© Гончаров А.И., Гончарова М.В., 2014
УДК 346.62 ББК 65.272.21
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Часть первая 1
Гончаров Александр Иванович
Доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права, кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, базовой кафедры ЮНЦ РАН [email protected], [email protected], [email protected] просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Гончарова Марина Вячеславовна
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики
Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, goncharova. [email protected]
ул. Волго-Донская, 11, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Авторы исследуют зарубежные практики финансового обеспечения пенсионных выплат в сравнении с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, в ракурсе его способности обеспечивать достойное существование российских граждан пенсионного возраста. Раскрывается предусмотренный отечественным законодательством порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) на основе финансового механизма обязательного пенсионного страхования. Обосновываются направления и альтернативные возможности развития финансового обеспечения пенсионных выплат в РФ.
Ключевые слова: гражданин, финансовое обеспечение, пенсионная выплата, обязательное страхование, страховые взносы, период дожития, финансовая состоятельность.
Современные развитые государства создают специальные денежные фонды, предназначенные для регулярных денежных выплат гражданам, достигшим преклонного возраста. Большинство женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет прекращают активную трудовую деятельность, завершают свою карьеру и увольняются на заслуженный отдых - выходят на пенсию. Трудившись долгие годы и выйдя на пенсию, человек обретает пожизненное право ежемесячно получать деньги из пенсионного фонда. Размер получаемой суммы денег, как
правило, корреспондирует тем заработкам, которые были у данного гражданина в течение трудовой деятельности. Источников формирования такого специального денежного фонда несколько. Прежде всего это регулярные отчисления работодателей в суммах, пропорциональных начисляемым заработкам конкретных работников. Кроме того, государство добавляет в указанный фонд еще и бюджетные средства. Сам фонд, будучи некоммерческой организацией - юридическим лицом, дополнительно зарабатывает деньги, размещая аккумулируемые взносы в банковские депозиты.
Подходы к финансовому обеспечению
пенсионных выплат за рубежом
По стандарту ООН население страны считается старым, если составляет 7 %. Например, в марте 2011 г. министр трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Инь Вэйминь озвучил число жителей Китая старше 65 лет - 12,8 % (около 170 млн чел.). По закону о пенсионном обеспечении Китая пенсию могут получать мужчины с 60 лет и женщины с 50-55 лет (для разных категорий). На государственные пенсии могут рассчитывать только государственные служащие и лица, занятые в промышленности. Сельские жители в Китае не получают пенсию вообще. Для госслужащего основанием для начисления базовой социальной пенсии, как правило, является обязательный 15-летний трудовой стаж на госпредприятии и отчисления (11 % от зарплаты) в государственный пенсионный фонд. Отчисления складываются из ежемесячных
7 % от заработной платы работника, которые уплачивает работодатель, и 4 %, которые платит сам работник. Платежи производятся в момент начисления зарплаты независимо от воли сотрудника при уплате предприятием основных налогов [10].
Выплата пенсий в Китае производится ежемесячно в размере 20 % от средней зарплаты по региону. При этом в разных провинциях существуют различные ставки взносов и базовых начислений. С личного пенсионного счета пенсионера (где находятся деньги, которые он накопил в течение трудового периода) доплачивается около 60% среднегодового заработка, который рассчитывается на момент выхода на пенсию и индексируется с учетом инфляции. Средняя пенсия в Китае составляет 900-1 360 юаней (в зависимости от региона). При этом никакими льготами обычный пенсионер не пользуется. Пенсионный фонд Китая для сохранения и преумножения средств фонда может вкладывать свои средства в акции только государственных акционерных обществ. У китайцев есть выражение: ян цзы фан лао («вырастить сыновей и обеспечить свою старость»). Дети растут, опираясь на родителей, а родители в старости опираются на детей. Реалии таковы, что в действующем на сегодняшний день Законе
КНР о защите прав пожилых людей прямо указано, что именно семья должна заботиться о материальном положении пожилых людей, брать на себя заботу об их повседневном уходе и лечении [10].
В разных странах мира люди выходят на пенсию в довольно преклонном возрасте (см. таблицу).
