мальчиков, так и у девочек ежегодно стабильно нарастала, причем у мальчиков более скачкообразно, чем у девочек. В возрасте 9 лет ЖМ девочек была на 6% больше, чем у мальчиков. С 15 лет отмечено значительное увеличение жировой массы у девочек до 20,9%. У мальчиков, напротив, после 15 лет ЖМ снижалась и к 17 годам достигала уровня, отмеченного в 10-11 лет (рис. 2).
Следует отметить, что физическое развитие мальчиков во все возрастные периоды как в первом и втором, так и в третьем исследованиях было более гармонично по сравнению с девочками.
Одной из наиболее важных особенностей ФР детей и подростков является неравномерность изменений скорости роста (первое вытяжение или «полуростовой скачок» и второе вытяжение или «пубертатный скачок»).
Изучение показателей МТ и ДТ выявило различия этих показателей у школьников во втором и третьем исследованиях. Так, при обследовании детей в 1988 году «полуростовой скачок» приходился на возраст 6-7 и 8-9 лет, «пубертатный скачок» - на 11-13 лет. Гендерных различий выявлено не было. В настоящее время «полуростовой скачок» определяется у мальчиков в 8 лет, у девочек в 9 лет. «Пубертатный скачок» приходится на возраст 13-15 лет у мальчиков и 13-14 лет у девочек.
Важным показателем физического развития школьников является ширина плеч. Средние показатели ширины плеч у мальчиков во все возрастные периоды не имела достоверных отличий при первом, втором и третьем исследованиях (табл. 3). Однако дисперсность данного показателя была более выраженной у школьников при первом и втором исследованиях (т = от 2 до 5,8) по сравнению с третьим исследованием (т = 0,70-0,99).
20.1 Д._Щ ^- 2.4.4
^17 V 1В-2 ,1,
Рис. 1 - Значения индекса массы тела школьников
Ш Девочки
"Г4 О- -С* .ч!
Еозраст(п ол ныхл ет) Мальчики
2Ю 1С 2С % го.1
12.2,, 173 .8 15 16 1 17
Л 11
Рис. 2 - Динамика процента жира мальчиков и девочек с 7 до 17 лет
I I ДеВОЧК
Возраст [голныхлет)
Мзльчиш
В исследовании 2016 года у девочек 7-10 лет ширина плеч не имела достоверных отличий от данного показателя у мальчиков соответствующих возрастных групп. С 11 лет фиксируются гендерные различия этого показателя. Так, ширина плеч мальчиков превосходит ширину плеч девочек в 11 лет на 1,3 см, в 12 лет - на 2 см, в 13 лет - на 4,2 см, в 14 лет - на 5 см и в 15 лет - на 6,5 см.
Таблица 3 - Ширина плеч школьников 7-15 лет
Возраст в годах 1990 год (см) 2016 год (см)
Девочки Мальчики Девочки Мальчики
7 лет 29,9 29,8 28,1 29,8
8 лет 30.4 31,6 30.4 30,6
9 лет 31,4 31,9 30,6 31,6
10 лет 31,5 32,1 31,4 31,8
11 лет 33,5 33,3 33,5 32,4
12 лет 35,0 35,8 34,1 36,1
13 лет 36,4 36.9 34,3 38,5
14 лет 36,5 38,6 34.1 39,1
15 лет 36,6 39,5 34,8 41,3
При первом и втором исследованиях различия ширины плеч у девочек и мальчиков были выявлены только в 14-15 лет и составляли 2,1 см и 3,1 см соответственно.
ВЫВОДЫ:
1. Основные соматометрические показатели (масса тела и длина тела) за последние 30 лет достоверно увеличились у школьников во всех возраст-но-половых группах.
2. Ежегодный прирост массы тела в обеих воз-растно-половых группах за исследуемый период остается стабильным.
3. В настоящее время отмечается более раннее появление дисгармоничности в физическом развитии школьниц за счет избыточной массы тела, что требует проведения соответствующих профилактических мероприятий.
4. Мальчики всех возрастных групп в течение всех исследуемых периодов имели более гармоничное физическое развитие по сравнению со сверстницами.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баранов, А. А. Профилактическая педиатрия / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова. - М.: Педиатр,
2015. - 496 с.
