УДК 338.242
Д. Х. Галлямова, А. И. Мифтахов
ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ключевые слова: налоговые льготы, инновации, инвестиционный проект, государственная поддержка, региональная промышленная политика.
В данной статье рассмотрены проблемы развития государственной фискальной поддержки химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан. Рассмотрены основные виды поддержки, доступные для инновационных инвестиционных проектов отрасли. Проанализированы недостатки инструментов налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита. На основе проведенного исследования авторами предлагается скорректировать условия предоставления преференций по земельному налогу, а также разработать и внедрить инструменты ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость и кредитного финансирования проектов под гарантию бюджетного финансирования через целевые программы.
Keywords: tax incentives, innovation, investment project, state support, regional industrial policy.
The article examines the problems of development of the state fiscal support of chemical and petrochemical complex of Tatarstan. Authors define the main types of support available for industry's innovative investment projects. The shortcomings of tax incentives tools and the investment tax credit are analyzed .On the basis of this study authors proposed to adjust the terms of preferences for land tax and also to develop and implement tools of accelerated reimbursement of value added tax and the loan financing of projects under the guarantee of budget financing through targeted programs.
Республика Татарстан является одной из крупнейших региональных экономик Российской Федерации. По итогам 2012 года по показателю валового регионального продукта Республика занимала 7 место среди всех регионов РФ и являлась одним из 9 субъектов, чей ВРП превысил 1 трлн.рублей.
При этом очевидно замедление роста экономики РТ, динамика которой за последние два года существенно сократилась (рис.1).
Рис. 1 - Динамика ВРП Республики Татарстан
Кроме того, при оценке ВРП на душу населения РТ заметно уступает многим регионам, не входя и в топ-10 субъектов (по итогам 2012 года).
В этой ситуации одной из точек роста экономики РТ, на наш взгляд, должна стать нефтегазохи-мическая промышленность. С одной стороны, на сегодняшний день это и так лидирующая отрасль в хозяйственной деятельности Республики по основным базовым показателям (табл. 1).
С другой стороны, структура отгрузок продукции нефтегазохимического комплекса республики по итогам 2013 года (рис.2) свидетельствует о том, что существуют резервы использования ресурсно-сырьевого потенциала для развития нефтехимиче-
ских и химических производств продуктов глубокой стадии переработки с высокой маржинальностью и добавленной стоимостью. Это привело бы к укреплению конкурентоспособности экономики региона как в масштабах страны, так и на мировом уровне.
Таблица 1 - Показатели деятельности основных отраслей промышленности РТ в 2013 году
Показатель Нефтегазохи-мический комплекс Машиностроение Оборонно-промышленный комплекс
Отгрузки продукции (млрд.руб лей) 896 360 82
Производительность труда (млн.рубл ей/чел.) 4,2 0,7 1,8
Предприятия при модернизации текущих производств или создании новых, как правило, используют инструмент инвестиционного проекта для оценки необходимости вложений акционерами, привлечения инвесторов и кредиторов, а также получения государственной поддержки. Попробуем оценить эффективность отдельных институтов государственной поддержки Республики Татарстан в рамках реализации на её территории инвестиционных проектов нефтегазохимической промышленности. Стоит отметить, что проблема раз-
вития республиканских предприятий особенно актуальна в свете роста риска потери ими доли внутреннего рынка вследствие вступления России в ВТО и соответственно, высокой вероятности массового внедрения на отечественный рынок международных корпораций [1].
■ Добыча тот ивно-знерготических пол езных ископаем ых
■ Производство нефтепродуктов
■ Химическое производство
■ Производство резиновых и пластмассовых
_изделий_
Рис. 2 - Структура отгрузок продукции нефтегазо-химического комплекса РТ по итогам 2013 года
Основные формы поддержки приведены в Положении «О порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан»
(утв. постановлением Кабинета Министров РТ от 7 мая 1999 г. N 284):
■ предоставление налоговых льгот;
■ кредитование на возвратной основе из бюджета Республики Татарстан;
■ предоставление государственных гарантий Республики Татарстан;
■ другие меры, не запрещенные действующим законодательством.