Первые пенсии (пенсионы) появились в Европе в XIX веке. Личным указом монарха пенсионы назначались отдельным выдающимся гражданам за особые заслуги: придворным, военачальникам, ученым, художникам. В Германии первые государственные пенсии были назначены при канцлере Бисмарке в 1889 г. и выплачивались по достижении 70-летнего возраста (при средней продолжительности жизни в Германии в то время всего... 45 лет). В других развитых странах пенсионное обеспечение по старости возникло только в XX веке [9].
Как видно из таблицы, финансовый эффект пожизненных выплат для каждого пенсионера тем больше, чем большее количество лет он проживет, выйдя на пенсию. Например, в Канаде мужчина, выйдя на пенсию в 65 лет, доживая до 81 года, получает пенсию 16 лет, а в России, мужчина, выйдя на пенсию в 60 лет и доживая лишь до 66 лет, получает пенсию всего 6 лет. Этот так называемый период дожития для финансовой состоятельности пенсионной системы любой страны имеет ключевое значение, поскольку если люди будут жить очень долго, денег в таком фонде, предназначенном для регулярных выплат, на всех просто не хватит. Кроме того, заметно, что экономически развитые страны вовсе не стремятся слишком растягивать «период дожития» и устанавливают весьма преклонный возраст выхода на пенсию, в среднем указанный период фактических финансовых расходов для государств колеблется в пределах 10 лет. Конечно, встречаются долгожители, возраст которых превышает 90, иногда даже 100 лет, но таких пенсионеров, по нашим оценкам, не более 0,01 %.
Существует три основных вида пенсионных систем [9]:
1) индивидуально-накопительная. Пенсионные взносы уплачиваются самими работниками и/или работодателями (зависит от законов соответствующей страны). Взносы идут на индивидуальный счет, где накапливаются
Пенсионный возраст и продолжительность жизни в некоторых странах мира
Страна Пенсионный возраст, лет Средняя продолжительность жизни, лет
мужчины женщины
Япония 70,0 70,0 82,1
Дания 67,0 67,0 78,3
Норвегия 67,0 67,0 79,9
США 65,0 65,0 78,1
Г ермания 67,0 67,0 79,3
Канада 65,0 65,0 81,2
Испания 65,0 65,0 80,1
Швеция 65,0 65,0 80,9
Швейцария 65,0 64,0 80,9
Армения 65,0 63,0 72,7
Бельгия 65,0 62,0 79,2
Великобритания 68,0 60,0 79,0
Италия 67,0 65,0 80,2
Польша 65,0 60,0 75,6
Г рузия 65,0 60,0 76,7
Франция 67,0 65,0 81,0
Казахстан 63,0 58,0 67,9
Литва 62,5 58,5 74,9
Венгрия 62,0 62,0 73,4
Чехия 62,0 62,0 76,7
Азербайджан 62,0 57,0 66,7
Молдова 62,0 57,0 70,8
Россия 60,0 55,0 66,0
Украина 60,0 55,0 68,6
Беларусь 60,0 55,0 70,6
Узбекистан 60,0 55,0 72,0
Источник. Пенсия в разных странах мира. ЦКЬ: http://npf-almaz.ru.
в течение всего трудового стажа данного гражданина. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленных взносов.
2) солидарно-распределительная. Существует на основе пенсионных налогов и принципа «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не накапливаются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие граждане рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа пенсионера.
3) распределительная. Пенсионные выплаты финансируются из общих налоговых поступлений, а специальных пенсионных налогов не существует. Этот вид пенсионного обеспечения ориентирован на нетрудоспособных лиц: инвалидов, социально незащищенных граждан и др.
В современных условиях практически в каждой стране используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за особенностей демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится все меньше работающих сограждан. Например, в США в 1950 г. на 1 пенсионера приходилось
8 трудоспособных, а к 2020 г. количество работающих уменьшится вдвое (1 к 4) [9].
Реально высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США обусловлены именно пенсионными накопительными системами. В США и Европе в таких накопительных системах участвует около 80 % работающих, в Азии - около 20 %; в Африке южнее Сахары - всего лишь 5 % [9].
