С целью дальнейшего совершенствования городской среды и улучшения благоустройства территории города муниципалитету необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1) увеличить объем ремонта городских улиц, что позволит повысить пропускную способность;
2) оптимизировать организацию дорожного движения, что позволит снизить общее количество ДТП и образование заторов;
3) повысить эффективность работы дорожно-эксплуатационных предприятий посредством контроля за качеством и своевременностью выполнения поставленных задач;
4) завершить инвентаризацию дорог, зеленых насаждений, ливневой канализации и других объектов внешнего благоустройства с включением их в реестр муниципального имущества;
5) увеличить объем работ по посадке зеленых насаждений, замене аварийных деревьев, проведению омолаживающей обрезки и т.д.;
6) внедрять инновационные технологии в решение задач благоустроительного комплекса.
Основным этапом реализации названных целей должно стать реформирование муниципальных организаций в г. Барнауле.
Библиографический список
1. Зубов В.П. Итоги работы и перспективы развития дорожно-благоустроительного
комплекса // Материалы совещания руководителей исполнительной и представительной власти по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год.
2. Концепция социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года [Электр. ресурс]. //http//www2. bar-naul.org.
3. Медведев Д. Выступление на совещании по вопросам бюджетной политики 16 июня 2010 год [Электр. ресурс]. //http://www.kremlin.ru.
4. Решение Барнаульской городской Думы от 01.02.2008 № 696 «Об утверждении Программы комплексного социальноэкономического развития города Барнаула на 2008-2017 годы» [Электр. ресурс]. — СПС «Консультант плюс».
5. Решение Барнаульской городской Думы от 10.06.2010 №305 «Об утверждении Концепции долгосрочного социальноэкономического развития города Барнаула до 2020 года» [An electronic resource]. //http//www2.barnaul.org.
6. Информационный материал о работе комитета по дорожному комплексу, благоустройству и озеленению за 2009 год от 21.01.2010 № 489/01-11.
7. [Электронный ресурс^-URL: «О ремонте дорог г. Барнаула в 2011 году» // http://www.naaltae.ru/consult/consult_213. html.
8. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.politsib.ru/news.
+ + +
УДК 631.1 Ю.В. Рогожин
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Ключевые слова: оленеводство, северный олень, инновации, Республика Саха (Якутия).
Введение
В Республике Саха (Якутия) приоритетным направлением в развитии АПК является животноводство, в составе которого выделяют два направления: коневодство и оленеводство. Последнее является ведущей отраслью АПК в большинстве районов Крайнего Севера Российской Федерации. В этой отрасли работают большинство малочисленных народов Севера, которые производят широкий спектр животноводческой продукции [1].
К основному экономическому показателю производства оленеводческой продукции относится себестоимость, которая формируется из текущих издержек производства и реализации продукции, включая материальные затраты, амортизационные отчисления, заработную плату основного и вспомогательного персонала, накладные расходы. Основными показателями, влияющими на формирование себестоимости продукции оленеводства, являются следующие: объем и качество продукции, затраты на санитарно-профилактические мероприятия, транспортные расходы, стоимость ГСМ [2].
Большое количество издержек в оленеводстве приходится на использование воздушного и наземного механического транспорта. Это обусловлено тем, что оленеводческие бригады удалены от населенных пунктов. Поэтому доставка и транспортировка грузов осуществляются только с помощью вертолетов или вездеходов. Рентабельность продукции зависит от соотношения величины прибыли реализованной продукции к полным издержкам ее производства и обращения. К высокорентабельной продукции можно отнести лекарственные препараты и косметические крема, получаемые из эндокринных органов (надпочечники, тимус, панты (неокостеневшие рога оленя), а также препараты из крови, легких, печени и других тканей и органов [3].
Оленеводство является высокодоходным сектором АПК. Высокая рентабельность оленеводства обусловлена малыми затратами на содержание и кормление оленей, которые находятся преимущественно на свободном выпасе и подножном корме. На экономическую эффективность оленеводческих хозяйств оказывают влияние размер и структура стада. Поэтому поголовье оленей распределяется по стадам, размеры и структура которых в основном определяются природными и экономическими показателями. С точки зрения экономики наиболее предпочтительными являются крупные стада, что обусловлено большим количеством продукции и более высокой производительностью труда, знаниями и высокой прибылью. Однако димитирующие показатели размера стада определяются, прежде всего, наличием хороших пастбищ, организацией охраны и управления стадом, возникновением заболеваний оленей, обусловленных скучностью животных и др. [4].
