Научная статья на тему 'Особенности финансирования кластерных инициатив в разных моделях государственно-частного партнерства'

Особенности финансирования кластерных инициатив в разных моделях государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / КЛАСТЕРНАЯ ИНИЦИАТИВА / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / FINANCIAL SUPPORT / CLUSTER INITIATIVES / MODEL OF STAT-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина А. В.

В статье рассмотрены особенности государственной финансовой поддержки кластерных инициатив в регионе в зависимости от специфики и типа модели государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the cluster initiatives financing in the different models of public-private partnership

In article features of the stat financial support cluster initiatives in the region depending on specifics and type of model of stat-private partnership are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования кластерных инициатив в разных моделях государственно-частного партнерства»

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

КАПЛИНА А.В.,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности государственной финансовой поддержки кластерных инициатив в регионе в зависимости от специфики и типа модели государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: финансовая поддержка; кластерная инициатива; модель государственночастного партнерства.

In article features of the stat financial support cluster initiatives in the region depending on specifics and type of model of stat-private partnership are considered.

Keywords: financial support; cluster initiatives; model of stat-private partnership.

Коды классификатора JEL: H44, R51.

Отличительной особенностью системы государственной финансовой поддержки кластерных инициатив в России по сравнению с ведущими зарубежными странами является то, что в отечественной практике бизнес и наука финансируются независимо друг от друга. Предполагается, что выделяемые финансовые ресурсы будут направлены на поиск стратегических партнеров для формирования кластера. Даже в тех случаях, когда кластерный проект уже разработан и определен его субъектный состав, бюджетное финансирование получает не управляющая компания, а один из участников кластера. В то же время за рубежом механизм финансовой поддержки заключается в том, что государственную поддержку получают совместные инициативы бизнеса и научного сообщества. Таким образом, если в зарубежной практике преобладает адресность финансирования кластеров, то российский опыт свидетельствует о преобладании финансирования без конкретной адресности ресурсов. В результате в российской практике хозяйствования часто возникает ситуация, описанная Л. Орведал, когда невозможно определить, является ли инициатива по реализации некоторого бизнес-проекта действительно кластерной инициативой [4].

Значительная роль кластеров в решении фундаментальных задач национальной и региональной экономики обусловливает поиск новых форм взаимодействия частного сектора, государства, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, обеспечивающих реализацию взаимных выгод, а не только решение проблем отдельных компаний или отраслей. Так, наиболее близкими модели финансовой поддержки кластерных инициатив Triple Helix является разрабатываемые в России, но еще не получившие широкое распространение механизмы ГЧП. В соответствии с Экспертным заключением по вопросам повышения эффективности государственного стимулирования развития региональных кластеров, использование механизмов ГЧП значительно повышает эффективность расходования бюджетных средств [3].

А. Чищеня предлагает выделять следующие модели ГЧП на основе организационного признака:

S эксплуатационная модель, согласно которой инвестор за определенное вознаграждение берет на себя обязанности по эксплуатации объекта. Государство остается собственником объекта и несет ответственность перед потребителем за осуществлением данным объектом общественных функций;

S концессионная модель предполагает, что инвестор оказывает определенные услуги потребителям, получая за это определенную плату, и несет при этом ответственность за осуществление объектом общественной функции. Государство выполняет контролирующие функции;

S кооперационная модель осуществляется в форме совместного предприятия и предполагает, что общественные функции возлагаются на данное совместное предприятие, которое создается государственным партнером вместе с частной компанией [2].

Следует отметить, что данные модели отличаются и с точки зрения особенностей финансирования кластерных инициатив. Так, в эксплуатационной модели государство инвестирует в полном объеме собственные средства в создание объекта (рис. 1).

© А.В. Каплина, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Рис. 1. Особенности финансирования кластерных инициатив в эксплуатационной модели ГЧП

В связи с ограниченностью возможности расходования бюджетных средств данная модель не находит широкого применения и в рамках кластерной политики используется для создания бизнес-инкубаторов, обучающих центров и т. п., не предполагающих значительных затрат.

Концессионная модель является наиболее распространенной в осуществлении кластерных инициатив, поскольку позволяет реализовать крупные проекты без значительного использования бюджетных средств. В данной модели в создание объекта инвестируются средства как государством, так и частным инвестором, при этом инвестор получает право на доходы от функционирования объекта и прямое финансирование затрат на его содержание из полученных доходов (рис. 2).

Государство

Частный бизнес

Бюджетные

средства

Инвестиции

Прямые

эксплуатационные

издержки

* ■ш

Объект инвестирования

т

Доходы от эксплуатации объекта

Рис. 2. Особенности финансирования кластерных инициатив в концессионной модели ГЧП

Для кооперационной модели характерно то, что за счет бюджетного финансирования осуществляются вложения капитального характера в инфраструктуру проекта, тогда как все прочие издержки осуществляются за счет средств частного инвестора (рис. 3). Такой подход является наиболее приемлемым для инновационных и наукоемких кластерных проектов, поскольку для инвесторов является важнейшей преференцией возможность формирования объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств, что позволяет экономить до 20% инвестиций на реализацию проекта.