В США, например, обычная пенсия составляет в среднем около 1200 долл. (не менее 50 % от размера зарплаты). Наемные ра-
ботники лично платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5 %, и столько же доплачивает работодатель. Самозанятые работники (бизнесмены, адвокаты, художники, нотариусы и пр.) сами платят за себя полную сумму - 15 %. В Японии пенсия состоит из двух частей - базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60 % заработка. В Германии работодатель и работник поровну вносят взносы в пенсионный фонд -всего 20,3 % от заработка работающего. Размер пенсии достигает 70 % от зарплаты. В Великобритании работник платит в фонд 10 % с заработка, работодатель добавляет от 3 до 10,2 %. Пенсия достигает до 50 % зарплаты, государство гарантирует лишь минимальную пенсию. Во Франции работающие вносят в пенсионный фонд 16,35 % от заработка (работники и работодатели - пополам, самозанятые лица - самостоятельно всю сумму). Размер пенсии - 50 % от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. В Израиле государственного пенсионного фонда нет, вместо него - фонд обязательного соцстрахования. Размер пособия по старости -от 16 до 24 % средней зарплаты. В Украине пенсионное «солидарное» бремя лежит тяжким грузом на государственном бюджете -около 15% от ВВП - больше, чем в любой другой постсоветской стране. В пенсионный фонд платится 34% от заработка (больше всех в мире), при этом 32 % выплачивается работодателем и только 2 % - самим работником. В 2010 г. средняя пенсия в Украине составила 1 149 грн. (около 140 долл.), причем больше половины пенсий не превышают 900 грн. (приблизительно 110 долл.). Негосударственные пенсионные фонды в Украине широкого распространения не получили [9].
По нашим оценкам, в текущем десятилетии XXI в. пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. - уже
69. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, к 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету. Из-за изменения демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Так, когда в 1935 г. США ввели федеральную систему пенсионного страхования, это обходилось Америке в 0,2 % ВВП, а в 2011 г., когда пенсионеры превысили 10 % населения страны, - уже 6 %. Италия выплачивает пенсионерам 14 % ВВП, Турция - 7,8 % [9]. Увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945-1965 гг., в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны [1].
Как указывал Е.Т. Гайдар, «первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели систему пенсиониро-вания, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.
В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировали системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути Дании и Новой Зеландии. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса
работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная и в Англии, - на ограничение бедности» [1].
По нашему мнению, жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд (общий котел) денежных средств, распределяемый на началах уравниловки и пополняемый денежными взносами трудящегося поколения. В рамках индивидуально-накопительной системы работающий гражданин получает право выбора и право самостоятельного принятия финансовых решений, его трудовые заработки прямо отражаются на собственных пенсионных накоплениях. Кроме того, работник заинтересован работать «по-белому», поскольку только с реально начисленных и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете заработков отчисляются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Выше мы отразили, что в конце XIX в. законодатели Германии и Дании впервые приняли финансово-правовое решение, получившее впоследствии планетарный масштаб. Однако здесь возникает острый вопрос: почему гражданин изначально был признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость и заботу о формировании его денежного фонда на период дожития государство присвоило себе? Возможно, в то время гражданин в Европе и в Новой Зеландии и был таковым, но ведь к настоящему времени прошло более 120 лет, уровень образованности населения вообще и финансовой грамотности в частности вовсе не такой низкий, каким его видел германский или датский законодатель в те далекие годы. Кроме того, указанное решение, породив долгосрочные иждивенческие настроения у большей части населения, сделало граждан пассивными наблюдателями, со страхом ожидающими свою старость, уповающими на финансовые возможности государства и компетентность его руководителей. Из первого логично вытекает второй острый вопрос: почему не предусмотрен альтернативный механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? Разве современный человек XXI в. не осознает, что в определенном возрасте его карьера завершится, он уво-
лится на заслуженный отдых, а в течение периода дожития ему будут нужны денежные средства для удовлетворения жизненных потребностей? Далее мы дадим ответы на эти вопросы [7].
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Продолжение следует.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гайдар, Е. Т. История пенсий / Е. Т. Гайдар. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ng.ru. - Загл. с экрана.
2. Гончаров, А. И. Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских облигаций / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Финансы и кредит. - 2013. - № 30. - С. 10-19.
3. Гончаров, А. И. Налогово-правовые инструменты косвенного финансирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2013. - №3 (24). - С. 257-264.
4. Гончаров, А. И. Правовое регулирование банковской деятельности в Европейском союзе / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 4 (21). - С. 276-282.