Стратегия финансирования оленеводства в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) финансовая поддержка оленеводства из бюджета республики производится на основе Законов РС (Я) «Об оленеводстве» (1997) и «О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)», а также постановления Правительства РС (Я) «Об оплате труда чумработников» (1998). Для поддержания оленеводства в 2002 г. была разработана программа «О Президентской программе социально-экономического развития села Республики Саха
(Якутия) на 2002-2006 годы», по окончании которой в 2007 г. была принята новая программа «О Государственной целевой программе социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 20072011 годы». Выполнение этих программ позволило увеличить численность поголовья оленей до 200,9 тыс. гол.
В республиканском бюджете предусмотрены финансовые ресурсы для поддержки оленеводства, которые должны способствовать улучшению и развитию социально-бытовой инфраструктуры и стимулированию роста производства оленеводческой продукции (табл. 1).
Так, в 2004 г. в бюджете РС (Я) было предусмотрено 257,0 млн руб., однако только 96,1% было реально профинансировано из этой суммы. Несмотря на это объем финансирования в предыдущий год был на 12% ниже, что составляло 22572,0 тыс. руб. Прежде всего выделенные средства были направлены на строительство коралей и изгородей. В 2004 г. на эти работы потрачено 6200,0 тыс. руб. Кроме того, 7668,0 тыс. руб. было израсходовано на проведение корализации (пересчет) домашних оленей. Подсчет численности поголовья оленей производится 2 раза в год: весной и осенью (март и октябрь). В последние годы объем финансирования этих работ увеличился на 25%.
На развитие биотехнологического производства согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) «О производстве биологически активных пищевых добавок и препаратов на основе использования продукции оленеводства» в 2005 г. было выделено 15718,0 тыс. руб., которые были израсходованы на реконструкцию цеха по переработке биологически активных добавок (БАД) в г. Якутске.
В республике имеется 10 хозяйств, занимающихся племенной работой, во владении которых 14 племенных стад с общим поголовьем оленей в 24357 гол. Для их деятельности в 2004 г. было выделено 11662,32 тыс. руб. На эти средства были приобретены 360 племенных и 544 товарных оленей.
В 2009 г. субсидии на содержание племенного поголовья составили уже 13759 тыс. руб., а с учетом субсидий на прирост поголовья оленей в сумме — 37737 тыс. руб.
Таблица 1
Объемы финансирования оленеводства РС (Я) в период с 2003 по 2009 гг., тыс. руб.
Статьи расходов 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Всего в том числе: 131095 176266,2 197868,7 201776,7 253934,7 341086,5 372579,1 432906
1 Бюджет Российской Федерации 0 0 0 0 270 46789,5 45352 73697
1.1 из них субсидии на содержание оленей 0 0 0 0 0 36604 36604 50130
1.2 субсидии на племенное маточное поголовье 0 0 0 0 270 10185,5 8748 13757
1.3 инвестиционный бюджет на строительство оленьих баз 0 0 0 0 0 0 0 9810
2 Бюджет Республики Саха (Якутия) 131095 (100) и ), 2 197868,7 (150,9) 201776,7 (153,9) 253664,7 (193,5) 294297 (224,5) 318956 (243) 359209 (274)
2.1 Заработная плата оленеводов и чумработников (в том числе зарплата оленеводов, пенсионное обеспечение оленеводов, премия школьников за работы в летнее время, подъемные впервые выезжающим в оленеводство) 67640 (100) 124710 (184,4) 134738,7 (199,2) 135378,3 (200,1) 155800 (230,3) 194269 (287,2) 208541 (308,3) 225285 (333,1)
в т.ч. зарплата 67640 (100) 124710 (184,4) со ^ 3, 31 135378,3 (200,1) 155800 (230,3) 187543 (277,3) 199969 (295,6) 221623 (327,7)
в т.ч. премия школьников 0 0 0 0 6726 7900 9882
в т.ч. подъемные впервые выезжающим в оленеводство 0 0 0 0 0 672 0
3 Выплата субсидии за прирост поголовья оленей 13625 (100) 12680 (93,1) 15685 (115,1) 18870,8 (138,5) 23411 (171,8) 20573 (151) 24120 (177) 0) 86 97 31 2(
4 2-разовая корализация 9000 7269 7668 7600 8000 8000 8572 9592
5 Строительство коралей и изгородей 8330 7820 10038 10228 9200 8370 8872 11031
6 Спецодежда и табельное снаряжение 18000 14019 14019 13999,6 14999 14342 13935 15497
7 Субсидия на племенное маточное поголовье 0 9768,2 (100) 8000 (81,9) 8700 (89,1) 99 7 )0 10608,3 (108,6) 13076,1 (133,9) 12631,5 (129,3)
8 Возмещение транспортных расходов на племенную поставку оленей 0 0 0 0 404,7 2248 3100 1431
9 Кочевое жилье 0 0 0 7000 7000 12039 13034 14988