2. Оценка и анализ физического развития детей и подростков / О. В. Антонов [и др.] // Сибирский медицинский журнал. - 2012. - Т. 27. - № 4. - С. 20-24.
3. Усов, И. Н. Здоровый ребёнок / И. Н. Усов. -Минск : Беларусь, 1994. - 446 с.
4. Двойников, С. И. Организация сестринской деятельности / С. И. Двойников. - М. : ГЭОТАР-Ме-диа, 2014. - 528 с.
5. Биоимпедансный анализ состава тела челове-
ка / Д. В. Николаев [и др.] - М. : Наука, 2009. - С. 50-62.
6. Barcellos Gemelli, I. F. Menarche and Its Association with Excess Weight and Body Fat Percentage in Girls in the Southwestern Region of the Brazilian Amazon / Barcellos Gemelli I. F., Farias Edos S., Souza O. F. // J Pediatr Adolesc Gynecol. - 2016. - Vol. 29 (5). - Pp. 482-488.
7. Трухачева, Н. В. Математическая статистика в медико-биологических исследованиях с применением пакета Statistica / Н. В. Трухачева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 384 с.
УДК 13058.616
Ю. В. ВЛАДИМИРОВА, В. А. ЖИРНОВ
ВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В ПЕРИОД РЕМИССИИ
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России
РЕЗЮМЕ
В статье представлены данные за 2014-2016 гг., которые доказывают эффективность и острую необходимость проведения восстановительного лечения у детей с бронхиальной астмой в период ремиссии. Ярким доказательством чего является распределение детей по степени тяжести заболевания: за 3 года возросло количество детей с легкой на 7,6% и среднетя-желой астмой на 2,1%, а количество детей с тяжелой формой БА уменьшилось на 2,7%.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕТИ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, РЕМИССИЯ.
ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма - это хроническое заболевание легких, требующее постоянного контроля за состоянием больного ребенка и проведения реабилитационных мероприятий после купирования острого периода болезни. Восстановительное лечение для детей с бронхиальной астмой разрабатывается с учетом всех особенностей течения болезни у конкретного пациента. Основная цель при этом сводится к улучшению качества жизни ребенка путем удлинения ремиссии заболевания и восстановления функциональной активности органов и систем, обеспечивающих его нормальное развитие. Длительной ремиссии заболевания нередко возможно достичь, используя комплексный подход: устранение из среды обитания ребенка причинно-значимых аллергенов, организация правильного режима питания ребенка (коррекция диеты) и применение физиотерапевтических мероприятий.
Владимирова Ю. В. - очный аспирант кафедры госпитальной педиатрии; тел. 8462603704; e-mail: [email protected] Жирнов В. А. - д. м. н., профессор, заместитель декана педиатрического факультета; тел. 8462603704; e-mail: [email protected]
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - проанализировать эффективность восстановительных мероприятий, проводимых у детей с бронхиальной астмой в период ремиссии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Мы провели ретроспективный анализ историй развития 215 детей с бронхиальной астмой в период ремиссии, находящихся на реабилитации в специализированном отделении ГБУЗ СО «СПГ № 3» г. Самары. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Проанализировали распределение детей по группам здоровья и выявили, что во 2-й группе с 2014 г. по 2016 г. количество детей уменьшилось на 12,5%, а в 3-й группе увеличилось на 12,3%. При этом количество детей, находящихся на оздоровлении в реабилитационном отделении, за этот же период времени возросло на 14,2%. Количество детей с бронхиальной астмой значительно возросло, при этом соотношение по степени тяжести распределено следующим образом: легкая - 40-47,6%, среднетяжелая - 59-52,1%, тяжелая - 3-0,3%.
Таким образом, за 3 года возросло количество детей с легкой на 7,6% и среднетяжелой астмой на 2,1%, а количество детей с тяжелой формой БА уменьшилось на 2,7%. На восстановительном этапе лечения минимальные обострения сохранялись у 1,3% детей, минимальную потребность в бета2-агонистах испытывали до 4,5% детей, физически активны 100% детей, суточные колебания ПСВ < 20% у 95,5% детей, что свидетельствует об отсутствии гиперреактивности бронхов, а значит о полном фармакологическом контроле. Всем детям после выписки была рекомендована скорректированная базисная противовоспалительная терапия для поддержания фармакологической ремиссии. Также наблюдается рост сопутствующей патологии - аллергического ринита - на 6,5%.