Государственные гарантии РТ под крупные инвестиционные проекты как инструмент поддержки на данный момент не функционирует.
Налоговые льготы предоставляются Республикой только по региональным налогам и сборам, т. е. по тем обязательным платежам, которые зачисляются в бюджет Республики Татарстан. Компании, реализующей проект, направленный на создание (модернизацию) промышленного производства, в этом случае могут быть доступны льготы только по налогу на имущество и на прибыль организаций. Снижение ставок по данным платежам для компании, реализующей проект (при выполнении условий по предоставлению государственной поддержки в соответствии с республиканским законодательством) составят:
■ По налогу на имущество - с 2,2% до 0,01%;
■ По налогу на прибыль организаций - с 18% (региональная часть ставки) до 13,5%.
На наш взгляд, на текущий момент данная государственная поддержка малопривлекательна для компаний, реализующих инвестиционные проекты, по следующим причинам:
■ Неэффективность льгот на инвестиционной фазе реализации проекта. Так, на этапе строительства имущественные объекты учитываются компанией по
бухгалтерскому счету 08 («Капитальные вложения»), а налог на имущество начисляется по объектам, учтенным по счету 01 («Основные средства»). Перевод со счета 08 на 01 происходит после ввода производства (или его очереди) в эксплуатацию. Таким образом, компания не платит данный налог в ходе строительства. Ситуация с налогом на прибыль аналогична: инвестиционная и прединве-стиционная фазы проекта подразумевают отсутствие доходной части (выручки), что ведет к фиксированию убытков и отсутствию налога на прибыль.
■ Смягчение федерального налогового законодательства, приводящее к снижению эффекта от республиканских льгот. В соответствии с подп.8 п.4 ст.374 НК РФ движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество. Т.е. после ввода в эксплуатацию проекта компания не должна платить налог на имущество, например по оборудованию, удельный вес которого в структуре стоимости всего проекта может доходить до 40%-50% [2].
■ Относительно небольшие сроки предоставления льгот. В соответствии со ст. 12 Закона Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. N 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» данный срок может составлять не более семи лет с момента начала инвестиций (для машиностроения - не более 13 лет). Теоретически, моментом начала инвестиций является прединве-стиционная фаза, когда компания приступает к проектным работам и составлению бизнес-плана. Получается, что реальная потребность в льготировании по налогу на прибыль для инвестиционных проектов возникает, в лучшем случае, на 7-8 год с начала осуществления инвестиций. Так, проектирование и поиск источников финансирования одного из крупнейших инвестиционных проектов РТ по строительству комплекса по производству аммиака, метанола, гранулированного карбамида и аммиачной селитры («Аммоний») началось в 2008 году; строительные работы - в IV квартале 2011 года. Завершить строительство завода планируется к концу 2014 года, начать основную производственную деятельность - в I квартале 2015 года, выйти на проектную мощность - ориентировочно в IV квартале 2015 года [3]. При условии, что компания в первый год производственной деятельности сможет показать прибыль, покрывающую убытки прощлых лет, получится, что с начала инвестиций пройдет 7 лет.
В этой ситуации возможно смягчение подхода государства к понятию «начало инвестиций», например, с момента осуществления строительства, но в конечном итоге «полезный срок» действия льготы по налогу на прибыль для компании составит, на наш взгляд, 2-4 года.
Стоит отметить, что в Республике действует механизм инвестиционного налогового кредита (Закон РТ от 10 октября 2011 г. N 68-ЗРТ). Перечень налогов, по которым доступен кредит, сроки предоставления и др. характеристики во
многом схожи с инструментами налоговых льгот и, соответственно, обладают вышеперечисленными недостатками. На наш взгляд, в долгосрочной перспективе такая государственная поддержка на возвратной основе заменит безвозмездное финансирование и льготирование, оставаясь для предприятий выгодной за счет низких ставок (1/2 ставка рефинансирования), но будет иметь малозначительный эффект по перечисленным причинам.
