Особенности этнического самосознания коренного
МАЛОЧИСЛЕННОГО НАРОДА СИБИРИ - ТЕЛЕУТОВ Кригер Г.Н., Яницкий М. С.
Characteristics of ethnical self-consciousness of a small indigenous nation
OF SIBERIA - TELEUTS Kriger G.N., Yanitskiy M.S.
Abstract
Results of experimental studies of the main components of ethnical selfconsciousness of a small indigenous nation of Siberia - Teleuts - are given. The nation has not been studied in ethnical psychology before. Characteristics of selfperception of their ethnicity, subjective meaning of different ethno-differentiating characteristics, peculiarities of group value hierarchy, auto- and heterostereotypes, and also attitudes to other ethnical groups and strategies of interaction between groups are described.
Этническое самосознание
принято определять как важнейшую характеристику и непременное условие функционирования каждого этноса (Ю.В. Бромлей, М. В. Крюкова, Л.М. Дробижева, В. С. Мухина, В. И. Хотинец и др.). Этническое самосознание включает
идентификацию индивида с определенной этнической общностью на основе осознавания своей принадлежности к определенному народу; оно есть социальнопсихологический результат
эмоционально-когнитивных и
ценностных процессов этнической идентификации.
Большинством исследователей признается трехаспектная структура этнического самосознания. Выделяют содержательный, эмоциональный и поведенческий или динамический компоненты. К содержательному относят этническую идентичность и отождествление с этносом,
проявляющиеся в этнониме
(самоназвании); этностереотипы -представления об особенностях своего (автостереотипы) и других (гетеростереотипы) этносов;
отражение в самосознании
этноинтегрирующих, объединяющих с этносом и
этнодифференцирующих,
отличающих от других этносов признаков. К эмоциональному компоненту относят осознание значимости, ценностное отношение к членству в этнической группе. К поведенческому - аттитюды в отношении собственной и других этнических групп, стратегии межгруппового взаимодействия, ценностные ориентации как регуляторы социального поведения личности.
Описание указанных аспектов этнического самосознания как важнейшей этноинтегрирующей и этнодифференцирующей характеристики является основой для дальнейших этнопсихологических исследований. Актуальность изучения особенностей этнического
самосознания телеутов1 определяется явной недостаточностью
эмпирических данных в изучении психологических особенностей
рассматриваемого этноса.
Немногочисленные имеющиеся
работы по данной этнической группе
1 Телеуты (самоназвания теленгеттер, паяттар, татарлар) - коренной
тюркоязычный народ Сибири численностью около 2500 человек, проживающий в основном в национальных улусах по берегам рек Большой и Малый Бачат в Беловском районе Кемеровской области.
посвящены в основном
этнографическим, медикоантропологическим и
лингвистическим исследованиям.
В этой связи нами были поставлены следующие задачи: выявить специфику содержания основных компонентов этнического самосознания малочисленного
коренного народа Сибири - телеутов; проанализировать
этнопсихологическое своеобразие телеутов: этническую идентичность, ценностные ориентации. Общей методологической основой нашего исследования является идея о становлении личности путем
«присвоения материальной и
духовной культуры общества», разработанная в отечественной психологии.
Для
содержательного этнического использовались следующие методы: анкета, предназначенная для выяснения осознания собственной этнической принадлежности и отношения к ценностным
ориентациям, значимым для этнической идентичности, к этнодифференцирующим признакам (языку, традициям, обычаям, культуре и др.), а также тест М. Куна,
исследования
компонента
самосознания
Т. Макпартленда «Кто Я?». С целью изучения эмоционального и
поведенческого компонентов
структуры этнического самосознания применялся также тест М. Рокича «Ценностные ориентации».
Эмпирическую базу исследования составляли телеуты, проживающие в с. Беково, с. Заречное (Улус) Беловского района, а также в п. Черта г. Белово Кемеровской области. Всего в исследовании приняли участие 84 представителя телеутского этноса, из них мужчин - 26,2%, женщин - 73,8%. Средний возраст исследуемых - 27,3 года.
Большинство исследуемых
отчетливо осознает себя членом своей этнической группы (93%). Характер этнической идентичности
определяется прежде всего
предпочтением языка (таблица 1). На вопрос анкеты «Почему телеутский язык Вы считаете родным?» были получены ответы: «потому что
национальный язык» (68%); «потому что родители - телеуты» (27%);
«потому что я - телеут(ка)» (5%). При этом большинство опрашиваемых русский язык считают языком межэтнического общения, в семьях пользуются тем или иным языком в зависимости от национальности гостей, близких, друзей и т. д.