10 Возмещение транспортных расходов 0 0 0 0 500 0 0 5000
11 ГСМ 0 0 0 0 10000 8932 8402 11991
12 Негосударственное пенсионное обеспечение 0 0 0 0 12500 4680 5144 13000
13 Охрана оленьих пастбищ 14500 0 7720 0 2350 9959 11987 14388
14 Кадровое обеспечение оленеводства - - - - - 277 173 395
Особенности деятельности оленеводческих хозяйств
По существующим в России нормам трудового законодательства в оленеводческую бригаду требуется 9 пастухов, один из которых является бригадиром, одновременно выполняющим и обычные обязанности пастуха. Состав бригады для выпаса общественного стада формируется руководителем хозяйства совместно с бригадиром. Кроме того, для приготовления пищи, ремонта одежды, содержания кочевого жилища бригады требуется постоянный труд не менее чем 4 женщин, которые зачисляются в бригаду чумработницами, получая за это заработную плату. Поэтому для экономических расчетов общее количество рабочих мест с полной занятостью в бригаде принимается равным 13. В зависимости от природных условий бригада из 13 человек может содержать стадо оленей в тундре от 500 (в таежной зоне) до 2000 голов и даже более. Следует отметить, что около 58%
выделенных госбюджетом средств направляются на оплату труда работникам оленеводства. Причем при выплате заработной платы оленеводом и чумработницам использовался стимулирующий коэффициент, зависимость которого определась по итогам года. В 2004 г. в бюджете республики на выплату заработной платы работникам оленеводства предусматривалось 134738,7 тыс. руб. Это превышало фонд заработной платы 2003 г. на 100028,7 тыс. руб. Однако при фактическом количестве работников в оленеводстве в 1922 чел. (оленеводов — 1355 и чумработников — 567) средняя заработная плата работников составила всего 5842 руб. В дальнейшем фонд заработной платы оленеводов несколько возрастал и составил в 2009 г. 221623 тыс. руб. При этом число работников в оленеводстве увеличилось на 297 чел. (табл. 2). Таким образом, средняя заработная плата в оленеводстве в 2009 г. составила около 8323 руб.
Таблица 2
Численность оленеводов и номенклатура должностей в оленеводческих хозяйствах РС (Я)
Должности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Бригадиры 148 (100) 166 (113,5) 176 (118,9) 187 (126,4)
Зооветспециалисты 122 (100) 159 (130,3) 170 (139,3) 178 (145,9)
Пастухи 1058 (100) 1125 (106,3) 1186 (111,5) 1182 (111,7)
Чумработники 572 (100) 607 (106,1) 640 (111,8) 672 (117,5)
Всего оленеводов 1900 (100) 2055 (108,2) 2172 (114,3) 2219 (116,8)
Для стимулирования деятельности оленеводческих хозяйств по обеспечению сохранности и увеличения поголовья оленей были выделены средства в виде субсидий живого прироста оленей. На эти цели в 2004 г. из республиканского бюджета израсходовалось 15000,0 тыс. руб., что позволило увеличить поголовье оленей на 5875 гол. При этом на поддержку оленеводства РС(Я) из Федерального бюджета в этом же году перечислены субсидии в размере 18042,0 тыс. руб. Кроме того, на приобретение одежды и табельного снаряжения в 2004 г. было выделено 14019,0 тыс. руб. В целом дотационные и другие ежемесячные выплаты в 2004 г. составили 5189 руб., а в сумме размер заработной платы с субсидиями в этом году — 10476 руб. Это в 2 раза ниже, чем в промышленности, и на 10% меньше общереспубликанского уровня заработной платы 2004 г.
В 2009 г. из бюджета РФ было выделено 73697 тыс. руб., а республиканского — 359209 тыс. руб. Общая сумма субсидирования оленеводства в 2009 г. составила 432,9 млн руб. Основная часть этих средств была потрачена на заработную плату оленеводов и чумработников — 225285 тыс. руб., а также в виде выплат на прирост поголовья оленей — 23980 тыс. руб. и субсидии на племенное маточное поголовье — 12631,5 тыс. руб. Ежегодно через ОАО «Росагролизинг» производится закупка 1500-2000 гол. племенных оленей.
В РС(Я) разводятся три породы оленей: эвенская, эвенкийская и чукотская. Эвенская порода разводится преимущественно в 11 улусах горно-таежной зоны, тундровой и лесотундровой зонах республики (Верхоянский, Томпонский, Оймяконский, Момский, Кобяйский, Булунский, Среднеколымский,
Усть-Янский улусах). Общая численность оленей эвенкийской породы составила 127462 гол. (59048 гол. важенок), или 63,6% от общего поголовья оленей республики.
Эвенкийская порода разводится в 11 улусах горно-таежной, тундровой и лесотундровой зонах республики. Общая численность оленей равняется 52044 голов (22841 голов важенок), или 24,6% от общего поголовья оленей республики.