Мощным инструментом по снижению налоговой нагрузки для крупных инвестиционных проектов может стать снижение ставок по налогу на землю, являющегося местным налогом. В настоящее время решениями муниципальных законодательных органов предусмотрены смягчения для отдельных категорий проектов, например, инвестиционных проектов по производству резиновых и пластмассовых изделий на территории технополисов в г.Казань (0,065% от кадастровой стоимости участков при стандартной ставке под производственные площади в 1,3%).
На наш взгляд, в настоящее время предприятия нефтегазохимического комплекса РТ должны стремиться к выстраиванию вертикально-интегрированных холдингов для исключения рисков снабжения сырьем, углубления переработки продукции для увеличения добавленной стоимости. Это подразумевает строительство новых производств рядом с уже действующими. В качестве примеров следует привести, в частности:
■ ООО «Менделеевсказот», перспективой развития которого является строительство завода «Аммоний». Реализация проекта станет для предприятия решением сырьевых проблем, а также позволит перейти на замкнутый технологический цикл.
■ ОАО «Казанский завод синтетического каучука», реализующий проект строительства завода по выпуску метилхлорсиланов (базового сырья для силиконов). Новый завод также позволит обеспечить собственные полимерные производства ОАО «КЗСК» базовыми сырьевыми мономерами.
Поэтому следует выделить районы, где реализуются инвестиционные проекты нефтегазохимиче-ской отрасли, и снизить в этих районах ставки. По данному пути идет Менделеевский муниципальный район, установивший для земельных участков (площадок), непосредственно занятых под производство химической продукции, ставку в 0,75% от кадастровой стоимости.
Другим возможным инструментом по улучшению инвестиционного климата при реализации крупных инвестиционных проектов может стать ускоренное возмещение НДС из бюджета по произведенным капитальным вложениям. Это особенно актуально для проектов, реализующихся на принципах проектного финансирования. В этом случае создается отдельное юридическое лицо, которое не будет генерировать денежные потоки до ввода в эксплуатацию построенных производственных мощностей. В случае привлечения кредитных ресурсов это рождает проблемы обслуживания долга на инвестиционной фазе. В целом, данная проблема может быть решена покрытием процентных выплат материнской компанией, однако по крупным инвестиционным проектам в те-
чение 2-3 лет инвестиционного цикла сумма может достигнуть миллиарда рублей и более. При этом возмещаемый НДС - это реальный резерв проекта, способный покрыть данные затраты или свести необходимость привлечения других платежеспособных предприятий к минимуму. Например, при стоимости инвестиционного проекта в 8 млрд. рублей и двухлетней инвестиционной фазе, в каждом квартале которой привлекается по 1 млрд.рублей кредитов по ставке 12%, сумма НДС к возмещению и процентов к уплате составит 1,2 млрд.рублей и 1,1 млрд.рублей, соответственно.
В настоящее время существует вариант ускорения возмещения через получение банковской гарантии. Однако банковские гарантии по крупным суммам подразумевают наличие существенного обеспечения, что в условиях проектного финансирования, где все создаваемое имущество передается банку-кредитору, малоосуществимо. Кроме того, этот механизм подразумевает существенные банковские комиссии за предоставление гарантии.