Таблица 1
Этнолингвистическая характеристика исследуемой группы (%)
Принадлежность родителей к телеутскому этносу Язык, которым владели родители Язык, на котором впервые научились говорить Считают своим родным языком
отца матери русский телеутск ий русски й телеутски й русский телеутск ий
98,8 98,8 96,4 100 46,4 53,6 7,1 92,8
К признакам, связывающим человека с этнической общностью, относятся духовная, материальная и социально-нормативная культура. В рамках нашего исследования анализировались представления
телеутов о различных элементах собственной культуры. Приведем
распределение ответов об отношении исследуемых к особенностям духовной культуры своего народа (таблица 2).
Таблица 2
Отношение исследуемых к элементам духовной культуры
своего народа
Вопросы анкеты Варианты ответов (%)
да нет затрудняюсь
Знают свои народные песни, танцы, игры, праздники 60 35 5
Соблюдают обычаи, традиции своего народа 53 25 22
Предпочитают литературу, музыку: - своей национальности - классическую - современную 18 12 70 37 56 7 45 32 23
Читают литературу по истории и культуре своего народа 16 28 56
Источниками знаний о духовной культуре своего народа респонденты чаще всего называют «родителей», о своей духовой культуре они «знают от старших», «по рассказам взрослых». Большинство опрошенных знают и соблюдают народные обычаи и традиции. При этом одним из наиболее важных факторов сближения с этнической общностью в исследуемой группе является
значимость традиционных
праздников. Наиболее часто
назывались национальные телеутские праздники (прежде всего Пардакай -традиционный праздник окончания посевных работ), а также народные праздники, имеющие межэтническое значение (Ильин день, Рождество, Пасха и др.), что связано с давним принятием христианства
большинством телеутов.
Национальная музыка, танцы,
литература также имеют значение, однако многие опрашиваемые отмечают недостаточность
материалов по истории и культуре своего народа.
Распределение ответов об отношении исследуемых к
особенностям материальной культуры своего народа представлено в таблице 3. Предметы национальной материальной культуры
присутствуют практически в каждой телеутской семье; наиболее часто упоминались национальная одежда, украшения, посуда, а также мебель -сундуки, зыбки (плетеные колыбели) и т.д. Традиционная одежда и утварь передается по наследству или же изготовляется и преподносится в качестве приданого. Все исследуемые хорошо знают блюда телеутской кухни и в праздники готовят разнообразные национальные блюда.
Таблица 3
Отношение исследуемых к элементам материальной культуры
своего народа
Вопросы анкеты Варианты ответов (%)
да нет
Имеются ли в вашем доме предметы материальной национальной культуры? 87 13
Есть ли у Вас национальный костюм? 94 6
Носите ли вы его? 7 93
Хотели бы его носить по отдельному случаю? 66 34
Готовятся ли в Вашей семье национальные блюда? 100 0
Значимость языка и описанных элементов культуры для этнической самоидентификации в описываемой группе проявляется и в субъективном выборе наиболее важных признаков, являющихся критериями близости
исследуемых к своей этнической
группе. Ответы на вопрос: «Что из указанных признаков главным
образом роднит, сближает Вас со своим народом, с людьми вашей национальности?» отражены в таблице 4. Как следует из результатов, полученных в ходе
проведения исследования,
этноинтегрирующие основания в данном случае сводятся к языку, культуре, месту рождения. В то же время, при ответе на более общий вопрос «Что является главным при
определении национальности
человека?» респондентами наиболее часто назывались внешность и расовые отличия (26,2% ответивших). Очевидно поэтому, что для телеутов, имеющих отчетливые
антропологические отличия от русских, осознание собственной внешней «инаковости» в глазах окружающих является скорее
этнодифференцирующим признаком. Соответственно, ответы на вопрос: «В чем вы, как представитель своей национальности, видите свое отличие от людей других национальностей?» сгруппировались следующим образом
(в убывающем порядке): знанием
телеутского языка; местом
жительства; внешностью; большим уважением к родителям; обычаями.