5. Гончаров, А. И. Судебно-экономическая экспертиза как юридическая технология нейтрализации правового конфликта / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 2 (19). -С. 104-109 ; № 4 (21). - С. 61-68.
6. Гончаров, А. И. Финансово-правовой режим использования общественных накоплений России: текущее состояние и перспективы / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2013. - № 2 (23). - С. 247-257.
7. Гончарова, М. В. Население и банки: государственные гарантии по вкладам населения / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 1 (18). - С. 284-287.
8. Гончарова, М. В. Население и банки: кредитование физических лиц / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 4 (21). - С. 283-287.
9. Пенсия в разных странах мира. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.npf-almaz.ru. - Загл. с экрана.
10. Подчернина, А. Как живется пенсионерам в Китае? / А. Подчернина. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.wan-shi-ru-yi.com. - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Gaydar E.T. Istoriya pensiy [History of pensions]. Available at: http://www.ng.ru.
2. Goncharov A.I., Goncharova M.V Vnutrenniy gosudarstvennyy dolg Rossiyskoy Federatsii: finansovye perspektivy vladeltsev sovetskikh obligatsiy [Internal National Debt of the Russian Federation: Financial Prospects for the Owners of Soviet Bonds]. Finansy i kredit, 2013, no. 30, pp. 10-19.
3. Goncharov A.I., Goncharova M.V. Nalogovo-pravovye instrumenty kosvennogo finansirovaniya khozyaystvuyushchikh subyektov v Rossiyskoy Federatsii [The Tax Legal Tools of the Indirect Financing of Economic Subjects in the Russian Federation]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2013, no. 3 (24), pp. 257-264.
4. Goncharov A.I., Goncharova M.V. Pravovoe regulirovanie bankovskoy deyatelnosti v Evropeyskom soyuze [Legal Regulation of Bank Activity in the European Union]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no. 4(21), pp. 276-282.
5. Goncharov A.I. Sudebno-ekonomicheskaya ekspertiza kak yuridicheskaya tekhnologiya neitralizatsii pravovogo konflikta [Judicial and Economic Examination as the Juridical Technology of Legal Conflict Neutralization]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2013, no. 2 (19), pp. 104-109, no. 4 (21), pp. 61-68.
6. Goncharov A.I., Goncharova M.V Finansovo-pravovoy rezhim ispolzovaniya obshchestvennykh nakopleniy Rossii: tekushchee sostoyanie i perspektivy [The Financial Legal Regime of the Use of Russian Public Accumulations: Current State and Prospects]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2013, no. 2 (23), pp. 247-257.
7. Goncharova M.V, Goncharov A.I. Naselenie i banki: gosudarstvennye garantii po vkladam naseleniya [Population and Banks: State Guarantees on the Deposits by Population]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no. 1 (18), pp. 284-287.
8. Goncharova M.V, Goncharov A.I. Naselenie i banki: kreditovanie fizicheskikh lits [Population and Banks: Retail Lending]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2012, no. 4 (21), pp. 283-287.
9. Pensiya v raznykh stranakh mira [Pension in Different Countries of the World]. Available at: http://www.npf-almaz.ru.
10. Podchernina A. Kak zhivetsya pensioneram v Kitae? [How Do Pensioners Live in China?]. Available at: http://www.wan-shi-ru-yi.com.
PECULIARITIES OF THE FINANCIAL AND LEGAL REGIME OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Part 1
Goncharov Aleksandr Ivanovich
Doctor of Juridical Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor,
Department of Constitutional and Municipal Law, Department of Civil and International Private Law,
Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center
of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS)
[email protected], [email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Goncharova Marina Vyacheslavovna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Economics, Volgograd Branch of Russian State Trade and Economic University goncharova. [email protected]
11, Volgo-Donskaya St., 400066, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The authors study the foreign practices of financial assurance of pension payments as compared to the acting pension legislation of the Russian Federation in the context of its ability to ensure life worth living for Russian citizens of retiring age. The article reveals the manner of financing retirement pension payments, required by the legislation of the Russian Federation (insurance and funded components of retirement pension) on the basis of the financial mechanism of compulsory pension insurance. The article justifies the directions and alternative prospects of developing the financial assurance of pension payments in Russia.
Key words: citizen, financial assurance, pension payment, compulsory insurance, insurance payments, endowment period, financial solvency.