Государственная поддержка в данном случае должна свестись к сокращению срока рассмотрения налоговыми органами документов и возмещения средств с трех месяцев до одного для перечня основных приоритетных проектов Республики, в структуре финансирования которых преобладают кредитные ресурсы (при условии получения оферты на финансирование от банка). Стоит отметить, что в ситуации с крупными инвестиционными проектами, финансируемыми банками, снижается вероятность мошенничества с денежными средствами по НДС, т.к. все платежные заявки заемщика, как правило, проходят не только через аналитические службы банка, но и через специализированную надзорно-консалтинговую компанию, которая сопровождает проект. Данная практика контроля, применяется, в частности Внешэкономбанком. Банки при наличии у проекта предлагаемой формы поддержки снижают риски неплатежеспособности заемщика в отдельно взятый период, связанные со сроками проверок и возмещений. Кроме того, снижается вероятность предъявления требований со стороны Центрального Банка по увеличению банком-кредитором резервов под возможный дефолт заемщика, обусловленный кредитованием организации, не ведущей доходной деятельности (актуально для инвестиционной фазы проекта).
Инструментом, ускоряющим реализацию инвестиционных проектов, способно стать кредитование банками под гарантию предоставления государственных средств, заложенных в целевые программы бюджета будующих лет. Проблема в том, что между включением инвестиционного проекта в целевую программу и получению средств по ней может пройти 2-3 года. Это существенно оттягивает сроки реализации проекта и ставит под угрозу актуальность его продукции в условиях гибкости мирового рынка. Если проект вошел в целевую программу, то в бюджет закладываются соответствующие средства, т. е. получе-
ние финансовых ресурсов гарантировано. Поэтому при условии трехстороннего взаимодействия «проект-государство-банк» возможна организация кредитного финансирования, обеспечением возвратности которого будет бюджетное финансирование будущих лет. Соответствующее обязательство государства в виде письма-гарантии или трехстороннего договора способно ускорить реализацию инвестиционных проектов.
Для успешного развития нефтегазохимиче-ского комплекса необходима единая и соблюдаемая всеми участниками стратегия повышения эффективности, конкурентоспособности и наукоемкости продукции нефтегазохимической промышленности, а также повышение уровня инновационной активности предприятий данной отрасли и смежных с ней секторов [4]. Республика Татарстан обладает пулом нефте-газохимических производств, способных развиваться в сторону вертикально-интегрированных холдингов через реализацию крупных инвестиционных проектов, что отчетливо подтверждают проекты ОАО «Та-неко», ОАО «Аммоний», ОАО «КЗСК-Силикон» и др. Так, из одиннадцати особо значимых инвестиционных проектов Приволжского Федерального Округа, перечень которых закреплен распоряжением Полномочного представителя Президента РФ в ПФО от 11.11.2013 №А53-56р, 5 проектов представляют компании РТ, из них 4 связаны с созданием химических и нефтехимических производств. Это особый тип проектов -«green field», но на базе существующих производств последующего (или предшествующего) продукта в
технологической цепочке. Данные проекты - оптимальный способ устранить зависимость от импорта для уже существующих материнских компаний-производителей. Кроме того, снижение издержек (в том числе за счет экономии на логистических затратах) позволит увеличить конкурентоспособность республиканских производств и повысить экспортный потенциал производимой продукции, что в современных условиях вступления РФ в ВТО является важнейшим условием развития экономики.
Литература
1. Авилова В.В., Галлямова Д.Х. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО // Вестник Казанского Технологического Университета. 2012. №4. С. 176178.
2. Вся надежда на интеграторов // Expert.ru: Группа «Эксперт». 2013. 18 мар. URL: http://expert.ru/expert/2013/11/vsya-nadezhda-na-integratorov/media/186527/ (дата обращения: 25.03.2014).
3. В Менделеевске началось строительство завода «Аммоний» // Tatarstan.ru: Отдел координации деятельности официального портала РТ Аппарата Президента РТ. 2011. 12 окт. URL: http://tatarstan.ru/index.htm/news/106700.htm (дата обращения: 26.03.2014).
4. Демидова Е.В. Актуальный проблемы и тенденции развития нефтегазохимического комплекса России // Вестник Казанского Технологического Университета. 2013. №18. С. 244-247.
© Д. Х. Галлямова - д.э.н., проф. каф. экономической методологии и истории КФ(П)У, [email protected]; А. И. Мифтахов -асп. той же кафедры, [email protected].