Таблица 4
Основания, этнической самоидентификации_____________
Варианты ответов Выбравших вариант ответа, %
Национальный язык 26,1
Национальная культура 23,8
Обряды, этикет 16,6
Самосознание 10,7
Самоназвание 5,9
Место рождения 15,4
Трудноуловимое неясное чувство 2,3
Влияние социального контекста на особенности формирования этнической идентичности было продемонстрировано еще в работах Ж. Пиаже. Доказано, в частности, что у национальных меньшинств процесс этнической
самоидентификации протекает более полно и быстро. В нашем исследовании были получены сходные результаты. На вопрос, когда респонденты осознали свою этническую принадлежность, ответы оказались распределены следующим образом: в детстве (до 7 лет) - 28%; с 7 лет (в школе) - 53%; при получении паспорта - 17%; в связи с
«оскорбительным» отношением
других - 2%.
Важной составляющей
этнического самосознания является, как уже отмечалось, содержание авто- и гетеростереотипов. Нашим исследованием была предпринята
попытка выявить представления исследуемых об особенностях национального характера телеутов. От респондентов были получены названия и самооценки по пятибалльной шкале как наиболее присущих им национально-
характерологических особенностей, так и черт, которые, по их мнению, наиболее отличают их от других этнических групп (таблица 5). «Мы-образ» телеутов включает в себя такие черты, как трудолюбие, честность, доброта и др. При этом большинство выявленных
самохарактеристик не являются этнодифференцирующими, что
свидетельствует о близости авто- и гетеростереотипов. Отличия от окружающих видятся не в специфических национально-
характерологических особенностях, а в особенностях культуры и в малочисленности.
Таблица 5
Самооценка выраженности национально-характерологических
особенностей
Характерные черты Самооценка Отличительные черты Самооценка
трудолюбие 3,8 культура 5
упрямство 1,4 малочисленность 4,2
доброта 2,4 трудолюбие 0,6
мужество 1,4 гостеприимство 1,4
честность 2,6 простодушие 1
ответственность 1,4
гостеприимство 1,6
взаимовыручка 0,4
упорство 0,8
сплочённость 1
Образ «Я» представителей рассматриваемого этноса изучался также с использованием теста М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?». Согласно инструкции к методике, исследуемые должны были высказать 20 самооценочных суждений за 12 минут. В нашем случае среднее количество ответов составило 7,8 за отведённое время, что указывает на невысокую продуктивность работы, определенные сложности в осознании
самого себя. Методика позволила выявить субъективную значимость этнической идентичности
(выраженной в этнониме - «Я -телеут», «Я - представитель коренного народа» и.т.д.) в ряду других идентичностей: половой, семейной,
профессиональной, личностной и т. д., и, тем самым, выявить степень актуальности этнического знания о себе (таблица 6).
Таблица 6
Содержание самоописаний по методике М. Куна и Т. Макпартленда
Категории Частота упоминаний (% от общего числа ответов)
Семья, семейные отношения 28,5
Социально-ролевые суждения 25,1
Суждения анкетного типа 20,2
Личностные характеристики 15,6
Деловая сфера 5,4
Увлечения 2,9
Этноним 1,7
Телеуты, отвечая на вопрос «Кто Я?», наиболее часто упоминают семью, семейные (родственные) взаимосвязи, что является, по-
видимому, очень важным в содержании их самооценки, в культурно-ценностных ориентациях. Также получено достаточно большое количество высказываний по теме социальных ролей, внешних аспектов поведения. Значительна доля
суждений анкетного типа,
выделяющих индивидно-личностные функции своего «Я». Приоритетной является также тема личностных характеристик, в которую вошли перечисленные достоинства своей личности. Невысокую долю в самоописаниях занимают суждения,
касающиеся деловой сферы и увлечений. Результаты показали, что для опрошенных характерна незначительная значимость в этом ряду этнонима; этнопроблемы по осознанию своего «Я» оказались для большинства испытуемых
неактуальными. Полученные данные выявили структурно-
функциональные характеристики самосознания респондентов, степень значимости их компонентов. Наиболее значимыми являются элементы, связанные с семейной принадлежностью и наименее - с этнонимом. При этом в целом результаты исследования выявили позитивную групповую
идентификацию телеутов,
позволяющую им сохранять свою
этническую идентичность, прежде всего - через сохранение семейной идентичности.