Государство

Частный бизнес

Бюджетные

средства

Инвестиции

Прямые

эксплуатационные

издержки

г ^

Инфраструктура

инвестиционного

проекта

Инвестиционный

проект

Доходы от эксплуатации объекта

Рис. 3. Особенности финансирования кластерной инициативы в кооперационной модели ГЧП

Таким образом, ГЧП является одним из наиболее действенных механизмов привлечения инвестиций для реализации кластерных инициатив, механизмом, обеспечивающим интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств частных инвесторов, средств государственных корпораций, ресурсов финансово-кредитных

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ.

75

учреждений. Другими словами, государственно-частное партнерство позволяет осуществлять кластерную политику за счет внебюджетных инвестиций, подкрепляемых бюджетными обязательствами.

В то же время подтверждаемая реальной практикой недостаточная востребованность механизма ГЧП для привлечения инвестиций в создание инфраструктуры обеспечения процессов кластерообразования обусловлена рядом факторов, среди которых чаще всего выделяют следующие:

низкая информированность регионального бизнеса о возможности участия в проектах ГЧП; недостаточная квалификация бизнес-партнеров в оформлении разрешительной документации для реализации механизма ГЧП;

значительная трудоемкость и затратоемкость мероприятий по оформлению инвестором пакета документов для решения вопроса о возможности участия государства в реализации проекта (проведение экспертизы, разработка сметно-проектной документации и т. п.);

отсутствие эффективного взаимодействия между органами региональной и муниципальной властей.

Мировая практика свидетельствует о том, что эффективность партнерских отношений между участниками кластера во многом определяется качеством взаимодействия органов государственного управления (федеральных и региональных), органов муниципального управления и делового сообщества. В настоящее время муниципальные образования не имеют полномочий и достаточного объема финансовых ресурсов для предоставления поддержки хозяйствующим субъектам, как правило, их роль ограничивается созданием благоприятных условий для функционирования бизнеса на территории данного муниципального образования. Чаще всего вовлечение муниципальных образований в процесс кластерообразования осуществляется посредством реализуемых пилотных программ развития. Так, участие в конкурсе проектов развития инновационных территориальных кластеров предполагает необходимость согласования разработанных программ с руководителями (заместителями руководителей) субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых расположен инновационный территориальный кластер [1].

Безусловно, организационное содействие развитию кластеров, в частности, оказание методической и информационно-консультационной поддержки при разработке программ развития территориальных кластеров должна оказывать специализированная организация, которая также будет аккумулировать и анализировать информацию о проявлении кластерных инициатив на территории региона, отслеживать этапы реализации кластерной инициативы, обеспечивать контроль использования выделяемых средств из государственного бюджета, осуществлять оценку эффективности их расходования. Структура такой организации должна включать всех участников, заинтересованных в тесной кооперации: представителей органов исполнительной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, представителей бизнес-среды (промышленных ассоциаций, торговых палат и др.) и научно-исследовательских организаций, и одновременно не быть слишком многочисленной, чтобы не «распылять» полномочия и ответственность за принятие решений.

Такой достаточно доступной и унифицированной структурой могут стать некоммерческие организации — Центры (агентства) поддержки и развития кластерных инициатив, деятельность которых должна быть построена на принципах многостороннего партнерства и опираться на всестороннюю оценку социально-экономического и природно-географического потенциала региона, выявленные конкурентные преимущества, сложившуюся структуру воспроизводства. В этом отношении интересен опыт Баварии, где существуют координаторы кластерной политики (как правило, выбираемые из академической среды), организующие взаимодействие агентов — потенциальных субъектов кластера.

В российской практике также имеется положительный опыт институциональной поддержки формирования кластеров, в частности:

реализация мероприятий (выставки, семинары, круглые столы и др.), направленных на взаимодействие представителей деловых кругов;

формирование баз данных по подбору партнеров для формирования кластерных образований; оказание консультационных услуг (в том числе посреднических) на всех этапах реализации кластерной инициативы в кластерный проект;

представление интересов участников кластера перед органами власти;

методическая и информационно-консалтинговая поддержка предприятий по разработке и согласованию документации, необходимой для получения государственных субсидий, грантов и т. п. с целью реализации кластерной инициативы.

Создание таких организаций, с одной стороны, соответствует задачам, поставленным требованиями Минрегион-развития к программам формирования инновационных региональных кластеров, с другой — обеспечивает формирование благоприятной институциональной среды поддержки и развития кластерных инициатив, способствующей доведению их до реализации конкретных кластерных проектов. Центр (агентство) поддержки и развития кластерных инициатив следует рассматривать как институциональную площадку развития партнерских отношений между государством и бизнесом, сосредотачивающую в одном месте организационную, информационную, правовую, экспертноконсалтинговую составляющие инфраструктуры кластеризации. Функционирование данного Центра позволит снизить риск необоснованной поддержки кластерных проектов (в том числе обусловленной политическими мотивами), при этом будет обеспечено увеличение доли проектов, финансируемых с учетом приоритетов регионального развития, а также отбираемых на конкурсной основе.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Объявление о формировании перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от 19.03.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/politic/doc20120319_001/.

2. Чищеня А. ГЧП при реализации кластерных научно-производственных проектов // Корпоративный менеджмент. Дата публикации 15.02.11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/practice/ ppp.shtml.

3. Экспертное заключение по вопросам повышения эффективности государственного стимулирования развития региональных кластеров // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.center-inno.ru/ru/materials/ analytics/02-2.

4. Orvedal L. Industrial clusters, asymmetric information and policy design. Norwegian School of Economics and Business Administration. Discussion Paper 25/02.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.