Чукотская порода (харгин) разводится только в двух улусах (Аллайховский, Нижнеколымский) тундровой зоны. Численность оленей 21355 гол. (10827 гол. важенок), или
11,8% от общего поголовья оленей РС(Я).
На начало 2010 г. в 27 племенных стадах насчитывалось до 42,3 тыс. гол. оленей, что составило 21% от общего поголовья оленей в республике.
В связи со слабо развитой транспортной инфраструктурой, в особенности в северных и арктических районах, из республиканского бюджета было предусмотрены средства на возмещение части расходов по перегону и автоперевозке племенных оленей. С 2006 г. производятся выплаты на возмещение транспортных расходов и ГСМ. В 2009 г. они составили, соответственно, 5000 и 11991 тыс. руб.
Кроме того, на строительство кочевого жилья в 2009 г. было израсходовано 14988 тыс. руб., спецодежду и табельное снаряжение — 15497, строительство коралей
— 11031 тыс. руб. Для закрепления специалистов в оленеводстве с 2007 г. использовались выплаты в сумме 173-395 тыс. руб. Это повлияло на приток квалифицированных кадров в оленеводство и позволило обеспечить ежегодный прирост поголовья оленей в пределах 5-9% (табл. 3).
Таблица 3
Производственные показатели оленеводства во всех категориях хозяйств РС(Я)
на начало года
Показатели 1 Годы |
1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Всего оленей, тыс. гол. 368,1 165,1 156,2 141,5 133,0 138,9 141,8 153,7 168,9 181,6 190,1 200,9
Деловой выход тугу-тов, % 54,8 47,7 46,3 43,2 60,3 57,1 58,2 58,5 61,6 61,6 62,9 56,7
Сохранность взрослого поголовья, % 91,4 80,7 82,0 83,7 80,2 85,0 85,6 85,9 87,6 84,9 87,7 83,1
Непроизводительный отход оленей, % 8,6 19,3 18,0 16,3 19,8 15,0 14,4 14,1 13,4 15,1 12,3 16,9
Прирост поголовья, % -- -- -- -- -- 5,0 3,0 8,0 9,0 7,0 5,0 5,6
Возрастной состав работников оленеводства в 2009 г. был следующим: до 33 лет — 35%, от 33-55 — 47,5, старше 55 — 17,5%. В последнее время в оленеводстве происходит омоложение кадрового состава.
Заключение
Хотя в целом ситуация в оленеводстве в последние годы изменяется к лучшему, однако размер оплаты труда отстает от работников, занятых в промышленности. Поэтому оплата труда в оленеводстве требует переоценки, для ее повышения необходимо прежде всего развивать глубокую переработку сырья с внедрением высокоэффективных наукоемких технологий, что возможно только при создании на инновацион-
ной основе интегрированных высокотехнологичных агрохолдингов.
Библиографический список
1. Рогожин Ю.В., Рогожин В.В. Экономическая эффективность пантового оленеводства в Республике Саха (Якутия) // Вестник АГАУ. — 2010. — № 9. — С. 94-100.
2. Сыроватский Д.И. Организация и экономика оленеводческого оленеводства. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 408 с.
3. Рогожин Ю.В. Управление инновационными процессами развития в АПК региона. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. — 122 с.
4. Курилюк А.Д. Оленеводство Якутской АССР. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1982.
— 160 с.
+ + +
УДК 338.431.7 Л.П. Силаева
ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ключевые слова: специализация, разделение труда, конкурентоспособность, концентрация, сельскохозяйственная организация, эффективность производства, обобществление производства, отраслевая структура, формы специализации.
Введение
В Российской Федерации с традиционно характерным для нее огромным разнообразием территориальных, природных, социальных и экономических условий производства и реализации продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленностью эффективность функционирования агропромышленного производства в значительной мере определяется его территориально-отраслевым разделением труда. С развитием рыночных отношений в аграрной сфере экономики территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве будет изменяться, с одной стороны, под воздействием рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции в регионах, природные и экономические условия которых наиболее благоприятны для их производства, с другой, — за счет более полной реализации внутренних резервов самообеспечения.
Аналитическая часть
Разделение труда и специализация производства в сельском хозяйстве находят свое конкретное выражение в научно обоснованном размещении отраслей растениеводства и животноводства по отдельным регионам страны.
Основоположником теории размещения производственных объектов в пространстве считается немецкий помещик Иоган Генрих фон Тюнен, выпустивший в 1826 г. книгу «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике». Профессор Лондонского университета Макс Блауг в своих получивших широкую известность книгах «Экономическая мысль в ретроспективе» и «Экономическая теория использования пространства» сосредотачивает свое внимание на двух пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов. Роль площади проявляется в том, что рынки отдельных товаров представляют собой районы, расположенные в определенных географических пределах.
И. Тюнен не был первым исследователем, который осуществил анализ простран-