Система этнокультурных
ценностей телеутов исследовалась при помощи методики М. Рокича. В иерархии терминальных ценностей исследуемых (таблица 7) наиболее высокий ранг значимости имеют здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, материально
обеспеченная жизнь, уверенность в себе. Такие ценности, как развлечения, красота природы и
искусства, творчество, счастье других, занимают последние места. Таким образом, ведущие ранги в общей системе ценностей-целей занимают конкретные жизненные ценности. В нижней части иерархии ценностей исследуемой нами группы расположились «абстрактные»
ценности. Ценности
профессиональной самореализации занимают промежуточные позиции между обозначенными выше блоками терминальных ценностей.
Таблица 7
Групповая иерархия терминальных ценностей в исследуемой группе
Групповой ранг Ценности Средний ранг
1 здоровье 4,21
2 счастливая семейная жизнь 4,61
3 любовь 6,46
4 материальная обеспеченность 6,84
5 уверенность в себе 6,87
6 жизненная мудрость 6,94
7 интересная работа 7,12
8 активная деятельная жизнь 7,68
9 наличие хороших и верных друзей 8,84
10 общественное признание 9,31
11 свобода 10,53
12 продуктивная жизнь 10,84
13 развитие 11,61
14 познание 12,32
15 счастье других 13,46
16 творчество 14,07
17 красота природы и искусства 14,38
18 развлечения 14,76
Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей
(таблица 8) принадлежат
ответственности, воспитанности, аккуратности и чистоплотности, честности. Низкий ранг значимости присущ таким ценностям, как широта взглядов, смелость в отстаивании своих взглядов, высокие запросы, нетерпимость к
недостаткам в себе и других. Соответственно, в исследуемой группе наиболее значимы
одновременно культурно-этические ценности и ценности межличностного общения, то есть то, что связано с процессом передачи, усвоения и воспроизведения культурно-
исторического опыта, полученного в процессе этнической социализации.
Незначимыми оказались ценности непримиримость, высокие запросы, индивидуального самоутверждения: смелость.
Таблица 8
Групповая иерархия инструментальных ценностей в исследуемой
группе
Групповой ранг Ценности Средний ранг
1 ответственность 5,46
2 воспитанность 5,63
3 аккуратность и чистоплотность 6,62
4 честность 7,84
5 образованность 8,07
6 твёрдая воля 8,09
7 самоконтроль 8,23
8 жизнерадостность 9,15
9 рационализм 9,84
10 независимость 9,84
11 исполнительность 9,92
12 эффективность в делах 10,53
13 терпимость 10,61
14 чуткость 10,69
15 широта взглядов 11,38
16 смелость в отстаивании своих взглядов 11,46
17 высокие запросы 13,31
18 непримиримость к недостаткам в себе и других 14,92
Таким образом, ядро этнического мировоззрения телеутов составляют такие ценности, как здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, ответственность, воспитанность, аккуратность и чистоплотность,
выступающие важнейшими регуляторами социального поведения.
К поведенческому компоненту этнического самосознания относятся также национальные ориентации, выражающие аттитюды в отношении других этнических групп, стратегии межгруппового взаимодействия. На вопросы анкеты: «Если бы Вам был предоставлен выбор непосредственного руководителя, кого бы Вы предпочли?»; «С кем Вы предпочитаете
совместно работать?»; «С кем Вы предпочитаете дружить?» большинство опрашиваемых (97%) выбрали ответы: «национальность руководителя не имеет для меня никакого значения»; «с людьми любой национальности». К межнациональным бракам все респонденты относятся положительно, практически у всех есть родственники, состоящие в браке с лицом другой этнической группы. Также положительные ответы получены об отношении к межнациональному браку своих детей. Судя по результатам исследования, телеутов отличает высокий уровень толерантности по отношению к представителям других этнических групп, определенная подверженность интернационализации. Описанные национальные ориентации могут свидетельствовать, в частности, о достаточно высоком уровне сформированности и устойчивости этнического самосознания телеутов, что проявляется в отсутствии боязни утраты собственной этнической идентичности.
Несмотря на определенное влияние ассимилятивных процессов, телеуты не утратили основной этноинтегрирующий фактор - этническое самосознание, стержневым компонентом которого является
идентификация со своей этнической группой. Это проявляется в осознании общности происхождения, стремлении к сохранению языка, культуры. Можно констатировать при этом, что телеуты обладают эмоциональной приверженностью своему этническому статусу, их этническая идентичность обладает для них высокой личностной значимостью, воспринимается как личностная ценность.